Фанфикшен
Фанфи́кшен (англ. fan fiction – фанатская литература), фанатская, читательская и писательская практика, в рамках которой непрофессиональные авторы создают собственные тексты, используя сюжеты и героев известных книг, фильмов, комиксов, сериалов, а также биографии знаменитостей. Фанфикшеном также определяется совокупность всех текстов фанатской литературы и сообществ авторов и читателей.
Отдельное произведение фанфикшена называется фанфиком, автор текстов фанфикшен – фикрайтером, а совокупность текстов, построенных вокруг одного произведения, и одновременно сообщество его фанатов – фэндомом (например, фэндом «Гарри Поттера»/фэндом по «Гарри Поттеру»). Объём фанфика может быть от половины страницы (короткое стихотворение, описание эмоций героя) до нескольких томов книг с полноценной альтернативной версией трилогии «Голодные игры» («The Hunger Games») или манги «Наруто» (ナルト, 1999–2014). В основном фанфикшен строится вокруг объектов массовой культуры [сериал BBC «Шерлок» («Sherlock», 2010–2017), киновселенная Marvel, сага «Сумерки» («The Twilight Saga», 2008–2012)], но может иметь дело и с классическими произведениями (романы Дж. Остин и сестёр сестёр Бронте, русская литература 19 в.).
Примеры ключевых международных интернет-архивов фанфикшен – это Fanfiction.net, Archive of Our Own, Asian Fanfics. Примеры наиболее значимых интернет-архивов фанфиков на русском языке – это «Книга фанфиков», «Хогвартс.нет», «Fanfics.me – это фанфики». Важную роль для русскоязычного фанфикшена играет сервис онлайн-дневников Diary. Отдельные сайты, сообщества или фанфики могут быть посвящены фанфикам по конкретным книгам, жанрам или героям.
Несмотря на отдельные попытки продлить историю фанфикшена (до библейских апокрифов или рыцарских романов), правильно отсчитывать его историю от конца 19 – начала 20 вв. в связи с появлением литературных фанатских сообществ (например, «джейнитов» – поклонников романов Джейн Остин) и любительских продолжений рассказов о Шерлоке Холмсе, сказок Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871).
При этом основные сюжетные решения фанфикшена и основной словарь фикрайтеров появились во 2-й половине 1960-х гг. в связи с деятельностью фанатов сериала «Звёздный путь», в частности с публикацией фанфиков в фанзинах. Таким образом фанфикшен в его нынешнем виде появился в 1960-х гг. При этом развитие доступа к сети Интернет в конце 1990-х гг. с возможностью вступать в онлайн-сообщества, легко сохранять анонимность, ориентироваться на бесчисленные фанфики других авторов привело фанфикшен к развитию и популярности.
История изучения фанфикшена в свою очередь началась с 1980-х гг., связана с именами учёных Г. Дженкинса, К. Бэкон-Смит и др. Фанфикшен рассматривался ими, с одной стороны, как способ выстраивания отношений читателя или зрителя с медиа, а с другой – как женская практика. Г. Дженкинсу также принадлежит два ключевых описания фанфикшена – как браконьерской культуры (т. к. авторы крадут чужие сюжеты и используют их для своих целей) и культуры соучастия (Jenkins. 1992).
Аудитория, функции и репрезентация
Целевая аудитория фанфикшена – другие фанаты. Фанфикшен не подразумевает коммерческого распространения, характеризуется низким входным порогом и демократичностью. Как правило, его авторы – хорошо образованные женщины разного возраста, с разным уровнем дохода и семейным положением. Фанфикшен – транснациональный феномен. В русскоязычных фэндомах, помимо оригинальных произведений, распространены переводы популярных англоязычных фанфиков, также выполняемых авторами.
Феномен фанфикшена может быть описан в нескольких ключевых направлениях. Во-первых, фанфикшен – одна из фанатских практик наряду с участием в ролевых играх по мотивам любимых произведений, косплеем, коллекционированием, созданием фан-арта, съёмок фанатских фильмов. Во-вторых, фанфикшен является культурной практикой или практикой чтения, в которой ключевая роль отдана читателям, их эмоциям, субъективному восприятию и анализу литературных или кинопроизведений и, соответственно, правом на собственное мнение, изменение исходного произведения и спор с его автором или авторами. В-третьих, фанфикшен – это литературная практика, где автор, минуя рамки как высокой литературы с её требованиями новаторства, так и литературы массовой с её требованиями коммерческой успешности, оказывается в поле определённой свободы и эксперимента. В-четвёртых, фанфикшен – это сообщества, характеризующиеся неформальными внутренними правилами и иерархиями, специализированной терминологией, системой взаимопомощи (например, внутрифэндомное редактирование, статьи о том, как писать фанфики), локальными событиями (онлайн-конкурсы, закрытые фестивали), практиками поощрения и благодарности (возможность подарить фанфик на день рождения другому участнику сообщества или заказать фанфик с определёнными героями).
Несмотря на статус непрофессионального и некоммерческого явления, в фанфикшене можно найти исключения, которые позволяют точнее очертить границы явления. Например, роман «Пятьдесят оттенков серого» изначально появился как фанфик к саге «Сумерки», однако в связи с коммерческим успехом автор убрала все упоминания на исходное произведение и стала скрывать фэндомный характер своей книги. Другой пример касается сериала «Доктор Кто», который благодаря своей долгой истории с 1960-х гг., инфраструктуре, включающей аудиоспектакли и журналы, а также доброжелательной работе с фанатами привёл в шоураннеры, сценаристы и актёры своих фанатов. Таким образом, некоторые современные серии «Доктора Кто» можно считать основанными на фанфикшене.
Фанфикшен стал настолько влиятельным явлением, что уже образы фикрайтеров и фанатов в целом оказываются в центре сюжетов массовой культуры. В качестве примеров можно привести роман «Фанатка» («Fangirl», 2013, Р. Рауэлл, род. 1973) о взрослении девушки-фикрайтера, серию книг о фанатках Джейн Остин, которые оказываются внутри книги, на реконструкторском шоу, в историческом парке [наиболее известен экранизированный роман «Остинленд» («Austenland», 2013, режиссёр Джеруша Хесс)], а также отдельные эпизоды сериала «Теория большого взрыва», где помимо посещения фан-конвентов, коллекционирования и косплея главными героями, одна из героинь пишет фанфики к сериалу «Маленький домик в прериях» («Little House on the Prairie», 1974–1983).
Жанры и классификации фанфикшена
В фанфикшене дописывают и дополняют исходные сюжеты, создают альтернативы, дают слово второстепенным персонажам в исходной, альтернативной или полностью новой истории. Это многообразие характеризуется большим количеством внутренних классификаций и самоописаний, касающихся способов работы с исходным сюжетом – каноном. Совокупность характерных сюжетных решений (например, о победившем Волдеморте из цикла книг и фильмов о Гарри Поттере или романе Шерлока Холмса и Джона Ватсона из сериале BBC «Шерлок»), устоявшихся в фанфикшене, принято называть фаноном.
При публикации каждый фанфик сопровождается информацией о содержании текста – его рейтинге, жанре, главных героях, а также предупреждениями от автора и иногда – историей создания и запросами на комментарии и критику. Благодаря этой информации читатель может выбирать себе фанфики с определёнными характеристиками.
Фикрайтеры используют видоизменённую систему рейтингов Американской киноассоциации – G, PG, PG-13, R, NC-17. Произведение с рейтингом G (англ. General – общий) означает, что его можно читать или смотреть без ограничений, с рейтингом PG (англ. Parental Guidance – родительский контроль) – с родительского разрешения детям до 12 лет, PG-13 – с родительского разрешения детям старше 13 лет. Произведения с рейтингом R (англ. Restricted – ограничено) допускаются к просмотру в сопровождении взрослых, а с рейтингом NC-17 (англ. No Children – не для детей) – запрещены для детей. При этом в фанфикшене рейтинги используются не для ограничения доступа для лиц разных возрастных категорий к тем или иным материалам, а для ориентировки в том, какую степень сексуальных сцен и жестокости можно ожидать в тексте. В связи с этим в фанфикшене появилась максимальная категория – рейтинг NC-21.
Для описания фанфиков также заимствуются жанры или сюжетные решения из литературы или кино – драма, романтика, триллер, юмор, пародия, экшн. Однако принципиальней в фанфикшене собственная система жанров, описывающая эмоциональное настроение фанфика, наличие или отсутствие романтической или сексуальной линии, отношения между героями, способы построения сюжета и работу с каноном.
Среди характеристик эмоционального настроения и особенностей сюжета можно назвать «ангст» (англ. angst – страх, беспокойство) – фанфики с гнетущей атмосферой о страданиях персонажей, «флафф» (англ. fluffy – пушистый) – фанфики о нежных отношениях, уюте и доброте, hurt/comfort (страдание/комфорт) – фанфики, где один герой испытывает физические или душевные муки, а другой заботится о нём.
Среди характеристик формы или построения сюжета можно вспомнить «виньетку» – короткую зарисовку о настроении или событии, POV (англ. point of view – точка зрения) – фанфик, написанный с точки зрения одного из персонажей, «сонгфик» (англ. song+fanfic – песня и фанфик) – фанфик, в котором цитируется или в ряде случаев пишется своя песня.
Отношения между героями описываются не только благодаря рейтингу, но и благодаря классификации «джен», «гет», «слэш», «фемслэш», где «джен» (англ. general – общий) описывает фанфики без выраженной романтической или сексуальной линии, «гет» (от «гетеросексуальный») – фанфики об отношениях разнополых героев, а «слэш» и «фемслэш» – о гомосексуальных отношениях.
Для понимания фанфикшена принципиальна традиция «пейрингов» (англ. pairing – образование пар), когда в фанфиках идёт речь об отношениях героев, которые могут быть, а могут и не быть парой в исходном произведении. В целом сведение вместе героев, не склонных друг к другу в каноне (этот процесс называется «шиппинг», от англ. «relationship» – отношения), является одним из наиболее частых сюжетных ходов в фанфикшене. У популярных пейрингов могут быть специальные названия, как правило, основанные на сочетании имён персонажей, например, «снейджер» (профессор Снейп и Гермиона Грейнджер в серии о Гарри Поттере) или «кэпсвон» (Капитан Крюк и Эмма Свон в телешоу «Однажды в сказке»).
Наконец, в фанфикшене фиксируется отношение с каноном. Указывается, является ли персонаж OOC (out of the character – вне характера), т. е. сильно отличающимся от героя книги, фильма или сериала, а сам фанфик – AU (alternative universe – альтернативная вселенная), т. е. описывающим мир с принципиальными изменениями по сравнению с исходным произведением, например, мир Гарри Поттера с исчезнувшей магией.
Также распространён такой приём как кроссовер (англ. crossover – пересечение), в котором пересекаются вселенные и/или персонажи из разных произведений ради юмористического эффекта (Рон Уизли из «Гарри Поттера» благодаря заклинанию левитации спасает от падения Шерлока Холмса, герои романа «Дом, в котором» обнаруживают у себя в коридоре персонажей онлайн-сериала «Внутри Лапенко»), эффекта контраста (инопланетянин Чужой прилетает в поместье из романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение») или демонстрации сходства (Родион Раскольников встречается с Холденом Колфилдом из романа «Над пропастью во ржи»).
Одновременно фикрайтеры как рефлексивное и самоироничное сообщество выработали для себя множество локальных терминов, иронически описывающих героев или содержание, например, используются термины «Мэри Сью» и «Марти Сью» для описания персонажей с гипертрофированными положительными качествами и талантами, в которых угадывается альтер-эго фикрайтера.
Список жанров, сюжетных ходов и названий не носит исчерпывающий характер, а указанные литературные решения постоянно трансформируются. В рамках фанфикшена пишутся и «ориджиналы» – произведения с оригинальными героями и вселенными, которые тем не менее сохраняют общий стиль и характерные сюжеты фанфиков.