#ПросвещениеПросвещениеИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПросвещениеПросвещениеНайденo 7 статейНаучные методы исследованияНаучные методы исследования Просветительская деятельностьПросвети́тельская де́ятельность, гуманистически целенаправленная форма деятельности со стороны субъектов социально-культурного пространства по хранению, изучению, распространению (передаче) знаний, формированию умений, ценностных установок в отношении как отдельного человека, так и группы лиц, общества, населения в целом. Просветительство включает в себя элементы образовательной деятельности, воспитания.Политические деятели Коллонтай ГугоКоллонта́й Гу́го (1750–1812), польский общественный и политический деятель, священник, учёный, публицист. Один из ведущих представителей польского Просвещения. Член Эдукационной комиссии (1776–1786). В 1777–1783 гг. член Совета, в 1783–1786 гг. ректор Краковской академии (ныне Ягеллонский университет), занимался разработкой и реализацией плана её реформы. В 1788–1792 гг. участвовал в работе Четырёхлетнего сейма и в составлении Конституции третьего мая 1791 г. Во время Польского восстания 1794 г. один из активных сподвижников Т. Костюшко, возглавлял финансовый отдел Высшего национального совета, участвовал в выработке программных документов повстанцев. В 1794–1802 гг. в заключении, с 1802 г. проживал на Волыни. В 1807 г. интернирован российскими властями, в 1808 г. возвратился в Варшавское княжество.Исторические (цивилизационные) периоды (эпохи) ПросвещениеПросвеще́ние, термин, используемый для обозначения эпохи (2-я половина 17 – начало 19 вв.) в истории культуры, общественной и философской мысли стран Европы и Америки. Идеология Просвещения сформировалась под воздействием достижений культуры Возрождения и научной революции 17 в. Развитие естественных наук породило веру в безграничные способности разума к познанию, привело к широкому распространению рационалистических идей. Утверждая всемогущество разума, просветители придали новый импульс идее прогресса, возможного и в научной, и в общественной сфере. Познание, способное изменить судьбу человека, стало целью, к которой должно стремиться общество. Другая общая черта мировоззрения просветителей – стремление к секуляризации общественной жизни и призыв к веротерпимости. Эпоха Просвещения стала временем окончательного формирования современных представлений о светском государстве, основанном на взаимных обязательствах между людьми. Теория естественного права идеологически обосновала требования демократических свобод. В этот период зародились многие черты современной политической системы: понятие гражданских прав и свобод, принцип разделения властей и др. Новые идеи, появившиеся в эпоху Просвещения, быстро распространялись в обществе и оказывали большое влияние на его жизнь благодаря кардинальным изменениям, произошедшим в культуре повседневности. Различия социально-экономических условий и национальных традиций обусловили специфику Просвещения в разных странах.Педагоги, деятели образования Семёнов Дмитрий ДмитриевичСемёнов Дми́трий Дми́триевич [1834(1835)–1902], российский педагог, деятель народного образования. Руководил Кубанской и Закавказской учительскими семинариями; инспектор начальных училищ Санкт-Петербурга. Предложил концепцию начального образования, в которой центральное место занимало наглядное обучение. Разработал методику преподавания русского языка.Государственные деятели Зонненфельс Йозеф фонЗо́нненфельс Йо́зеф фон (1732 или 1733–1817), юрист, писатель, государственный деятель, один из ведущих представителей австрийского Просвещения. Изучал право в Вене (1754–1756). Профессор Венского университета (с 1763). Действительный советник надворной канцелярии (с 1779), занимался вопросами права, реформы управления и финансов, подготовил проект судебной реформы, добился отмены пыток. Активный сторонник реформы литературного немецкого языка и расширения сферы его применения в Австрии. Содействовал реформе австрийского театра. С 1810 г. театральный цензор, с 1811 г. президент Академии изобразительных искусств в Вене.Образовательные организации «Сетлемент»«Се́тлемент», российское просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых. Деятельность общества от идеи возникновения до закрытия охватывает трёхлетний период (1905–1908). Основатели и руководители – А. У. Зеленко, С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и др.Педагоги, деятели образования Манн ХорасМанн Хо́рас (1796–1859), американский общественный деятель и педагог. Создал систему нормальных школ штата Массачусетс, способствовал принятию школьного закона штата, ставшего образцом для аналогичных законов других штатов. Свои педагогические идеи (право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имущественного положения и др.) пропагандировал через созданный им в 1838 г. первый в США педагогический журнал Common School Journal («Общеобразовательная школа»).