Аниме
Аниме́ (япон. アニメ, от англ. animation – анимация), разновидность японской мультипликации. Впервые термин «аниме» использовал японский кинокритик Имамура Тайхэй в 1940-х гг., употребив это слово вместо термина «манга-эйга» (кинокомиксы), которым называли анимационные ленты (Encyclopedia of contemporary japanese culture. 2002. P. 17). Историю аниме принято вести с 1963 г., когда на японском телеканале Fuji TV стали показывать чёрно-белый аниме-сериал «Могучий Атом» (鉄腕アトム), созданный по одноимённой манге Тэдзуки Осаму. Широкое распространение аниме получило в 1970-х гг.
Японскую мультипликацию делят на два типа: 1) под словом «аниме» подразумеваются телевизионные аниме-сериалы (テレビアニメ); 2) под словом «анимация» понимают полнометражные или короткометражные анимационные фильмы (アニメーション映画).
Историю японской анимации отсчитывают с 1917 г., когда были выпущены три короткие анимационные ленты: «Привратник Имокава Мукудзо» (芋川椋三玄関番の巻, режиссёр Симокава Хэкотен, 1917, продолжительность 5 мин), «Тупой меч» (なまくら刀, режиссёр Коути Дзюнъити, 1917, продолжительность 4 мин) и «Битва обезьяны с крабом» (猿蟹合戦, режиссёр Китаяма Сэйтаро, 1917, продолжительность 6 мин). Почти все эти работы были полностью уничтожены во время Великого землетрясения Канто в 1923 г. (Novielli. 2018. P. 4). Единственным уцелевшим оказался мультфильм «Тупой меч», который был случайно найден в антикварном магазине в Осаке в 2008 г. (Japan finds films by early «anime» pioneers // Reuters).
В послевоенные годы в Японии появилась первая крупная компания, занимающаяся производством мультфильмов, – анимационная студия «Тоэй» (東映アニメーション), основанная в 1956 г. Окавой Хироси. Анимационная студия «Тоэй» позиционировала себя преемником У. Диснея на Востоке и занималась производством полнометражных мультфильмов в технике полной анимации (フルアニメーション) (т. е. 24 кадра в секунду). Студия «Тоэй» известна тем, что является создательницей первого цветного полнометражного анимационного фильма «Легенда о белой змее» (白蛇伝, 1958).
Появление телевизионного аниме как нового типа анимации связано с именем Тэдзуки Осаму, который известен как «бог манги». В одном из интервью он говорил: «Манга – это моя жена, аниме – это моя любовница» (Novielli. 2018. P. 63). В 1961 г. во дворе своего дома неподалёку от станции Фудзимидай в Токио Тэдзука Осаму основал анимационную студию Mushi Production (虫プロダクション). Тэдзуке Осаму не нравилось засилье американских мультфильмов на местном телевидении, поэтому он решил создать первый японский мультсериал. Тэдзука Осаму приступил к созданию 30-минутных серий для телевидения, чего ранее никто не делал. За основу он взял собственную мангу «Могучий Атом». Для маленького штата сотрудников было невозможно каждую неделю создавать получасовую серию в технике полной анимации, как это делала анимационная студия «Тоэй». Тогда Тэдзука Осаму решил усовершенствовать метод «лимитированной анимации» (リミテッド・アニメーション), который широко применялся американской мультипликационной студией Hanna-Barbera Productions и позволял уменьшить количество кадров в секунду до 8 или даже до 6 кадров. Эти новшества Тэдзука Осаму применил в 1963 г. в первом аниме-сериале «Могучий Атом» (鉄腕アトム, 1963–1966), который стал предтечей жанра научной фантастики в японской мультипликации, а робот Атом – прообразом японской робототехники. В том же году американское телевидение закупило права на трансляцию сериала «Могучий Атом». При локализации его название сменили на другое – «Астробой» («Astro Boy»). Аниме-сериал «Астробой» пользовался большой популярностью в США, Великобритании и Австралии.
В телевизионном аниме Тэдзука Осаму вместо движения и «реализма» сделал акцент на сюжете, развитии характера персонажа и эмоциональном воздействии на зрителя (Schodt. 2007. P. 71). Такой метод производства в 1963 г. начала применять и студия «Тоэй», выпустив аниме-сериал «Кэн – мальчик-волк» (狼少年ケン, 1963–1965). В результате «Тоэй» постепенно переквалифицировалась с полнометражных мультфильмов на многосерийные. Ныне эта анимационная студия лидирует в производстве телевизионного аниме.
Эксперименты с телевизионным аниме Тэдзука Осаму продолжил, выпустив в 1960-х гг. первый цветной аниме-сериал «Император джунглей» (ジャングル大帝, 1965–1967), несмотря на то что большинство японцев ещё не имели цветных телевизоров. Сериал снят режиссёром Рином Таро по мотивам одноимённой манги Тэдзуки Осаму. Дистрибьюторское подразделение американской телекомпании NBC приобрело права на трансляцию сериала «Император джунглей», дав ему в своём прокате название «Белый лев Кимба». Впоследствии идея аниме-сериала «Император джунглей» была заимствована для мультфильма студии Disney «Король лев» (1994).
С момента появления аниме, как и манга, разделилось на жанры. В середине 1960-х гг. наравне с жанром сёнэн-аниме для юношей (少年 – мальчик) получил развитие и жанр сёдзё-аниме для девушек (少女 – девочка). Для мужской аудитории ключевой темой стало аниме о роботах, а для женской аудитории такими темами были магия и колдовство, что нашло отражение в термине махо-сёдзё (魔法少女 – девочки-волшебницы). В 1970-х гг. появился жанр сэйнэн-аниме для молодёжи (青年 – молодёжь). Первым телевизионным аниме для взрослой аудитории считается сериал «Люпен III: Часть 1» [ルパン三世(TV第1シリーズ)].
Сёнэн-аниме (1960–1980)
Первый аниме-сериал об огромных роботах создан по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру и назывался «Железный человек № 28» (鉄人28号, 1963–1966). В этом аниме главный герой приводил робота в движение с помощью устройства для дистанционного управления.
Тема роботов получила развитие в новом жанре меха (メカ, от англ. mecha – механизмы), который начал господствовать в аниме для юношей с конца 1970-х гг. Новшество жанра меха заключалось в том, что гигантскими роботами управляли люди изнутри, т. е. пилот сидел внутри него (как правило, в голове робота).
Одним из первых в жанре меха стал аниме-сериал Нагаи Го «Мазингер Зет» (マジンガーZ, 1972–1974). Переход к новому реалистическому пониманию жанра меха произошёл в аниме-сериале «Мобильный воин Гандам» (機動戦士ガンダム, 1979–1980). От предыдущих сериалов его отличало то, что показанные в аниме гигантские роботы управлялись не боевыми криками вроде «Двойной ракетный удар!», а с помощью штурвалов, кнопок и педалей (Иванов. 2001. С. 65). По сути, Гандам – это модифицированные боевые костюмы, которые не трансформировались и не являлись одушевлёнными созданиями. Франшиза «Гандам»» насчитывает несколько десятков аниме-сериалов, полнометражных фильмов, видеоигр и комиксов. Ныне 18-метровая модель робота Гандам Единорог возвышается на насыпном о. Одайба в Токио.
С конца 1970-х гг. набирает популярность жанр аниме – космическая опера (スペースオペラ, от англ. space-opera) благодаря экранизациям манга-произведений Мацумото Рэйдзи (настоящее имя Мацумото Акира), который в 1950-х гг. ассистировал Тэдзуке Осаму. Аниме Мацумото Рэйдзи отличается романтическими персонажами и дизайном космической техники в ретростиле, напоминающем военные корабли времён 2-й мировой войны. Главные космические саги Мацумото Рэйдзи: «Космический крейсер Ямато» (宇宙戦艦ヤマト, 1974–1975), «Капитан Харлок» (キャプテン・ハーロック, 1978–1979) и «Галактический экспресс 999» (銀河鉄道999, 1978–1981).
Аниме-сериал «Гиперпространственная крепость Макросс» (超時空要塞マクロス, 1982–1983) соединил популярный жанр меха с жанром космической оперы. История сериала включала в себя три ключевых компонента: боевых роботов, любовный треугольник и музыку. Главное оружие в борьбе против инопланетных захватчиков – песни в исполнении главной героини Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя – пилота Итидзё Хикару. Введение такого персонажа, как Минмэй, продиктовано возросшей популярностью японской поп-музыки и идолов (アイドル) – юных исполнителей, завораживающих публику пением. В сериале «Гиперпространственная крепость Макросс» зафиксировано первое употребление слова отаку (おたくили オタク), обозначающее фаната манги, аниме и видеоигр. Это происходит в 3-й серии, когда персонаж Итидзё Хикару обращается к Линн Минмэй с фразой: «Вы что, не можете надеть шлем ровно?» (Манга в Японии и России. 2015. С. 48). Вышедший в 1984 г. полнометражный аниме-фильм «Гиперпространственная крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?» (超時空要塞マクロス 愛・おぼえていますか) закрепил успех произведения, а заглавная песня сериала «Помнишь ли нашу любовь» в исполнении Идзимы Мари стала очень популярна и способствовала развитию интереса к музыке в аниме, а героиню Линн Минмэй превратила в первого виртуального идола.
Сёдзё-аниме (1960–1990)
Первый сериал в жанре махо-сёдзё – «Ведьма Салли» (魔法使いサリー, 1966–1968) по одноимённой манге Ёкоямы Мицутэру. Аниме выпущено студией «Тоэй» и до 17-го эпизода транслировалось в чёрно-белом цвете. Аниме посвящено приключениям юной волшебницы, которая с помощью магии помогает своим друзьям и близким. К другим успешным аниме-сериалам жанра махо-сёдзё раннего периода относятся: «Секрет маленькой Акко» (ひみつのアッコちゃん, 1969–1970), «Ведьмочка Мег» (魔女っ子メグちゃん, 1974–1975), «Юная волшебница Лалабель» (魔法少女ララベル, 1980–1981).
В 1970-х гг. первым из наиболее значительных сёдзё-аниме стал сериал «Кэнди-Кэнди» (キャンディ・キャンディ, 1976–1979). Изначально Кэнди появилась в 1975 г. как главная героиня романа японской писательницы Мидзуки Кёко, после чего история про Кэнди была адаптирована Игараси Юмико в мангу. Аниме и манга «Кэнди-Кэнди» рассказывают про девочку-американку из сиротского приюта, которая отважно преодолевает все невзгоды на жизненном пути.
Вторым значительным сёдзё-сериалом 1970-х гг. стала «Роза Версаля» (ベルサイユのばら, 1979–1980) по одноимённой манге Икэды Риёко. Действие сериала «Роза Версаля» происходит во Франции и посвящено жизни Марии-Антуанетты и её верного телохранителя леди Оскар. Следуя традиции, начатой ещё Тэдзукой Осаму в манге «Принцесса-рыцарь» (リボンの騎士, 1953), леди Оскар популяризовала образ «девушки в мужском костюме» (男装の少女). Будучи воспитанной как мальчик, леди Оскар возглавила королевскую гвардию и защищала французскую королеву в непростое для страны время.
Следующий значительный сёдзё-аниме – сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» (美少女戦士セーラームーン, 1992–1997), вызвавший интерес к аниме не только у себя на родине, но и во всём мире. Снятый по одноимённой манге Такэути Наоко, аниме-сериал «Сейлор Мун» рассказывал о школьнице Цукино Усаги и её подругах, использующих магические суперспособности для борьбы со злом. Сериал оживил жанр махо-сёдзё, поскольку в нём действовала не героиня-одиночка, а целая команда девочек-волшебниц, напоминающих команду супергероев как в жанре аниме сэнтай (戦隊) (жанр, в основе сюжета которого лежат приключения группы супергероев).
Авторское аниме: 1980-е гг.
Стремление проложить мост между полнометражными анимационными фильмами и аниме-сериалами привёл к созданию новых форматов. В 1983 г. произошло важное событие в истории аниме – с появлением видеозаписывающих устройств стало возможным не только записывать аниме, которое транслируется по телевидению, для повторного просмотра, но начинается также выпуск аниме на видеокассетах для домашнего просмотра. Этот вид японской анимации получил название OVA (オーブイエー, от англ. Original Video Animation – анимация для видеоносителей) и сочетал в себе анимацию лучшего качества с героями, популярными благодаря манге и телевизионным сериалам. Продолжительность серий в OVA могла варьироваться от 20 до 50 мин. Первым аниме в формате OVA стала научно-фантастическая драма «Даллос» (ダロス, 1983) Осии Мамору. В этом формате вышли такие аниме, как «Мегазона 23» (メガゾーン23, 4 эпизода, 1985–1989, каждый 67 мин), «Тэнти не нужен!» (天地無用! 魎皇鬼, 1992–1993), «Моя богиня!» (ああっ 女神さまっ, 1993–1994) и др.
В 1980-х гг. параллельно с деятельностью студии «Тоэй» появилось несколько новых создателей полнометражной анимации. Многие из них были выходцами из «Тоэй». Последняя работа Тэдзуки Осаму в коммерческой анимации – «Жар-птица 2772: Космозона любви» (火の鳥2772 愛のコスモゾーン, 1980) – стала высокобюджетным экспериментом, который задействовал множество нововведений, например классические приёмы натуралистической анимации, такие как ротоскоп.
В 1984 г. режиссёр Миядзаки Хаяо, который до этого работал на студиях «Тоэй» и «Ниппон анимейшн», создал свой первый независимый полнометражный анимационный фильм «Навсикая из Долины ветров» (風の谷のナウシカ). Фильм основан на одноимённой манге Миядзаки Хаяо, которую он к тому времени ещё не успел закончить. «Навсикая, символ обновления и искупления, названа в честь персонажа «Одиссеи» Гомера, молодой царевны, которая ухаживает за потерпевшим кораблекрушение Одиссеем. В детстве Миядзаки открыл для себя персонаж Навсикаи в переводе книги греческих мифов Бернарда Эвслина» (Нейпир. 2019. С. 130–131). Навсикая из мультфильма Миядзаки Хаяо живёт в постапокалиптическом мире, где уцелела горстка людей, которая противостоит ядовитому лесу. «Навсикая из Долины ветров» стала откликом на экологические проблемы, поразившие Японию в 1950–1960-х гг.
Вдохновлённый успехом фильма «Навсикая из Долины ветров», Миядзаки Хаяо совместно с коллегой Такахатой Исао основывают в 1985 г. студию «Гибли» (スタジオジブリ). Особенностью студии «Гибли» является то, что они снимают преимущественно анимацию, а не аниме-сериалы.
«Золотым веком аниме» (アニメ黄金時代) принято называть 1980-е гг. В 1988 г. происходит эпохальное событие – популярный автор манги Отомо Кацухиро выпустил полнометражный анимационный фильм «Акира» (アキラ), основанный на его одноимённой манге. Этот 2-часовой фильм в сеттинге киберпанка произвёл на зрителей всего мира колоссальное впечатление своим техническим совершенством, поскольку снят в технике полной анимации. При создании фильма впервые использовались компьютеры, например для синхронизации движения губ персонажей с голосами актёров озвучивания. Сюжет анимационного фильма сводился к вражде внутри банды мотоциклистов, наводивших страх на Токио, и затрагивал проблему детей со сверхъестественными способностями: мальчик Акира обладал невероятной силой разрушения.
В середине 1980-х гг. начинает режиссёрскую деятельность Осии Мамору, его анимационный фильм «Призрак в доспехах» (攻殻機動隊, 1995), ставший важнейшим образцом жанра киберпанка, основан на одноимённой манге Сиро Масамунэ и создан с применением компьютерной графики (CGI, Computer-generated imagery) специально для демонстрации на большом экране. «Призрак в доспехах» получил продолжение в анимационном фильме «Призрак в доспехах: Невинность», аниме-сериале «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» и др. Как и фильм «Акира», «Призрак в доспехах» пользовался большим успехом за рубежом, поскольку был философским анимационным фильмом, затрагивающим тему души (призрака) и идентичности (борьба с общим врагом Кукловодом приводит к укреплению межличностных связей между киборгами). В 2017 г. в прокат вышел американский боевик «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell») со С. Йоханссон в роли девушки-киборга Кусанаги Мотоко.
Глобальное аниме: 1990–2000-е гг.
Эталоном современного телевизионного аниме, как части франшизы, стал сериал в жанре меха «Евангелион» (新世紀エヴァンゲリオン, 1995–1996) режиссёра Анно Хидэаки. Влияние аниме-сериала «Евангелион» настолько велико, что исследователи стали делить историю аниме на два периода: до и после сериала «Евангелион». Аниме соединило в себе оригинальную историю про подростков, пилотирующих гигантских роботов «Ева», и элементы фан-сервиса (ファンサービス) – сцены с красочными боями или сцены с обнажением, рассчитанные на поклонников. В сериале «Евангелион» происходит смещение акцента на привлекательность персонажей. При этом аниме изобиловало религиозными отсылками – так, роботы «Ева» боролись с Ангелами, первым из которых был Ангел по имени Адам, а в 22-й серии для борьбы с Ангелами использовалось копьё Лонгина, которым, согласно библейским текстам, закололи Иисуса Христа. «Поверхностное использование западных религиозных образов, таких как оружие Ангелов, взрывающееся в форме креста, может показаться намёком на то, что сами западные верования являются инопланетным вторжением, но это в большей степени связано с осмыслением Анно концепции архетипов в психологии Юнга, когда он пытался справиться с творческой депрессией после своего [дебютного] аниме «Gunbuster» (Clements. 2006. P. 185).
Вслед за сериалом «Евангелион» выпущен аниме-сериал «Ковбой бибоп» (カウボーイビバップ, 1998–1999) об экипаже космического корабля «Бибоп» во главе с харизматичным охотником за головами Спайком Шпигелем. По причине того, что в 1-й серии были показаны перестрелки и наркотики, сериал демонстрировался только по спутниковым телеканалам, к тому же из-за цензурных соображений из 26 эпизодов «Ковбоя бибопа» зрителям было показано только 12 серий (Clements. 2006. P. 114).
В 1990-х гг. японские аниме-сериалы выходят на международную арену и начинают массово транслироваться в других странах, в том числе и в России. К наиболее популярным аниме-сериалам этого периода относятся «Сейлор Мун», «Грендайзер» (основан на манге «Мазингер Зет», UFOロボ・グレンダイザー!!, 1975–1977), «Кэнди-Кэнди», «Покемон» (ポケットモンスター, 1997–2002), «Драгон болл» [ドラゴンボール, 1986–1989 (по другим данным, 1987–1989)], «Ранма ½» (らんま½ , 1989–1992) и др.
Современное аниме характеризуется появлением мировых бестселлеров – подростковых аниме-сериалов «One Piece. Большой куш» (ワンピース, с 1999), «Наруто» (NARUTO -ナルト- 2002–2007; 2007–2017), «Блич» (ブリーチ, 2004–2012), «Атака титанов» (進撃の巨人, с 2013), «Моя геройская академия» (僕のヒーローアカデミア, с 2016) и др.
Авторское аниме: 2000-е гг.
Вслед за Миядзаки Хаяо мировое признание получили и полнометражные анимационные фильмы таких японских режиссёров, как Хосода Мамору («Девочка, покорившая время»), Синкай Макото («Пять сантиметров в секунду»), Ёнэбаяси Хиромаса («Воспоминания о Марни») и др.
В 2000-х гг. в японское аниме всё больше проникают компьютерные и 3D-технологии, хотя ключевые фазы продолжают рисоваться от руки. Так, студия «Гибли» в процессе производства обычно комбинирует рисованную анимацию с 3D-технологиями.
В 2003 г. анимационный фильм Миядзаки Хаяо «Унесённые призраками» (千と千尋の神隠し, 2001) был удостоен премии «Оскар». После выхода в 2013 г. анимационного фильма «Ветер крепчает» (風立ちぬ) Миядзаки Хаяо заявил о завершении карьеры. После новости об уходе Миядзаки Хаяо его возможным преемником стали называть режиссёра Синкая Макото. Но в 2016 г. Миядзаки Хаяо заявил о возвращении в японскую анимацию.
Режиссёр Синкай Макото начинал как аниматор-одиночка, он самостоятельно выполнял многие этапы работы. Его первый короткометражный анимационный фильм «Голос далёкой звезды» (ほしのこえ, 2002) приобрёл популярность благодаря Интернету. В его творчестве «красной нитью» проходит тема одиночества и расставания между людьми, как, например, в анимационных фильмах «Пять сантиметров в секунду» (秒速5センチメートル, 2007) или «Ловцы забытых голосов» (星を追う子ども, 2011). Впоследствии крупная японская кинокомпания «Тохо» пригласила режиссёра для создания фильма «Твоё имя» (君の名は, 2016).
Полнометражный анимационный фильм «Твоё имя» затрагивает тему природной катастрофы и напоминает об аварии на атомной электростанции в префектуре Фукусима в 2011 г. Фильм «Твоё имя» занял 2-е место по кассовым сборам в Японии после фильма «Унесённые призраками». Фильм «Твоё имя» лидировал в японском кинопрокате 9 недель, а также вошёл в список претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».
Ныне производством аниме занимаются следующие японские студии: «Гайнакс», «Мэдхаус», «Тоэй анимейшн», «Тацуноко продакшн», «Студия 4°C», «Гибли», «Киото-анимейшн», «Санрайз», «Кара», «Дин», «Бонс», «Гондзо», «Продакшн I.G.» и др.