Контент
Конте́нт (англ. content), информационное содержание медиа. Зачастую термин используется в контексте новейших каналов распространения информации, интернет-страниц, приложений, мессенджеров и т. д. Понятие носит разговорный характер и не имеет устойчивого определения в русскоязычных словарях. В зависимости от используемых критериев контент классифицируется различным образом: по назначению, формату подачи информации, уникальности, форме доступа (Павленко. 2017).
По своему назначению контент может быть:
информационным. Цель такого типа контента – донести до пользователя сведения с опорой на мнения экспертов и фактологию;
коммерческим. Рассказывает пользователю о товаре или услуге. Положительные отзывы, яркие образы и приёмы маркетинга помогают выделиться на фоне конкурентов;
развлекательным. Использует широкий спектр форматов и подходов, чтобы развлечь аудиторию. Потенциальному зрителю может понравиться смешная картинка, тематическое видео или ролик с эффектным монтажом;
образовательным. Как и информационный, данный вид контента использует сведения с обязательными ссылками на источник. Его цель не только донести информацию до пользователя, но и сделать возможным её практическое применение в дальнейшем. Речь, в частности, идёт об обучающих видео, лекциях, научных публикациях и т. д. (Павленко. 2017).
Контент может быть представлен в формате текста (статьи, новости, книги), видео (коротких и длинных роликов различного содержания), аудио (музыки, подкастов), изображения (фотографий, рисунков). Формат зависит от специфики места публикации контента: видеохостинга, социальной сети, мессенджера, стримингового сервиса и т. д.
Доступность инструментария по созданию и редактированию (оформлению) информации делает каждого пользователя потенциальным автором контента. Публикация в личном блоге может иметь те же характеристики, что и материал, подготовленный профессиональным медиа. Оригинальный контент, который создаётся аудиторией веб-сайта, называется пользовательским [user-generated content (UGC)] (Krumm. 2008).
Пользовательский контент может играть ключевую роль в структуре веб-страницы. На сайте интернет-магазина Amazon пользователи оставляют отзывы на товары, чтобы другие посетители сайта могли с ними ознакомиться и принять на их основе решение о покупке. Интеграция пользовательского контента помогает разнообразить наполнение страницы, а также приблизить его к интересам аудитории (Куликова. 2020). Пользовательский контент создаёт аудитория товара, услуги или другого контента. У него нет чёткой структуры, он формируется субъективно с учётом творческого восприятия каждого автора.
Определённые веб-ресурсы и их контент доступны для изменения любому пользователю. Такой контент называется открытым (open content). Примером подобного веб-ресурса выступает интернет-энциклопедия Википедия. Автор контента – аудитория сайта, которая может самостоятельно создавать новые или редактировать уже имеющиеся страницы на портале.
С точки зрения уникальности контент разделяется на несколько типов. Оригинальный материал создаётся автором с нуля и не имеет аналогов. Он может быть скопирован или адаптирован другим пользователем. В таком случае новая вариация этого материала уже не является уникальным контентом.
Контент в интернете распространяется бесплатно (является общедоступным) или требует оплаты за возможность просмотра и использования. Формат подписки на ресурс является самым распространённым способом обеспечить доступ к закрытому контенту. Пользователь может платить за материал или за его просмотр без ограничений, рекламы и т. д.
Возможности пользователей и организаций по публикации контента регулируются законодательством. Материалы, содержащие шокирующие сцены, причиняющие ущерб психическому здоровью, пропагандирующие антисоциальные движения и идеологии, подвергаются строгой цензуре и запрету (п. 6 ст. 10 «Распространение информации или предоставление информации» Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ряд статей Уголовного кодекса РФ). Соблюдение законодательства в сфере создания и публикации контента в России контролирует Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в Европе – Европейская комиссия (Закон о цифровых услугах), в США – Федеральная комиссия по связи.