Сеттинг (в популярной культуре)
Се́ттинг (от англ. setting – параметр, окружение, настройка), нарративная составляющая художественных произведений (книг, комиксов, фильмов, сериалов, видеоигр и т. д.), совокупность внешних характеристик, свойств и правил, определяющих место действия, фон и настроение разворачивающихся событий или сюжета. Сеттинг задаёт параметры, в которых моделируется повествование или вымышленный мир произведения. Как и другие художественные условности, сеттинг служит формированию потребительских ожиданий и облегчению восприятия за счёт изложения истории возникновения мира (лора) и перекличек с другими произведениями. Сеттинг может моделировать не только вымышленные, но и реальные исторические обстоятельства. В узком смысле сеттинг – это указание на ключевую особенность вымышленного мира, в широком – все элементы, проясняющие законы этого мира.
В рамках нарративных произведений (литература, кино, визуальные новеллы) сеттинг обычно воплощается в диегетических средствах (описание мира изнутри), в видеоиграх также встречаются трансдиегетические средства (закадровая музыка, визуальное оформление игровых меню и др.). Кроме того, мультимедийность видеоигр позволяет использовать для создания сеттинга не только сюжетно-смысловые элементы (описания миров, рас, культур, героев и событий), но также визуальные концепты и звуковое сопровождение, в том числе отсылающие к другим произведениям. В ряде случаев сеттинг используется для уточнения базового описания произведения и дополняет жанровое определение: например, «фильм о ядерном постапокалипсисе в Европе», «вымышленная история про войну 1812 года», «RPG c эльфами и гномами», «3D-шутер в декорациях Первой мировой войны», «стратегия в научно-фантастическом сеттинге» и т. п.
История понятия
Термин «сеттинг» многозначен и имеет как теоретическое, так и прикладное значение. В области театра и кино он употребляется наряду с другими терминами (например, антураж, партикабль, амбьянс). Кроме того, выделяют сеттинг в видеоиграх, в музыке (в значении музыки, написанной под конкретный текст, например стихотворение), в литературной теории (в значении времени, места и обстоятельств действия в художественном произведении) и т. д. (Setting. 2022). Последнее значение восходит к закону трёх единств в театре классицизма, сформулированному аббатом Ф. Э. д’Обиньяком (D’Aubignac. 2001) с опорой на «Поэтику» Аристотеля.
В общеупотребительной речи сеттинг близок по смыслу и часто используется в качестве синонима таких слов, как бэкграунд, мизансцена, антураж, контекст. В области литературных, драматических и видеоигровых произведений наиболее близкие аналоги – мир или миры (например, «мир книг А. Сапковского о ведьмаке», «фэнтези-миры», «миры Р. Желязны» и т. п.), вымышленная вселенная, альтернативная реальность.
В нарративной теории иногда используется также понятие фона (англ. backdrop) как набора повествовательных элементов, формирующих представление об истории, её настроении и месте действия. Такими элементами могут выступать не только эпоха, местность или предыстория, но также характеристики социальной среды, повторяющиеся события (например, праздники), нарратор, стиль изложения и т. д.
Сеттинг отличается от вымышленного мира (универсума). Сценарий или книга могут предполагать несколько отдельных сеттингов (в том числе весьма различных по условиям места и времени), но универсум должен быть один, даже если это мультивселенная, которая допускает переходы между мирами, имеющими разные характеристики. Если для вымышленного мира принципиальна самосогласованность (консистентность) и связность всех компонентов повествования, то в сеттинге может присутствовать лишь указание на некоторые детали описываемого мира. Так, сеттинг викторианской Англии Шерлока Холмса может быть воспроизведён в бесчисленном множестве вымышленных вселенных отдельных произведений (Ochoa. 1993). В практико-ориентированных книгах по литературному мастерству также используется деление инструментов автора на описания и сеттинг (Rozelle. 2005). Описание представляет собой детали и особенности персонажей, мест, событий, а сеттинг – схемы и списки, позволяющие помнить о необходимых или ранее установленных и описанных отношениях между любыми персонажами и объектами повествования.
Структура сеттинга
Сеттинг призван описать повествовательное или игровое пространство, поэтому сам по себе не является простым и состоит из компонентов и уровней. В зависимости от жанра произведения и задач того, кто использует эту концепцию, структуру сеттинга можно описать по-разному.
Выделяют два вида сеттинга: фоновый и интегральный (Learn How To Create… 2022). Фоновый сеттинг определяет место действия в самых общих понятиях и образах, обычно без детализации прошлого или будущего данного мира и с фокусом на самой сути истории (часто такой сеттинг присутствует в детских произведениях – сказках, моралите). В кино подобный сеттинг может быть реализован через краткое изложение предыстории или дисклеймер о годе и месте событий. Интегральный сеттинг уделяет намного больше внимания описанию и раскрытию перед читателем, зрителем или игроком законов и характеристик среды, в которой разворачивается действие. Во многом это обусловлено тем, что максимально полное представление о мире принципиально важно для понимания самой истории. Например, описание уровня развития технологий заданной эпохи может объяснять невозможность тех или иных решений, делает понятным ход мыслей и репертуары поведения персонажей.