Масонство
Масо́нство (франкмасонство; франц. maçonnerie, franc-maçonnerie, от франц. franc – вольный, свободный и maçon – каменщик; англ. masonry, freemasonry; нем. Maurerei, Freimaurerei), одно из крупнейших в мире транснациональных общественных движений, в своей идеологии сочетает эзотерические, религиозные и естественно-научные представления.
Обстоятельства возникновения
Существует несколько десятков версий относительно времени и обстоятельств возникновения масонства. Среди них, например, следующие:
История масонства насчитывает многие тысячи лет и сохраняет таинства языческих религий древних народов (египтян, персов, греков), павших под натиском иудаизма, христианства и ислама.
Первая в истории масонская ложа основана архитектором Хирамом при строительстве царём Соломоном грандиозного храма в Иерусалиме (2-я половина 10 в. до н. э.).
Генеалогия масонства связана с тамплиерами, которые в 12 в. восприняли от еврейских учёных-каббалистов идею восстановления Иерусалимского храма (разрушен римлянами в 70) как центра мудрости и воспитания совершенного человека, а после разгрома их ордена французским королём Филиппом IV Красивым в 1307–1310 гг. скрылись в Шотландии и Англии, где создали первые масонские ложи с целью восстановить Храм в душе каждого «брата».
«Спекулятивные» (философские) ложи «вольных каменщиков» возникли из «оперативных» (профессиональных) строительных лож средневековой Европы, члены которых были посвящены в секреты архитектурного искусства и имели право на свободное передвижение.
Становление масонства восходит к конспиративной деятельности западноевропейских гуманистов раннего Нового времени, не чуждых эзотерических воззрений. Интеллектуалы-вольнодумцы, захваченные идеей создания тайной организации философов, предназначенной эффективно влиять на политику, делая её разумной, а монархов – просвещёнными и добродетельными, способствовали появлению в 17 в. многочисленных тайных обществ, в том числе Ордена розенкрейцеров и Незримой коллегии (первые заседания в Лондоне и Оксфорде в 1645; в 1660–1662 преобразована в Лондонское королевское общество). Их организационно-теоретическое наследие воспринято масонством, обновлённым и реформированным в начале 18 в. на территории Шотландии и Англии.
Общие характеристики
Существует в форме лож и их союзов. Заседания лож «вольных каменщиков» носят закрытый характер, членству в них предшествует церемония инициации (посвящения). В начале 21 в. масонство насчитывает, по разным сведениям, около 30 тыс. лож, от 3–5 млн до 9–10 млн членов. Многие люди вступают в ложи в целях установления общественных или деловых связей, поверхностно относясь к духовному содержанию масонства. Периодически проходят ассамблеи (конвенты, съезды) различных масонских союзов. Масонство оказывает влияние на другие организации, руководство которых близко к «вольным каменщикам»: Христианскую ассоциацию молодых людей (Young Men’s Christian Association, YMCA; 1844, Лондон), Красный Крест (1863, Женева), Ротари-клуб (1905, Чикаго), Лайонс-клуб (1917, Чикаго) и др.
Формы объединения, культовые обряды, иерархию степеней, способы распознавания «братьев» (пароли), символику (циркуль, наугольник, отвес, мастерок, колонны Боаз и Яхин, стоявшие в притворе первого Иерусалимского храма, и т. д.) масоны заимствовали у тамплиеров, средневековых гильдий каменщиков и других, элементы идеологии – из множества древних учений (египетских жрецов, пифагорейцев, каббалистов, гностиков, манихеев и др.), катаров и христиан.
Масонство, как правило, не отказывает в праве вступления в ложи лицам, исповедующим какую-либо религию, но достаточно критически воспринимает традиционную церковную организацию и ряд положений религиозных доктрин. Ложи делятся на «регулярные», признающие ландмарки (первоначальные установки масонства), и «либеральные», не признающие их (например, принимающие в свои ряды атеистов). Основные из ландмарок: вера в Высшее начало – Великого Архитектора Вселенной [в интерпретации русских масонов начала 19 в. – «Великий Строитель, Спаситель и Господь наш» (Законы Шотландской Директории на Востоке Санкт-Петербурга // Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 147. Д. 69. Л. 19)] и в возможность бессмертия души; соблюдение масонской тайны, признание внутренней иерархии в ложах (степеней посвящения), право на вступление в ложи представителей различных социальных слоёв и возможность внутрииерархического продвижения масона вне связи с его общественным положением. Часть масонских организаций (например, Объединённая Великая ложа Англии) придерживается принципа запрета на обсуждение в ложах политических и религиозных проблем.
Основные идеи
Приоритетным для масонства является познание тайны Бытия и нравственное просвещение человека («духовное строительство»). По мнению идеологов масонства, только люди, приобщённые к «мудрости веков» (посвящённые), могут в полной мере развить в себе высокие нравственные качества и «строить Храм» будущего человечества, руководствуясь не одним эмпирическим опытом, но и мистическим вдохновением, приобретаемым в процессе изучения древних символов, аллегорий и практики «братских отношений».
В эпоху Просвещения масонство находилось под влиянием идей английских (Дж. Локка, Т. Гоббса), французских (Ш. Л. Монтескьё, Вольтера), немецких (Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гёте), американских (Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна) и русских (Н. И. Новикова, И. В. Лопухина) мыслителей, многие из которых были членами масонского «братства». Масоны-просветители, являясь сторонниками философской доктрины деизма, утверждали, что Вселенная устроена гармонично, человек добр от природы, а зло – следствие его заблуждений. Они полагали, что простолюдины нуждаются в обязательном следовании традиционной религии, но «умные люди» могут почитать единого Бога в лице Великого Архитектора Вселенной. В области реорганизации светской власти идеологи масонства стремились к достижению «разумного правления» и утверждению принципов «естественного права», гарантировавшего каждому человеку равные права на жизнь, свободу и собственность.
Основные направления исследования масонства
Одно из основных направлений посвящено версиям о конечных целях масонов. Наиболее ранняя из них: «масонскую работу» во все времена определяло стремление к морально-этическому самосовершенствованию, – принадлежит масонским авторам (Дж. Андерсону, Ф. Т. Клавелю, Р. Гулду и др.).
В соответствии с другой трактовкой, главной целью масонства является создание организации, которая может править миром, заменив суверенные государства и правительства. Согласно этой версии, существует международный масонский (другой вариант – «жидомасонский») заговор, направленный на подрыв устоев христианской цивилизации в целом и в православной России в частности (О. Баррюэль, Д. Робинсон, Г. Бор, Б. Фей, С. Найт; С. А. Нилус, С. Д. Толь, Г. В. Бутми, Н. Н. Абаринов, В. Ф. Иванов, О. А. Платонов и др.).
Вне названных направлений остаются исследователи, которые стремятся к научно-прагматическому осмыслению доктрины масонства и его практической деятельности (А. Калверт, Дж. Ридли, Д. Стивенсон, П. Нодон, Р. Л. Мари, Ж. Палу, Ф. Г. Уртуль, Ж. Мург, С. Буллок, Д. Биндер, К. Франкович, М. Морамарко, Х. Рейнальтер, Л. Хасс, П. Ф. Альварес Ласаро, А. Э. де Оливейра Маркеш; М. Н. Лонгинов, П. П. Пекарский, Г. В. Вернадский, Я. Л. Барсков, А. Н. Пыпин, С. П. Карпачёв, А. И. Серков, О. Ф. Соловьёв, С. Е. Киясов и др.).
Среди дискуссионных тем – история Ордена иллюминатов А. Вайсхаупта (1776–1784; Бавария), впервые объединившего заговорщические структуры с ложами «вольных каменщиков»; роль масонов в событиях Французской революции 18 в., а также в политической истории России и Италии 18–19 вв.; «имперское» масонство времён Наполеона I Бонапарта и прочее.
Противники
Масонство осуждается Римско-католической церковью, РПЦ и рядом поместных православных церквей, в частности Элладской православной церковью, запрещено в мусульманских государствах (Индонезии, ОАЭ и др.), с конца 18 в. воспринимается в качестве умеренно-реформистской доктрины и не противоречит официальной идеологии в протестантских странах. Запрещалось правительством «Виши» во Франции, Ф. Франко в Испании, Б. Муссолини в Италии, А. Салазаром в Португалии, нацистским режимом в Германии (с 1933), оккупационными итальянскими и германскими властями во Вторую мировую войну в Греции, а также в социалистических странах Восточной Европы как идеологически враждебная организация.
Масонство в зарубежных странах
Великобритания
Первые документально известные случаи вступления в «оперативные» (состоящие из профессиональных каменщиков) масонские ложи не в силу профессиональных занятий, а с особыми, главным образом философскими целями на территории современной Великобритании были зафиксированы в 1-й половине 17 в.: упоминание в протоколе заседания шотландской ложи Дж. Босуэлла, лорда Окинлека (1600) и принятие в масонскую ложу Эдинбурга учёного-химика и математика, одного из основателей Лондонского королевского общества сэра Р. Морэя (1641). Члены шотландских лож считали Стюартов своими верховными сюзеренами; после низложения Якова II Стюарта в 1688 г. в ходе «Славной революции» многие масоны-роялисты перенесли свою деятельность в Париж. В Англии превращение «оперативных» масонских лож в «спекулятивные» (занимающиеся «философским строительством» вместо реального) происходило при участии интеллектуалов и творческой элиты (У. Стекли, Т. Вогана, Э. Эшмола, Р. Морэя, Дж. Толанда, а также архитектора К. Рена, построившего в Лондоне собор Святого Павла, считающийся символом масонской гармонии).
К концу 17 – началу 18 вв. в Шотландии и Англии действовало около 20 «спекулятивных» лож, являвшихся центрами естественно-научной и протестантской теософской деятельности. 24 июня 1717 г. по юлианскому календарю, в день Рождества Иоанна Крестителя, образована первая в истории легальная организация «новых вольных каменщиков» – Великая ложа Лондона (впоследствии – Великая ложа Англии), объединившая 4 ложи (наиболее ранняя из них, «Гусь и Противень», основана в 1691) и заявившая о своей лояльности по отношению к Ганноверской династии, при которой в Англии утвердился дух либерализма и свободы. Для структур, не поддержавших создание Великой ложи Лондона, в историографии применяется термин «старое масонство». С этого момента в истории масонства, помимо мифов и легенд, появились архивы, уставные документы и другие атрибуты практической деятельности. В качестве устава «новых» английских масонов использовалась книга масонских конституций. Её 1-е издание («The Constitutions of the Free-Masons…», 1723) подготовлено пастором шотландской пресвитерианской церкви Дж. Андерсоном, которому она традиционно целиком приписывается, Дж. Пейном и Дж. Т. Дезагюлье; 2-е издание (1738) – Дж. Андерсоном. Всего вышло свыше 30 изданий (последнее – в Лондоне в 2001). В ней излагались история, идейные принципы обновлённого масонства, устанавливались классические степени посвящения (ученик, подмастерье, мастер).
В 1725 г. основана Великая ложа Ирландии (наиболее известный ирландский масон – Дж. Свифт), в 1736 – Великая ложа Шотландии (наиболее известны Р. Бёрнс и В. Скотт).
В 1813 г. «старые» (традиционалисты) и «новые» (модернисты) масоны Англии создали Объединённую Великую ложу Англии. Уточнённое издание книги масонских конституций (1815) приобрело компромиссный характер, предусматривало переход английского масонства к теизму. Масонство в Великобритании пользуется покровительством Англиканской церкви и королевского дома (Эдуард, принц Уэльский, будущий король Эдуард VII, был великим мастером Объединённой Великой ложи Англии в 1875–1901).
Франция
В континентальной Европе бурное развитие масонских структур отмечено во Франции – под влиянием английского масонства. Первая масонская ложа появилась в 1721 г. в Дюнкерке, другие – в Париже (часть из них – при непосредственном участии Дж. Т. Дезагюлье), затем в Лионе, Руане, Нанте, Авиньоне, Тулузе и Бордо. В 1728 г. основана первая Великая ложа Франции, ею руководили английские и шотландские масоны-якобиты (сторонники реставрации Стюартов): Ф. Уортон, Дж. Маклин и Ч. Рэдклифф, с 1738 г. – французский аристократ Л. А. де Пардайан де Гондрен, герцог д’Антен. В 1743 г. великим мастером впервые избран принц крови – Луи де Бурбон-Конде, граф Клермонский (1709–1771), а ложа получила название Великой английской ложи Франции. В 1773 г., в условиях кризиса «старого порядка», образован Великий Восток Франции во главе с Луи Филиппом, герцогом Орлеанским (впоследствии Филипп Эгалите).
Накануне Великой французской революции масоны, сторонники идей Просвещения, находились в оппозиции к Церкви и монархии (членом парижской ложи «Девяти сестёр» являлся Вольтер). Масонство испытывало также влияние мистической философии Л.-К. Сен-Мартена. Многие лидеры революции были масонами, хотя, по мнению ряда современных исследователей, роль масонства в революционных событиях преувеличена. Масоны составляли правящую элиту империи Наполеона I Бонапарта, к ним относились маршалы, префекты, сенаторы и министры.
Деятели французского масонства участвовали в революционных событиях 1830, 1848 и 1870 гг. С конца 1870-х гг. политики-масоны (президенты А. Тьер, С. Карно, Ф. Фор, А. Мильеран; премьер-министры Ж. Ферри, П. Вальдек-Руссо, Э. Комб, Л. Буржуа и др.) играли ведущую роль в Третьей республике и добились принятия закона об отделении Церкви от государства. В 1877 г. Великий Восток Франции отменил требование веры в Бога и в бессмертие души, после чего связи с ним разорвали Объединённая Великая ложа Англии и союзные ей великие ложи (разрыв существует до сих пор). В 1894 г. «братьями» Великого Востока Франции, недовольными его переходом на позиции атеизма и активной политической деятельностью, образована т. н. Великая ложа Франции.
В начале 21 в. крупнейшие масонские организации в стране – Великий Восток Франции, относящийся к «либеральному» масонству, Великая ложа Франции, представляющая «регулярное» масонство (Шотландского обряда), Великая национальная ложа Франции (основана в 1913, до 1948 – Независимая и регулярная Великая национальная ложа), поддерживающая союз с «регулярным» масонами, Великая женская ложа (основана в 1945), Великая национальная ложа – Опера (1958), Древний и упрощённый обряд Мемфис-Мисраим (1963) и др.
Испания
В Испании масонские ложи образованы в 1728 г. англичанами-якобитами (Ф. Уортоном и др.). В 1739 г. масоны Андалусии впервые избрали собственного провинциального великого мастера. Несмотря на антимасонские гонения, инициированные Святым Престолом, к 1760 г. в Испании насчитывалось 200 лож (в Мадриде, Барселоне, Кадисе; их членами были в основном англичане и французы).
Гонения на масонов продолжались до начала правления короля Карла III (1759–1788), который покровительствовал масонам. В 1766 г. под эгидой Лондона основана Великая провинциальная ложа Испании (в 1780 обрела независимость от английского влияния и получила наименование Великого Востока; первый великий мастер – королевский министр П. П. Абарка). Окончательная либерализация испанского масонства состоялась при короле Жозефе I (1808–1813), брате императора Наполеона I Бонапарта. В этот период под влиянием Великого Востока Франции здесь утвердился Древний и Принятый Шотландский обряд (насчитывал 33 степени посвящения; разработан французом графом А. Ф. де Грасс-Тилли в начале 19 в. и широко используется в современном масонстве). В 1811 г. испанские масонские структуры унифицированы в соответствии с традициями «имперского» Великого Востока Франции.
В 1814–1868 гг. масонство находилось под запретом, за исключением периода Испанской революции 1820–1823 гг., когда партия левых либералов – эксальтадос (многие из них были членами Великого Востока) – образовала правительство Испании.
В 1869 г. основан Великий национальный Восток, вскоре преобразованный в Великий Восток Испании, активно участвовавший в провозглашении Первой республики (существовала в 1873–1874). К 1877 г. насчитывалось 5 конкурирующих великих лож (Великий Восток Испании, Великий Восток Иберии, Великая ложа Испании, Великая символическая ложа Каталонии – Балеар, Верховный совет Шотландского обряда).
Во время Гражданской войны 1936–1939 гг. испанские масоны выступили в защиту республиканской власти. После смерти Ф. Франко в стране возобновил работу Верховный совет Шотландский обряда (1978). В 1980 г. образован Объединённый Великий Восток Испании, его структуры в 1982 г. вошли в состав обновлённой Великой ложи Испании.
Португалия
В Португалии первые ложи открыли представитель «старого» масонства ирландец Х. О’Келли и представитель «нового» масонства Дж. Кустос (Лиссабон, 1735). До конца 18 в. немногочисленные масоны подвергались преследованиям инквизиции. В 1804 г. образована первая Великая ложа, которую возглавил Ж. ди Сампайю. Во время французской оккупации и войн Наполеона I Бонапарта на Пиренейском п-ове (1807–1813) в Португалии действовали 30 лож.
В 1817–1820 гг. работа местных масонских структур была приостановлена, в том числе из-за казни великого мастера Г. Фрейри ди Андради, замешанного в политических интригах, возобновилась после возвращения из Бразилии в 1821 г. короля Жоана VI (отсутствовал с 1807). В 1869 г. создан Объединённый Великий Восток Лиссабона, после антимонархической Португальской революции 1910 г. его влияние в стране усилилось. Масоны добились запрета деятельности католических религиозных орденов, по их инициативе сократилось преподавание религии в школах.
Италия
Появление масонских лож на территории современной Италии (Флоренция, Лука, Ливорно, Пиза) впервые отмечено в манифесте великого герцога Тосканы Джан Гастоне Медичи (из рода Медичи) в 1733 г. В Риме первую ложу основали англичане в 1735–1737 гг. Именно она привлекла внимание папы Климента XII – автора первой антимасонской буллы (1738). Несмотря на папские запреты, ложи появились в Ломбардии (Пьемонт), на Сардинии и др. На юге Италии, в Неаполе и на Сицилии (Палермо), они созданы около 1750 г. Масоны, пользуясь покровительством короля Фердинанда I и королевы Марии Каролины, в 1773–1774 гг. провозгласили Великую ложу, которая контролировала деятельность «братьев» Неаполя, Палермо, Мессины, Гаэты и Катании. В 1778 г. влиятельный масонский союз появился в Венецианской республике.
В период Великой французской революции и империи Наполеона I масоны в Италии активизировались. В 1809 г. в Ливорно создан Великий Восток Италии во главе с И. Мюратом. В рамках движения Рисорджименто (завершилось созданием Итальянского королевства в 1861) масоны совместно с вентами (ячейками) карбонариев участвовали в антиавстрийских восстаниях 1820–1840-х гг. Высшие посты в масонской иерархии занимали Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди.
После объединения Италии (1870) основными центрами итальянского масонства стали Рим, Турин и Неаполь. После Второй мировой войны итальянские ложи возобновили работу, но были значительно ослаблены многочисленными внутренними расколами и связью с различными политическими группировками (например, ложа «Пропаганда-2», «П-2»; основана в 1877), что нанесло значительный ущерб репутации «регулярного» масонства.
Нидерланды
В Нидерландах масонские ложи появились в 1734–1735 гг. (Гаага, Амстердам), в 1735–1744 гг. они находились под запретом протестантского правительства из-за присутствия в их рядах проанглийски настроенных оранжистов. В 1756 г. создана Великая ложа Соединённых провинций (Голландии), долгое время сохранявшая тесные связи с Великой ложей Англии.
Бельгия
На территории Австрийских Нидерландов (ныне Бельгия) масонские ложи основаны в 1740-х гг. под верховенством гроссмейстера Великой английской ложи Франции Л. де Бурбон-Конде, графа Клермонского. В 1765 г. образована Великая провинциальная французская ложа во главе с Ф.-Б.-Ж. Дюмоном, маркизом де Гажем. Бельгийских масонов отличают активное участие в общественной жизни и жёсткий антикатолицизм. Великий Восток Бельгии (создан в 1833), наряду с Великим Востоком Франции, является крупнейшим представителем «либерального» масонства в Европе.
Швеция
В Швеции первая масонская ложа появилась в Стокгольме в 1735 г. по инициативе графа А. Вреде-Спарре, установившего тесные контакты с английскими масонами-якобитами, в частности с Ч. Рэдклиффом. В 1740–1750-х гг. под контролем и при участии зарубежных масонов (главным образом английских и французских) в Швеции действовали Материнская ложа, Первая регулярная ложа и Национальная ложа. В 1759 г. усилиями К. Ф. Эклеффа в Стокгольме созданы структуры Шведского обряда, основанного на признании высоких степеней посвящения (10 градусов) и строгом соблюдении принципов христианства. После этого шведское масонство сблизилось с королевской семьёй. В 1771 г. масоном стал король Густав III. В 1774 г. брат короля – принц Карл, герцог Сёдерманландский (в 1809–1818 король Швеции Карл XIII) – был избран гроссмейстером Великой национальной ложи Швеции и возглавил структуры Шведского обряда. Шведские короли (за исключением правящего короля Карла XVI Густава) имели наследственный титул великого мастера и покровителя масонства.
Германия
На территории современной Германии первая ложа («Абесалом») открыта в 1737 г. в Гамбурге М. А. Лютманном, позднее получившим статус провинциального великого мастера Верхней Силезии. Главой прусского масонства с 1744 г. являлся Фридрих II Великий. В 1750–1770-х гг. в Пруссии возникло несколько независимых великих лож (Великая материнская королевская, Великая материнская национальная, Почтенная Великая национальная ложа франкмасонов Германии и др.).
Прусское масонство, испытывавшее значительное влияние французских и английских «братьев», в 1766 г. возродило в своих рядах одно из религиозно-мистических учений 17 в. – розенкрейцерство, находившееся под покровительством наследника прусского престола Фридриха Вильгельма (в 1786–1797 король Фридрих Вильгельм II), герцога Карла Вильгельма Фердинанда Брауншвейг-Вольфенбюттельского (с 1780 правящий герцог Карл II) и Фридриха II, ландграфа Гессен-Кассельского. В розенкрейцерстве большое место занимали идеи взаимосвязи людей с невидимым миром, поддержания космического равновесия, устранения монархической формы правления и замены её правлением интеллектуалов, а также поиски «философского камня», «жизненного эликсира» и оккультные науки. Впоследствии оно распространилось в Нидерландах, Франции, Италии, Великобритании и России. Многие представители династии Гогенцоллернов и прусские дворяне были членами лож.
В 1772 г. ставший наиболее влиятельным в Европе обряд «строгого послушания» (основан в 1751 бароном К. Г. фон Хундом), который признавал масонов наследниками ордена тамплиеров, возглавил герцог Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттельский. Однако масонский конвент под его председательством в Вильгельмсбаде (Вестфалия; 1782) отверг тамплиерскую версию происхождения масонства, которое, по мнению участников конвента, было древнее духовно-рыцарского ордена.
В некоторых германских государствах предпринимались попытки запрета масонства (в Баварии в 1784, в Бадене в 1813). Провозглашение Германской империи (1871) способствовало росту численности и влияния масонства. После Первой мировой войны действовал Союз великих лож, пытавшийся примирить сторонников имперских традиций и новых, республиканских идей. После Второй мировой войны в немецком масонстве возобладали три направления: прусское (лютеранско-христианское), гуманитарное (евролиберальное) и шведское (сторонники Шведского обряда). В 1949 г. в ФРГ образована Великая федеральная ложа. В 1958 г. германские масоны подписали Хартию сотрудничества с Объединённой Великой ложей Англии. Объединение Германии (1990) расширило сферу влияния масонства на восток страны.
Греция
Распространение масонства в греческих землях Османской империи было затруднено активной оппозицией со стороны как турецких властей, так и Константинопольской православной церкви. На территории современной Греции ложи появились на о. Корфу в 1780 и 1807 гг. (обе – под покровительством Великого Востока Франции).
Греческое масонство было тесно связано с национально-освободительным движением; одним из руководителей Греческой национально-освободительной революции 1821–1829 гг. являлся глава греческих масонов А. Ипсиланти.
После обретения независимости (1822) в Греции утвердилось преобладание итальянского масонства. В 1866 г. Великий Восток Италии открыл здесь Великую провинциальную ложу, преобразованную в 1868 г. в Великий Восток Греции. В 1872 г. в Афинах начал работу Верховный совет Древнего и Принятого Шотландского обряда.
Во Вторую мировую войну деятельность греческих лож тайно осуществлялась в рамках Движения Сопротивления. В послевоенный период восстановлен Великий Восток Греции под названием Великая ложа Греции (сотрудничает с Объединённой Великой ложей Англии). В 1972 г., незадолго до падения «диктатуры чёрных полковников», в Афинах создан ещё один масонский союз под названием «Великий Восток Греции – Великая ложа Пифагора – Платона».
Северная Америка
В североамериканских колониях Великобритании, на территории современных Соединённых Штатов Америки, распространение масонства началось в 1720-х гг., вскоре после создания Великой ложи Англии, от которой большинство американских лож восприняло ритуалы; несколько лож учреждены Великой ложей Шотландии, многие масоны инициированы во Франции. В 1731 г. одну из первых американских лож создал Б. Франклин (с 1734 мастер Провинциальной великой ложи Пенсильвании), пользовавшийся покровительством французских масонов «либерального» направления (в 1779–1781 занимал пост мастера парижской ложи «Девяти сестёр»).
C участием масонских организаций сделан существенный шаг к будущей независимости Североамериканских колоний и созданию федеративной республики. Членами масонской ложи были участники «Бостонского чаепития» 1773 г., положившего начало открытому конфликту колоний и метрополии. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг. существовали масонские ложи как колонистов (сторонников независимости), так и лоялистов (приверженцев единства с Великобританией). Влияние масонско-просветительской идеологии присутствует в Декларации независимости США 1776 г. и Конституции США (1787). Масонами были американские президенты Дж. Вашингтон, Э. Джэксон, У. Мак-Кинли, Т. Рузвельт, Ф. Д. Рузвельт, Г. Трумэн и др. Масонские структуры США (до сих пор сегрегированные), в отличие от европейских, являются по-настоящему массовыми организациями.
Латинская Америка
В Латинской Америке первые организованные структуры «вольных каменщиков» возникли в Аргентине (1790), Мексике (1806) и Венесуэле (1824), позднее появились Верховный совет «Новой Гранады» в Гватемале (1871), Великая ложа Кускатлан в Сальвадоре (1912), Великая символическая суверенная ложа в Гондурасе (1922). Их отличительная особенность – антиклерикализм. Масоны, среди которых имелось немало представителей местного индейского населения, требовали оградить сферу образования, а также общественную жизнь от вмешательства Римско-католической церкви. Членами масонских лож были Ф. де Миранда, С. Боливар (в 1805 получил посвящение в Париже), Б. Хуарес, Х. Марти и другие политические деятели. В начале 21 в. масонство в латиноамериканских странах пользуется большим влиянием.
На Кубе масонство зародилось в начале 19 в., в 1874 г. начала работу Великая суверенная ложа Колумба (с 1880 – Великая объединённая ложа Колумба и о. Куба; в настоящее время преобладает Великая ложа Древних и Принятых франкмасонов Кубы). Ряд деятелей Кубинской революции являлись активными масонами. Республика Куба стала единственной страной, где работа масонских лож не прекращалась и после установления социалистического строя.
Африка
Масонские ложи в Африке возникали в британских, бельгийских и французских колониях; некоторые западноафриканские ложи имеют в своём составе адептов разных рас.
Постсоветское пространство
Великие ложи после распада СССР были образованы на Украине, в Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Армении, Азербайджане.
Масонство в России
17–18 вв.
Отдельные масоны (иностранцы или русские, установившие связи с масонами за границей) появились в России в конце 17 – начале 18 вв. Некоторые исследователи относят к ним, например, графа (с 1721) Я. В. Брюса и архиепископа Новгородского (с 1725) Феофана (Прокоповича). Как течение зародилось в 1730-х гг. первоначально под влиянием Великой ложи Англии (в 1731 англичане назначили провинциальным великим мастером в России капитана Дж. Филиппса, в начале 1740-х – генерала российской службы Дж. Кейта). В 1740–1760-х гг. к масонам относились преимущественно иностранцы, жившие в Санкт-Петербурге, а также некоторые представители аристократических родов [граф (с 1760) Р. И. Воронцов (из рода Воронцовых), И. Н. Болтин, А. П. Сумароков, князь М. М. Щербатов и др.]. В числе масонов был и великий князь Пётр Фёдорович (будущий император Пётр III), открывший свою ложу в Ораниенбауме (ныне Ломоносов).
В начале 1770-х гг. российских масонов объединил и возглавил И. П. Елагин (с 1772 – провинциальный великий мастер в соответствии с дипломом, полученным из Лондона). Альтернативой «елагинской» системе стала «рейхелевская», основанная в 1771 г. бароном П. Б. Рейхелем, направленным в Санкт-Петербург Почтенной Великой ложей франкмасонов Германии (образована в Берлине в 1770 реформатором системы «строгого послушания» И. В. фон Циннендорфом), которая стремилась сломить гегемонию англичан в российском масонстве. В 1776 г. «елагинская» и «рейхелевская» системы (20 лож) слились, признав формальное главенство берлинской ложи «Минерва» (основана также Циннендорфом в 1768); провинциальным великим мастером остался Елагин, наместным великим мастером стал граф Н. И. Панин. В 1777 г. Санкт-Петербург посетил шведский король масон Густав III, после чего в России началось распространение Шведского обряда (первая ложа открыта в 1778, затем ещё 20 лож во главе с тайным капитулом «Феникс»). Среди руководителей – князь Г. П. Гагарин, князь А. Б. Куракин, И. А. Дмитревский, О. М. Дерибас, Ф. П. Фрез, активно участвовавшие в закулисной придворной борьбе, ориентируясь на наследника российского престола великого князя Павла Петровича (будущий император Павел I). Однако за влияние на него боролись не только шведские, но и прусские масоны, которые после реформ Циннендорфа (отход от тамплиерства и «строгого послушания») стремились усилить своё присутствие в Европе и в России. В 1780 г. с великим князем в Санкт-Петербурге встретился наследник прусского престола масон Фридрих Вильгельм. Павел сделал свой выбор в пользу прусской варианта, примкнув к нему в 1782 г., вскоре после окончания работы масонского конвента в Вильгельмсбаде, признавшего Россию независимой 8-й масонской провинцией (не менее 10 лож).
Императрицу Екатерину II насторожила политическая активность масонов. В конце 1770-х гг. она удалила ряд видных масонов из столицы, а в 1782 г. утвердила Устав благочиния, запрещавший деятельность в России любых тайных обществ. В конце 1770-х – начале 1780-х гг. центр активности российских масонов переместился в ложи Москвы («Гармония», «Озирис», «Трёх знамён» и др.). Их члены Н. И. Новиков, князья Н. Н. и Ю. Н. Трубецкие, М. М. Херасков, граф П. А. Татищев, И. Г. Шварц, С. И. Гамалея, А. М. Кутузов (с 1787 представитель московских розенкрейцеров в Берлине) и другие являлись сторонниками мистической философии Ж. И. Мартинеса де Паскалли (Паскалиса, Паскуалиса) и Л.-К. де Сен-Мартена.
В 1783 г. московские масоны-мартинисты, недовольные засильем Шведского обряда, перешли к розенкрейцерству, которое ставило перед собой задачи распространения унифицированного «научного масонства», предусматривавшего, в частности, формирование особой административной надстройки для замены высших степеней. При участии прибывшего из Берлина барона Г. Я. Шрёдера в Москве созданы первые розенкрейцерские ложи (орденский начальник – И. Г. Шварц), а в 1784 г. – Объединённая провинциальная ложа (великий мастер – князь Ю. В. Долгоруков); около 20 российских масонов были посвящены в высшие розенкрейцерские степени. Московские масоны вели переговоры с руководителями лож Санкт-Петербурга (графом А. С. Строгановым, графом А. П. Шуваловым, П. И. Мелиссино, князем Г. П. Гагариным, А. А. Ржевским) о создании единого ордена розенкрейцеров и возведении в сан провинциального великого мастера великого князя Павла Петровича. В целях пропаганды и расширения своей организации московские масоны (около 800 человек) образовали Собрание университетских питомцев, «Дружеское учёное общество», Типографическую компанию (1784), финансируемую розенкрейцерским братством (к 1787 в переводах С. И. Гамалеи и других опубликованы важные тексты герметической философии, работы некоторых ранних христианских мистиков, книги, посвящённые ритуалу, истории, организации масонства), открыли филологическую и переводческую семинарии, библиотеку, ряд школ, бесплатную аптеку, больницу и т. п.
С восшествием на прусский престол Фридриха Вильгельма II (1786) орден розенкрейцеров стал реальной политической силой, а попытки его эмиссаров установить через В. И. Баженова контакты с великим князем Павлом Петровичем продолжали вызывать беспокойство императрицы Екатерины II. В начале 1790-х гг. по её распоряжению некоторые видные масоны-розенкрейцеры, в том числе Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, были арестованы или высланы в свои имения, ряд их изданий изъят и уничтожен. Идейным руководителем московских масонов стал О. А. Поздеев, стремившийся свести деятельность к «общению с небесами» и поискам внутреннего совершенства.
Император Павел I после своего воцарения в 1796 г. вернул из ссылки видных масонов, но сам от масонской деятельности отошёл, уже в 1797 г. установив связи с иоаннитами – противниками масонов (в 1799 официально занял пост великого магистра Мальтийского ордена). После его убийства (1801) и восшествия на престол императора Александра I влияние розенкрейцерских идей вновь возросло.
19 в.
В 1804 г. П. И. Голенищев-Кутузов возобновил в Москве работу ложи «Нептун» (основана в 1798), её члены, включая М. И. Кутузова, начали играть ключевые роли в политической жизни страны. Число заинтересованных в герметической традиции, наоборот, существенно уменьшилось. Возродилось влияние прусского масонства. В 1807 г. эмигрант И. А. Фесслер основал в Санкт-Петербурге ложу «Полярная Звезда» (вошли М. М. Сперанский и лица из его ближайшего окружения). В 1809 г. возобновил работу также и капитул «Феникс» (Шведского обряда), образовавший в 1810 г. Великую ложу «Владимир к Порядку». Ложам Шведского обряда император Александр I, сам масон, разрешил действовать в России легально, но с запретом «присвоения в распоряжение ордена заведений воспитания юношества, аптек, книжных лавок, типографий». Контроль за деятельностью масонов осуществляла Особенная канцелярия Министерства полиции (с 1819 МВД).
Сторонник Шведского обряда И. В. Бёбер усилил мистическую окраску масонских «работ» и ввёл принцип «невидимых начальников», пытаясь возродить традиции уже утратившего популярность обряда «строгого послушания». Противники этих нововведений, опираясь на поддержку власти, в противовес Великой ложе «Владимир к Порядку» в 1815 г. образовали Великую ложу «Астрея» (великий мастер – граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс из рода Мусиных-Пушкиных). Масонство способствовало объединению будущих декабристов, которые были членами различных лож (многие из них, в том числе князь С. П. Трубецкой, А. Н. Муравьёв, входили в Великий Восток Франции). Под влиянием организационной структуры масонов созданы «Орден русских рыцарей» (1814–1815), а также тайное декабристское общество Союз спасения (1816; несколько лож фактически являлись его управами).
Рескриптом от 1(13) августа 1822 г. император Александр I запретил деятельность масонов в России, поскольку они стали заниматься «предметами политическими» (в 1821 великий князь Константин Павлович приказал закрыть масонские мастерские в Западном крае), однако тайные собрания масонов продолжались. После восстания декабристов император Николай I рескриптом от 21 апреля (3 мая) 1826 г. вновь запретил деятельность лож.
Российское масонство возродилось во Франции в 1880-х гг.: писатель и философ Г. Н. Вырубов занимал видные посты в Великом Востоке Франции, изобретатель П. Н. Яблочков создал в Париже ложу «Космос», в ней в 1888 г. в масоны посвящены Е. В. Де Роберти, М. М. Ковалевский и Н. А. Котляревский. В 1905 г. в парижских ложах прошли посвящение в масоны А. В. Амфитеатров, М. А. Волошин, C. А. Котляревский, В. А. Маклаков, Вас. И. Немирович-Данченко и др.
20 в.
После издания Манифеста 17 октября 1905 г. началось воссоздание масонства в России. Оно стало одной из форм объединения оппозиционно настроенных политических деятелей различных направлений (около 200 человек к 1910). В 1907 г. большинство российских масонов под руководством Е. И. Кедрина выступили за присоединение к Великому Востоку Франции, меньшинство (М. М. Ковалевский и др.) – к Великой ложе Франции. На 1-м российском масонском конвенте (1908, Санкт-Петербург) возобладали сторонники связей с Великим Востоком Франции. Тогда же сформировались руководящие органы масонов в России: Верховный совет (секретари: Н. В. Некрасов в 1908–1912 и 1915, А. М. Колюбакин в 1912–1914, А. Ф. Керенский в 1915–1916, А. Я. Гальперн в 1916 – феврале 1917), а для масонов высших, капитулярных, степеней – Совет 18-ти (Д. О. Бебутов, Ф. А. Головин, М. С. Маргулиес, С. Д. Урусов и др.).
Летом 1912 г. образован Великий Восток народов России (42 ложи в 1915–1916; от 350 до 500 человек, по разным данным), связанный с Великим Востоком Франции, но организационно от него уже независимый. По мнению Б. И. Николаевского, с этого момента масонское движение в России окончательно приобрело политическое содержание. Целями организации провозглашались моральное усовершенствование масонов, защита прав человека и гражданина, борьба за «политическое освобождение России». Депутаты различных фракций Государственной думы, входившие в ложу «Розы», в своих выступлениях в Думе, как правило, учитывали решения масонского Верховного совета.
Масоны в 1917 г.
По мере роста оппозиционных настроений в ходе Первой мировой войны руководство масонов стало готовить общественное мнение к свержению императора Николая II и формированию республиканского правительства. В январе – феврале 1917 г. политическое направление в Великом Востоке народов России значительно радикализировалось, в состав лож вошли видные эсеры Н. Д. Авксентьев, Б. В. Савинков, социал-демократ И. И. Скворцов-Степанов и др. К началу Февральской революции 1917 г. резко повысилась активность группы руководителей Великого Востока народов России (А. В. Карташёва, А. Я. Гальперна, А. Ф. Керенского, А. И. Коновалова, Н. В. Некрасова, Н. Д. Соколова, В. Д. Набокова), большинство Временного правительства составляли масоны.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. деятельность лож прекратилась, а их участники, попытавшиеся создать тайные структуры в Советской России, в 1920-х гг. были арестованы, многие расстреляны.
Российские масоны в эмиграции
В среде русской эмиграции создан ряд лож, которые занимались преимущественно рассмотрением философских, эзотерических, научных, литературных и социально-политических вопросов, вели активную общественную работу, фактически определяя направление деятельности ряда немасонских организаций (Республиканско-демократического объединения, Общества распространения ремесленного и земледельческого труда среди евреев, Союза русских адвокатов, Общества «Братская помощь» и др.), а также участвовали в формировании нового российского правительства в эмиграции. Благодаря денежному взносу А. И. Путилова в 1921 г. в Париже создан капитул «Астрея». В 1922–1979 гг. одноимённая ложа (входили В. Д. Кузьмин-Караваев, Г. Б. Слиозберг, Н. В. Чайковский и др.) работала в составе Великой ложи Франции. В противовес ей в Великом Востоке Франции в 1924–1972 гг. действовала ложа «Северная Звезда» (В. А. Маклаков, М. С. Маргулиес, Н. Д. Авксентьев, М. А. Алданов и др.). В 1931 г. вокруг Маргулиеса в Париже сложилась ложа «Свободная Россия», которая своими главными задачами считала антисоветскую пропаганду и непосредственное воздействие на иностранное общественное мнение через ложи (в 1940 ложа отказалась от политической деятельности и приняла название «Вехи»). Из-за отсутствия национальной территории русским масонам было отказано в создании Верховного совета 33-й (высшей) степени, но в 1935 г. образован Русский особый совет 33-й степени (великие командоры последовательно: Л. Д. Кандауров, А. В. Давыдов, Л. В. Гойер, Н. Л. Голеевский).
Административно-хозяйственное управление русскими ложами, входившими в Великую ложу Франции, с 1934 г. осуществлял совет Объединения русских лож (до начала Второй мировой войны его председателем был князь В. Л. Вяземский, затем последовательно И. А. Кривошеин, С. Г. Лианозов, Б. П. Магидович, В. В. Вырубов, Н. М. Катков). Русские ложи существовали и в других центрах эмиграции (например, «Великий Свет Севера» в Берлине, 1922–1933). Во Вторую мировую войну численность членов русских лож сократилась почти наполовину, в 1945 г. все русские ложи в Париже восстановили свою деятельность. После окончания войны в распоряжении СССР оказались архивы многих европейских лож (возвращены российским руководством в 1990-х гг.).
Масонство в Российской Федерации
В Российской Федерации масонские ложи стали появляться в начале 1990-х гг. В 1995 г. основана Великая ложа России. В 2001–2007 гг. произошёл ряд расколов, в 2007 г. создан новый союз – Объединённая Великая ложа России (название с 2008; 13 лож в Москве, Санкт-Петербурге, а также на Украине, в частности в Харькове), в 2008–2009 гг. – другие масонские организации.