Спиноза Бенедикт
Спино́за Бенеди́кт (лат. Benedictus de Spinoza; имя при рождении Барух Эспиноза, нидерл. Baruch Espinoza) (24.11.1632, Амстердам – 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ, выдающийся представитель рационализма в философии Нового времени. Родился в сефардской еврейской купеческой семье; учился в раввинской школе. После смерти отца (1654) некоторое время продолжал его торговые дела. В 1656 г. руководители амстердамской синагоги за недостаточное почтение к религии и обычаям предков подвергли Спинозу «великому отлучению». Вынужденный покинуть Амстердам, Спиноза жил в Рейнсбурге, Ворбурге, затем в Гааге, добывая средства к существованию шлифовкой оптических стёкол; ограничиваясь минимальными потребностями, посвятил свою жизнь философским исследованиям. Спиноза испытал влияние М. Маймонида, Хасдая Крескаса, Авраама ибн Эзры, Дж. Бруно, Р. Декарта, Т. Гоббса; благодаря своему учителю латинского языка Ф. ван ден Эндену приобрёл знакомства в среде учёных-христиан, общался с Х. Гюйгенсом, Г. В. Лейбницем, секретарём Лондонского королевского общества Г. Ольденбургом (около 1620–1678 гг.) и др.
При жизни Спиноза опубликовал «Принципы философии Декарта» («Renati Des Cartes principiorum philosophiae...», 1663; русский перевод 1926) и анонимно – «Богословско-политический трактат» («Tractatus theologico-politicus», 1670; русский перевод 1906, 1935), ставший одним из первых образцов историко-филологической библейской критики (исследуя атрибуцию ветхозаветных книг, Спиноза, в частности, показал, что авторство Пятикнижия не может быть целиком приписано Моисею; трактат вызвал обширную полемику и обвинения в атеизме и в 1674 г. запрещён голландскими властями). Основное философское сочинение Спинозы – «Этика, изложенная геометрическим методом...» («Ethica, ordine geometrice demonstrate…», закончена в 1675 г.; русский перевод В. И. Модестова, 1886, Н. А. Иванцова, 1892) – было опубликовано друзьями Спинозы в составе его «Посмертных сочинений» («Opera posthuma», 1677), куда вошли также «Трактат об усовершенствовании разума» («Tractatus de emendatiae intellectus», русский перевод 1893, 1914, 1934), «Политический трактат...» («Tractatus politicus...», не окончен; русский перевод 1910), частично переписка. В 19 в. был обнаружен голландский перевод его первого произведения – «Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве» («Korte verhandeling van God, de mensch en deszelfs welstand», русский перевод 1929).
В «Этике...», излагающей основные части его философской системы – онтологию, гносеологию, антропологию и этику, Спиноза использует рационалистический «геометрический метод»: начиная с определений и аксиом он переходит к теоремам и их доказательствам, снабжая их пояснениями (схолиями) и вспомогательными теоремами (леммами).
Теория бытия
В теории бытия Спиноза отстаивал концепцию пантеизма. Согласно его учению, Бог – единственная существующая в мире субстанция. Обосновывая тезис о бытии Бoгa, он использует онтологическое доказательство: «Существование Бога следует самым ясным и несомненным образом из самой идеи о нём» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 2. Санкт-Петербург, 1999. С. 463). Под Богом, по мысли Спинозы, понимается существо абсолютно бесконечное, которое в силу этой бесконечности должно содержать способность существования. В «Переписке» Спиноза подчёркивал, что из определения вещи вывести её бытие можно применительно только к одному объекту – Богу, поскольку только он абсолютно бесконечен и совершенен. Субстанция – «причина самой себя». Сущностными характеристиками субстанции выступают её атрибуты. Божественная субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов. Аргументация Спинозы такова: чем больше реальности присуще объекту, тем большее число атрибутов ему может быть приписано. Бог же, как абсолютно бесконечное существо, обладает наивысшей степенью реальности, поэтому ему должны быть свойственны бесчисленные атрибуты. Атрибуты, будучи реально различными, не могут ограничивать друг друга. Познаются атрибуты также независимо друг от друга. Каждый из них выражает в каком-то определённом аспекте бесконечную сущность Бога. Обосновывая онтологический монизм, Спиноза ссылается именно на бесконечное количество атрибутов Бога. Если бы в мире присутствовала какая-нибудь другая субстанция, отличная от Бога, она должна была бы характеризоваться одним из присущих ему атрибутов. Следовательно, такая субстанция совпадала бы с Богом. Согласно учению Спинозы, среди всех бесконечных атрибутов Бога человеку известны только два: протяжение и мышление. Он обосновывает данное положение ссылкой на то, что человек имеет дело только с такими объектами, которым свойственны либо протяжение, либо мышление. Таким образом, две картезианские субстанции в рамках философии Спинозы превращаются в атрибуты одной-единственной. По его мнению, то, что называли мыслящей и протяжённой субстанциями, на самом деле одна и та же вещь, только рассматриваемая с точки зрения разных её атрибутов. Выдвигая пантеистическую формулу «Бог, или природа», Спиноза подчеркивал, что природу не следует полностью отождествлять с материей, понимать её как телесную «массу».
Божественной субстанции присуща свобода, так как вне её нет ничего такого, что вынуждало бы её к каким-либо действиям. Свободу Спиноза определяет через необходимость и противопоставляет ей принуждение – в этом случае объект оказывается несамодостаточным, зависимым в своих действиях от чего-то иного. Поэтому свобода Бога не означает произвола в его действиях: Бог действует лишь по необходимости своей природы. Поскольку же Бог – единственная субстанция, то отсюда следует, что «в природе вещей нет ничего случайного», а «случайной... какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 1. Санкт-Петербург, 1999. С. 276, 279). Предположение о том, что существование и действия Бога не имеют необходимого характера, ведёт к противоречию: в таком случае нужно признать, что возможен иной порядок вещей, чем уже имеющийся, т. е. возможны иная природа Бога или какая-либо другая субстанция помимо единственно существующей. Отстаивая идею необходимости всего происходящего в природе, Спиноза отвергает телеологию: учение о конечных причинах – не более чем человеческий вымысел, «предрассудок», возникший вследствие того, что люди пытались судить о Боге, руководствуясь своим воображением и приписывая ему мотивы поведения, напоминающие человеческие. Бог – совершенное существо, если бы он руководствовался какими-то внешними целями, то тогда он испытывал бы в чём-то недостаток, т. е. не был бы Богом.
Отдельные вещи – модусы божественной субстанции. Поскольку субстанция обладает бесчисленным количеством атрибутов, то и отдельных вещей (модусов) бесконечно много. Спинозу часто упрекали за то, что он не счёл возможным рассматривать движение в качестве особого атрибута субстанции. Но в этом вопросе он был вполне последователен: в письме к Ольденбургу он пояснял, что движение нельзя мыслить без протяжения, а ведь атрибуты должны быть доступны познанию совершенно независимо друг от друга.
Теория познания
В теории познания Спиноза выступил приверженцем рационализма. В основе познаваемости мира лежит единство мировой субстанции: каким бы атрибутом (мышления или протяжения) ни выражать её, порядок причин будет одним и тем же; отсюда классическая формула Спинозы: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 1. С. 293).
Спиноза выделяет 3 ступени познания. Первая – чувственное познание («мнение» или «воображение»), подразделяемое на 2 вида: а) познание «через беспорядочный опыт», когда отдельные вещи «воспроизводятся» чувствами, причём «искажённо» и «смутно»; б) познание «из знаков», когда благодаря чтению или услышанному знакомому слову человек вспоминает о каких-либо предметах, притом в той форме, которая соответствует способу, каким он впервые воспринял их. Вторая ступень познания – рассудок (ratio). На этом уровне человек образует общие понятия и адекватные идеи об отдельных свойствах вещей. Наконец, третий, высший уровень познания – интеллектуальная интуиция, ведущая «от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов Бога к адекватному познанию сущности вещей» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 1. С. 321), рассматриваемых в их подлинной перспективе – как одно из проявлений божественной субстанции. Человек может представлять вещи двумя разными способами: как отдельно существующие в определённом месте и времени и как находящиеся в Боге и вытекающие из необходимости его природы, т. е. тем самым не как случайные, а как необходимые. Интуитивное познание – это постижение разумом (intellectus) вещей «с точки зрения вечности» (sub specie aeternitatis). Ясные и отчётливые идеи человека «так же истинны, как идеи Бога», ложность же – это неполнота познания.
Антропология
Согласно Спинозе, душа и тело реально составляют одну и ту же вещь, которая может быть представлена то под атрибутом мышления, то под атрибутом протяжения. Поскольку различные атрибуты божественной субстанции не могут ограничивать друг друга, постольку «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 1. С. 337). Хотя душа и тело не могут воздействовать друг на друга, имеется некий параллелизм душевных и телесных изменений, т. к. оба атрибута относятся к одной и той же вещи. Спиноза отрицает наличие в человеческой душе свободы воли, иллюзия её возникает у людей потому, что они осознают свои желания, но не умеют точно устанавливать их причины. Определяя волю как способность утверждения и отрицания, Спиноза прямо отождествляет её с разумом – вечной частью души, не исчезающей с гибелью тела. Смерть тем меньше «приносит вреда», чем обширнее приобретённое душой ясное и отчётливое познание.
Этика
Этика Спинозы тесно связана с его онтологией и гносеологией, в центре её – исследование аффектов. Спиноза именует «рабством» подчинение людей аффектам, когда человек «уже не владеет собой». Он выделяет 3 основных аффекта, от которых происходят все остальные: желание, удовольствие и неудовольствие. Желание – это влечение, сопровождающееся его осознанием. Удовольствие (радость) и неудовольствие (печаль) – такие состояния души, благодаря которым она переходит соответственно к «большему» или «меньшему» совершенству. Хотя человек не в состоянии полностью освободиться от аффектов, он может ограничить их власть, уменьшить их влияние на его душу через понимание природы аффекта, которое будет тем полнее, чем лучше человек осозна́ет необходимость всех происходящих с ним событий. Человек – часть природы, подчинённый её порядку, и не в его власти изменить его. Осознание этой необходимости, постижение вещей «под формой вечности» в качестве модусов бесконечных атрибутов Бога даёт человеку душевное спокойствие и делает его подлинно свободным.
Высшая добродетель находит своё законченное выражение в интеллектуальной любви к Богу (amor Dei intellectualis). Спиноза прямо отождествляет добродетель и счастье, или «блаженство», которое «есть не что иное, как душевное удовлетворение, возникающее вследствие созерцательного (интуитивного) познания Бога» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 1. С. 445). Подлинное счастье, которое Спиноза именует также «спасением», весьма редко и по-настоящему доступно лишь мудрецу.
Социально-политические взгляды
Вслед за Г. Гроцием и Т. Гоббсом Спиноза разделял теорию естественного права и общественного договора. В «Этике» он разграничивает естественное и гражданское состояние человека. Государство установлено соглашением людей. Естественное право человека настолько же обширно, насколько и его сила. В естественном состоянии каждый заботится только о собственной пользе, отсутствуют общепризнанные нормы добра и зла, поэтому нет понятия преступления, также нет ни закона, ни собственности. Гражданское состояние возникает при появлении верховной власти. Люди заключают договор, доверяя верховной власти право устанавливать законы и «предписывать общий образ жизни».
В «Богословско-политическом трактате» он настаивал на том, что в свободном государстве каждый человек должен иметь право думать и говорить всё, что считает нужным. Определённым запретам должны быть подчинены действия людей, но не их мнения. Обоснование этого тезиса он выводит из рассмотрения разума в его соотношении с верой.
Размышляя об основах государства, Спиноза утверждал, что люди от природы, в естественном состоянии имеют право на всё, в соответствии с силой и желанием каждого. Но, лишённые взаимной поддержки, они ведут «жалкую» жизнь, поэтому заключают соглашение ради общей безопасности, ограничивают свои притязания общей волей. Таково происхождение государства и верховной власти. Соглашение остаётся действительным до тех пор, пока сохраняется получаемая в результате его заключения польза. В естественном состоянии люди пребывали вне религии, понятие греха к нему неприменимо. С появлением государства отнесение поступков к законным или незаконным должно быть прерогативой верховной власти. При этом важно понимать, что ни один из людей не может быть лишён своего естественного права свободно судить о любых вещах. Поэтому правительство осуществляет несправедливость и насилие, когда пытается предписывать подданным истину, контролировать их умы. Подобная узурпация ничем не может быть оправдана. «Цель государства, говорю, не в том, чтобы превращать людей из разумных существ в животных или автоматы», ибо «каждый по величайшему праву природы есть господин своих мыслей» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 2. С. 226). Цель государства Спиноза видит в достижении свободы, в избавлении людей от страха. Демократическое государство, по его мнению, ближе всех к естественному состоянию. Люди соглашаются действовать сообща, руководствуясь большинством голосов. Но никогда они не договаривались мыслить единообразно.
В «Политическом трактате» Спиноза выделяет три формы правления: монархию, аристократию, демократию. Упрекая философов в отнесении аффектов к порокам и тем самым в непонимании человеческой природы, он ставит своей задачей «не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 2. С. 250). Он настаивает на том, что в своём рассмотрении политических вопросов следовал опыту, раскрывающему все возможные виды государственного устройства. Умозрительные решения, оторванные от практики, его мало интересовали. Согласно его учению, верховная власть с общего согласия может быть передана одному лицу, группе патрициев, собранию народных представителей. Верховная власть подразумевает установление права, регулирование вопросов войны и мира, а также вообще всё, относящееся к «делам правления». Верховная власть призвана обеспечить людям мир и безопасность; таковы критерии, по которым надлежит оценивать степень её полезности. Пороки и добродетели подданных неотделимы от формы правления, при которой они живут. Монархическое правление в его прошлом Спиноза характеризовал в довольно мрачных тонах: «перенесение всей власти на одного – в интересах рабства, но не мира» (Спиноза Б. Сочинения. Т. 2. С. 273). Часто цари были слабы, неспособны, немощны или же больны. В этом случае властью распоряжались их приближённые, не всегда самые достойные. Многим монархам приходилось опасаться своих подданных больше, чем внешних врагов. Но недостатки монархии могут быть исправлены, к немалой пользе подданных. Чтобы стать устойчивой, монархическая власть должна опираться на незыблемые законы, об этом, по Спинозе, говорит опыт. Принятые законы глава государства отменять не вправе, он должен опираться на особый совет, который, при необходимости, мог бы даже его заменить. Членство в совете не может быть пожизненным, советники должны избираться не более чем на пять лет. Власть может передаваться по наследству, но происходить это должно только с согласия народа. Аристократическое правление предполагает передачу верховной власти патрициям. Спиноза выделяет два вида аристократического государства. В первом случае верховный совет патрициев располагается в столице государства. Для страны «средней величины» такой совет должен включать 5 тыс. членов. Общее же отношение патрициев к остальным гражданам должно быть 1 : 50. С точки зрения Спинозы, наилучшее аристократическое правление предполагает рассредоточение верховной власти по многим городам страны. Таков второй тип аристократии. Права городов должны определяться их величиной. Демократия возможна нескольких видов, в зависимости от законов, дозволяющих занимать государственные должности, например, только начиная с установленного возраста и пр. Поскольку законы – «душа государства», оно может стать вечным, только если они сохраняются незыблемыми. Поэтому исключительно важно установить законы в соответствии с разумом и с учётом свойственных людям аффектов.
Учение о религии
Своё учение о религии Спиноза развивает в политическом контексте («Богословско-политический трактат»). Ложное почитание Бога рождается из вымыслов, хитрости, неуверенности, подавленности души. Предрассудки в области религии и политики зачастую взаимосвязаны, их торжество ввергает людей в рабство. Корыстный интерес подталкивает отдельных людей нагло использовать суеверия для обмана сограждан. Церковные должности стали рассматриваться ими как средство личного обогащения. Злоупотребления священников практически свели религию до внешнего культа. На его взгляд, философия не должна находиться в подчинении у религиозной веры, их области совершенно различны: Священное Писание с философией «ничего общего не имеет». Вера предписывает людям правила нравственного поведения, но не раскрывает ни природу Бога, ни устройство мироздания. Цель философии – исследование истины средствами разума, цель религиозной веры – «только повиновение и благочестие». Повиновение Богу предполагает любовь к ближнему. При этом «без дел вера мертва». Философия не может быть служанкой богословия; опираясь на естественный свет, она самостоятельно постигает вечные решения Бога. Могущество Бога тождественно могуществу природы, поэтому постижение естественных причин приближает к пониманию сущности Божества. Пророки всегда опирались более на живость своего воображения, чем на разум. Они и не ставили своей целью решать задачи отвлечённого мышления.
Метод подлинного истолкования Священного Писания, по мысли Спинозы, должен состоять в том, чтобы заключать о его учении, исходя из ясного познания его истории. Никакого сверхъестественного света для толкования Писания не требуется. Определяя «догматы всеобщей веры», Спиноза к их числу относит следующие положения: 1) существование справедливого и милосердного Бога; 2) признание того, что Он един; 3) а также вездесущ и не имеет познавательных пределов; 4) Он господствует надо всем и никогда не действует по принуждению; 5) богопочитание заключается в любви к ближнему; 6) к спасению предназначены повинующиеся Богу; 7) Он прощает грехи покаявшихся.
Идеи Спинозы оказали большое влияние на философию французского Просвещения, взгляды Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, И. Г. Гердера, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и др. Многие современники (П. Бейль и др.) усматривали подлинный смысл спинозизма в атеизме. Знаменитый «спор о пантеизме» в Германии в конце 18 – начале 19 вв. проходил под знаком обращения к учению Спинозы. В дальнейшем его наследие получило самые разнообразные интерпретации. Для Гегеля Спиноза – выразитель «восточного воззрения» на абсолютное тождество, включённого тем самым в контекст европейского мышления. Вл. С. Соловьёв, отрицая атеистический характер философии Спинозы, усматривал в ней «религиозно-созерцательную» направленность ума. А. Эйнштейн считал Спинозу представителем «космической религиозности». Г. Вольфсон истолковывал наследие Спинозы в духе иудаизма. Сильное влияние Спинозы прослеживается в неомарксистской концепции Л. Альтюссера. В России идеи Спинозы наибольшее воздействие оказали на творчество В. Н. Половцовой (1877–1936), Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова.