Кондорсе Никола де
Кондорсе́ Никола́ де, Мари Жан Антуан Никола де Карита, маркиз де Кондорсе (Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet) (17 сентября 1743, Рибмон – 29 марта 1794, Бур-ла-Рен), французский философ-просветитель, математик, физик, астроном, экономист, энциклопедист, политический и общественный деятель. Ему принадлежат работы по теории прогресса человеческого разума, статистике и теории вероятностей, теории общественного выбора («Парадокс Кондорсе»), проекты законодательных актов и изменения системы общественного образования.
Этапы биографии
Мари Жан Антуан Никола де Карита, маркиз де Кондорсе, родился в семье аристократов в г. Рибмон на севере Франции. Его отец, капитан кавалерии, погиб, когда мальчику было 4 года. Далее его воспитанием занимались мать и дядя, епископ епархии Лизьё в метрополии Руана.
В возрасте 7 лет будущий философ поступает в иезуитский колледж в Реймсе, где проявляет выдающиеся способности к математике. Позже он продолжает обучение в Наваррском коллеже в Париже, в 16 лет успешно защищает диссертацию по математическому анализу.
Период с 1760-х по ранние 1770-е гг. Кондорсе посвящает преимущественно науке. Переехав окончательно в Париж в 1762 г., он начинает карьеру независимого учёного и через 3 года публикует свою первую работу, «Эссе об интегральном исчислении», а в 1769 г. за математические успехи избирается в состав Французской королевской академии наук. Позже Кондорсе станет членом академий наук Берлина, Турина, Болоньи, Филадельфии и Санкт-Петербурга. С 1770 г. он создаст 23 статьи по математике для Энциклопедии.
В 1775 г. А. Р. Ж. Тюрго, также энциклопедист, экономист и министр финансов, назначает Кондорсе Главным инспектором Парижского монетного двора, эту должность учёный будет занимать до 1791 г., с неё начинается его общественная и политическая карьера.
Не оставляя работу в Монетном дворе, в 1776 г. Кондорсе становится бессменным секретарём Академии наук, где за время своей работы составляет более 50 посмертных хвалебных речей (éloges) учёным – членам Академии наук, руководит различными исследованиями и занимается борьбой с псевдонаукой (в частности, с идеей «животного магнетизма» Ф. А. Месмера и антинаучной теорией света Ж.-П. Марата). В 1782 г. Кондорсе становится академиком Французской академии.
Французская революция 1789 г. открывает перед учёным новые политические перспективы. Будучи убеждённым республиканцем, он избирается депутатом сначала Муниципального совета Парижа, затем Законодательного, а позже и Учредительного собрания Франции. В составе специальной комиссии Учредительного собрания Кондорсе утверждает метр универсальной национальной единицей эталона системы мер и весов.
В 1792 г. Кондорсе становится депутатом Национального конвента и занимается разработкой проекта новой конституции. Т. н. жирондистский проект конституции был представлен Конвенту 15 февраля 1793 г. Он содержал Декларацию прав, где утверждались основные естественные, политические и гражданские права членов общества, провозглашал единство и неделимость Французской республики, делегировал исполнительную власть совету семи министров, избираемых народом напрямую, гарантировал право на социальную поддержку и всеобщее бесплатное начальное образование, а также отменял смертную казнь. Однако проект Кондорсе не получил поддержки депутатов. Вместо него была принят монтаньярский проект, известный как «Конституция I года».
Публично подвергнув критике принятую Конвентом конституцию, Кондорсе подписывает себе смертный приговор. Монтаньяры незамедлительно проголосовали за арест политика, из-за чего Кондорсе был объявлен в розыск и был вынужден скрываться в течение 9 месяцев в доме вдовы скульптора Л. Ф. Верне. В заточении он создаёт одно из главных своих произведений – «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (Esquisse d'un tableau historique des progrès de l'esprit humain, 1795), опубликованный уже после смерти философа.
Опасаясь навлечь беду на хозяйку дома, мадам Верне, в марте 1794 г. политик покидает своё убежище и после нескольких дней скитаний оказывается в городке Бур-ла-Рен под Парижем, где подвергается аресту, а на следующий день, 29 марта 1794 г., Никола де Кондорсе находят мёртвым в тюремной камере (по другим данным, арест произошёл днём ранее, 27 марта, а смерть учёного наступила 28 марта, однако на данный момент установить точный день смерти Кондорсе не представляется возможным). Место захоронения философа неизвестно, однако его кенотаф с 1989 г. находится во французском Пантеоне в Париже.
Идея свободы и прогресса человеческого разума
«Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», написанный Кондорсе в вынужденном заточении и опубликованный после смерти учёного его женой, Софи де Груши, называют философским завещанием 18 в. Работа, задуманная самим автором как prospectus (что, согласно Энциклопедии, означает «проект» или «программа»), пронизана верой в освободительную силу человеческого разума, в способность человека и общества бесконечно совершенствоваться, а также оптимизмом в отношении перспектив социального прогресса общества.
В «Эскизе» Кондорсе излагает собственную философию истории человечества, которое проходит в своём становлении различные этапы развития, где каждый из последующих этапов обладает всё большими возможностями для развития разума, научного и социального прогресса, а также для свободы и равенства, чем предыдущий. Таким образом, новые этапы аккумулируют все достижения более ранних, наследуют друг другу и закладывают основу для этапов будущего.
Вся история цивилизации предстаёт в виде 10 эпох, где начиная с первых сотен лет существования человечества интеллектуальная деятельность человека становится основной движущей силой прогресса. Главным атрибутом, условием и целью этой силы Кондорсе делает концепцию perfectibilité, а именно совершенствование «интеллектуальных, моральных и физических способностей, которое может быть обусловлено или совершенством инструментов, увеличивающих интенсивность и направляющих употребление этих способностей, или даже совершенством естественной организации человека» (Кондорсе. 1936. С. 222–223). Таким образом, исторический прогресс оказывается неразрывно связанным с совершенствованием способностей людей, объединённых в общество. Этот подход позволяет не только проследить этапы развития цивилизации в прошлом, но и, выделив общие законы, управляющие развитием нравственных и интеллектуальных способностей человека, спрогнозировать развитие человечества в будущем.
Способность к совершенствованию (perfectibilité) обосновывает реальный прогресс человеческого разума, который, в свою очередь, опирается на три общественных института: систему образования, систему права, а также науку и искусство. Эти институты объединяются в практическую систему прогресса, целью которой является устранение всех видов неравенства в обществе, а после – формирование счастливого и благополучного социума: «Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трём важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека» (Кондорсе. 1936. С. 221).
Проект системы образования
На посту президента Комитета по общественному образованию Законодательного собрания Кондорсе представляет депутатам собственный просветительский проект, изложенный в работах «Пять записок об общественном образовании» (1791) и «Доклад об организации общественного образования» (1792).
В проекте Кондорсе система образования напоминает пятиступенчатую пирамиду – в основании находится начальная школа, дающая базовое образование, затем – средняя школа, где предметы изучают углублённо, готовятся осваивать профессии, затем – институты, непосредственно обучающие профессиям, после них – лицеи, где становятся учёными, и венчает пирамиду независимое национальное общество наук и искусств, отвечающее за надзор и контроль над образовательным процессом. (Condorcet. Ecrits sur l'instruction publique. 1989. P. 87–88)
Главная цель такой системы – не столько обучать и информировать, сколько просвещать и воспитывать, развивать в человеке интеллектуальные, моральные качества, природные таланты и способности и, таким образом, содействовать всеобщему непрерывному улучшению человеческого вида.
На неразрывную связь образования и прогресса указывают следующие аргументы: во-первых, идея преемственности поколений, ибо образование делает человека «частью великого целого и соучастником вечной работы», ведь каждое последующее поколение наследует у предыдущего способности получать знания и извлекать из них пользу. (Condorcet. Ecrits sur l'instruction publique. 1989. P. 71). Таким образом, образование становится основным элементом в концепции бесконечного совершенствования человеческого рода.
Второй аргумент заключается в том, что образование, нацеленное на прогресс, напрямую участвует в демократизации знания. Доступное мужчинам и женщинам из всех слоёв общества, бесплатное образование должно в первую очередь сформировать класс экспертов из числа образованных граждан республики, которые смогут выбирать наилучших политических лидеров и управлять всем политическим процессом в стране. Однако и это не предел – в конечном итоге генерализация общественного образования должна привести к прямой демократии и саморегулируемому обществу без органов власти, где все решения принимаются коллегиально и граждане обладают достаточной для этого компетентностью. Такая демократия, сформированная благодаря образовательной системе, воспринимается Кондорсе как некий горизонт истории: раз человек никогда не закончит совершенствоваться, то и образование будет постоянно отодвигать пределы развития общества (Kahn. 2001. P. 67–70].
Равенство прав и свобод всех членов общества
Одним из важнейших политических вопросов, которые Кондорсе поднимал в своих работах, был вопрос равенства прав всех граждан перед законом, а в особенности гендерного и расового равенства. Этим темам посвящены «Письма буржуа из Нью-Хейвена гражданину Вирджинии», эссе «О признании права женщин на гражданство», а также «Размышления о рабстве негров». Здесь Кондорсе выводит концепт естественных прав как неотъемлемых для каждого разумного человеческого существа. По его мнению, женщины есть также разумные индивиды, поэтому они от рождения обладают теми же правами, что и мужчины, и, следовательно, должны иметь возможность этими правами пользоваться и не могут быть в них поражены. Настоящая республика должна быть основана на принципах разума, равенства и справедливости, следовательно, исходя из этого, отказывать женщинам в реализации их прав нет никакого основания. По мнению Кондорсе, само понятие неспособности женщин к свободному волеизъявлению, закреплённое в законе, ущемляет их в правах, а значит, увеличивает несправедливость и неравенство в обществе.
Наследие Кондорсе
Политическое и интеллектуальное наследие Кондорсе обширно: помимо собственной теории прогресса и проекта реформы системы образования, его перу принадлежат работы по социальной математике (позже названной последователем Кондорсе О. Контом «социологией») – учению о том, что законы математики можно использовать для анализа социальных и политических проблем; по теории общественного выбора, названной в его честь «Парадоксом Кондорсе»; по статистике, теории вероятностей и др. Современные апологеты трансгуманизма считают Кондорсе и его концепцию бесконечного совершенствования человека одной из идеологических основ движения.