Мендельсон Мозес
Ме́ндельсон Мо́зес (Моисей Мендельсон; Moses Mendelssohn) (6.9.1729, Дессау, ныне Дессау-Рослау – 4.1.1786, Берлин), немецкий философ, литературный критик и публицист, представитель Берлинского просвещения и т. н. популярной философии. Родился в семье письмоводителя еврейской общины. Дед Ф. Мендельсона. С 1743 г. жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером, управляющим и совладельцем фабрики по производству шёлка. Друг Г. Э. Лессинга, издавал вместе с ним ряд журналов. Стремился сочетать метафизику Х. фон Вольфа с принципами здравого смысла, научное знание с верой в Бога и бессмертие души [«Федон, или О бессмертии души в трёх разговорах» («Phaedon, oder über die Unsterblichkeit der Seele», 1767, рус. пер. 1811, 1837)]. Отстаивал принципы свободомыслия, веротерпимости и национального равноправия, а также просвещения как единой системы образования и нравственного воспитания человека (Мендельсон послужил прототипом Натана Мудрого из одноимённой драмы Лессинга, 1779). С выступления Мендельсона «Что такое Просвещение» (1784) началась знаменитая дискуссия на эту тему, в которой участвовали И. Кант, И. Г. Гердер и др. В т. н. споре о пантеизме полемизировал с Ф. Якоби по поводу «тайного спинозизма» Лессинга, выступив решительным противником Б. Спинозы, философию которого считал синонимом материализма и безбожия [«Утренние часы, или Лекции о бытии Бога» («Morgenstunden, oder Vorlesungen über das Daseyn Gottes», 1785)]. Источник нравственности Мендельсон усматривал во врождённом моральном чувстве, а высший принцип нравственного поведения – в стремлении человека к совершенствованию души и достижению всеобщего и личного счастья. Развивая эстетические идеи Вольфа, связывал чувство удовольствия с чувством симпатии и антипатии и способностью одобрения, которая играет важную роль не только в эстетической, но и в нравственной и в познавательной деятельности человека. Перевёл на немецкий язык Пятикнижие и Псалтирь. Работа «Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме» («Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum», 1783) положила начало движению евреев («хаскала») за принятие ценностей европейского Просвещения.