Дорама
Дора́ма (япон.ドラマ, англ. drama – драма, драматургия), обобщённое название телесериалов, выпускаемых в Восточной Азии. Чаще всего под термином подразумевается южнокорейский сериал, но также он обозначает японские, китайские, тайские, тайваньские и вьетнамские сериалы.
Южнокорейские дорамы представляют собой уникальное явление, отличное от сериалов, снятых в других регионах. Западные ценности активно проникают в страну, оказывая влияние как на повседневную жизнь людей, так и на современную массовую культуру. Но эти ценности не приживаются в исходном виде – они накладываются на глубоко укоренившиеся конфуцианские моральные принципы, в результате чего создаётся неповторимый культурный взаимообмен (Гулькова. 2021. С. 117–129).
Исследования показывают, что главной привлекательной чертой корейских дорам для западной аудитории является её уникальная культурная составляющая. Так, одним из принципиальных различий между дорамами и западными сериалами, по мнению зрителей, является количество сцен насилия и эротики. По мнению респондентов, по сравнению с западными шоу корейские сериалы более консервативны, «безопасны» для восприятия неподготовленных зрителей и основаны на человеческих взаимоотношениях. Интерес к корейским дорамам вызывают прежде всего романтические отношения, в той или иной степени присутствующие практически в каждом сериале. В дорамах романтика представляется сдержанной и невинной, что может различаться от представлений западной аудитории. Зачастую популярными становятся дорамы, которые погружают зрителя в лёгкую фантазию. Для поклонников дорамы – не просто временное увлечение. Корейские сериалы учат зрителей быть терпимее к другим культурам и более открытыми к новому опыту. Фанаты дорам изучают совершенно новую культуру, включая еду, историю, культурные нормы, моду и язык. Интерес к корейским сериалам отчасти прививает зрителям конфуцианские ценности, основанные на вежливости, уважении к старшим и привязанности к семье (Lee. 2018. Р. 365–380).
Приверженность к другой культуре развивает критический взгляд на ту культуру, в которой вырос зритель, помогая ему обнаруживать расизм, сексизм, эйджизм и т. д. и противостоять им. Более того, согласно исследованию о компенсаторном эффекте корейской дорамы, проведённому на 100 респондентах, опрошенных методом случайной выборки, дорамы оказывают не только компенсаторный эффект (восполнение недостающих эмоций, недостатка эстетического в повседневной жизни, средство снятия стресса), но и социально-терапевтический. Например, дорамы способны вдохновить зрителя на творчество, выбрать социально значимую профессию, осознать потребность в совершенствовании, повысить языковые навыки и тому подобное. Таким образом, дорамы Республики Корея позволяют приятно провести досуг, а также помогают справиться с негативными эмоциями и стрессом, найти решение экзистенциальных проблем, расширить круг социальных взаимодействий, погрузиться в совершенно непривычную культуру и привнести что-то новое в собственную жизнь (Гулькова. 2021. С. 117–129).
Ныне телесериалы стали одной из важнейших статей культурного экспорта для Республики Корея. Стоимость одной серии растёт пропорционально популярности дорам как внутри страны, так и за рубежом, причём доход от их производства начали получать не только корейские, но и иностранные компании, в последнее время проявившие большой интерес к данному рынку. Например, сериал «Игра в Кальмара» («Squid Game», 2021) был выпущен на Netflix и уже через месяц после премьеры стал самым популярным сериалом в истории платформы (White. 2021).
Ранее посмотреть южнокорейские сериалы можно было только на специализированных сайтах и в группах в социальных сетях, где они переводились фанатами-любителями. Ныне многие популярные сериалы Республики Корея показываются на стриминговых сервисах (таких как Netflix, Viki), а на цифровом телевидении появляются каналы, специализирующиеся исключительно на их трансляции. Например, в России и странах СНГ на показе дорам специализируется телеканал «Дорама».
Популярность южнокорейских дорам можно объяснить разными причинами: привлекательный визуальный ряд, особенно значимый в век доминирования визуальных медиа, интересные сюжеты разных жанров (фантастика, детектив, триллер, мелодрама, комедия, историческая драма и др.), экзотическая для западного человека ментальность, а также отличная от западной актёрская игра, саундтреки, написанные специально для каждой дорамы и часто исполненные известными айдолами (Гулькова. 2021. С. 117–129).
В отличии от западных сериалов, которые длятся несколько сезонов, дорамы, как правило, содержат 1 сезон продолжительностью в 16–24 серии по 1–1,5 часа, то есть тяготеют к формату мини-сериала. Это время подходит для проработки насыщенной сюжетной линии, развития персонажей и эмоционального погружения зрителя. Чаще всего в дорамах история завершается полностью и со счастливым концом (хеппи-эндом).
Привлекательность дорам также связана с внешним видом главных героев. В корейской популярной культуре распространён образ симпатичных, феминизированных мужчин (синдром «кконминам», кор. 꽃미남, от 꽃 – цветок и 미남 – красивый мужчина). Чаще всего этот неологизм упоминается при описании артистов мужского пола и подразумевает не только врождённую красоту человека, но и его стиль в одежде, манеру поведения. В подавляющем большинстве случаев в центре истории находятся герои именно такого типа внешности, причём неважно, будет ли сюжет завязан на криминальной истории, повседневности школьников или жизни людей из прошлого.
Демонстрация культуры повседневности – важный элемент корейской дорамы. Это трансляция окружающей действительности кинематографическими средствами населению, а также её репрезентация иностранному зрителю. Поэтому с ростом популярности и востребованности дорам за пределами восточноазиатского региона для киноиндустрии становится всё более важным выразить национальную специфику корейской культуры, подчеркнуть её уникальность (Ерохина. 2019. С. 191–198).
Действующими лицами корейского сериала часто становятся мифические персонажи. Однако не все дорамы со сверхъестественными существами принадлежат жанру фэнтези. То, что считает потусторонним западный зритель, корейский может мыслить как обыденное. Создатели дорам наряду с образами из восточной мифологии активно задействуют персонажей западной мифологии, сочетая их между собой в сюжете. Из западной культуры заимствуются образы вампиров, Мефистофеля, а также ангелов и демонов. Популярность использования сказочных образов обусловлена тем, что чаще всего дорамы касаются религиозно-нравственных тем: смерти, кармы, добра и зла, смысла жизни, свободы и предопределения. В основу некоторых сюжетов помещаются взаимоотношения Бога и человека, при этом зачастую в дораме иллюстрируется не одна конкретная религия, а сплав из нескольких, благодаря чему становится возможно адресовать посыл истории зрителю любого вероисповедания (Гулькова. 2021. С. 117–129).
Почти все сферы южнокорейской культуры неразрывно связаны и активно взаимодействуют между собой: известные актёры и айдолы становятся официальными представителями разных брендов, что позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными и увеличивать продажи, а айдолам – заработать денег и повышать свою популярность в Республике Корея, Японии и Китае. Использование героями дорам косметики, техники, одежды увеличивает продажи этих или схожих продуктов в реальной жизни. Кроме того, Министерство туризма создаёт маршруты по местам съёмок дорам; а в развлекательных шоу встречаются отсылки к известными дорамам (Ерохина. 2019. С. 191–198).