Пуфендорф Самуэль фон
Пу́фендорф Са́муэль фон (Samuel von Pufendorf) (8.1.1632, Дорфхемниц, ныне в составе г. Цвёниц – 26.10.1694, Берлин), немецкий юрист, историк, философ.
Родился в семье священника. Изучал право в Лейпциге и Йене. Основатель немецкой естественно-правовой школы, основатель логико-аксиоматического и системного подходов в юридических исследованиях. Автор многочисленных работ, в том числе «О государственном строе Германской империи» (1667), «Об обязанностях человека и гражданина согласно естественному праву» (1673), «Избранных научных статей» (1675), «Дискуссии о лжи» (1678), «Введения в историю великих народов и европейских государств» (1682–1685), «Истории Георгия Кастриоти» (1684), «Скандинавской полемики» (1686), «Бытия христианской религии» (1687), «Священного международного права» (1695) и др. Преподавал в ряде университетов Западной Европы (в Гейдельберге занимал первую в Европе кафедру естественного права). В 1670 г. Пуфендорф был приглашён шведским правительством на кафедру международного права вновь основанного университета в г. Лунд, в 1672–1688 гг. работал в Стокгольме государственным секретарём и историографом Карла XI Шведского, с 1688 г. – в Берлине. В 1694 г. получил шведское баронство.
Разрабатывал понятие государства как обладающего нравственностью лица, воля которого, образованная единением воли многих, рассматривается как воля всех. В основе возникновения государства, по мнению Пуфендорфа, лежит двойной договор: первый – между людьми об объединении и выборе формы правления, второй – между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных в целях их пользы и безопасности. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти. С образованием государства естественная свобода утрачивается; государство получает право творить насилие над людьми во имя общего блага. Концепция Пуфендорфа, таким образом, поддерживает идею абсолютизма.
Главная заслуга Пуфендорфа – отделение естественного права от богословской схоластики и вывод его на уровень самостоятельной науки. По мнению Пуфендорфа, право должно согласовываться лишь с законами разума, независимо от догматов вероисповедания и от существующих законоположений.