Сэйнэн
Сэ́йнэн (сэйнен, япон. 青年 – «молодой человек»), категория манги и аниме, рассчитанных на взрослую мужскую аудиторию в возрасте от 18 до 40 лет и публикуемых в изданиях соответствующего профиля. В сравнении с сёнэном, ориентированным на мальчиков-подростков, в сэйнэне поднимаются более сложные темы, а акцент смещён с детальных описаний битв и противостояний на развитие сюжета, мотивацию героев, причины конфликта.
Сэйнэны зачастую носят сатирический или эротический характер, содержат сцены грубого насилия, используют нестандартные повествовательные приёмы, нетипичные завязки и развязки и обращаются к глубоким философским или социальным темам. Например, в манге «Волчица и пряности» (狼と香辛料, с 2006) рассматриваются торгово-денежные отношения в вымышленном мире, а «Призрак в доспехах» (攻殻機動隊, 1989) Сиро Масамунэ сосредоточена на вопросах искусственного интеллекта, технологической сингулярности и других философских концепциях.
Первым сэйнэн-изданием считается Weekly Manga Times (週刊漫画TIMES), запущенное в 1956 г. В нём выходили небольшие эротические сюжеты и истории о мафии (якудза), однако со временем стала публиковаться и более традиционная манга. Weekly Manga Times – первое еженедельное специализированное издание с мангой в Японии, породившее множество других журналов-антологий.
В 1967 г. начал выходить журнал Weekly Manga Action (週刊漫画アクション), заложивший канон современных сэйнэн-изданий. Среди известных примеров манги, выходившей на страницах Weekly Manga Action, можно назвать «Люпен III» (ルパン三世, 1967–1969) Като Кадзухико, более известного под псевдонимом Манки Панч, и «Одинокий волк и его ребёнок» (子連れ狼, 1970–1976) Коикэ Кадзуо и Кодзимы Госэки. Характерно, что оригинальная манга «Люпен III» относится к сэйнэну, тогда как большинство экранизаций выдержаны в более мягком ключе. Отчасти это заслуга Миядзаки Хаяо и Такахаты Исао, привлечённых к работе над аниме-адаптацией после того, как 1-я половина сезона, снятая с прицелом на взрослую аудиторию, не снискала успеха. Позже Миядзаки дебютировал в полнометражной режиссуре с «Люпен III: Замок Калиостро» (ルパン三世 カリオストロの城, 1979).
Ещё одним ключевым сэйнэн-изданием считается журнал Big Comic (ビッグコミック), выходящий с 1968 г. В нём выходили такие заметные серии, как «Голго 13» (ゴルゴ13, с 1968) Сайто Такао и «Веселый коммивояжер» (笑ゥせぇるすまん, 1968) Фудзико Фудзио (А). На основе «Голго 13», истории о легендарном наёмном убийце, вышло аниме «Голго 13: Профессионал» (ゴルゴ13, 1983, режиссёр Дэдзаки Осаму), ставшее первым в истории Японии анимационным продуктом с применением компьютерной графики.
Самым популярным современным сэйнэн-журналом остаётся Weekly Young Jump (週刊ヤングジャンプ), запущенный в 1979 г. Наиболее известные серии манги, выходившие в Weekly Young Jump – «Ганц» («GANTZ», 2000–2013) Оку Хирои, «Эльфийская песнь» (エルフェンリート, 2002–2005) Окамото Рина и «Токийский гуль» (東京喰種, 2011–2018) Исиды Суи.
Помимо вышеупомянутых, к самым известным сэйнэнам можно отнести: «Берсерк» (ベルセルク, с 1989) Миуры Кэнтаро, «Монстр» (モンスタ, 1994–2001) Урасавы Наоки, «Паразит» (寄生獣, 1988–1995) Ивааки Хитоси, «Проза бродячих псов» (文豪ストレイドッグス, с 2012) Асагири Кафки и Харукавы Санго и «Ванпанчмен» (ワンパンマン, с 2012) за авторством One и Мураты Юсукэ.
В России выпуском сэйнэнов занимаются издательства «Азбука-Аттикус» («Ванпанчмен», «Токийский Гуль», «Призрак в доспехах»), «Истари Комикс» [«Дракон-горничная госпожи Кобаяси» (小林さんちのメイドラゴン, с 2013)], «Фабрика комиксов» [«Странная жизнь Субару» (昴とスーさん, с 2016), «Алый фруктовый взрыв» (紅い実はじけた, 2009)], Alt Graph [«Дикая планета (未開の惑星 上, 2003), «Опус» («OPUS», 1995–1996), «Повозка Бладхарли» (ブラッドハーレーの馬車, 2005–2007)] и XL Media [«Берсерк», «Нелюдь» (亜人, 2012–2021)].