Вольф Христиан фон
Вольф Хри́стиан фон (Christian von Wolff) (24.1.1679, Бреслау, ныне Вроцлав – 9.4.1754, Галле), немецкий философ, математик, физик, представитель раннего Просвещения, последователь Г. В. Лейбница. Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1725). Учился в университетах Йены и Лейпцига (1699–1703). Профессор в Галле (1706–1723), затем в Марбурге и с 1740 г. снова в Галле. Считая высшей целью философии достижение умственного и нравственного совершенства людей, Вольф вёл активную педагогическую деятельность и внёс заметный вклад в распространение в Германии научных и философских знаний, в развитие национальной системы образования, немецкой философской терминологии и т. д. Сыграл большую роль при создании Петербургской АН, содействуя приглашению в Санкт-Петербург видных учёных. В многочисленных трудах на немецком и латинских языках Вольф пытался создать систематизированный компендиум философских и научных знаний («Разумные мысли о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще» – «Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt», 1725), т. е. построить завершённую систему метафизики, основанную на ясных и достоверных принципах бытия и познания и строгих правилах логического мышления (закон противоречия и достаточного основания). В работах Вольфа по математике впервые появляются термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «возведение в степень» и систематически используются точка как знак умножения и двоеточие как знак деления; ему же принадлежит термин «квадратное уравнение» (1710).
Система метафизики Вольфа включала 4 части: первую философию, или онтологию, психологию (эмпирическую и рациональную), рациональную космологию (учение о мире в целом), естественную, или рациональную, теологию. Далее шли прикладные части метафизики – науки как об общих свойствах и законах пространственно-временно́го мира (физика, механика, телеология), так и о конкретных (астрономия, геология, ботаника, биология, физиология и др.), сюда же относилась и практическая философия – этика, политика и экономика. В своих государственно-правовых и политических воззрениях Вольф выступал сторонником естественного права и просвещённой монархии, цель которой – достижение спокойствия, благополучия и счастья всех граждан.
Попытки Вольфа создать универсальный энциклопедический компендий знаний в форме необходимой и строгой системы дедуктивных выводов придали его построениям характер скучного и педантичного изложения плоских истин, перечня банальных правил обыденной жизни и здравого смысла, набора эмпирических понятий и примеров и т. д. С их помощью он иллюстрировал свою систему «истин разума», пытаясь придать им видимость содержательных понятий, или «истин факта», а также решить вопрос о необходимой связи между миром разумно мыслимым, или логически возможным, и эмпирическим, или действительным, миром. Для решения вопроса об основании существования действительного мира Вольф постулировал бытие Бога в качестве разумного и всемогущего существа, который мыслит, выбирает и творит действительный мир как «лучший» из возможных. В решении вопроса о соотношении души и тела Вольф придерживался установленного Г. В. Лейбницем принципа предустановленной гармонии, трактуемой им в духе теории психофизического параллелизма. Познавательно-оптимистическим пафосом философии Вольфа объясняется то большое, хотя и неоднозначное влияние, какое она оказала на весь ход просветительного движения и развитие философской мысли в Германии и ряде других европейских стран.
Многочисленные сторонники и последователи Вольфа в Германии в середине 18 в. образовали т. н. лейбнице-вольфовскую школу метафизики, в числе наиболее значительных представителей которой были Г. Б. Бильфингер, Л. Ф. Тюммиг, И. К. Готшед, Ф. Х. Баумейстер, А. Г. Баумгартен, Г. Ф. Мейер и др. Значительное достижение школы Вольфа – становление и развитие эстетики как самостоятельной философской дисциплины. Философия Вольфа пользовалась большой популярностью в России, где с 1720-х гг. до середины 19 в. она была положена в основу академического и университетского образования. Ряд учеников Вольфа (Г. Б. Бильфингер, И. Фроман, И. Шаден и др.) преподавали в учебных заведениях России. Некоторые научные и философские идеи Вольфа разделял М. В. Ломоносов, который был в числе слушателей его лекций в Марбурге. Последователями вольфианства в России были А. Т. Болотов, Д. С. Аничков, Д. Н. Синьковский, А. М. Брянцев и др.
Характерное для вольфианцев выдвижение на первый план просветительных и нравственно-воспитательных задач сопровождалось утратой теоретической основательности метафизики Вольфа, постепенным превращением её в поверхностную рассудочно-назидательную философию. Своего апогея этот процесс достиг в т. н. популярной философии поздних немецких просветителей, возникновение которой завершило процесс упадка и разложения вольфовской школы.