Артисты балета

Артисты балета

Солисты балета Большого театра

Солисты балета Большого театра
Асаф Мессерер. 1963

Мессерер Асаф МихайловичМессерер Асаф Михайлович

Мессере́р Аса́ф Миха́йлович (1903–1992), российский артист балета, педагог, балетмейстер, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1953), народный артист СССР (1976). В 1921–1954 гг. в труппе Государственного академического Большого театра СССР. Обладатель феноменального прыжка и стремительного динамичного вращения, Мессерер был одним из первых танцовщиков своего поколения, модернизировавших классическую балетную технику. Выступал как балетмейстер-постановщик. В 1923–1960 гг. преподавал в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии), с 1946 г. педагог Большого театра, где вёл т. н. звёздный класс, в котором занимались почти все выдающиеся танцовщики труппы, а также приезжавшие совершенствоваться артисты из театров СССР и зарубежья. Сталинские премии – 2-й степени за достижения последних 6–7 лет (вручена в 1941), 1-й степени за 1946 (вручена в 1947). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1973), Дружбы народов (1984).
Балерина Мария Александрова. 2010

Александрова Мария АлександровнаАлександрова Мария Александровна

Алекса́ндрова Мари́я Алекса́ндровна (род. 1978), российская артистка балета, народная артистка РФ (2009). С 1997 г. в труппе Большого театра (с 2017 – по контракту). Балерина героического стиля, продолжательница классических традиций московского балета. Наряду с центральными партиями в балетах наследия, с успехом выступает в постановках современных хореографов: Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, хореограф Б. Я. Эйфман), Солистка («Игра в карты» И. Ф. Стравинского) и Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2004; обе – хореограф А. О. Ратманский), Солистка («В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса, хореография Т. Тарп; «Misericordes» на музыку А. Пярта, хореограф К. Уилдон; «Квартира» на музыку Fleshquartet, хореограф М. Эк), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, постановка Д. Доннеллана и Р. Поклитару), Ундина («Ундина» Х. В. Хенце, хореограф В. В. Самодуров), Марго («Нуреев» И. А. Демуцкого, хореограф Ю. М. Посохов) и др.
Мария Аллаш в партии Феи Сирени в балете «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича. Государственный академический Большой театр. 2011

Аллаш Мария ЕвгеньевнаАллаш Мария Евгеньевна

Алла́ш Мари́я Евге́ньевна (род. 1976), российская артистка балета, народная артистка РФ (2012). С 1994 г. в труппе Большого театра. Среди классических партий: Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Солистка («Grand Pas Classique» на музыку Д.-Ф.-Э. Обера в хореографии В. Гзовского). Партии в балетах Ю. Н. Григоровича – Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна), Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова), Дж. Баланчина – Ведущая солистка («Кончерто Барокко» на музыку И. С. Баха), Л. Ф. Мясина – Страсть («Предзнаменования» на музыку Чайковского), Дж. Ноймайера – Титания/Ипполита («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети), А. О. Ратманского  – Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна).
Светлана Захарова на церемонии вручения премии OK! Awards «Больше чем звезды» в Москве. 2019

Захарова Светлана ЮрьевнаЗахарова Светлана Юрьевна

Заха́рова Светла́на Ю́рьевна (род. 1979), российская артистка балета, народная артистка РФ (2008). В 1996–2003 гг. артистка Мариинского театра, с 1997 г. в статусе солистки. С 2003 г. прима-балерина Государственного академического Большого театра России. Одна из самых известных балерин современности. Сотрудничая с ведущими компаниями, педагогами и хореографами мира, стала своего рода балетной эмблемой глобализма, соединив эстетику и профессиональные достижения разных балетных школ. В 2006–2011 гг. и с 2012 г. в составе Совета по культуре и искусству при президенте РФ. В 2007–2011 гг. депутат Государственной думы РФ. В 2011 г. основала Благотворительный фонд Светланы Захаровой. Соучредитель Образовательного фонда «Талант и успех» (2014, Сочи). Основатель (2015) и руководитель фестиваля детского танца «Светлана» в Москве.

Выпускники МГАХ

Выпускники МГАХ
Аллаш Мария Евгеньевна
Аллаш Мария Евгеньевна
Алла́ш Мари́я Евге́ньевна (род. 1976), российская артистка балета, народная артистка РФ (2012). С 1994 г. в труппе Большого театра. Среди классических партий: Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Солистка («Grand Pas Classique» на музыку Д.-Ф.-Э. Обера в хореографии В. Гзовского). Партии в балетах Ю. Н. Григоровича – Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна), Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова), Дж. Баланчина – Ведущая солистка («Кончерто Барокко» на музыку И. С. Баха), Л. Ф. Мясина – Страсть («Предзнаменования» на музыку Чайковского), Дж. Ноймайера – Титания/Ипполита («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети), А. О. Ратманского  – Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна).
Алексидзе Георгий Дмитриевич
Алексидзе Георгий Дмитриевич
Алекси́дзе Гео́ргий Дми́триевич (1941–2008), грузинский и российский артист балета, хореограф, народный артист Грузинской ССР (1989). Один из крупнейших мастеров неоклассики в балетном театре. В 1972–1980 гг. и с 1985 г. главный балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета. В 1978–1980 и 1985–1990 гг. художественный руководитель Тбилисского хореографического училища. В 1980–1983 гг. главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. В 1983–1985 гг. главный балетмейстер Оперной студии Ленинградской консерватории. В 1992 г. руководитель созданного им балета Капеллы Санкт-Петербурга. В 1967–1973 и 1983–1985 гг. педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. В 2000–2008 гг. заведовал кафедрой балетмейстерского образования Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, профессор с 2003 г.
Александрова Мария Александровна
Александрова Мария Александровна
Алекса́ндрова Мари́я Алекса́ндровна (род. 1978), российская артистка балета, народная артистка РФ (2009). С 1997 г. в труппе Большого театра (с 2017 – по контракту). Балерина героического стиля, продолжательница классических традиций московского балета. Наряду с центральными партиями в балетах наследия, с успехом выступает в постановках современных хореографов: Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, хореограф Б. Я. Эйфман), Солистка («Игра в карты» И. Ф. Стравинского) и Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2004; обе – хореограф А. О. Ратманский), Солистка («В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса, хореография Т. Тарп; «Misericordes» на музыку А. Пярта, хореограф К. Уилдон; «Квартира» на музыку Fleshquartet, хореограф М. Эк), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, постановка Д. Доннеллана и Р. Поклитару), Ундина («Ундина» Х. В. Хенце, хореограф В. В. Самодуров), Марго («Нуреев» И. А. Демуцкого, хореограф Ю. М. Посохов) и др.
Ананиашвили Нина Гедевановна
Ананиашвили Нина Гедевановна
Ананиашви́ли Ни́на Гедева́новна (род. 1963), российская и грузинская артистка балета, педагог, народная артистка Грузинкой ССР (1989), народная артистка РФ (1995). В 1981–2004 гг. в труппе Большого театра. Лауреат четырёх высших наград самых престижных балетных соревнований мира: в Варне (1980), Москве (1981, 1985), Джексоне (США, 1986). Приглашённая солистка New York City Ballet, Датского королевского балета и др. В 1993–2009 гг. ведущая солистка American Ballet Theatre (Нью-Йорк). С 2004 г. художественный руководитель Грузинского театра оперы и балета (до 2014) и балетной труппы театра. С 2004 г. артистический директор Тбилисского училища балетного искусства имени В. М. Чабукиани. Государственная премия Республики Грузия имени Ш. Руставели (1993). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2001, РФ), орденом Чести (2003, Грузия), Президентским орденом Сияния (2010, Грузия).
Мессерер Асаф Михайлович
Мессерер Асаф Михайлович
Мессере́р Аса́ф Миха́йлович (1903–1992), российский артист балета, педагог, балетмейстер, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1953), народный артист СССР (1976). В 1921–1954 гг. в труппе Государственного академического Большого театра СССР. Обладатель феноменального прыжка и стремительного динамичного вращения, Мессерер был одним из первых танцовщиков своего поколения, модернизировавших классическую балетную технику. Выступал как балетмейстер-постановщик. В 1923–1960 гг. преподавал в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии), с 1946 г. педагог Большого театра, где вёл т. н. звёздный класс, в котором занимались почти все выдающиеся танцовщики труппы, а также приезжавшие совершенствоваться артисты из театров СССР и зарубежья. Сталинские премии – 2-й степени за достижения последних 6–7 лет (вручена в 1941), 1-й степени за 1946 (вручена в 1947). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1973), Дружбы народов (1984).

Солисты балета Мариинского театра

Солисты балета Мариинского театра
Павлова Анна Павловна
Павлова Анна Павловна
Па́влова А́нна Па́вловна (1881–1931), российская балерина, педагог, балетмейстер. С 1899 г. в Мариинском театре. Сразу обратила на себя внимание М. И. Петипа. Концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса и балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, сочинённые М. М. Фокиным специально для Павловой, вошли в золотой фонд мировой хореографии. Танцевала в Большом театре, участвовала в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже, в постановках А. А. Горского. Тонко чувствуя национальный колорит, с успехом исполняла характерные танцы. В 1910 г. создала собственную труппу. С 1913 г. постоянно жила в Лондоне. В 1914 г. в последний раз выступила в России. Объездила с гастролями Европу, Северную и Южную Америку, Японию, Австралию, выступая до 200 раз за год. Преподавала. Образ Павловой стал символом балетного искусства начала 20 в.
Лопухов Фёдор Васильевич
Лопухов Фёдор Васильевич
Лопухо́в Фёдор Васи́льевич (1886–1973), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, народный артист РСФСР (1956). В 1905–1909, 1911–1922 гг. в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. В 1909–1910 гг. в Боль­шом те­ат­ре, в 1910–1911 гг. га­ст­ро­ли­ро­вал в США. В 1922–1930, 1944–1945 и в 1951–1956 гг. художественный руководитель ба­лет­ной труп­пы Пет­роградского (Ленинградского) те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та, в 1931–1935 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­ной труп­пы Ленинградского академического Малого оперного театра. Первый соз­да­л бес­сю­жет­ный про­грамм­ный ба­ле­т-сим­фо­нию, а также фор­му хо­рео­гра­фического син­те­тического спек­так­ля с пе­ни­ем, сло­вом, экс­цен­три­кой, цир­ко­вы­ми трю­ка­ми, те­ат­ром кукол и т. п.  В 1936–1940 гг. художественный руководитель Ленинградского хореографического училища (ЛХУ). В 1937–1941 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­мей­стер­ских кур­сов при ЛХУ, в 1962 г. – ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния Ле­нинградской консерватории (профессор с 1965).
Нижинский Вацлав Фомич
Нижинский Вацлав Фомич
Нижи́нский Ва́цлав Фоми́ч (1889, по другим дан­ным 1890 – 1950), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. С 1907 г. премьер Мариинского театра. Уво­лен в 1911 г. за то, что са­мо­воль­но на­дел для вы­сту­п­ле­ния в ба­ле­те «Жи­зель» А. Ада­на но­вый кос­тюм по эс­ки­зу А. Н. Бенуа. В 1909–1913 гг. ве­ду­щий тан­цов­щик Рус­ских се­зо­нов С. П. Дягилева. По­ста­вил балеты «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» (1912) и «Иг­ры» (1913) на музыку К. Дебюсси, «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го, которые ломали ка­но­ны ака­де­мического ба­лет­но­го спек­так­ля и клас­сического тан­ца, пред­вос­хи­щая бу­ду­щие по­ис­ки ба­лет­но­го те­ат­ра середины 20 в. В 1914 г. ор­гани­зо­вал собственную труп­пу, вы­сту­пав­шую в Лон­до­не. В 1916 г. вер­нул­ся в труп­пу Дя­ги­ле­ва. Воз­ро­дил ис­кус­ст­во муж­ско­го тан­ца, со­че­тая вы­со­кую тех­ни­ку прыж­ка и пи­ру­эта с вы­ра­зи­тель­но­стью пла­сти­ки и пан­то­ми­мы; рас­ши­рил лек­си­ку ба­лет­но­го тан­ца. В 1917 г. из-за психического заболевания по­ки­нул сце­ну.
Захарова Светлана Юрьевна
Захарова Светлана Юрьевна
Заха́рова Светла́на Ю́рьевна (род. 1979), российская артистка балета, народная артистка РФ (2008). В 1996–2003 гг. артистка Мариинского театра, с 1997 г. в статусе солистки. С 2003 г. прима-балерина Государственного академического Большого театра России. Одна из самых известных балерин современности. Сотрудничая с ведущими компаниями, педагогами и хореографами мира, стала своего рода балетной эмблемой глобализма, соединив эстетику и профессиональные достижения разных балетных школ. В 2006–2011 гг. и с 2012 г. в составе Совета по культуре и искусству при президенте РФ. В 2007–2011 гг. депутат Государственной думы РФ. В 2011 г. основала Благотворительный фонд Светланы Захаровой. Соучредитель Образовательного фонда «Талант и успех» (2014, Сочи). Основатель (2015) и руководитель фестиваля детского танца «Светлана» в Москве.

Хореография в Европе: 1-я половина 20 в.

Хореография в Европе: 1-я половина 20 в.

Хореография в Северной Америке: 20 в.

Хореография в Северной Америке: 20 в.

Мордкин Михаил Михайлович

Мордкин Михаил Михайлович
Мо́рдкин Михаи́л Миха́йлович (1880–1944), российский и американский артист балета, хореограф, педагог. В 1900–1918 гг. (с перерывами) в Большом театре, где занимал ведущее положение. Сторонник реформ А. А. Горского. Участник Русских сезонов. Партнёр А. П. Павловой в гастрольных поездках. С 1924 г. в США. Создал школу в Нью-Йорке. Как танцовщик Мордкин сохранял и развивал традиции московского исполнительства. Выработал новый стиль исполнения – мужественный и динамичный («героический»).
Михаил Мордкин. Ок. 1900

Дункан Айседора

Дункан Айседора
Дунка́н Айседо́ра (1877–1927), американская танцовщица. Создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма, открывший путь для возникновения танца модерн. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. В основе творческого метода Дункан лежал принцип самовыражения свободной личности. Оказала заметное влияние на академическую хореографию.
Айседора Дункан

Грэхем Марта

Грэхем Марта
Грэ́хем Ма́рта (1894–1991), американская танцовщица, хореограф, педагог. Одна из виднейших представителей танца модерн. В 1926 г. основала собственную труппу и гастролировала с ней во многих странах мира. Разработанную ею технику танца преподают в созданной ею в 1927 г. в Нью-Йорке школе, ставшей крупнейшим центром танца модерн. Искусство Грэхем оказало определяющее влияние на мировой современный танец и балетный театр, во многом сформировав его стиль и особенности техники.
Марта Грэхем

Хореография в Европе: 2-я половина 20 в.

Хореография в Европе: 2-я половина 20 в.