Гольбах Поль Анри
Гольба́х Поль Анри́ (Поль-Анри Тири, барон д'Ольбах, франц. Paul-Henri Thiry, baron d'Holbach; Пауль Генрих Дитрих, барон фон Гольбах, нем. Paul Heinrich Dietrich, Baron von Holbach) (8.12.1723, Эдесхайм, Священная римская империя – 21.1.1789, Париж), французский философ-просветитель, энциклопедист, материалист, атеист. Иностранный почётный член РАН (1780). Родился в семье немецкого коммерсанта. В 1735–1744 гг. жил в Париже, в семье своего дяди, от которого получил фамилию и титул барона. В 1744–1748 гг. изучал химию в Лейденском университете. Вернувшись в Париж, принял активное участие в создании возглавляемой Д. Дидро «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. Открытый Гольбахом салон стал местом регулярных философских дискуссий между энциклопедистами. Гольбах выпустил целую серию сочинений антирелигиозной направленности. В работе «Карманное богословие» (Théologie portative, ou Dictionnaire abrégé de la religion chrétienne, 1768) он стремился доказать, что все теологические положения – часть единой системы, изобретённой священниками ради собственной выгоды. В «Письмах к Евгении» («Lettres à Eugénie», 1768) Гольбах выступает против религиозных суеверий, которым противопоставляет разум и философию. Религия накладывает иго на людей, порабощает их. Богословы, эти «апостолы суеверия», запугивают людей будущими карами, побуждают, отказавшись от опоры на собственные суждения, полагаться только на внушаемые священниками представления. Принижая разум, богословы тем самым коварно подчиняют себе человечество, они понимают, что свет истины разрушит их лживые басни, подорвёт их могущество. Поэтому они поощряют фанатизм, ссылаясь на вымышленные чудеса, мнимые тайны, практикуя загадочные обряды. Церковь стремится с детства навязать воображению людей выгодную ей систему взглядов, когда ум ребёнка ещё недостаточно развит и слишком доверчив. Повсюду на земле человеческий род оказался жертвой обмана со стороны священников, которым выгодно растить слепцов и трусов. Избавиться от ложных страхов и тревог люди сумеют, если начнут наконец доверять своим познаниям и собственному разуму. В работе «Галерея святых» («Tableau des Saints», 1770) Гольбах осуждал попытки представить религиозных деятелей как образцы для подражания. Оценивать их надлежит с точки зрения пользы, полученной человечеством в результате их деяний. Святые, религиозные герои, епископы, согласно Гольбаху, почитаются по глупости, это «опасные плуты», ловко использовавшие различные маски, ничего не сделавшие для реального счастья людей. Среди них немало злодеев, преступников, приносивших вред человечеству. Толпа считает святых заступниками перед Богом, но при этом она трепещет перед ним, как перед капризным тираном.
В своём основном сочинении «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» («Système de la nature ou Des loix du monde physique et du monde moral». 1770, рус. пер. 1924) – этой, по выражению современников, «Библии материализма» – Гольбах выступил систематизатором материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения. В 1770 г. книга была публично сожжена по приговору парижского парламента. Согласно Гольбаху, материя – единственная субстанция. В пользу тезиса о творении мира Богом никогда не могли привести убедительных доказательств. Более того, такого рода творение, согласно Гольбаху, невозможно, ибо духовный, непространственный Бог не сумел бы произвести никакого движения, сущность которого всегда сводится к перемещению материальных частиц. Движение – способ существования материи, данный вывод подтверждается законом всемирного тяготения. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» («Избранные произведения». 1963. Т. 1. С. 66). Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя. Всё существующее в природе образовано сочетанием мельчайших частиц, которые Гольбах именует «молекулами» (иногда – атомами). Элементы материи различны по своим свойствам и способам действия. Гольбах использует новаторское определение материи: «по отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» («Избранные произведения». 1963. Т. 1. С. 84). В учении о причинности Гольбах развивал своеобразную «систему фатализма»: всё происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет. В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врождённых идей не существует. Люди называют врождёнными те знания, происхождение которых забыто ими. Вслед за Э. Б. де Кондильяком Гольбах считал, что различные умственные способности (размышление, память, воображение) производны от способности чувствовать. Человека Гольбах считал «чисто физическим существом», а учение о бестелесной душе и загробной жизни «фантастичным» и основанным на «произвольных допущениях». Нематериальная душа никак не смогла бы действовать на телесные органы. Все поступки человека – следствие его физического устройства и воздействий, получаемых им от внешних предметов. В этике главным мотивом человеческих действий Гольбах объявлял интересы, важнейший из которых – стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи других людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних. Добродетельный человек – тот, который помогает другим, порочный – приносящий им вред. Гольбах отстаивал теорию общественного договора. По его мнению, государи, получившие власть от общества, являются его слугами. Общество подчинилось им, чтобы они заботились о его сохранении и благополучии. Цель заключения общественного договора состоит в том, чтобы обеспечить свободу, защиту собственности, безопасность граждан. В дальнейшем правители воспользовались своей властью во вред интересам общества, принеся их в жертву личной выгоде, и «с этого времени политика стала совершенно извращённой и превратилась в сплошной разбой. Народы были порабощены» («Избранные произведения». 1963. Т. 1. С. 174). Улучшение общественных порядков Гольбах связывал с деятельностью просвещённого монарха, допуская, однако, и возможность революции как средства упразднения деспотической формы правления. С атеистических позиций Гольбах рассматривал проблему происхождения религии. По его мнению, религию создали страх, невежество и обман. Отрицая существование Творца, он заявлял, что само понятие о Боге содержит противоречие: оно получено путём соединения моральных (разумность, справедливость, правдивость и т. п.) и метафизических (бестелесность, вечность, неизменность и т. п.) атрибутов. В то время как моральные атрибуты переносят на Бога человеческие качества, метафизические их же отрицают, поскольку приписывают Создателю именно те свойства, которых человек полностью лишён. Кроме того, согласно Гольбаху, поскольку все знания происходят из ощущений, а бестелесный Бог недоступен чувствам, отсюда следует, что предмет теологии – «чистый вымысел». Все заблуждения человека Гольбах связывал с незнанием природы. Заблуждения оказывают пагубное влияние на счастье, свободу, нравственность. Люди становятся несчастными, когда делают объектами своих надежд вымышленные существа; они утрачивают свободу, когда, вследствие незнания своих прав, подчиняются прихотям алчных властителей; они становятся порочными, если не понимают своих обязанностей по отношению к ближним. Призывая людей подняться над «облаками предрассудков», Гольбах утверждал, что в борьбе против всех человеческих бедствий необходимо опираться на «истинные, основанные на природе, идеи». Отказавшись от опыта, человек слишком долго жил иллюзиями. Его ослепляли призраки, уводившие в сторону от счастья и истины. Человек обязан вернуться к природе, восстановить права разума и добродетели.
В работе «Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным» («Le bon sens, ou Idées naturelles opposées aux idées surnaturelles», 1772) Гольбах заявлял о необходимости привлечь религиозные воззрения к суду разума. Он констатирует, что самые важные представления людей редко сообразуются со здравым смыслом, который требует двигаться к познанию истины простейшим путём, отбрасывая в сторону все встречаемые по дороге нелепости и противоречия. В частности, богословие в любом государстве всегда принималось за главную среди наук, в то время как оно всего лишь плод шарлатанства, невежества, обмана. Это наука мнимая, но процветающая благодаря фанатизму. В древности дикие племена были приучены поклоняться мстительным, жестоким, капризным божествам. Вредное безумие, поразившее умы, со временем не рассеялось, ибо укреплялось и защищалось богословием, которое не позволяло совершенствоваться разуму, но, напротив, старалось держать его в состоянии тупости. Священники всегда охотно вступали в союз с тиранической властью. Отсюда «двойное иго» со стороны духовной и гражданской властей, стремившихся превратить человека в своё безвольное орудие. Людям, по Гольбаху, надлежит обратить наконец свои взоры к земле, отвратив их от небес, и искоренить предрассудки, опираясь на познание истины. Идеи Гольбаха оказали значительное влияние на последующие формы материалистической философии, в том числе марксистскую.