Сёдзё
Сё́дзё (япон. 少女 – девушка), категория манги и аниме, рассчитанная на девочек и девушек в возрасте от 12 до 18 лет. Жанровая принадлежность сёдзё традиционно определяется по месту публикации – в изданиях соответствующего профиля. Чаще всего в центре сюжета сёдзё находится юная героиня, переживающая процесс взросления или состоящая в романтических отношениях. Важной особенностью сёдзё служит стилизация изображения, которая зачастую состоит в придании персонажам преувеличенно красивых или гротескно-комических черт.
История изданий сёдзё берёт начало в 1900-х гг. К первым журналам для девочек относятся Shojo Kai (少女界; «Мир девушки», 1902), Shojo Sekai (少女世界; «Мир девушек», 1906) и Shojo no Tomo (少女の友; «Друг девушки», 1908), в которых публиковались короткие одностраничные рассказы юмористического характера. Манга начала появляться в этих журналах только в 1910-х гг. Ключевую роль в развитии сёдзё на раннем этапе сыграл Мацумото Кацудзи. Среди его работ выделяют «Таинственный клевер» (? (なぞ) のクローバー, 1934), важную для становления манги в целом. В работе «Таинственный клевер» Мацумото использовал нетипичные ракурсы и нестандартное кадрирование, которые впоследствии стали каноническими для японских комиксов. Самой известной его работой считается «Куруми-тян» (くるくるクルミちゃん, 1938) – серия четырёхстраничных историй о девочке Куруми (имя можно перевести как «грецкий орех»). «Куруми-тян» оказала сильное влияние на культуру кавай и считается одним из первых персонажей, выполненных в соответствующей стилистике.
Во время японо-китайской войны с 1938 г. Япония испытывала нехватку бумаги, из-за чего выпуск сёдзё был существенно сокращён. После начала Второй мировой войны правительство страны объявило мангу легкомысленным жанром, что сказалось на популярности многих журналов. Возрождением популярности сёдзё обязано известному мангаке Тэдзуке Осаму, прозванному «Богом манги», автору манги «Принцесса-рыцарь» (リボンの騎士, 1953–1956) – первой драматической сёдзё-манги. «Принцесса-рыцарь» во многом использует приёмы сёнэн-историй. Одноимённое аниме стартовало в 1967 г. и стало одним из первых цветных аниме-сериалов в истории.
Долгое время авторами манги оставались исключительно мужчины, для которых сёдзё был первой ступенькой для перехода к считавшемуся более серьёзным сёнэну. Первой женщиной-мангакой стала Сатонака Матико, выпустившая в 1964 г. мангу «Портрет Пии» (ピアの肖像). С именами Сатонаки и Ниситани Ёсико связывают реформирование сёдзё, так как именно они предложили ввести в истории для девочек-подростков более взрослые сюжеты. Ниситани выступила автором манги «Мэри Лу» (マリィ・ルウ, 1965), которую называют первой романтической сёдзё-историей. Первым сёдзё-аниме считается «Ведьма Салли» (魔法使いサリー, 1966–1968), ставшая также первым сериалом в жанре махо-сёдзё, рассказывающем о девочках-волшебницах.
Серьёзные изменения сёдзё претерпел в результате прихода в индустрию множества женщин-мангак между 1969 и 1971 гг., которых принято называть «Союз 24 года». Среди них выделяются Аоикэ Ясуко [«Из Эроики с любовью» (エロイカより愛をこめて, 1976)], Хагио Мото [«Их было одиннадцать» (11人いる!, 1975)], Кимура Минори [«Подарок» ((贈り物, 1974)] и Осима Юмико [«Звезда из страны хлопка» (綿の国星, 1978)]. Эти авторы сформировали лицо современного сёдзё, обогатив канонические сюжеты множеством новаций. В текстах они открыто исследовали сексуальность, политические проблемы и др. В 1970-х гг. в сёдзё помимо прочего проникла научная фантастика, хоррор и др. К этому времени на фоне роста репрезентации женщин в японском обществе сёдзё почти полностью перешло в руки авторов-женщин. Среди мужчин, продолживших заниматься сёдзё, нужно назвать Маю Минэо.
В начале 2020-х гг. сёдзё оставался одним из наиболее заметных явлений в культуре манги и аниме, уступая в популярности лишь сёнэну. Среди популярных современных сёдзё-изданий необходимо упомянуть Ciao (ちゃお) [«Часы Йо-кай» (妖怪ウォッチ, 2013)], Ribon (りぼん) [«Академия ведьмочек» (リトルウィッチアカデミア , 2013)] и Nakayoshi (なかよし) [«Красавица-воин Сейлор Мун» (美少女戦士セーラームーン , 1991)].
В России изданием сёдзё-манги занимались такие издательства, как «Истари Комикс» («Невеста речного бога», «Орендж»), «Фабрика комиксов» («Староста-горничная», «Сны эпохи Тайсё») и XL Media («Очень приятно, Бог», «Красавица-воин Сэйлор Мун»).