Ивата Морихиро
Ива́та Морихи́ро (岩田守弘) (род. 6.10.1970, Иокогама, Япония), японский и российский артист балета, балетмейстер.
Представитель известной японской династии артистов балета и педагогов. Учился у своего отца, Иваты Сакутаро (род. 1947), основателя труппы «Ивата-балет» и студии при ней, ученика одного из основателей японского балета А. А. Варламова. В 1987 г. стал обладателем 1-й премии конкурса в Токио. В 1989–1990 гг. учился в Институте русского балета в Токио [филиал Московского академического хореографического училища (МАХУ)]. В 1990 г. завоевал 3-ю премию (младшая группа) 4-го Международного конкурса артистов балета в Джексоне (США, штат Мэн).
Один из первых японских студентов, получивших возможность стажироваться в МАХУ (1990–1991, педагог А. И. Бондаренко); в выпускных концертах на сцене Большого театра исполнил партию Солиста в гран-па из балета «Пахита» Л. Ф. Минкуса (1991, хореография М. И. Петипа, редакция С. Н. Головкиной), а также вариации из балетов «Дон Кихот» Минкуса и «Корсар» А. Адана. В 2000 г. окончил балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства (педагог Е. П. Валукин).
Невысокий, с развитыми мышцами, танцовщик выделялся отличной координированностью, мощным прыжком, динамичными вращениями, масштабностью танца, свободным владением разными сценическими пространствами, что делало его одним из самых техничных танцовщиков московской сцены 1990-х гг.
После стажировки в МАХУ приглашён в театр «Русский балет», где сформировалось его амплуа гротескного виртуоза, незаменимого в партиях Шута («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Солиста во вставном па-де-де 1-го акта («Жизель» Адана), Пана (хореографическая картина «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст»). В репертуаре также партии: Принц («Щелкунчик» Чайковского), па-де-де из балетов «Сильфида» Х. Лёвеншелля, «Корсар» Адана (Па д’эсклав), «Сатанилла» («Карнавал в Венеции» на музыку А. К. Лядова и Н. Паганини), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, вариация Остапа («Гопак») из балета «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого.
Руководитель театра «Русский балет» В. М. Гордеев поставил для артиста рассчитанные на его уникальную технику и мальчишеское обаяние номера «У каждого свои развлечения» на музыку Ж.-М. Жарра, «Инструктаж авиапассажиров перед полётом в Теннесси» на музыку ансамбля Manhattan Transfer.
В 1992 г. завоевал Гран-при и приз Михаила Барышникова «Лучшему танцовщику конкурса» 2-го конкурса артистов балета России «Арабеск» (Пермь), в 1993 г. – 1-ю премию 7-го Международного конкурса артистов балета в Москве.
С 1995 г. стажёр, с 1996 г. солист балетной труппы Большого театра. Работал под руководством Б. Б. Акимова, В. С. Ворохобко, В. С. Лагунова. Нестандартные профессиональные возможности и огромное сценическое обаяние привлекало к танцовщику внимание хореографов. Первый исполнитель партий в постановках А. О. Ратманского (Ивашка – «Болт» Д. Д. Шостаковича, Солист – «Игра в карты» И. Ф. Стравинского, Марсельский танец – «Пламя Парижа» Асафьева), Н. Н. Андросова (Конёк-Горбунок – «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина), П. Лакотта (Обезьяна – «Дочь фараона» Ч. Пуньи).
Среди лучших партий: Чиполлино («Чиполлино» К. С. Хачатуряна), Золотой божок («Баядерка» Минкуса), Балда («Балда» на музыку Шостаковича), Подгулявший нэпман («Золотой век» Шостаковича), Наездник («Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»), Перуанец («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, первый исполнитель в России).
В репертуаре также партии: Шут («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского), Виноградинка («Чиполлино» К. С. Хачатуряна), Друг принца (редакция В. В. Васильева) и Шут (редакция Ю. Н. Григоровича, оба – «Лебединое озеро» Чайковского), Чёрт и Китайская кукла («Щелкунчик» Чайковского), Шут («Легенда о любви» А. Меликова), вставное па-де-де («Жизель» Адана), Арлекин («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта), Солист («Магриттомания» на музыку Ю. В. Красавина), Филострат/Пэк («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети), Солист («В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса), номер «Тарантелла» на музыку Л. М. Готшалка, вариация Иванушки из балета «Конёк-Горбунок» Щедрина (версия А. И. Радунского).
Участвовал в проекте Большого театра «Мастерская новой хореографии» как исполнитель и хореограф: исполнил сольную партию в балете «Венгерские танцы» на музыку И. Брамса (хореограф А. Г. Мирошниченко); поставил балет «Тамаши» на музыку группы Kodo (2005) и исполнил в нём партию Дракона; поставил номер «Первобытные пляски» на музыку П. З. Турсунова (2008).
Как приглашённый солист выступал со многими балетными труппами России и СНГ, в их числе труппы Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, Марийского театра оперы и балета имени Э. Сапаева). В репертуаре: Базиль («Дон Кихот» Минкуса), Альберт («Жизель» Адана), Щелкунчик-принц («Щелкунчик» Чайковского), Джеймс («Сильфида» Лёвеншелля), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Пэк («Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона), Видение розы («Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера), па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» Х. С. Паулли, вариация Остапа («Гопак») из балета «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого. Первый исполнитель партии Ходжи в балете «Ходжа Насреддин» Турсунова (2007, Русский камерный балет «Москва», хореограф Э. А. Смирнов). Участвовал в многочисленных балетных фестивалях в России и странах бывшего СССР. С концертными программами, составленными из номеров преимущественно собственного сочинения, неоднократно гастролировал в Японии.
Удостоен Гран-при и приза «Лучшему хореографу» Международного фестиваля балета имени Джорджа Баланчина – Вахтанга Чабукиани в Тбилиси (2000), 3-й премии конкурса хореографов Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря (2011, Донецк, Украина).
Завершив исполнительскую карьеру, в 2012 г. был назначен художественным руководителем балетной труппы Бурятского театра оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова. Полностью обновил её репертуар. Поставил собственные редакции балетов «Красавица Ангара» Л. К. Книппера и Б. Б. Ямпилова (2012), «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (2014), «Баядерка» (2015), «Дон Кихот» (2016), Гран-па из балета «Пахита» (2016, все – Минкуса), «Лебединое озеро» Чайковского (2016), «Корсар» Адана (2018), «Щелкунчик» Чайковского (2018). Пригласил на постановку в театр В. Я. Писарева («Пер Гюнт» на музыку Э. Грига, 2015) и румынского балетмейстера В. Бартеса («Коппелия» Л. Делиба, 2017). Инициированная им постановка балета «Талисман» Р. Дриго (2018, хореограф А. А. Мишутин) стала первым бурятским балетом, выдвинутым на соискание Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2020). Поставил собственный балет «Тамаши» на музыку группы Kodo (2013). Значительно обновил творческий состав коллектива, который пополнился большим количеством японских танцовщиков. Труппа впервые за несколько десятилетий выехала на гастроли в Москву, а также в Японию и Италию. Был организатором Международного фестиваля балета имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева (2013, 2018).
В 2014 г. основал Культурный фонд Морихиро Ивата, деятельность которого направлена на поддержку молодых и перспективных артистов, творческих коллективов, образовательных учреждений сферы культуры, организацию гастролей, мастер-классов и т. п. В 2019 г. фонд провёл 1-й Российско-японский евразийский конкурс артистов балета. В 2016 г. Ивата организовал собственную балетную школу в Улан-Удэ.
В 2019–2022 гг. руководил балетной труппой Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Среди постановок: «Шопениана, или Японские этюды» на музыку Ф. Шопена (2019, совместно с режиссёром Д. С. Белянушкиным), «Корсар» Адана (2019), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (2021). Хореограф (совместно с Фудзимой Ранко) и исполнитель партии Тоётоми Хидэёси в балете российского-японского международного проекта «Самурай Нобунага» на традиционную японскую музыку (2015).
Член жюри Открытого конкурса артистов балета России имени Екатерины Максимовой «Арабеск» (Пермь, 2010–2018).
Художественная премия Министерства культуры Японии (2010); премия кабинета министров Японии «Японцы, прославляющие Японию в мире» (2012); почётная грамота Министерства иностранных дел Японии за развитие культурного обмена между Японией и Россией через искусство (2021).
Награждён орденом Дружбы (РФ, 2009).