Сёнэн
Сёнэн (япон. 少年 – мальчик, юноша), категория манги, аниме и ранобэ, рассчитанная на мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет и публикуемых в изданиях соответствующего профиля. Сюжет сёнэнов чаще всего посвящён юношам, стремящимся достичь совершенства в выбранном деле, будь то боевые искусства, спорт, магия или приготовление еды. В большинстве историй также подчёркивается ценность настоящей дружбы и веры в лучшее, хотя в более современных сёнэнах это правило может нарушаться. Сёнэн является самой популярной и самой коммерчески успешной категорией аниме и манги, стабильно обгоняющей по сборам произведения других возрастных категорий.
Во многих сёнэнах есть сражения, но сюжеты не ограничиваются только ими. Их сюжет нередко затрагивает темы спорта, например, в «Спиди-гонщике» (マッハ ゴー ゴー ゴー, 1966–1968) и «Слэм-данке» (スラムダンク, 1990–1996), единоборств, например, в «Кулаке полярной звезды» (北斗 の 拳, 1983–1988) и «Завтрашнем Джо» (あしたのジョ, 1968–1973) и других сфер деятельности, в которых можно стремиться к достижению профессиональных высот. Например, в сёнэне «Свежеиспечённый!! Яппан» (焼きたて!! ジャぱん, 2001–2007) главный герой мечтает стать лучшим булочником в Японии.
Среди остальных персонажей сёнэнов главные герои обычно выделяются чертами своего характера, необычным поведением, стилем в одежде или, например, яркой причёской. Хотя сюжет таких произведений чаще всего строится вокруг боевых искусств, огромных боевых машин (меха), научной фантастики, фэнтези, спорта или ужасов, встречаются и повседневные сеттинги, как, например, в манге и аниме «Крутой учитель Онидзука» (グレート・ティーチャー・オニズカ, 1997–2002; аниме выпускалось в 1999–2000).
Первые сёнэны датируются началом 20 в. С 1895 по 1933 г. выходил журнал Shonen Sekai (少年世界), специализировавшийся на детской литературе. В нём также публиковались настольные игры, бейсбольные карточки и переводные истории зарубежных авторов. Современную историю сёнэна принято отсчитывать с момента окончания Второй мировой войны. Оккупация оказала большое влияние на культуру Японии, в том числе на мангу, благодаря появившимся в стране комиксам. Одним из ключевых авторов того периода считается Тэдзука Осаму, которого прозвали «богом манги». Опираясь на работы У. Диснея и братьев Флейшер, Тэдзука ввёл моду на большие глаза у персонажей, которые позже стали важной частью эстетики кавай. C 1951 г. Тэдзука начал выпуск манги «Амбассадор Атом» (アトム大使, 1951–1952), с 1952 по 1968 выходила манга «Могучий Атом» [鉄腕アトム, 1952–1968)] о роботе Атоме, которая со временем приобрела культовый статус и стала известна по всему миру под локализованным названием «Астробой» («Astro Boy»). Помимо «Могучего Атома» к наиболее известным сёнэнам Тэдзуки относят «Белого льва Кимбу» (ジャングル大帝, 1950–1954) и «Чёрного Джека» (ブラック・ジャック, 1973–1983). Все три манги получили аниме-адаптации, в создании которых участвовал сам автор.
Широкую популярность сёнэн приобрёл с запуском в 1968 г. журнала Weekly Shonen Jump (週刊少年ジャンプ) – самого известного издания для юношей-подростков в Японии. К самым заметным сериям, выходившим на страницах издания, можно отнести «Кулак полярной звезды» (北斗 の 拳, 1983–1988), «Невероятные приключения ДжоДжо» (ジョジョの奇妙な冒険, 1987–2004), «Наруто» (ナルト –, 1999–2014), «Блич» (ブリーチ, 2001–2016), «Большой куш» (ワンピース, с 1997), «Охотник на охотника» (ハンター×ハンタ, с 1998) и «Тетрадь смерти» (デスノート, 2003–2006). Пик популярности Weekly Shonen Jump пришёлся на 1980–1990 гг., когда наиболее успешные серии манги, многие из которых в дальнейшем получили аниме-адаптации, обеспечили журналу пиковые продажи. К наиболее заметным современным сериям можно отнести «Моя геройская академия» (僕のヒーローアカデミア, с 2014), «Клинок, рассекающий демонов» (鬼滅の刃, 2016–2020), «Доктор Стоун» (ドクターストーン, 2017–2022) и «Человек-бензопила» (チェンソーマン, с 2018). Все они были экранизированы в виде аниме.
Считается, что на формирование сёнэна огромное влияние оказала манга «Драконий жемчуг» (ドラゴンボール, 1984–1995), основанная на китайском классическом романе «Путешествие на Запад» (кит. 西遊記, 1590). По сюжету манги, мальчик с обезьяньим хвостом Сон Гоку отправляется в путешествие на поиски семи артефактов, известных как Драконий жемчуг. По словам исследователя манги Дж. Томпсона, «Драконий жемчуг» является «самым значительным произведением в сёнэн-манге последних десятилетий» по многим причинам, среди которых – уникальный стиль изображений, оригинальный вымышленный мир, продуманные экшен-сцены, большое количество сюжетных деталей, на основе которых фанаты манги могут развивать историю (Thompson. 2011). Кроме того, манга стала популярной, потому что её создатель заигрывал с ожиданиями аудитории в отношении манги (Thompson. 2011).
В 1989 г. после ареста серийного убийцы Миядзаки Цутому, прозванного «Отаку-Убийцей», в квартире которого был обнаружен большой архив манги, аниме, порнографии и фильмов ужасов, в Японии стали жёстче регулировать подростковую литературу. Наиболее строгой цензуре подверглись сёнэны, уровень насилия и откровенности в которых был значительно снижен под давлением общественности.
Помимо Weekly Shonen Jump среди популярных изданий можно выделить журнал Weekly Shonen Magazine (週刊少年マガジン), известный по таким сёнэнам, как «Семь смертных грехов» (七つの大罪, 2012–2020), «Токийские мстители» (東京卍リベンジャーズ, с 2017), «Человек-дьявол» (デビルマン, 1972–1973) и «Команда мечты» (あひるの空, с 2004); Weekly Shonen Champion (週刊少年チャンピオン), известный по такой популярной манге, как «Мазингер Зет» [マジンガーZ, 1972–1973; в 1973–1974 издавалась в TV Magazine (テレビマガジン)] и «Баки» (グラップラー刃牙, 1991–1999); и Jump Square (ジャンプスクエア), отметившийся, например, произведением «Синий экзорцист» («青の祓魔師», с 2009).
В России сёнэны издают сразу несколько издательств, в частности, «Азбука» [«Тетрадь смерти», «Призрак в доспехах», «Атака титанов»], «Истари Комикс» [«Мастер Меча Онлайн» (2021–2022), «Сага о Винланде», «Re: Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире»), «Фабрика комиксов» («Дневник будущего», «Гештальт», «Алиса и вторжение роботов»), Alt Graph («Босоногий Гэн»), XL Media («Семь смертных грехов», «Хвост Феи», «Страна чудес смертников») и «Комильфо» («BECK. Восточная Ударная Группа», «GTO. Крутой учитель Онидзука»).