Культовый статус (в популярной культуре)
Ку́льтовый ста́тус, особый символический статус предметов массовой культуры (преимущественно фильмов, но также книг, музыкальных альбомов, мест, брендов, предметов одежды, медиумов, блюд и т. д.), вокруг которых формируется группа преданных почитателей (фандом), эмоционально привязанных к объекту поклонения. Подобные сообщества зачастую характеризуются принадлежностью к субкультурам и ранее считались маргинализированными (Hollows. 2003). Культовость лежит в преимущественно дискурсивной плоскости, несмотря на многочисленные попытки исследователей выявить объективные критерии наделения этим статусом, т. е. культовым можно считать всё, что признаётся или называется таковым в публичном дискурсе (Павлов. 2020).
Культовый статус обычно производится фандомом и сопровождается специфическими фанатскими практиками. Такие практики могут включать в себя проведение тематических конвентов, посвящённых объекту культа (Klinger. 2010), многократное потребление художественного произведения (фильма или альбома), которому сопутствуют определённые ритуалы поведения (Tyson. 1980), коллекционирование предметов, наделённых символическим значением (атрибутики, изображений и фигурок, сувениров и различной меморабилии) (Hills. 2015) и др. Культовый статус не универсален, поскольку соответствующий опыт носит индивидуальный и сакрализованный характер (Самутина. 2002. С. 7). Субкультурность культового статуса предполагает идентификацию сообщества, для которого тот или иной объект является культовым. Например, фильм «Вудсток» считается культовым среди представителей субкультуры хиппи, а сериал «Звёздный путь» – среди треккеров. Академический интерес к феномену культового статуса в популярной культуре тесно связан с исследованиями культового кино.