Обрадович Досифей
Обра́дович Досифе́й (Доситей Обрадович; Доситеј Обрадовић, в миру Димитрие Обрадович, Димитрије Обрадовић) (между 1739 и 1744, Чаково, Банат, ныне Чакова, Румыния – 17(28).3.1811, Белград), сербский просветитель, писатель, политический деятель.
Из семьи ремесленника, при рождении получил имя Димитрие. Рано осиротел и был отдан в ученики к ткачу в г. Тимишоара. В 1757 г. ушёл в монастырь Хопово (область Срем), где принял монашество с именем Досифей и под влиянием игумена Теодора (Милутиновича) занялся самообразованием. После ссоры с братией в ноябре 1760 г. бежал из монастыря, намереваясь продолжить обучение в России. Чтобы скопить денег на дорогу, работал учителем в Далмации, где освоил латынь и итальянский язык. В 1763 г. рукоположен в иеромонахи митрополитом Черногорским Василием (Петровичем Негошем из династии Негошей). В 1765 г. написал свой первый литературный труд – рукописное учебное пособие «Буквица» для дочери священника Симича. Подрабатывая как домашний учитель, много путешествовал по Турции, Италии, посетил о. Корфу, Триест, Вену, Константинополь, Яссы. Овладел греческим, французским и немецким языками. В 1766–1768 гг. продолжил своё образование в греческой духовной школе в Смирне (Измир), в 1782–1784 гг. – в университетах Галле и Лейпцига. Изучал философию, теологию, математику и физику. В 1779 г. в качестве учителя итальянского языка путешествовал с российским архимандритом Варлаамом по Италии. Автор первых произведений светского содержания на сербском языке, изданных во время учёбы в Лейпциге, в кириллической типографии И. Брейткопфа: автобиографического романа «Жизнь и приключения…» («Живот и прикључениjа…»), «Послание Харлампию» («Писмо Харалампиjy») (оба 1783), нравоучительной книги «Советы здравого разума» («Совэ ти здравого разума», 1784). Затем вновь путешествовал по Европе (побывал во Франции и Англии), в конце 1787 г. по приглашению генерала С. Г. Зорича, обещавшего открыть типографию в Шклове, выехал в Россию, где провёл полгода в его имении в Могилёвской губернии. Переводил произведения европейской литературы: «Слово поучительное» Г. И. Цолликофера («Слово поучително», 1784), басни Эзопа и других авторов (сборник «Басни», 1788). В 1789–1802 гг. жил в Вене, затем в Триесте. Приветствовал Первое сербское восстание 1804–1813 гг. и в августе 1807 г. по приглашению Карагеоргия прибыл в Белград, где основал учебное заведение «Велика школа» (1808; от неё ведёт свою историю Белградский университет) и открыл духовную семинарию (1810). С 1810 г. член Правительствующего совета Сербского, в 1811 г. министр просвещения.
Обрадович – активный популяризатор идей Просвещения, автор сочинений, проникнутых идеями рационализма, мотивами борьбы с суевериями и мракобесием: «Собрание разных нравоучительных вещей в пользу и увеселение» («Собранiе разных нравоучителных вещей в ползу и увеселенiе», 1793) и др. Постепенно отошёл от использования в своих работах книжного славянско-сербского языка, выступал за развитие единого для сербов литературного языка на основе народной речи. В основе политических взглядов Обрадовича лежали идеи просвещённого абсолютизма и общественного договора. Выступал сторонником объединения сербского народа вне зависимости от конфессиональной принадлежности, в своих произведениях не раз обращался к теме освободительной борьбы: «Песня о восстании сербов» («Пэсна на инсурекцію Сербианов», 1804) и др. В 1914 г. в Белграде открыт памятник Обрадовичу (скульптор Р. Валдец). С целью подчеркнуть вклад Обрадовича в развитие сербской культуры по указу правительства Сербии 2007 г. отмечался как год Обрадовича.