Манга
Ма́нга (япон. 漫画), разновидность комиксов, зародившаяся в Японии в начале 20 в. Изначально термин «манга» употреблялся по отношению к карикатуре и комическим зарисовкам в японских газетах, но вскоре стал обозначать комиксы на японском языке. В Японии мангой называют любой комикс. Американский художник и теоретик С. Макклауд отмечает такие особенности манги, как экспрессионизм, «эффект маски», карикатурные персонажи, относительное движение, особый формат издания и тип повествования (Макклауд. 2016. С. 210). Также для манги характерен графико-символический язык и стиль персонажей с большими глазами и вытянутыми телами.
Принято различать три вида манги: 1) однокадровая манга хитокома (япон. 一コマ漫画), 2) четырёхкадровая манга ёнкома (япон. 四コマ漫画), 3) повествовательная манга (япон. 物語漫画, моногатари манга или ストーリマンガ, стори-манга). Хитокома манга представляет собой комиксы в одиночной рамке, которые сатирически высмеивают социальное устройство и людей, стоящих у власти. Хитокома манга соотносится с понятием карикатуры. Ёнкома манга состоит из ряда четырёх вертикальных кадров одинаковой формы, куда помещаются истории на шуточную тематику; может соотноситься с понятием комикс-стрипов. Повествовательная манга – это комиксы в их современном виде, где множество кадров различной формы и размера выстраиваются в удобную для чтения последовательность на странице. Содержание повествовательной манги может быть самым разнообразным.
Слово «манга» получило распространение ещё в эпоху Эдо (1603–1867) благодаря серии альбомов «Манга» (япон. 北斎漫画, «Хокусай манга») с рисунками японского художника Кацусики Хокусая, которые выпускались с 1814 по 1878 гг. Всего было выпущено 15 таких альбомов, на страницах которых изображены разные объекты: «В пятнадцати выпусках с четырьмя тысячами фигур и мотивов на без малого девятистах страницах Кацусика Хокусай создал, по сути, энциклопедию старой Японии в картинках, – начиная от богов и героев древности до современных ему амурных дел, домашней утвари и разнообразных природных видов» (Штейнер. 2016. С. 6). В конце 19 в. слово «манга» не ассоциировалось с комиксами и означало «Полноту действий, где все виды объектов нарисованы во всевозможных техниках, и как результат – в огромном количестве» (цит. по: Бёрндт. 2015. С. 137).
Первый иероглиф «ман» (япон. 漫) из слова «манга» – это иероглиф со множеством значений: его переводят как «случайный, произвольный, хаотичный». Второй иероглиф «га» более конкретен и означает «картинку» или «рисунок». Слово «манга» можно обнаружить на обложках книг до труда Кацусики Хокусая. Обычно иероглиф «ман» использовался в сочетании с другими иероглифами, обозначающими собрание или коллекцию тех или иных вещей. Например, слово мампицу (япон. 漫筆) – наброски, или манроку (япон. 漫録) – заметки, записки (Matsuba. 2019. P. 278). Такие термины указывали на непринуждённое собирание и составление материала.
Впервые слово «манга» употребил писатель и художник эпохи Эдо Санто Кёдэн (1761–1816) в предисловии к книге с картинками «Сидзи-но юкикай» (япон. 四時交加, «Смена четырёх времён года», 1798). Кёдэн использует это слово для описания своих повседневных зарисовок прохожих – бедняков и богачей, самураев, женщин, молодых и старых людей. Под «мангой» в то время подразумевалась последовательность рисунков, не обладающих строгой ассоциативной связью и не связанных между собой. Художник быстро запечатлевал образы, возникающие перед его глазами (Matsuba. 2019. P. 278). Такой подход противоречит современному определению комиксов, для которых связь между рисунками является основополагающей.
Разрыв с эдоской традицией манги, получившей наибольшее развитие в работах Кацусики Хокусая, обнаруживается в творчестве карикатуриста и художника Китадзавы Ракутэна (20.7.1876–25.8.1955), которого принято называть «отцом манги». В 1899 г. он перешёл работать в ежедневную газету Jiji Shimpo (時事新報), а с 1902 г. в специальном воскресном приложении Jiji Manga (時事漫画) стал публиковать свои первые газетные комиксы на японском языке, вдохновившись творчеством американских комиксистов. Его первая манга 1902 г., состоящая из шести кадров, называлась «Тагосаку и Мокубэ осматривают Токио» (япон. 田吾作と杢兵衛の東京見物, «Тагосаку то Мокубэ-но Токё кэмбуцу»), она рассказывала о двух крестьянах, приехавших посмотреть Токио из далёкой провинции (Schodt. 1983. P. 42). Ничего не зная о современной культуре и европейских новшествах, главные герои этой манги постоянно попадали в нелепые ситуации.
В 1905 г. Китадзава Ракутэн запустил собственный юмористический журнал – Tokyo Puck (東京パック) по аналогии с американским журналом Puck, издававшимся с 1871 г. Концепция Tokyo Puck заключалась в том, чтобы печатать мангу и предоставлять поле деятельности для талантливых японских художников. Китадзава Ракутэн не был первым, кто стал использовать термин «манга» для обозначения комиксов и сатирических иллюстраций, но именно благодаря ему это слово прочно закрепилось в творчестве японских художников-карикатуристов начала 20 в.
Довоенный период развития японской манги характеризуется в основном появлением четырёхкадровых комиксов на страницах различных газет того времени: «Приключения малыша Сё» (япон. 正チヤンの冒険, «Сё-тян-но бокэн», 1923), «Неунывающий папаша» (япон. ノンキナトウサン, «Нонкина Тоосан», 1924), «Танк Танкуро» (япон. タンクタンクロー, 1934) и др. Настоящим хитом стала манга «Бродячий пёс Черныш» (япон. のらくろ, «Норакуро», 1931) Тагавы Суйхо (10.2.1899–12.12.1989), которая положила начало длинным историям.
Послевоенный период развития манги связан с именем и творчеством Тэдзуки Осаму (3.11.1928–9.2.1989), который за свои заслуги получил прозвище «бог манги». Именно Тэдзука Осаму создал первую мангу объёмом около двухсот страниц, заложив основы стори-манги. Он разработал систему визуальных приёмов и превратил мангу в самостоятельный вид искусства. Его деятельность вдохновила многих других авторов манги.
В 1960-е гг. на основе детской стори-манги Тэдзуки Осаму возникает новый тип манги для старшего поколения, получивший название гэкига (япон. 劇画) или «драматические картинки». Он отличался взрослыми темами, мрачностью, насилием, более грубыми и реалистичными линиями и драматичными сюжетами. К этому направлению примкнули такие авторы манги, как Тацуми Ёсихиро (10.6.1935–7.3.2015), Сирато Сампэй (род. 15.2.1932), Мидзуки Сигэру (8.3.1922–30.11.2015) и Тиба Тэцуя (род. 11.1.1939).
В 1970-е гг. благодаря деятельности авторов-женщин новый виток развития получает манга для девочек, которая до этого времени рисовалась преимущественно мужчинами. Ключевыми авторами манги для девочек стали художницы Икэда Риёко (род. 18.12.1947), Хагио Мото (род. 12.5.1949) и Такэмия Кэйко (род. 13.2.1950), которые были объединены исследователями в так называемый «Союз 24 года эпохи Сёва» (япон. 24年組, «Нидзюё-нэн гуми»). Манга для девочек стала одной из основных разновидностей комиксов в Японии, делая акцент на передаче чувств и психологии персонажей.
В 1980-е гг. набирает популярность движение «Новой волны» (япон. ニューウェーブ, от англ. New wave) в манге. Её ярким представителем стал Отомо Кацухиро (род. 14.4.1954). Он испытал влияние французских комиксистов и привнёс в мангу небывалый реализм, тонкость линий и серьёзность.
Для послевоенной японской манги характерны такие внешние параметры, как чёрно-белая печать, порядок чтения справа налево, ориентация на аудиторию, ранжируемую по полу и возрасту. В связи с этим принято выделять следующие крупные направления: детская манга (кодомо манга), подростковая манга для мальчиков и девочек (сёнэн и сёдзё манга), молодёжная манга для мужчин и женщин (сэйнэн и дзёсэй манга). Внутри этих направлений существуют различные тематические жанры манги, среди которых можно выделить жанр исторической манги (рэкиси манга), политической манги (сэйдзи манга), образовательной манги (гакусю манга), спортивной манги (супоцу манга), кулинарной манги (рёри манга), комедийной манги (гэг манга), любовной манги (рэнъай манга), религиозной манги (сюкё манга), манги ужасов (хора манга), военной манги (сэнсо манга), научно-фантастической манги (SF манга) и т. д.
Рынок манги стал формироваться в конце 1950-х гг., когда появились журналы, целиком и полностью специализирующиеся на издании комиксов и сохраняющие деление аудитории по полу и возрасту. В 1959 г. издательство Kodansha запускает еженедельный журнал манги Shonen Magazine (少年マガジン). В том же 1959 г. издательство Shogakukan запускает еженедельный журнал манги Shonen Sunday (少年サンデー), а в 1968 г. издательство Shueisha – журнал Shonen Jump (少年ジャンプ). Все три журнала стали определять репертуар юношеской манги и ныне сохраняют свою ведущую позицию на рынке комиксов Японии.
Изначально манга публикуется в специализированном журнале по главам (япон. 漫画雑誌, манга дзасси), и в случае успеха у читателей начинает выпускаться отдельными книжками танкобон карманного формата (В6, 125 x 176 мм) объёмом до 200 страниц. В зависимости от периодичности выхода различают еженедельные журналы манги (япон. 週刊誌, сюканси), двухнедельные журналы манги (япон. 半月誌, ханцукиси) и ежемесячные журналы манги (япон. 月刊誌, гэкканси). Несмотря на появление электронных носителей, мангу предпочитают издавать на бумаге, поскольку для неё очень важно наличие двухстраничных разворотов.
В настоящее время под термином манга стали понимать не только «японские комиксы». В 21 в. стиль манги получил развитие в других странах: появилось направление англоязычной манги (OEL manga – Original English Language manga), направление русской манги (романга, от япон. ロシア – Россия), направление новой манги (франц. La nouvelle manga), объединившее японских и франко-бельгийских авторов. Стали проводиться многочисленные выставки манги как в самой Японии, так и за её пределами. Например, в сентябре 2018 г. в рамках «Года Японии в России» прошла выставка и выпущен одноимённый каталог «Романга-до: Путь русской манги» в Библиотеке комиксов Санкт-Петербурга.