Майер Стефани
Ма́йер Сте́фани, Стефани Морган-Майер (Stephenie Morgan Meyer) (род. 24.12.1973, Хартфорд, штат Коннектикут), американская писательница, автор популярной серии романов для подростков в жанре фэнтези «Сумерки» («Twilight). Книга переведена на 37 языков, включая русский. Во всём мире количество проданных книг серии «Сумерки» – 100 млн экземпляров. По книге в 2008–2012 гг. была снята популярная кинофраншиза «Сумерки».
Биография
С. Майер, в девичестве Морган, родилась в многодетной семье. Выросла в Фениксе, штат Аризона. В 1997 г. получила степень бакалавра по английской литературе в Университете Бригама Янга в штате Юта, а также слушала курсы в Государственном университете Аризоны. Вышла замуж в 21 год за друга детства. У неё трое детей.
Майер взялась за написание романа, не имея литературного опыта. К этому её побудило рождение ребёнка. Она утверждает, что замысел «Сумерек» пришёл во сне, когда ей приснились прекрасная девушка и вампир, жаждущий крови девушки, но при этом любящий её. Она начала писать роман тайно, не рассчитывая на его публикацию, и закончила за три месяца.
Получив множество отказов от литературных агентов, которым она посылала рукопись, Майер сумела найти агента для своего произведения и в 2003 г. заключила сделку с издательством Little, Brown and Company на сумму 750 тыс. долл. за серию из трёх книг, которая потом дополнилась четвёртой. Права на экранизацию романов были проданы ещё до того, как была дописана вся серия. Майер тесно сотрудничала с создателями экранизации и учредила собственную продюсерскую компанию Fickle Fish Films, спродюсировав две части фильма «Сумерки. Сага. Рассвет» («Breaking Dawn», 2011–2012, режиссёр Билл Кондон).
Майер принадлежит к мормонской Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Её религиозные убеждения отражаются в творчестве. В частности, в её романах нет сцен курения и распития алкоголя, а герои «Сумерек» Белла Свон и Эдвард Каллен воздерживаются от секса до вступления в брак. Тема сексуального воздержания приобретает в романах мистическую окраску.
Майер также является автором двух романов для взрослой аудитории, «Гостья» («The Host», 2008) и «Химик» («The Chemist», 2016).
«Сумерки»
Серия романов «Сумерки» относится к жанру подростковой литературы (young adult), предназначенной для девочек, но имела большой успех у женской аудитории разных возрастов.
Первый роман, «Сумерки», вышел в 2005 г. тиражом 75 тыс. экземпляров. Он занял первое место в списке бестселлеров The New York Times в категории книг для детей. Несмотря на успех, книга подвергалась критике за сексуальную откровенность и представленные в ней религиозные взгляды, некоторые школы и библиотеки вынуждены были изъять её с полок.
Роман «Новолуние» вышел в 2006 г., за ним последовали «Затмение» (2007) и «Рассвет» (2008). «Новолуние» в течение 11 недель занимало первое место в списке бестселлеров The New York Times в категории книг для детей. Первоначальный тираж «Рассвета» составил 3,7 млн экземпляров. Роман выиграл британскую награду за лучшую книгу для детей (2009).
В 2010 г. Майер выпустила роман «Недолгая вторая жизнь Бри Таннер», своего рода спин-офф «Затмения». Действие происходит одновременно с событиями «Затмения», и центральным героем становится новообращённая девушка-вампир Бри.
Успех серии «Сумерки» связывают с началом расцвета фан-культуры в интернете. «Сумерки» называют «первым бестселлером времён социальных сетей» (Guanio-Uluru. 2015. P. 162). С момента выхода первого романа Майер активно культивировала свою базу фанатов.
Литературные влияния в «Сумерках»
В «Сумерках» присутствует много отсылок к литературной классике. По словам Майер, исходный замысел возник у неё под влиянием романа «Гордость и предубеждение» Дж. Остин. «Затмение» строится на отсылках к трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.
Главным литературным источником «Сумерек» считается «Грозовой перевал» Э. Бронте, черты двух соперников из романа Бронте, Хитклифа и Эдгара Линтона, борющихся за любовь Кэти Эрншо, распределены между вампиром Эдвардом Калленом и вервольфом Джейкобом Блэком, соперничающими за любовь Беллы. Перераспределение черт двух героев вместе с добавлением фантастического элемента позволяет снять в «Сумерках» неразрешимый конфликт «Грозового перевала» (Wakefield. 2011).
Трансформация фигуры вампира
В романах серии «Сумерки» происходит характерная трансформация фигуры вампира. В них представлено несколько видов вампиров: аристократические вампиры клана Вольтури, асоциальные вампиры Джеймс и Виктория, воюющие с кланом Калленов, и армия новообращённых вампиров, больше напоминающих зомби. Клан Калленов, к которому принадлежит Эдвард, – это вампиры-вегетарианцы, отказавшиеся от человеческой крови и заменившие её кровью животных. В них отразился процесс приручения и одомашнивания, которому в современной культуре подверглась бунтарская фигура вампира, ведущего свою родословную от байронических героев. Каллены стремятся встроиться в человеческое общество, и дополнительным медиатором между ними и людьми становится Белла (Groper. 2011).
Каллены также являются компромиссными фигурами, поскольку маскируют свой аристократический статус, выступая как представители верхнего среднего класса. Вервольфы воплощают низшие классы и расовые стереотипы, связанные с коренными американцами. В отличие от цивилизованных Калленов вервольфы не способны управлять своей телесной трансформацией, которая заложена в них на генетическом уровне.
Эдвард Каллен является постбайроническим героем (Groper. 2011). Если байронический герой губит связанную с ним женщину, то Эдвард становится защитником Беллы. Инициатива соблазнения принадлежит женщине, и в конце её настигает возмездие в виде тяжёлой беременности. Эдвард же выступает как её спаситель.
«Сумерки» и вопросы гендера
С. Майер называет себя феминисткой, но её нередко обвиняли в антифеминизме. Феминистки считают, что «Сумерки» закрепляют традиционное распределение гендерных ролей. Пассивную и покорную Беллу, ждущую, что её спасёт прекрасный принц Эдвард, противопоставляли активной Баффи из телесериала «Баффи, истребительница вампиров» (Nicol. 2011). Семья Калленов являет собой торжество гетеронормативности: несмотря на отсутствие кровных связей, она точно воспроизводит структуру традиционной нуклеарной семьи с отцом, матерью и детьми. Женщины в «Сумерках» могут самореализоваться только через материнство. При этом Белла воплощает в себе идеал самоотверженного материнства, окрашенного мазохизмом: она рожает, несмотря на угрозу смерти при родах.
В то же время исследователи отмечают, что гендерные роли в «Сумерках» неоднозначны. Беллу можно рассматривать и как активную героиню, упрямо добивающуюся своей цели и самостоятельно делающую выбор. Она находится в центре событий, и весь магический мир вращается вокруг неё. Если вампиры обычно были воплощением «фаллической маскулинности», то Эдвард проходит определённый путь, превращаясь из презирающего всех и тайно ненавидящего себя мачо в чуткого и любящего мужа и отца (Bealer. 2011).
Материнство также представлено в романах неоднозначно (Whitton. 2011). Материнской фигурой может считаться патриарх Карлайл Каллен, т. к. он «порождает» детей, т. е. вампиров своего клана, при помощи укусов, без участия женщины-матери. Беременность Беллы, в свою очередь, может рассматриваться как суррогатное материнство. У неё нет контакта с ребёнком во время беременности, тогда как Эдвард может читать мысли Ренесме. Ренесме рождается сразу со сверхспособностями и не нуждается в матери, которая не в состоянии за ней ухаживать и не может кормить (Bealer. 2011).