Фандом
Фандо́м (фэндом, англ. fandom), сообщество фанатов определённого явления популярной культуры, чаще всего художественного произведения или направления в искусстве (музыкальной группы, селебрити, фильма, телесериала, видеоигры, франшизы, но также, например, спортивной команды и др.), эмоционально вовлечённое в объект своего интереса. Хотя разные формы заинтересованности и энтузиазма по отношению к людям или феноменам культуры существовали на протяжении всей человеческой истории (Fuller-Seeley. 2017), ключевым фактором формирования фандома как современного явления стали медиа. Они позволили людям находить друг друга на большом расстоянии и образовывать виртуальные аффективные сообщества, т. е. фандомы.
Медиафандом, как наиболее актуальная форма фандома, тесно связан с архитектурой современных медиаплатформ, через которые фанаты устанавливают и укрепляют связи между собой. К таким платформам можно отнести специализированные онлайн-площадки для непосредственного взаимодействия фанатов с кумирами (к примеру, сервис Weverse предоставляет корейским поп-артистам, группам и лейблам возможность размещать разнообразный контент, вести прямые трансляции, стримы и др.). Кроме того, популярными площадками для общения, обмена фан-артом и участия в разнообразных фанатских практиках выступают блоговые и микроблоговые платформы, а также видео- и аудиохостинги. Доступность в большинстве стран мира, простота использования и анонимность регистрации на платформе позволяют членам фандома образовывать с их помощью тесные горизонтальные связи и активно взаимодействовать друг с другом в рамках общего интереса к одному явлению (Morimoto. 2017).
Исследования фандомов
В академических дискуссиях фандом часто понимается как пространство реализации партиципаторного (т. е. основанного на соучастии) потенциала произведения, как форма сопротивления его господствующим интерпретациям. В рамках фандома реализуется идентичность фанатов и фанатских сообществ, происходит культурный обмен, а взаимодействие с предметом интереса влияет на психологическое состояние вовлечённых групп и лиц. Для понимания функционирования фандома важен политический контекст и его связи с популярной культурой.
Фандом характеризуется особой чувствительностью к предмету фанатского интереса. Как аффективное сообщество, фандом организует и направляет чувства участников, наделяя смыслом избранных персонажей, предметы и темы, вызывающие эмоциональную реакцию (Grossberg. 2003). Деятельность членов фандома может состоять как в личном потреблении медиапродуктов, так и в публичном участии в совместной активности. Речь идёт о создании произведений, вдохновлённых объектом интереса, – фанфикшена, фан-арта, любительских видео, шуток, пародий, косплея и т. п., а также о любых, в том числе нетворческих, практиках взаимодействия с ним – использовании цитат, онлайн-обсуждениях и т. д.
Фанатское отношение к тому или иному явлению отличается от обычного набором характерных практик. К исключительным атрибутам фандома, помимо прочего, относятся ожидание нового материала по интересующему предмету, быстрое (например, в форме бинджвотчинга) и многократное (пересмотр фильмов и сериалов, прослушивание одной музыкальной композиции или альбома по нескольку раз и др.), освоение существующего архива (Hills. 2017).
Некоторые исследователи выделяют также феномен антифандома, объединяющего потребителей, которые сознательно избегают глубокого погружения в тот или иной культурный контекст либо испытывают по отношению к нему сильные негативные эмоции и выстраивают свою идентичность на его отрицании. В частности, принадлежность к антифандому проявляется, когда предмет интереса поклонников меняется и уже не соответствует их ожиданиям, в результате чего они перестают определять себя как фанатов и формируют критическое отношение к прежнему увлечению, оставаясь к нему эмоционально привязанными (Anti-fandom ... 2019).
Формы активности фандома
В рамках фанатских практик, как коллективных, так и индивидуальных, вырабатываются интерпретации, зачастую противоречащие изначальному авторскому замыслу. Фандом как стихийное горизонтальное сообщество позволяет реализовать свою субъектность и даёт голос тем, кто его лишён в рамках мейнстримной популярной культуры. Потенциал репрезентации, которым обладает фандом, через выработку альтернативных интерпретаций конкретных объектов поклонения позволяет подвергать ревизии господствующие дискурсы. Разнообразные меньшинства и угнетаемые группы получают возможность выражать свои желания, реализовывать творческие амбиции и порождать отвечающие их потребностям смыслы во взаимодействии с предметом своего интереса (Jenkins. 2018). В рамках фандома создаются и развиваются новые идентичности, с которыми фанаты могут себя соотносить (Hemphill. 2017).
Однако далеко не любой фандом осуществляет сопротивление господствующим трактовкам и нарративам или реализует свой контркультурный потенциал. Большинство из них вносят вклад в мейнстримное потребление продукта, совпадающее с официальными способами его продвижения и рекламы, например в форме коллекционирования мерчендайзинга, просмотра фильмов в кинотеатрах, покупки сериалов на стриминговых платформах или видеоигр на интернет-площадках и т. д.
Другой формой активности выступает влияние фанатов на предмет своего интереса, когда фандом становится важным элементом самого́ рассматриваемого культурного явления, в особенности если речь идёт о популярных и коммерчески успешных продуктах или персонах. Существует большое число примеров, когда фандом побудил автора или создателей продолжить произведение или серию. В частности, аудитория подтолкнула английского писателя А. К. Дойла к «воскрешению» своего персонажа – Шерлока Холмса. Множество читателей литературного издания The Strand Magazine, где публиковались истории о Холмсе, в знак протеста против смерти героя и завершения серии рассказов отменили свою подписку на журнал. Поклонники писали Дойлу письма с требованием вернуть Холмса и продолжить цикл. В ответ писатель был вынужден опубликовать несколько других детективных историй о самом знаменитом сыщике, вернув персонажа «из мёртвых» с помощью специально для этого введённого сюжетного поворота (Cawthorne. 2011).
Негативное мнение фандома также может повлиять на судьбу произведения или кумира. Возможности современных медиа в 2010–2020-х гг. часто используются для «отмены» (англ. cancel) объекта поклонения в рамках соответствующей культуры. В случае если некий продукт или поведение публичной персоны нарушают разделяемые фандомом морально-этические нормы, сообщество может инициировать кампанию по блокировке (деплатформингу), добиваться отмены выступлений, потребовать лишить человека спонсорских ресурсов или принести извинения. Так, на фоне секс-скандала вокруг американского бьюти-блогера Дж. Чарлза от него отвернулись миллионы поклонников, что обернулось для селебрити крупными репутационными и финансовыми потерями (Ng. 2022).
Юридическая неопределённость фандома
Хотя часть творчества фанатов производится бескорыстно, фандом становится юридически спорным явлением в ситуации, когда его представители (например, цифровые художники, которые создают на заказ произведения на основе медиапродуктов, защищённых авторским правом) пытаются монетизировать фанфикшен и фан-арт (Tushnet. 2017). Наиболее известными примерами таких правовых коллизий выступает публикация с некоторыми изменениями книг, которые изначально были фанфикшеном по какому-либо произведению, находящемумся в открытом доступе.
Одним из самых известных коммерчески успешных случаев превращения фанатского текста в оригинальную книгу стал роман «Пятьдесят оттенков серого» («Fifty Shades of Grey», 2011) британской писательницы Э. Л. Джеймс, основанный на фанфикшене по франшизе «Сумерки» («Twilight», 2005–2020) С. Майер. Первоначально размещённый под другим названием на фанфикшен-платформе текст был незначительно переписан Джеймс, а героям были даны новые имена. В таком виде писательница выложила сочинение на собственном сайте, затем на небольшой независимой платформе, где будущий роман начал обретать первую популярность и привлёк внимание крупного издательства Vintage Books. Изданная книга имела феноменальный успех и повлекла за собой выход продолжений и экранизаций, а совокупный тираж романной трилогии превысил 35 млн экземпляров (Aviles. 2019).
Успех «Пятидесяти оттенков серого» показал, как граница между оригинальными произведениями и фан-артом размывается, а коммерческий успех вынуждает институции рассматривать фанатское творчество как влиятельную силу и потенциально успешную инвестицию. При этом закон не гарантирует долгосрочную легальность таких произведений и допускает возможность иска к Э. Л. Джеймс о нарушении авторского права по отношению к правообладателям исходного произведения. Хотя С. Майер не предпринимала таких действий, её наследники могут изменить это решение (Mulligan. 2015).