Бентам Иеремия
Бе́нтам Иереми́я (Jeremy Bentham) (15.2.1748, Лондон – 6.6.1832, там же), английский философ, правовед, теоретик утилитаризма.
Родился в семье адвоката. Учился в Вестминстерской школе. Окончил Оксфордский университет (в 1763 получил степень бакалавра, в 1766 – степень магистра), а также Лондонскую адвокатскую школу Линкольнс-Инн (1764). Отказался от престижной карьеры адвоката, сочтя себя неспособным к компромиссам, в дальнейшем занимался вопросами реформы права. По признанию самого мыслителя, наибольшее влияние на него оказали сочинения Ш. Л. де Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. А. Гельвеция.
В 1785 г. отправился в Россию к брату Сэмюэлу, служившему инженером-кораблестроителем в российском флоте. В работе «Защита лихвы» («Defense of Usury», 1787) доказывал, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точек зрения. Во время пребывания в России создал проект «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II («Panopticon, or the Inspection House», 1791). В ряде других работ обосновывал необходимость реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключёнными и плохой общей «экономией». Вернувшись в 1788 г. в Англию, И. Бентам принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне (проект закончился неудачей, поскольку постройку не одобрила парламентская комиссия). В последующих работах по политической экономии защищал либеральный принцип laissez-faire, но допускал вмешательство государства в экономическую деятельность граждан. В период Французской революции 18 в. писал в законодательное собрание Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности; в 1792 г. за заслуги перед Францией получил гражданство Республики. В 1802 г. на французском языке была опубликована его работа «Теория законодательства гражданского и правового» («Traits de lgislation civile et pnale»). В «Плане парламентской реформы» («Plan of Parliamentary Reform», опубликован в 1817) отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования, выступал в защиту прав национальных и конфессиональных меньшинств (например, католиков и евреев). Конституционному праву посвящён трактат «Конституционный кодекс» («Constitutional Code», опубликован в 1830). Идеи Бентама повлияли на характер первой парламентской реформы в Англии (1832), на программы чартизма и принятый в 1834 г. закон о бедных. В 1823 г. участвовал в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего органом «философских радикалов».
В работах «Введение в основания нравственности и законодательства» («An Introduction to the Principles of Morals and Legislation», 1789) и «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the Science of Morality», 2 Vols., опубликована в 1834) философ отказался от врождённых отвлечённых начал морали и законодательства и пытался выстроить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта. Основными движущими мотивами человека он полагал стремление к удовольствию и бегство от страдания. Зло – это страдание или причина страдания; благо – это удовольствие или причина удовольствия. В основе действия человека лежит принцип пользы, позволяющий оценивать действие в соответствии с тем, способствует ли оно увеличению или уменьшению счастья лиц, которых оно затрагивает. Формула Бентама «наибольшая сумма счастья для наибольшего числа людей» выступает не только в качестве нравственного критерия при оценке конкретных поступков индивида, но и определяет главную цель законодательной и государственной деятельности. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе, Бентам считал такие понятия как естественное право, естественное состояние и общественный договор несостоятельными. Так, право создаётся законом, а закон как выражение воли уже предполагает правление и общежитие. Теория общественного договора, исходившая из наличия у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований: ведь правление устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы. По мысли автора, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если полезны обществу, и упраздняться в случае их бесполезности («Анархические заблуждения», «Anarchical Fallacies», 1791–1795, опубликовано в 1816 на французском языке). Понимая свободу человека как отсутствие принуждения извне, философ рассматривал её с точки зрения доставляемого ею удовольствия. Ограничивающий свободу закон оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым и личные интересы граждан. Однако прежде всего людям должна быть обеспечена защита от произвола правительства, и единственным средством для этого мыслитель полагает демократию.
Хотя каждый индивид движим корыстным интересом, разумный человек понимает, что для него полезно уважать интересы и права других. Государство, предоставляя гражданам возможность преследовать собственные цели, должно гармонизировать различные интересы людей, выполнять лишь регулятивную роль посредством наказания и награды («Теория наказаний и наград», «Theorie des peines et des recompenses», 2 Vols, 1811). Поведение людей может регламентироваться различными санкциями, в том числе политическими (наказание и награда), моральными (общественное мнение) и религиозными. Особую роль при этом мыслитель отводил образованию, которое называл «непрямым законодательством». Наказание применяется не для исправления правонарушителя, а с целью назидания и вразумления других. Бентам был против смертной казни, поскольку неотвратимость наказания важнее его жестокости.
Разработанные Бентамом принципы кодификации законодательства использовались в законодательствах множества стран (Франции, Германии, Индии, Австралии, Канады и др.). Развитая им философия полезности, понимаемая в качестве цели и критерия экономического поведения, стала одной из основ экономической теории 19–20 вв. В числе его последователей были Дж. Милль, Дж. С. Милль, Дж. Остин и др., позднее его идеи сыграли важную роль в становлении маржинализма.