Тег

Просвещение

Просвещение
Найденo 7 статей
Политические деятели
Коллонтай Гуго
Коллонта́й Гу́го (1750–1812), польский общественный и политический деятель, священник, учёный, публицист. Один из ведущих представителей польского Просвещения. Член Эдукационной комиссии (1776–1786). В 1777–1783 гг. член Совета, в 1783–1786 гг. ректор Краковской академии (ныне Ягеллонский университет), занимался разработкой и реализацией плана её реформы. В 1788–1792 гг. участвовал в работе Четырёхлетнего сейма и в составлении Конституции третьего мая 1791 г. Во время Польского восстания 1794 г. один из активных сподвижников Т. Костюшко, возглавлял финансовый отдел Высшего национального совета, участвовал в выработке программных документов повстанцев. В 1794–1802 гг. в заключении, с 1802 г. проживал на Волыни. В 1807 г. интернирован российскими властями, в 1808 г. возвратился в Варшавское княжество.
Ян Пиварский. Портрет Гуго Коллонтая. Иллюстрация из журнала: Tygodnik Illustrowany. 1861. T. 4. № 101. S. 77
Исторические (цивилизационные) периоды (эпохи)
Просвещение
Просвеще́ние, термин, используемый для обозначения эпохи (2-я половина 17 – начало 19 вв.) в истории культуры, общественной и философской мысли стран Европы и Америки. Идеология Просвещения сформировалась под воздействием достижений культуры Возрождения и научной революции 17 в. Развитие естественных наук породило веру в безграничные способности разума к познанию, привело к широкому распространению рационалистических идей. Утверждая всемогущество разума, просветители придали новый импульс идее прогресса, возможного и в научной, и в общественной сфере. Познание, способное изменить судьбу человека, стало целью, к которой должно стремиться общество. Другая общая черта мировоззрения просветителей – стремление к секуляризации общественной жизни и призыв к веротерпимости. Эпоха Просвещения стала временем окончательного формирования современных представлений о светском государстве, основанном на взаимных обязательствах между людьми. Теория естественного права идеологически обосновала требования демократических свобод. В этот период зародились многие черты современной политической системы: понятие гражданских прав и свобод, принцип разделения властей и др. Новые идеи, появившиеся в эпоху Просвещения, быстро распространялись в обществе и оказывали большое влияние на его жизнь благодаря кардинальным изменениям, произошедшим в культуре повседневности. Различия социально-экономических условий и национальных традиций обусловили специфику Просвещения в разных странах.
История
Государственные деятели
Зонненфельс Йозеф фон
Зо́нненфельс Йо́зеф фон (1732 или 1733–1817), юрист, писатель, государственный деятель, один из ведущих представителей австрийского Просвещения. Изучал право в Вене (1754–1756). Профессор Венского университета (с 1763). Действительный советник надворной канцелярии (с 1779), занимался вопросами права, реформы управления и финансов, подготовил проект судебной реформы, добился отмены пыток. Активный сторонник реформы литературного немецкого языка и расширения сферы его применения в Австрии. Содействовал реформе австрийского театра. С 1810 г. театральный цензор, с 1811 г. президент Академии изобразительных искусств в Вене.
Портрет Йозефа фон Зонненфельса
Педагоги, деятели образования
Манн Хорас
Манн Хо́рас (1796–1859), американский общественный деятель и педагог. Создал систему нормальных школ штата Массачусетс, способствовал принятию школьного закона штата, ставшего образцом для аналогичных законов других штатов. Свои педагогические идеи (право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имущественного положения и др.) пропагандировал через созданный им в 1838 г. первый в США педагогический журнал Common School Journal («Общеобразовательная школа»).
Хорас Манн