Магия
Ма́гия (греч. μαγεία – волшебство, чародейство, лат. magia, вероятно, от праиндоевроп. *magh – мочь), способ мышления, предполагающий существование тайных знаний о мире, владение которыми позволяет некоторым людям с помощью определённых обрядов и заклинаний воздействовать на мир в своих интересах или в интересах заказчика.
Магия и наука
В рамках эволюционистской парадигмы магическое мышление понимается как свойственное народам на низших ступенях общественного развития. Вера в магию проистекает, согласно такому подходу, из непонимания устройства мира и страха перед силами природы. Согласно теории Дж. Дж. Фрэзера, магия – основа, из которой произошли все религии, это 1-я из 3 стадий развития человеческого мышления, 2 последующие – религия и наука.
С одной стороны, магия противоположна науке, поскольку, во-первых, она находится вне принципов научной верификации и её эффективность не может быть доказана; во-вторых, она основана на знании не естественных законов природы, а неких сверхъестественных принципов, причём это знание, как считается, доступно лишь особым людям (магам, волшебникам, колдунам); в-третьих, она исходит из представления о мире не как объекте (мир как «оно»), что характерно для науки, а как о субъекте (мир как «ты»). Мир мыслится здесь как населённый множеством тайных существ (духов, демонов), имеющих собственную агентность (интеллект, волю, эмоции) и находящихся в определённых отношениях с особыми людьми – магами, волшебниками.
С другой стороны, в рамках эволюционистской парадигмы магия имеет сходство с наукой, поскольку наделяет человека возможностями влиять на мир. Однако, согласно этому подходу, магия основана на заблуждении ума и неверном представлении о мире, поэтому её можно назвать «ложной наукой» (Фрэзер. 2018. С. 20), следовательно, науку можно было бы назвать «правильной магией». Действительно, магия и наука нередко сближались: в магических обрядах могли использоваться знания свойств растений, минералов и др., а научные знания могли проистекать из магических опытов и наблюдений (например, в астрологии и алхимии).
Магия и религия
Отношения магии и религии также весьма непросты. По мнению М. А. Кастрена и Дж. Фрэзера, магия противоположна религии, поскольку говорит о могуществе человека, тогда как религия – это признание человеческой слабости перед божественным началом: люди не могут влиять на мир, могут лишь просить об этом богов в своих молитвах. У. Робертсон-Смит, Э. Дюркгейм, М. Мосс также противопоставляли магию и религию, но на иных основаниях: религия – это коллективное действо, совершаемое явно, сплачивающее коллектив, а магия – тайные действия одиночек, потворствующих своим низменным инстинктам в противовес общему благу. Напротив, с точки зрения Б. Малиновского, магия и религия сходны в своём действии на людей – они уменьшают беспокойство и тревогу, дают ощущение безопасности и комфорта. Л. А. Фейербах называл магию «противорелигиозной» формой религии.
Принципы магии
Принципы магии и механизмы её действенности также становились предметом обсуждения учёных. С точки зрения Дж. Фрэзера, магия оперирует представлением о «симпатии», взаимном притяжении вещей – объекты, будучи похожими или единожды соприкоснувшись, связаны между собой. Эта связь бывает 2 видов: гомеопатическая, основанная на связи по подобию, и контагиозная, опирающаяся на принцип установления связи между объектами через контакт. Например, использование антропоморфной фигурки в магическом ритуале – это гомеопатический принцип, если же в неё поместят волос жертвы или записку с её именем, появится контагиозный элемент и ритуал, как считается, станет эффективнее. Такие фигурки, называемые в обиходе «куклы вуду», правильнее было бы назвать «магические куклы», поскольку voodoo в американском английском является синонимом слов «магия», «колдовство» и не имеет прямого отношения к западноафриканскому (народы фон, эве) культу предков (вуду – буквально предок). Этот термин проник в Новый Свет с африканскими невольниками и стал основой синкретических религиозных практик во французских колониях (о. Гаити, Луизиана), откуда попал и в английский язык.
Дж. Фрэзер полагал, что магические ритуалы не действуют, т. к. основаны на ложных умозаключениях. Согласно Л. Леви-Брюлю, магия действенна, потому что является частью коллективных представлений – разделяемой всеми членами сообщества системы идей и практик. Эта система окружает каждого человека с момента его появления на свет. Рождаясь, человек входит в определённый символический поток, его учат принимать мир так, как он выглядит в этом потоке, и действовать в нём. Следовательно, магия вполне реальна для носителей культуры, где существует вера в неё.
Эту концепцию развивал К. Леви-Строс, придавая ей последовательное семиотически-структуралистское развитие (Леви-Стросс. 2001. С. 192–213). Он говорит о магии как моделировании: магический специалист создаёт модель объекта или процесса, на который нужно повлиять, и затем этой моделью оперирует – по принципам, которые описал Дж. Фрэзер, т. е. гомеопатическим и контагиозным. Например, лечение от алкоголизма по фото – это работа с моделью по гомеопатическому принципу. При этом о работе с моделью непременно должен знать объект магического воздействия либо его представитель. Магия действенна, т. к. основана на комбинации 3 актантов: магический специалист – объект (пациент или жертва) – коллектив. Эта комбинация создаёт устойчивую среду, которая поддерживает веру в силу ритуалов. Поэтому даже если ритуал не привёл к желаемым результатам, это будет говорить лишь о том, что ритуал был проведён с ошибкой либо кем-то был совершён контрритуал.
В медицинской антропологии действенность магических ритуалов связывается с эффектом плацебо и ноцебо (от placere – удовлетворять и nocere – вредить). Современная психология связывает веру в магию с разнообразными когнитивными искажениями (гиперсемиотизация, селективное восприятие, эффект обратного восприятия, эффект Розенталя, эффект Барнума и др.).
Существует давняя дискуссия о том, представляет ли магия собой автоматическое следствие оперирования предметами и словами или включает в себя взаимодействие с некоторыми сверхъестественными агентами. Ж. Фийоза разграничивал «прямую» и «непрямую» магию. Первая – это обряды, в которых магическая сила действует сама собой, не требуя вмешательства сверхъестественных существ, вторая – обряды, в которых человек принуждает сверхъестественного агента исполнить его желание. По мнению С. Рейнака, магия представляет собой «стратегию анимизма» (Рейнак. 1919. С. 56), т. е. основана на взаимодействии с духами и демонами. Дж. Фрэзер полагал, что магия «часто имеет дело с духами, то есть личными агентами», но, в отличие от религии, она не умилостивляет их, а принуждает и заставляет (Фрэзер. 2018. С. 69). С. А. Токарев, напротив, считал, что в магических обрядах «отсутствует вообще всякое представление о личных сверхъестественных существах», магией он называл «обряды, которые имеют целью непосредственное воздействие человека сверхъестественным образом на тот или иной материальный объект и которые не связаны при этом с анимистическими представлениями» (Токарев. 1990. С. 414). При этом Токарев подчёркивал, что обряды с участием сверхъестественных существ, которых человек принуждает исполнить его волю, занимают промежуточное положение между религией («умилостивительным культом») и магией в строгом смысле слова. Во 2-й половине 20 в. в рамках семиотики и теории коммуникации возникли новые подходы к пониманию магии. С точки зрения Е. С. Новик, магия – это не столько технология, сколько целенаправленное коммуникативное воздействие на партнёра по общению (человека, животное, духа и пр.) и рефлексивное управление его поведением с помощью разных символических средств (слов, действий, предметов). В результате ритуала, состоящего в обеспечении определённого коммуникативного воздействия, создаётся «программа», предусматривающая определённый ответ адресата ритуала на это воздействие (болезнь/выздоровление, неудача/успех – в зависимости от цели). При таком подходе используемые в ритуале символические средства – не модель объекта воздействия (построенная по гомеопатическому или контагиозному принципу), а сообщение, которое ему передаётся и в котором говорится (моделируется), что от него требуется.
Примеры магических ритуалов, собранные в научных трудах 19–20 вв., позволяют говорить, что провести чёткую границу между магией и анимизмом не представляется возможным; в магических ритуалах применяются оба принципа – создание модели желаемой ситуации и обеспечение её выполнения с помощью сверхъестественных агентов.
Виды магии
Дж. Фрэзер, кроме уже упомянутого разделения магии на гомеопатическую и контагиозную (в обоих случаях это магические акты, совершаемые на расстоянии), различал магию положительную (колдовство) и отрицательную (табу). А. Фиркандт выделял «магию вблизи» и «магию издали» (вторая включает в себя оба типа магии по Фрэзеру), а также «начинательную магию»: обряды, в которых воспроизводится начало действия и предполагается его продолжение сверхъестественным образом. А. Юбер и М. Мосс разделили магические обряды на «ручные обряды» (манипуляции объектами) и «словесные обряды» (заклинания). А. ван Геннеп вслед за Фрезером разделял магию на симпатическую и контагионистическую, а также на положительную (предписания) и отрицательную (запреты, табу). Кроме того, он делит магические обряды на прямые (результат ожидается сразу за действием) и непрямые (действие приводит в движение силы, долженствующие произвести желаемый результат), а также на анимистические (включающие участие духов и демонов) и динамистические (не предполагающие такого участия).
Е. Г. Кагаров разработал наиболее дробную систематику магии. По «психологической основе» он делил её на 4 типа: магия симильная (гомеопатическая), парциальная (голофрастическая), контагиозная и энантиопатическая (основанная на идее противоположности). При этом основным принципом классификации магических ритуалов он считал их «целевую установку». Соответственно этому принципу он разделял магические действия на 2 основные группы – профилактические и протрептические (продуцирующие). Первая из этих 2 групп подразделялась Кагаровым на 4 типа: апотропеические, диссимуляционные (или экзапатетические), витативные (апофевктические) и криптические обряды. Вторая группа подразделялась на 8 типов: карпогонические, копулятивные (в том числе синдиасмические и аггрегационные), дизъюнктивные (в том числе хористические и сепарационные), катартические, гиластические, дефиксионные, мантические и сакраментальные обряды.
К. Мошиньский делил магические обряды на «субмагические» и магические в собственном смысле. «Субмагические» – такие обряды, в которых «действие само по себе рационально; магическим становится вследствие того, что объекты или свойства объектов, которых оно касается, в действительности не существуют либо существуют совершенно иначе, чем предположено». Собственно же магические обряды – те, при которых «действие само по себе иррационально» (Moszyński. 1967. S. 269). Мошиньский разделил их на 5 типов:
Трансляционные («действие основано на фиктивном перенесении свойства одного объекта на другой»).
Трансмиссионные («действие основано на фиктивном влиянии на отдалённый объект N с помощью предметов, посылаемых на короткое расстояние в пространство в его направлении»).
Симпатические («действие основано на фиктивном влиянии на объект N через фактическое влияние на другой предмет»); этот тип включает 2 подтипа: второстепенно симпатические обряды (действие направлено на безразлично какой предмет, решает только само действие) и собственно симпатические (предмет, на который направлено действие, сходен или как-то связан с объектом N).
Креационные (фиктивное создание объекта через уподобление ему или через создание его подобия).
Инцепционные (влияние на будущее событие через его начинание).
С. А. Токарев, критикуя в целом рассмотренные выше систематики, предложил взять из них всё ценное, чтобы «установить по возможности полную и систематическую группировку магических актов» (Токарев. 1990. С. 426). Исходным принципом систематики он полагал «технику передачи магической силы или защиты от неё» (Токарев. 1990. С. 427) и предложил классификацию магии по 6 типам, разделив их на 2 разряда: протрептическая (агрессивная) и профилактическая (оборонительная) магия. К протрептической магии относятся: контактная, инициальная, парциальная (контагиозная, по Фрэзеру) и имитативная (гомеопатическая, по Фрэзеру); к профилактической магии – апотропеическая (отгоняющая) и катартическая (очищающая). Все эти типы магии могут быть, по Токареву, 7 видов: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебно-предохранительная, промысловая (с отдельными разновидностями – охотничья, земледельческая, скотоводческая), метеорологическая, 7-й вид включает в себя «второстепенные виды магии». Наконец, вслед за Фрезером Токарев выделил 2 «аспекта» магии: положительную (магические обряды, или колдовство) и отрицательную (магические запреты, или табу). Не следует смешивать это членение с разделением магии на чёрную (направленную на зло) и белую (нацеленную на добро). Последнее было предложено французским учёным и эзотериком 17 в. Г. Ноде. Разделение на полезную и вредоносную магию (в наши дни иногда называемую белой и чёрной под влиянием массовой литературы и СМИ) существует внутри отдельных культурных традиций, однако эвристическая ценность такого разделения исследователями признаётся сомнительной: границу между благожелательной и вредоносной магией бывает не так легко провести (ритуал может быть вредоносным для одной стороны и позитивным для другой). Точно так же трудно разделить на «чёрных» и «белых» магических, или ритуальных, специалистов – обычно считалось, что они могли совершать разные типы обрядов. Так, шаман был защитником своей группы и, соответственно, вредоносным для соседней враждебной группы. Русский знахарь, знаткой, знающий – нейтральное определение магического специалиста; за глаза его могли звать портуном (от слова «портить») или колдуном (этимология неясна) – особенно те, кому он якобы причинил вред. Другие названия для магического специалиста в русской культуре – волхв, чародей, чаровник, обаянник, чернокнижник, еретник – имеют негативный оттенок, поскольку в христианском мире занятия любым видом магии считались греховными.
Магия в религиях
Если под магией понимать веру в автоматическую эффективность обрядов, то её можно найти в любой религии мира, в православии это называется «обрядоверие» и осуждается Церковью, крайне негативно относятся к этому и в протестантских деноминациях. Но если под магией понимать взаимодействие со сверхъестественными агентами, то такие практики осуждаются гораздо сильнее. В Новом Завете (Мф 2:1–12) кратко упомянуты волхвы – мудрецы-астрологи с Востока, которые, следуя за звездой, названной впоследствии Вифлеемской, пришли поклониться младенцу Иисусу. Волхвы – непременные персонажи иконографии Рождества, однако богословская традиция оспаривает их мудрость. В тексте православного рождественского тропаря говорится: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звезда́м служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока». Следовательно, магическая мудрость уступает мудрости божественной. В Ветхом Завете сказано жёстче: «Волхвомъ живымъ быти не попустите» (Исх 22:18), синодальный пер.: «ворожеи не оставляй в живых», ср. также: «не ворожите и не гадайте» (Лев 19:26), «не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей» (Втор 18:10). Соответственно, все авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) негативно относятся к магическим практикам, считая их добровольным взаимодействием с демоническими силами. Тем не менее магические практики существовали не только в разнообразных локальных верованиях, в восточных религиях и синкретических культах, но и в мире монотеизма, в том числе христианства. Магия тесно связана с различными западными мировоззренческими системами Античности, эллинизма, Средневековья и Нового времени (герметизм, неоплатонизм, гностицизм, каббала), с натурфилософией и паранаукой (астрология, алхимия, хиромантия, месмеризм). В Новейшее время спектр оккультных и эзотерических течений расширился за счёт авторских синкретических учений (Э. Леви, Папюс, А. Кардек, Е. П. Блаватская, Р. Штайнер, А. Кроули, Дж. Гарднер) и различных течений в рамках Нью Эйдж, в которых изложены системы и теории магии. Множество современных людей используют в своей повседневной жизни, даже не вполне это осознавая, магические практики, в том числе появившиеся в наши дни или даже изобретённые самостоятельно.