Янг-эдалт
Янг-эда́лт (англ. young adult fiction; YA – литература для «молодых взрослых», «книги для подростков», «роман инициации»), направление современной массовой культуры, возникшее в конце 20 – начале 21 вв. и адресованное преимущественно молодой аудитории. В основе янг-эдалта лежит сюжет о молодом человеке (юноше или девушке), участвующем в опасных соревнованиях, играх на выживание, выполняющем рискованные задания и миссии, успех в которых повышает его социальный статус. Как правило, янг-эдалт включает элементы фантастики, но допускает и реалистический сеттинг.
Устойчивого перевода термина «young adult» в русскоязычных культурологических дискуссиях не сложилось – «подростковая литература» или «литература для подростков» не передаёт его точного содержания. «Подростки» в англоязычной традиции описываются либо обобщённо как «юношество» (adolescents), либо с конкретной отсылкой к возрасту – «подростки от 11 до 20 лет» (teen, teenager), а адресованная им литература обозначается как «книги для молодых людей» (books for уoung рeople). Примером такого словоупотребления служит название Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY). В отличие от янг-эдалта «книги для молодых людей» – исключительно возрастное определение, охватывающее максимально широкий спектр детской и юношеской литературы и лишённое собственного жанрового содержания.
В отечественной традиции выделять «молодых взрослых» в особую категорию пока не принято, поэтому возрастные и социальные маркеры этого определения требуют уточнения. «Молодые взрослые» в общем случае – «возраст, следующий за юношеским». Однако точная возрастная градация, основанная на физиологическом и психологическом развитии индивида, остаётся предметом научных дискуссий и колеблется в диапазоне от 17 до 25 либо даже до 30 лет (Erikson. 1950). Психофизиологический профиль «молодых взрослых» включает трудности взросления, связанные с завершением физического и полового развития, разрывом с семьёй, началом активной половой жизни, интеграцией в новые коллективы, стремлением к максимальной самостоятельности и социальному успеху. В традиционных обществах смене юношеского статуса на взрослый предшествовал обряд инициации, прохождения ритуальных испытаний, порой жестоких, болезненных и даже опасных для жизни. После такого обряда молодые люди становились полноценными членами общины: получали право на вступление в брак (право на секс), право распоряжаться имуществом, быть воинами и участвовать в социальной жизни (претендовать на статус предводителя группы или жреца). В современном обществе эти процессы во многом перешли в культурную плоскость, поэтому ключевым, определяющим элементом жанрового канона янг-эдалта стал мотив испытания, препятствий, которые герой должен преодолеть для приобретения новой социальной роли. Произведения с подобными инициатическими сюжетами отчасти снижают психологическое напряжение юношества и предлагают молодой аудитории позитивную модель достижения социального успеха. Этим может объясняться рост популярности произведений в стилистике янг-эдалта.
Переход подростка в статус «молодого взрослого» связан с изменением не только психологического или социального, но и экономического положения. В борьбе за финансовую независимость от родителей или опекунов «молодые взрослые» постепенно обзаводятся собственными средствами или доходом, чтобы оплачивать развлечения, приобретать книги и другой контент по собственному выбору. Этот фактор существенно повлиял на тематику янг-эдалта, одним из значимых мотивов которого стал протест героя-одиночки против жестокой системы, правил, давления условных «старших» – семьи или клана. Однако в отличие от подростковых антиутопий [самой известной из которых является роман «Заводной апельсин» («A Clockwork Orange», 1962) Э. Бёрджесса] янг-эдалт избегает демонстрации насилия, натурализма, травмирующих подробностей. Так, например, в цикле «Таймлесс» или «Трилогия драгоценных камней» («Edelstein Trilogie», 2009–2010) немецкая писательница К. Гир использует троп перемещений во времени, но при этом делает акцент на любовной и магической линиях, избегая любых шокирующих бытовых подробностей прошлого. В условно антиутопическом сеттинге романа «Отбор» («The Selection», 2012) американская писательница К. Касс описывает кастовое общество, однако сосредоточивает внимание на деталях дворцовой жизни и особенностях гардероба участниц отбора невесты для принца. Подобный подход сохраняется и в визуальных образцах янг-эдалта, например в оригинальном сериале телеканала BBC One – «Мерлин» («Merlin», 2008–2012), где зрителям предлагают образ благоустроенного, даже гламурного магического Средневековья. Фантастический сеттинг, интерес к вымышленным существам, волшебству и магии, простота изложения, обилие диалогов, высокая эмоциональность, повествование от первого лица, простые любовные линии – узнаваемые приметы стиля янг-эдалт.
Предыстория янг-эдалта
Представление о детском и подростковом возрастах как требующих особого отношения, включая специальную культурную продукцию и литературу для чтения, возникло во второй половине 19 в. Вместе с тем истории о молодых людях, вступающих во взрослую жизнь, пройдя череду испытаний, стали появляться уже в конце 18 в. Герои плутовских романов в рамках литературы сентиментализма – молодые люди, которые по мере взросления преодолевают житейские преграды. Написанные в реалистической манере, эти романы проповедовали торжество явленной героями добродетели, например в романе «История Тома Джонса, найдёныша» («The History of Tom Jones, a Foundling», 1749) Г. Филдинга. В тот же период авторы-просветители начинали публиковать повести, иллюстрирующие их философские искания через судьбы молодых людей, например в повести «Кандид, или Оптимизм» («Candide, ou l’Optimisme», 1759) Вольтера и романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» («Émile, ou De l’éducation», 1762) Ж.-Ж. Руссо. Наконец, И. В. Гёте публикует роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahren», 1795–1796), довершивший формирование жанрового канона романа воспитания. Несмотря на молодость героев этих произведений, книги адресовались немногочисленной взрослой просвещённой аудитории.
Массовая грамотность, распространившаяся в эпоху промышленных революций, превратила чтение в популярный досуг для различных слоёв общества. Аудитория романов воспитания расширялась, поскольку жанр удачно сочетал увлекательный сюжет, арку героя, доступный язык и благородный социальный посыл – необходимость учиться, трудится, быть честным, соблюдать закон и т. д., чтобы достичь успеха. Герои романа воспитания зачастую сироты либо лишены семьи, вырваны из привычной обстановки, попадают в исправительные дома или учебные заведения с жестокими порядками. Французский писатель Г. Мало даже вынес сиротство героя в название романа – «Без семьи» («Sans famille», 1878). Путь к новому статусу они вынуждены начинать с самых низов, а их успех зависит от социальных связей – помощи наставников и друзей. Классические образцы романа воспитания созданы Ч. Диккенсом: «Приключения Оливера Твиста» («The Adventures of Oliver Twist», 1838), «Барнеби Радж» («Barnaby Rudge», 1841), «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» («The Personal History, Adventures, Experience and Observation of David Copperfield the Younger of Blunderstone Rookery», 1852–1853) и др.
Важная для эпохи Просвещения тема естественных человеческих прав, в том числе прав женщин, породила новый тип героини романа воспитания. В отличие от сентиментальных романов, героини которых выступали объектом или жертвой любовной страсти, роман воспитания представил публике юных героинь, способных самостоятельно позаботиться о себе. Они получали образование и зарабатывали своим трудом. Так, героиня романа «Холодный дом» («Bleak House», 1853) Ч. Диккенса после обучения в пансионе работает компаньонкой, героиня «Грозового перевала» («Wuthering Heights», 1847) Э. Бронте – гувернанткой, и т. д. Они способны на решительные, даже отчаянные поступки и выбирают себе спутников сами, а не по настоянию родственников. Именно этот типаж в дальнейшем сформировал канон янг-эдалта, причём настолько устойчивый, что некоторые исследователи относят активную, деятельную героиню к характеристикам этого направления (Папудогло. 2019). С такой трактовкой сложно согласиться на фоне множества проектов янг-эдалта с главным персонажем мужского пола, например цикла романов Р. Риордана о Перси Джексоне (2005–2009), ранее упомянутого сериала «Мерлин», норвежско-датского сериала «Рагнарёк» («Ragnarok», с 2020).
Параллельно с романом воспитания набирал полярность и авантюрный роман, также повлиявший на канон современного янг-эдалта, хотя и не столь значительно. Сюжет авантюрного романа тоже строится на последовательности приключений, однако они чередуются в произвольном порядке, а не усложняются как инициатические испытания. Каждое новое испытание приносит герою янг-эдалта новый опыт и более высокий социальный статус. Так, главная героиня трилогии американской писательницы С. Коллинз «Голодные игры» («The Hunger Games», 2008–2010) Китнисс Эвердин сначала становится победительницей ежегодного турнира «Голодные игры», затем, во втором романе «И вспыхнет пламя» («Catching Fire»), становится участницей «Квартальной бойни» – турнира победителей, который проходит раз в 25 лет, а в заключительной, третьей части «Сойка-пересмешница» («Mockingjay») становится символом повстанческого движения в угнетённых частях страны (дистриктах). Она изменяется благодаря новому опыту и отказывается от идеи никогда не иметь детей, поскольку им больше не угрожает участие в турнирах «Голодные игры». Достигнув предельно высокого статуса, герой вынужден остановиться, поэтому возможное число испытаний в янг-эдалте ограничено. Авантюрный роман организован принципиально иначе. Он сложился под влиянием романтизма, его герои не стремятся к более высокому статусу, наоборот, могут скрывать свой титул или отказываться от него, как в романе «Капитан Фракасс» («Le Capitaine Fracasse», 1863) Т. Готье. Герои авантюрного романа статичны, лишены развития, даже если их возраст меняется, – таков принцип серийности. Набор приключений с одним героем ограничен лишь успешностью франшизы, например, серия французского писателя М. Леблана об авантюристе Арсене Люпене издавалась в 1905–1941 гг.
Промышленная революция привела не только к росту грамотности, но и к требованию отказаться от детского труда, экономическим следствием которого стало исключение детей и подростков из круга самостоятельных потребителей на длительный период. Культурные и развлекательные мероприятия для них выбирали и оплачивали родители либо воспитатели. Медицинские и психологические представления об особенностях психофизиологии детей и подростков предписывали создавать особые произведения, рассчитанные на восприятие этой возрастной категорией. Речь шла не только об образовательном и воспитательном содержании, но и об определённых ограничениях. Детей предписывалось ограждать от недоступных их пониманию или травмирующих сцен – любовных, жестоких, безнравственных. Продукцию для детской и юношеской аудитории стали сопровождать сначала рекомендательной, а затем обязательной официальной возрастной маркировкой, дополнительные ограничения на выбор подростков накладывали сами родители исходя из своих субъективных представлений. Жанр романа воспитания, просуществовавший более 150 лет, вошёл в канон обязательного детского и юношеского чтения. Его жанровые маркеры – разрыв героя с привычным бытом и семьёй, выраженная эмоциональность, детализация процесса взросления, совпадающего с поэтапным социальным ростом, суровые учебные или исправительные заведения, наставники и команда поддержки героя – были заимствованы янг-эдалтом. Чтобы подчеркнуть жанровую преемственность романа воспитания и янг-эдалта, зачастую используют объединяющий термин «роман инициации» либо «инициатический роман».
С ростом общественного благосостояния в развитых странах в конце 1960-х гг. молодые люди стали получать больше карманных денег, многие из них активно подрабатывали с подросткового возраста и тратили заработанное на развлечения и удовольствия, которые выбирали самостоятельно. Их привлекали важные, но запретные, с точки зрении воспитателей, темы – подавленные страхи, насилие, мистика, секс, жажда лидерства. Рынок отреагировал на платёжеспособный спрос, предложив юношеству такие жанры, как слэшер, романтические комедии и сериалы с героями – старшеклассниками или студентами, как в фильмах «Баффи – истребительница вампиров» («Buffy the Vampire Slayer», 1992, режиссёр Ф. Р. Кузуи) и «Бестолковые» («Clueless», 1995, режиссёр Э. Хекерлинг) или в сериале «Беверли Хиллз, 90210» («Beverly Hills, 90210», 1990–2000), комиксы и фильмы о супергероях либо основанные на мифах и легендах. Всем этим развлекательным жанрам была присуща большая доля иронии – их создавали взрослые люди, как правило далёкие от подростковых проблем и считавшие молодёжь невзыскательной аудиторией.
С середины 1980-х гг. «молодые взрослые» – люди в возрасте от 15 до 30 лет – начинают играть всё более заметную экономическую роль. Возник феномен яппи. «Молодые взрослые» стали активными покупателями: они приобретали не только видеокассеты и DVD-диски с фильмами или тетрадки комиксов, но всё, что связано с любимыми произведениями, – коллекционную сувенирную или фанатскую продукцию (мерч). Они охотно делились собственным творчеством по мотивам популярных произведений, самоорганизовывались для фестивалей и ролевых игр. Возникавшие в Интернете фан-сообщества оказались более массовыми, управляемыми и коммерчески привлекательными, чем закрытые и узкие группы почитателей книг или фильмов, существовавшие в реальной жизни (в офлайне). Благодаря открытости социальных сетей для анализа предпочтений возрастных групп, маркетологи получили возможность с большой точностью оценивать неудовлетворённый спрос и ожидания подростковой аудитории и обеспечить максимально точную поддержку и продвижение проектов для «молодых взрослых».
Особенности азиатского янг-эдалта
В отдельных странах и регионах возрастная сегментация массовой культуры имеет свои особенности. В частности, в Азии традиционное отношение к подростку не предполагало иронии, борьба молодых людей за равное место в мире взрослых считалась делом серьёзным и суровым. На этом фоне в Японии возник и стал популярен жанр сёдзё, существенно повлиявший на жанровую структуру янг-эдалта. Сёдзё (япон. 少女 – девушка) – истории о юных девушках 12–18 лет, которые формируются как личности в борьбе с бытовыми или мистическими обстоятельствами, оформленные в виде комикса манги, аниме или дорамы. Характерная визуальная стилистика сочетается в сёдзё с неспешным повествованием, обилием бытовых подробностей, повторение которых задаёт темпоритм всему произведению. Каждое изменение бытовых деталей указывает на грядущую трансформацию героини. В янг-эдалте тоже используются бытовые зарисовки, но не как способ ритмизации, а чтобы отсрочить кульминационный момент и увеличить напряжение. Например, героиня романа «Голодные игры» часто останавливается, расплетает и заплетает косы посередине игрового поля, наполненного смертельными ловушками.
Слово «сёдзё» изначально отсылало к таким понятиям, как непорочность, девственность, а потому эти истории носили романтический характер и завершались замужеством героини. Но к 1970-м гг. в традиционно мужскую профессию мангаки (одновременно автора и художника манги) пришли молодые образованные женщины и реформировали жанр, начав создавать произведения, в которых любовная линия уступала по значимости историям социального успеха. Современные сёдзё – истории о взрослении девушки, которая добилась успеха.
Юная и неопытная героиня сёдзё преодолевает жизненные тяготы, будь то изнуряющие домашние обязанности или полчища демонов. С каждым новым испытанием её сила растёт, пока однажды не позволит ей одержать окончательную победу. Чтобы достичь успеха, героине сёдзё иногда приходится отказаться от любви к привлекательному, но порочному или просто не подходящему ей субъекту, делать выбор между роднёй по крови и близкими по духу, между мечтой и долгом. Верный выбор ведёт к повышению социального статуса. Примерами могут служить широко известные и основанные на жанровых принципах сёдзё анимационные фильмы Миядзаки Хаяо «Ведьмина служба доставки» (япон. 魔女の宅急便, англ. «Kiki’s Delivery Service», 1989), «Принцесса Мононоке» (япон. もののけ姫, англ. «Princess Mononoke», 1997) или «Унесённые призраками» (япон. 千と千尋の神隠し, англ. «Spirited Away», 2001).
Влияние жанра сёдзё на романы европейских авторов янг-эдалта выразилось даже в случае реалистического или бытового сеттинга. Так, англоязычный автор С. Масси интегрирует канон сёдзё в детективные романы о стремящейся к успеху девушке-антикваре Рей Симуре (выходил в 1997–2014), а германская писательница Э. Петцольд – в реалистической трилогии 2020 г. о сложных взаимоотношениях обычной студентки Эллы и корейского поп-идола Чжу Ён «Когда мы мечтаем» («When We Dream», 2020), «Когда мы падаем» («When We Fall», 2020), «Когда мы надеемся» («When We Hope», 2020).
В отличие от англоязычного янг-эдалта, адресованного гендерно-нейтральной публике, аудитория сёдзё состоит из девушек и молодых женщин. Для молодых мужчин в жанровой структуре японской манги предусмотрены сёнэн (для юношей 12–20 лет) и сэйнэн (для молодых мужчин до 35 лет). Из этих жанров янг-эдалт позаимствовал остросюжетность, построенную вокруг опасного соревнования или игры с жестокими правилами, и героя, который открывает в себе особые качества, позволяющие одержать победу. Эти качества могут быть как реалистическими, так и супергеройскими, магическими, например способность перемещаться между мирами, одерживая победу за победой, и т. д. Характерные примеры жанра – японские манги: «Арису в Пограничье» (япон. 今際の国のアリス, 2010–2016) Асо Харо, получившая широкую известность благодаря экранизации для платформы Netflix («Alice in Borderland», с 2020, режиссёр Сато Синсукэ), или «Страшная воля богов» (япон. 神さまの言うとおり, 2011–2012) Мунэюки Канэсиро и Акэдзи Фудзимуры – о старшеклассниках, вовлечённых в жестокую игру на выживание с участием гигантских кукол. Даже экранизированная режиссёром Миикэ Такаси в 2014 г. («As the Gods Will»), она оставалась локальным феноменом и получила широкую известность лишь после мирового успеха сериала Netflix, использующего сходные сюжетные арки, – «Игра в кальмара» (кор. 오징어게임, англ. «Squid Game», 2021, режиссёр Хван Дон Хёк). Сериал «Игра в кальмара» не имеет литературной основы, но интересна тем, что дополнила канон популярного в Азии жанра характерными чертами янг-эдалта – участники не просто выживают в навязанной внешними силами жестокой игре, а идут на эксперимент добровольно, в надежде поправить своё положение с помощью денежного приза. Такой жанровый синтез оказался крайне успешным – сериал «Игра в кальмара» длительное время оставался лидером среди всех проектов Netflix в 90 странах.
В 2000-х гг. индустрия развлечений сделала ещё один шаг, важный для успеха янг-эдалта, благодаря запуску первых художественных трансмедийных проектов – вымышленных историй сразу в нескольких форматах на разных информационных носителях: компьютерной игры, романа в текстовом, аудио- и графическом форматах, полнометражного фильма либо сериала. Одним из ранних трансмедийных проектов стала «Королевская битва» (япон. バトル・ロワイアル), сюжет которой строился вокруг участия школьников в жестокой игре как перехода, знаменующего вступление во взрослую жизнь, – мотив, чрезвычайно близкий к современному янг-эдалту. В 1999 г. вышел роман Косюна Таками «Королевская битва», а год спустя – первый том одноимённой 15-томной манги, созданной совместно с художником Тагути Масаюки. В 2000 г. режиссёр Фукосаку Киндзи экранизировал «Королевскую битву» (англ. «Battle Royale») в формате полнометражного фильма. Проект не только приобрёл культовый статус, но и дал название целому типу многопользовательских компьютерных игр, совмещающих симуляторы режимов выживания (survival game) и «последний выживший побеждает» (last man standing). Вместе с тем «Королевская битва» не стала успешной франшизой. Её создатели ориентировались на успех отдельных продуктов с общим сюжетом, а не на разработку трансмедийного мира (вселенной), предполагающего длительную, перспективную работу с фан-сообществом.
Янг-эдалт и фандом
Обращение к существующему фандому и создание произведений на основе фан-арта – принципиальный элемент успеха янг-эдалта. Из фандома вышли многие успешные авторы. Например, Кассандра Клэр, прославившаяся фанфиками по миру Гарри Поттера, стала автором успешных оригинальных циклов «Орудия смерти» («The Mortal Instruments», 2007–2014) и «Адские механизмы» («The Infernal Devices», 2010–2013), а Э. Л. Джеймс, начинавшая с фанфиков по миру саги «Сумерки» («Twilight»), прославилась романом «50 оттенков серого» («Fifty Shades of Grey», 2011).
Мир трилогии С. Коллинз «Голодные игры» также получил развитие в форме экранизаций и одноимённой компьютерной игры. В силу отмеченной гибкости и адаптивности янг-эдалт часто определяют не как сугубо жанровое явление, а как «формат» либо «формулу» массовой культуры. Такой формат или формула более универсальны и представляют собой совокупность характерных, узнаваемых структурных и художественных элементов, легко воспроизводимых при помощи различных медиасредств не только в виде литературного произведения или графического романа, но и полнометражного или анимационного фильма, сериала, квеста, компьютерной игры. Формула, воспроизводящая специфические культурные модели и мотивы, неизменно вызывает определённую эмоциональную реакцию целевой аудитории (Cawelti. 1977).
В 1990-х гг. вышло знаковое произведение, предвосхитившее принципы янг-эдалта, – семитомная сага Дж. Роулинг о Гарри Поттере (1997–2007), соединившая в истории взросления и испытаний мальчика канон романа воспитания с литературой фэнтези. Вместе с тем целевой группой романов Роулинг оставались родители, приобретающие книги для детей, а не сами подростки, а методы продвижения цикла были достаточно традиционными и сосредоточены на книжном рынке. Окончательно жанровую формулу янг-эдалт обрёл после успеха цикла романов С. Майер «Сумерки» (2005–2008), что было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, книга адресовалась существовавшему и весьма сплочённому «вампирскому» фан-сообществу. Во-вторых, Майер удалось расширить аудиторию за счёт подростков, ранее избегавших чтения, создав «комикс без картинок» – простой и доступный, насколько это возможно, текст, близкий к дневниковым записям самих молодых людей. Стилистический эффект усиливался изложением от первого лица. Но самое главное – автор отважилась объединить в одном произведении три доминанты: пробуждение сексуальности, связанную с ними социализацию и возникающие в этой связи страхи. Книга резонировала с психологическим напряжением, свойственным человеку в момент смены социального статуса. Произведения, описывающие инициатические испытания и успех героя, безусловно, снижают такое напряжение и дарят читателям надежду на успех. Вот почему ключевым элементом формулы янг-эдалта служит не любовная линия, а испытания, через которые проходит герой. Даже в романе «50 оттенков серого», организованном по канону янг-эдалта, экстремальный секс выступает своего рода испытанием для главной героини, а наградой ей служит законный брак с богатым и преуспевающим мужчиной, что существенно повышает её социальный статус. Янг-эдалт – произведения о победителях, где неопределённость или ухудшение социального положения героя могут оттолкнуть аудиторию.
Формула янг-эдалта
Ядро формулы янг-эдалта составляют инициатические испытания главного героя. Разница между его изначальным положением и достижениями должна быть максимальной, масштаб и сложность задач постепенно нарастают, и с каждым новым этапом меняется социальная роль героя. В финале социальный статус героя изменяется необратимо.
Главный герой в янг-эдалте всегда один. В отличие от любовного романа, героями которого выступает пара, или супергеройского эпоса с равноправными участниками команд, в янг-эдалте возлюбленные, наставники, друзья и члены команды остаются не более чем персонажами второго плана. Общее число персонажей в произведениях янг-эдалта, как правило, невелико, аудитории легко их запомнить. Герой крайне эмоционально и искренне реагирует на происходящее, развивается, претерпевает внутреннюю эволюцию, которая сопровождается внешними изменениями. Например, Китнис Эвердин из романа «Голодные игры» принимает решение победить в играх и визуально преображается перед их началом, облачившись в алое огненное платье. Гэри – герой комиксов «Секретная служба» («The Secret Service», 2012–2013) М. Миллара и Д. Гиббонса – после обучения в школе секретной организации «Кингсман» подтверждает свой новый социальный статус и под руководством наставника облачается в дорогой костюм джентльмена. Комикс был экранизирован под названием «Kingsman: Секретная служба» («Kingsman: The Secret Service», 2014, режиссёр М. Вон).
Романтическая линия в янг-эдалте желательна, но не обязательна, если выбор партнёра и любовные перипетии сами не становятся инициатическим испытанием. Так, в романе А. Мариона «Тепло наших тел» («Warm Bodies», 2010) союз девушки Джули и зомби Р способен вернуть P человеческий облик.
Сеттинги янг-эдалта отличаются большим разнообразием благодаря лёгкой воспроизводимости его жанровой формулы. Они варьируются от условно реалистических до антиутопических, как в романах «Бегущий в лабиринте» («The Maze Runner», 2009–2016) Дж. Дэшнера или «Дивергент» («Divergent», 2011–2013) В. Рот, от магических до научно-фантастических, не только в литературе, но также, например, в сериале «Затерянные в космосе» («Lost in Space», 2018–2021, режиссёр Н. Маршалл). Хотя сеттинги янг-эдалта лишены избыточных подробностей, они должны быть достаточно детализированы, чтобы аудитория понимала принципы и правила, которыми обусловлены испытания героя, причины его бедственного положения и социальные иерархии описываемого мира. Важный с точки зрения развития фандома элемент янг-эдалта – узнаваемые и воспроизводимые детали, например круглые очки и шарф Гарри Поттера, значок с изображением сойки-пересмешницы в цикле «Голодные игры» и т. п.
Образы зла в современном янг-эдалте остаются слаборегламентированным его аспектом. Противник главного героя может быть персонифицирован: например, в комиксе «Секретная служба» злодей Джеймс Арнольд – миллиардер, конспиролог и сторонник теории «золотого миллиарда». Но герою может противостоять и коллективный субъект, целый класс существ, например скелетные зомби в романе «Тепло наших тел» или некая система, которую необходимо выявить и разоблачить, как в романе «Бегущий в лабиринте».
Стилистика янг-эдалта воспроизводит характерный образ, позволяющий преимущественно молодёжной аудитории чувствовать себя максимально вовлечённой. К основным чертам направления можно отнести: простоту изложения, доступную лексику, короткие, простые предложения, обилие диалогов, прилагательных, отражающих искренность и эмоциональность героя, как правило, линейную композицию и общую сюжетную линию с минимумом ответвлений, повествование от первого лица, афористичность, которая способствует легкоцитируемости текстов или кинодиалогов внутри фандома. В зависимости от грамматического строя языка повествования рассказ в настоящем времени будет преимуществом для книги или графического романа янг-эдалта. Лёгкий ситуативный юмор и гэги допустимы, но иронии, цинизма и сарказма создатели янг-эдалта категорически избегают. Стиль текстов янг-эдалта повлиял на стилистику фильмов и сериалов этого направления, придав им лаконичность и черты «новой искренности».
Несмотря на существующую точку зрения о кризисе в янг-эдалте, на рубеже 2010–2020-х гг. формат переживает не столько спад популярности, сколько трансформацию: из мира литературы и графического романа он переместился в кино и сериалы, рассчитанные на интернет-аудиторию, и вебтуны. Благодаря адаптивности формулы янг-эдалта к различной тематике и сеттингам, он служит распространённым жанровым каркасом в сериалах на актуальные темы. Например, сериал «Биохакеры» («Biohackers», 2020–2021) затрагивает тему ответственности учёных, сериал «Рагнарёк» посвящён экологическим вызовам, «Родина: форт Салем» («Motherland: Fort Salem», 2020–2022) обращается к феминистской повестке, «Элита» («Élite», с 2018) поднимает темы социального расслоения и неравенства, «Политик» («The Politician», 2019–2020) – протекционизма и манипуляций общественным мнением, и т. д. Благодаря широкому тематическому охвату и разнообразию сеттингов аудитория янг-эдалта постепенно вышла за пределы категории «молодых взрослых», что создаёт потенциал для дальнейшего роста и развития этого направления.