Песталоцци Иоганн Генрих
Пестало́цци Иога́нн Ге́нрих (Johann Heinrich Pestalozzi) (12.1.1746, Цюрих – 17.2.1827, Бругг, кантон Аргау), швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум в Цюрихе. Вдохновлённый идеями Ж.-Ж. Руссо и И. К. Лафатера, Песталоцци занялся практической педагогикой, преобразовав для этой цели своё имение в Нойхофе в пансион для бедных детей (закрылся в 1780 из-за недостаточного финансирования). Возглавлял приют для сирот в Штансе (1798–1799), институты в Бургдорфе (1800–1804). В 1804 г. Песталоцци вместе со своими учениками переехал в Ивердон. Именно этот период деятельности (1805–1825) принёс ему известность во всей Европе. Со временем набор учеников стал осуществляться всё больше из высших сословий, из-за чего Песталоцци закрыл учреждение и вернулся в своё имение.
Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799) и трактат «Лебединая песня» (1826). В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж.-Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов Г. В. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.
Разработанная Песталоцци педагогическая концепция исходила из того, что воспитание и образование должны начинаться с первых дней жизни («час рождения ребёнка является первым часом его обучения»); обучение должно строиться и развиваться «сообразно природе»; его необходимо начинать с выделения простейших элементов, выражающих наиболее фундаментальные свойства: это число, форма, слово, а элементарными формами этих элементов соответственно являются единица, прямая и звук; обучение должно носить развивающий характер, возбуждать ум детей к активной деятельности; оно должно быть наглядным. Необходимо гармоничное развитие умственных, физических и нравственных сил человека (головы, сердца и руки). Песталоцци одним из первых попытался воплотить идеи воспитания физическим трудом на практике. Идею Песталоцци о развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци» (Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 3. Москва, 1948. С. 95). Важной новацией стала также практика взаимного обучения.
Целью Песталоцци была реформа не только школы, но и народного образования в целом. Основой нравственного общества он считал деревенское поселение с его семейными связями, образующее замкнутый круг: инстинктивная любовь младенца к своей «естественной воспитательнице» (матери) впоследствии переносится сначала на отца, сестёр и братьев, а затем на учителя и школьных товарищей, охватывая в конечном счёте весь народ и всё человечество.
Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодёжи овладеть основными приёмами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика, готовящая к индустрии». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средство гуманизации промышленности». В произведениях Песталоцци содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодёжью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приёмами, которые необходимы для успешного участия в ней».
Идеи Песталоцци оказали громадное влияние на последующее развитие педагогики. Возник новый тип школьной системы – независимой от Церкви народной школы. В Германии (в первую очередь в Пруссии) появилось множество кружков последователей Песталоцци, стимулировавших практическую реализацию его идей. В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».