Бэкон Фрэнсис (философ)
Бэ́кон Фрэ́нсис (Francis Bacon) (22.1.1561, Лондон – 9(19).4.1626, Хайгет), английский философ, писатель и государственный деятель. Родился в семье высокопоставленного сановника елизаветинского двора, лорда-хранителя большой королевской печати. Учился в Тринити-колледже в Кембридже (1573–1576) и в юридической корпорации Грейс-Инн (1579–1582). В 1586 г. стал старшиной этой корпорации. Имел обширную юридическую практику и избирался в парламент. С 1618 г. лорд – верховный канцлер и пэр Англии. В 1621 г. снят с этого поста в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве. Последние годы жизни занимался исключительно научной и литературной деятельностью.
Философия Бэкона, подготовленная предшествовавшей натурфилософией, традицией английского номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание и эмпиризм с широкой программой реформы всего интеллектуального мира. Будущее человечества Бэкон связывал с успехами наук в познании природы и осуществлением на этой основе полезных изобретений. Главный философский труд, оставшийся незавершённым, – «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»). 1-я его часть – трактат «О достоинстве и приумножении наук» («De Dignitate et Augmentis Scientiarum», 1623, рус. пер. 1971) – содержит энциклопедический обзор и классификацию знаний, которые Бэкон делит на три области – историю, поэзию и философию (отождествляемую с наукой вообще), – соответствующие трём духовным способностям человека – памяти, фантазии и рассудку. 2-я часть – трактат «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» («Novum Organum, sive Indicia Vera de interpretatione Naturae», 1620, рус. пер. 1935), который Бэкон противопоставляет аристотелевскому «Органону»; здесь Бэкон излагает учение о методе познания, концепцию индукции как определённого способа анализа, отбора и обобщения опытных данных, ведущего к постижению внутренних причин («форм») явлений природы, а также типологию заблуждений человеческого ума, тех «призраков», или «идолов», которые препятствуют этому. Таковы «идолы рода», коренящиеся в самой природе человека, его склонности к привычному и удобному, к рассмотрению природных явлений по аналогии с действиями человека; «идолы пещеры», проистекающие из индивидуальной ограниченности отдельных людей; «идолы рынка», навязываемые штампами ходячего словоупотребления; «идолы театра», возникающие из некритической приверженности к односторонним теориям и превратным доказательствам. 3-я часть – цикл работ, касающихся «естественной истории» отдельных явлений природы: «История ветров» («Historia ventorum», 1622), «История жизни и смерти» («Historia vitae et mortis», 1623), «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве» («Historia densi et rari…», изд. 1658), «Sylva Sylvarum, или Естественная история в десяти центуриях» («Sylva Sylvarum, or A natural history in ten centuries», изд. 1627) и другие, оставшиеся в набросках.
О благах научно-технического развития Бэкон говорит в неоконченной повести «Новая Атлантида» («New Atlantis», изд. 1627, рус. пер. 1821, 1962), описывающей утопическое государство острова Бенсалем, главный институт которого – учёный орден «Дом Соломона», научно-технический центр страны, распоряжающийся вместе с тем всей хозяйственной жизнью. В повести есть предвидения таких технических достижений, как передача света на дальние расстояния, мощные искусственные магниты, летательные аппараты различных конструкций, подводные лодки, получение температуры, близкой к солнечной, создание искусственного климата и моделей, имитирующих поведение животных и людей.
В «Опытах, или Наставлениях нравственных и политических» («Essays, or Counsels, civil and moral», 1597–1612, 1625, рус. пер. 1874, 1962) Бэкон излагает свои взгляды по самым разным жизненным вопросам. Он выступает сторонником тюдоровского идеала военного, морского и политического могущества Англии, поощрения её торгово-промышленного развития и совершенствования земледелия, склоняясь при этом к меркантилистским взглядам. В сборнике «О мудрости древних» («De sapientia veterum», 1622, рус. пер. 1972) Бэкон дал аллегорическое толкование античных мифов в духе своей естественной, моральной и политической философии.
Идеи Бэкона оказали огромное влияние на целую эпоху последующего философского развития, положив начало материалистической традиции в философии Нового времени и тому направлению исследований, которое впоследствии получило название «философия науки». Предложенная им классификация знаний была принята французскими энциклопедистами, индуктивная методология стала отправным пунктом разработки индуктивной логики, а утопический «Дом Соломона» послужил прообразом европейских научных обществ и академий.