Целевой пользователь
Целево́й по́льзователь (англ. relevant user; целевой респондент, репрезентативный пользователь), концепция итогового пользователя продукта, имеющего потенциальную или реальную потребность в его использовании. Подбор и использование репрезентативных пользователей и реалистичных задач при проведении тестирований или иных исследований продуктов и интерфейсов – одно из важнейших требований юзабилити (Neal. 1984). Выявление целевых пользователей важно для понимания того, как они взаимодействуют с продуктом, какие качества продукта могут быть наиболее привлекательными или проблематичными – все эти данные ложатся в основу разработки или улучшения продукта (и его интерфейса, в частности), чтобы он удовлетворял именно целевую аудиторию (Vora. 1998). Также понимание целевого пользователя важно при планировании исследований, потому что только он может воспроизвести в ходе тестирования реальное поведение и обнаружить важные проблемы: представители нерелевантной выборки могут предоставить информацию об общих проблемах интерфейса, но не о специфических для данного продукта и способов его использования.
При описании целевого пользователя исследователи обычно отражают как общепринятый набор характеристик, так и более узкие и специфические качества, характерные для него (Bernard. 2000; Recruiting Participants ... 2015):
социально-демографические показатели: пол, возраст, уровень дохода, род занятий, образование, семейное положение и др.;
географические характеристики: место жительства и др.;
психографические характеристики: стиль жизни, черты характера, ценности и потребности;
поведенческие характеристики: стили поведения, причины действий, отношение к продукту, опыт использования продукта и аналогов, компьютерная и общая грамотность, типичные ситуации взаимодействия с продуктом и используемые каналы (например, использование мобильных версий сайтов или приложений вместо десктопных версий).
Для получения данных о текущей аудитории и формирования портрета целевого пользователя могут использоваться инструменты аналитики (веб-аналитики сайтов, статистики приложений, статистики запросов поисковых систем), интервью и опросы стейкхолдеров и сотрудников компании, текущих клиентов и клиентов конкурентов, аудит рынка.
Итогом должен являться перечень ключевых характеристик пользователя, который сейчас пользуется продуктом или может являться потенциальным пользователем.
Для углубления понимания целевого пользователя может также применяться метод составления персон (Cooper. 1999).
В дальнейшем полученные данные используются как критерии для рекрутмента (приглашения) респондентов на проводящиеся исследования, т. к. корректно подобранные участники обеспечивают валидность результатов тестирования.