Амплуа
Амплуа́ (франц. emploi – применение), тип ролей, соответствующий психофизическим или сценическим данным актёра.
В драматическом театре путь развития амплуа – от типизированных персонажей (масок, аллегорий) к индивидуализированным образам – был связан с эволюцией драматургии и актёрского искусства. Зачатки амплуа имелись в античном и средневековом театре. Итальянская комедия дель арте, где актёры специализировались на исполнении ролей одного постоянного сценического типа, способствовала дальнейшему формированию амплуа. Устойчивые амплуа создал французский театр классицизма 17 в. В России амплуа введены по французскому образцу Указом императрицы Екатерины II от 13(24) октября 1766 г. на основе подготовленного директором придворного театра и музыки И. П. Елагиным «Стата» (Архив Дирекции императорских театров. Вып. 1. Санкт-Петербург, 1892. С. 85–86. № 94; С. 86–90. № 95). В этом документе ещё вперемешку приводились амплуа и должности: например, «первый трагический и комический любовник», а рядом «копиист» или «суфлёр» (Старикова. 2018. С. 407–410). Впоследствии наиболее распространённые амплуа: мужские – любовник, герой, комик, простак, резонёр, фат; женские – героиня, комическая старуха, грандам, травести, инженю, субретка, гранд-кокет и др. Утверждение (с конца 19 в.) в сценическом искусстве принципов ансамбля практически разрушило жёсткую систему амплуа. В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения в поколение, породили строго стабилизированную систему амплуа. Так, в японском театре кабуки сложилось 8 основных групп, в индийском театре катакхали, где каждый персонаж представляет собой канонизированный мифологический тип, выработалось около 12 видов амплуа.
В цирке артистические амплуа продиктованы многообразием жанров (клоунада, акробатика, гимнастика, эквилибристика, жонглирование, дрессировка, иллюзия) и спецификой исполняемой артистом трюковой работы. Наибольшее разнообразие амплуа – в клоунаде: клоун-буфф, ковёрный, рыжий, белый (резонёр), клоун-дрессировщик, клоун-мим, клоун-прыгун (соло или комический персонаж группового акробатического номера), музыкальный клоун. Амплуа в акробатике и эквилибристике – «нижний», «средний», «верхний»; в воздушной и пáртерной гимнастике – ловитор, вольтижёр. В дрессировке, жонглировании и иллюзии возможно участие артистов-комиков.
В опере и оперетте амплуа – тип ролей (партий), исполняемых артистом в соответствии с его вокально-сценическими данными и положением в труппе (например, премьер, примадонна, каскадная певица). Относительная устойчивость оперных амплуа связана с различием голосов по высоте и тембру, отсюда – деление партий на серьёзные (исполняемые голосами драматического и лирического типов) и игровые (исполняемые буффонными голосами). В операх 17–19 вв. тип голоса ассоциировался с характеристикой персонажа, что нередко прямо выражалось в наименовании амплуа: героический тенор, благородный баритон, субретка и т. п. Серьёзно-драматические партии требуют насыщенного звучания, иногда значительной виртуозности, игровые – актёрской гибкости, лёгкого и подвижного пения. В 19 в. возникли новые варианты певческих амплуа (например, вагнеровское сопрано), но в целом границы амплуа стали менее фиксированными, разные амплуа могут совмещаться в одной партии.