Направления, стили, жанры в литературе

Направления, стили, жанры в литературе

Литература Нового и Новейшего времени

Литература Нового и Новейшего времени
Голосование зрителей Московского поэтического слэма

Слэм-поэзияСлэм-поэзия

Слэм-поэ́зия (англ. slam – удар, бросок, резкая критика; poetry slam – поэтическое сражение), стихотворения, написанные при определённых условиях (на скорость, на заданную тему и т. д.) и декламируемые авторами на поэтических «битвах» (слэмах). В подобных соревнованиях участвуют как поэты-профессионалы, так и дилетанты; победителя определяют зрители (аплодисментами, специальными карточками и др.) или избранное из их числа жюри. Время выступления обычно регламентируется несколькими минутами. Впервые подобный конкурс – «Первый поэтический слэм чикагских окраин» – был организован в 1986 г. в США поэтом М. К. Смитом. С 2002 г. в России регулярно проводится Московский поэтический слэм (сначала под руководством В. Н. Курицына, затем – поэта и драматурга А. В. Родионова). Благодаря поэтическим слэмам получило известность творчество Д. Б. Воденникова и др.
Хорас Уолпол. The Castle of Otranto (Замок Отранто). London, 1765. Фронтиспис

Готический романГотический роман

Готи́ческий рома́н, жанр художественной прозы, сложившийся в английской литературе во 2-й половине 18 в. Характеризуется сложной композицией, атмосферой таинственности и ужаса, топосом «проклятого места» (средневековый готический замок или монастырь, старинный дом и др.), фантастическим сюжетом. Герои нередко оказываются жертвами извращённых страстей и кровавых преступлений. Первый готический роман – «Замок Отранто» (1764) Х. Уолпола. Другие классические образцы жанра: «Старый английский барон» (1777) К. Рив, «Ватек» (1786) У. Бекфорда, «Удольфские тайны» (1794) А. Радклиф, «Монах» (1796) М. Г. Льюиса. Элементы готического романа использовались в дальнейшем писателями романтического (Э. Т. А. Гофман, М. Шелли, Ч. Р. Метьюрин, Э. По), реалистического (сёстры Бронте, Ч. Диккенс), неоромантического (Р. Л. Стивенсон, А. К. Дойл) и других направлений. Готическая тематика широко распространена в массовой культуре.
Maj Sjöwall, Per Wahlöö. Roseanna. Stockholm, 1965 (Май Шёваль, Пер Валё. Розанна). Обложка

Скандинавский нуарСкандинавский нуар

Скандина́вский нуа́р, тип детектива в литературе и кинематографе (также используются термины «скандинавский детектив», «скандинавский триллер»), получивший распространение с 1960-х гг. в странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания), Исландии и Финляндии. Произведения, относимые к скандинавскому нуару, отличают: социально-критическая направленность содержания, натуралистичность образов, мрачная и тревожная атмосфера. Сюжет разворачивается преимущественно в современной Скандинавии на фоне суровой северной природы. Главный герой (зачастую женщина) лишён идеализированных черт. Родоначальники скандинавского нуара в литературе – П. Валё и М. Шёвалль. Среди других представителей жанра: Ю. Адлер-Ольсен, Арнальдюр Индридасон, С. Ларссон, Л. Лехтолайнен, Х. Манкелль, Л. Марклунд, Ю Несбё, Рагнар Йонассон, М. Сек, К. Фоссум.
Эмануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. Турин, 1654. Фронтиспис

Барокко (в литературе)Барокко (в литературе)

Баро́кко, направление и стиль в европейской литературе 16–18 вв. Характеризуется стремлением к новизне и разнообразию, всеохватному изображению бытия в его контрастах и динамике, повышенным вниманием к символам ночи, темам бренности и непостоянства мира и др. Произведения, главным образом поэтические, отличаются стилевой изощрённостью и насыщенностью риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами и др.). Барочным романам свойственны запутанные перипетии, обилие литературных и политических аллюзий, хитроумное соединение «романического» и познавательного начал, значительный объём. Национальные варианты барокко представлены маринизмом в Италии, гонгоризмом и консептизмом в Испании, прециозностью во Франции, метафизической школой и эвфуизмом в Англии. Крупнейший представитель славянского барокко – Симеон Полоцкий.
Фридрих Дедекинд. Гробианус. О грубых нравах и непристойном поведении. Титульный лист

Гробианская литератураГробианская литература

Гробиа́нская литерату́ра (Grobianische Dichtung), разновидность немецкой сатирической поэзии 16 в. Название восходит к святому Гробиану, покровителю «грубых дураков» из поэмы «Корабль дураков» («Das Narrenschiff», 1494) С. Бранта. Гробианская литература примыкала к средневековому стихотворному жанру застольных поучений (Tischzucht) и высмеивала дурное поведение в быту: «О застольном невежестве» («Tischzucht») С. Бранта, анонимные «Застольные поучения Гробиана» («Grobianus Tischzucht», 1538), латинская стихотворная сатира «Гробианус. О простецких нравах» («Grobianus: de morum simplicitate», 1549) Ф. Дедекинда и её немецкие переложения «Гробианус. О грубых нравах и непристойном поведении» («Grobianus. Von groben Sitten und unhöflichen Gebärden», 1551) К. Шейдта и «Гробианус и Гробиана» («Grobianus und Grobiana», 1567) В. Хелльбаха; шванк «Застольное поучение наизнанку» («Die verkehrt Tischzucht», 1563) Ганса Сакса. Гробианская поэтика, обращённая к изображению телесного низа и животных проявлений человеческой натуры, представлена в сатире «Цех плутов» («Schelmenzunfft», 1512) Т. Мурнера, произведениях И. Фишарта, романе «Шельмуфский» («Schelmuffsky», 1696 или 1697) К. Рейтера.
Котикалапуди Вирарагхавакави. Махабхарата на языке телугу. Ок. 1700

Литература телугуЛитература телугу

Литерату́ра те́лугу, литература на языке телугу, одна из литератур Индии. Развивается в Андхре. Ранние поэтические тексты относятся ко 2-й половине 9 в. Средневековая словесность тесно связана с санскритской литературой. Получили распространение поэмы на сюжеты из «Махабхараты», шиваистской мифологии, «Рамаяны», «Бхагавата-пураны». Расцвет в 16 в. при дворе царя Кришнадеварайи (1471–1529, правил в 1509–1529). Родоначальник современной прозы на телугу – Кундукури Вирешалингам (социальный роман «История жизни Раджашекхара», 1878). Основы реализма заложил Гуразада Аппарао (рассказы, публицистические статьи и патриотические стихи, социально-сатирические пьесы). Поэзия 1920–1930-х гг. близка романтизму. Литература 2-й половины 20 в. развивается под влиянием критического реализма, авангардизма, модернизма и др.

Немецкая и австрийская литературы

Немецкая и австрийская литературы
Отцовская литература
Отцовская литература
Отцо́вская литерату́ра (нем. Väterliteratur), жанр немецкоязычной автобиографической литературы 1970–1980-х гг., посвящённый конфликту между «детьми» и «отцами» – участниками преступлений национал-социалистического режима. В произведениях этого жанра описывается как внутрисемейная напряжённость, так и конфронтация с целым поколением, на которую писатели возлагают ответственность за тоталитарное прошлое Германии и Австрии. Среди наиболее показательных примеров: в немецкой литературе – «Путешествие» («Die Reise», 1977) Б. Веспера, «Отцовские следы» («Vaterspuren», 1979) З. Гауха, «Запоздалая любовь» («Nachgetragene Liebe», 1980) П. Хертлинга, «Картинка-загадка. О моём отце» («Suchbild. Über meinen Vater», 1980) К. Меккеля; в австрийской литературе – «Маленькая фигурка моего отца» («Die kleine Figur meines Vaters», 1975; русский перевод 2015) П. Хениша.
Областническая литература
Областническая литература
Областни́ческая литерату́ра (региональная литература, литература родного края; нем. Heimatliteratur, Regionalliteratur, Heimatdichtung), собирательное название литературных произведений немецких и австрийских писателей, в которых жизнь в родном крае, сельском по преимуществу, изображается с особым вниманием к местным нравам и обычаям, природному ландшафту и локальному колориту. Начало развития областнической литературы относится к середине 19 в. и связано с критическим вниманием к процессу развития сельской общины. Позднее областническая литература концентрируется на идеализированном изображении сельской жизни, противопоставляя урбанизации и отрыву от родной почвы упорядоченный мир провинции с людьми, следующими традициям и требованиям морали. Художественным ориентиром областнической литературы считаются крестьянские романы И. Готхельфа и деревенские рассказы эпохи бидермайера. К известным представителям относятся: Л. Гангхофер, Л. Тома в Германии, Л. Анценгрубер, П. Розеггер в Австрии.
«Новая субъективность»
«Новая субъективность»
«Но́вая субъекти́вность» (Neue Subjektivität), тенденция в литературе 1970-х гг. в немецкоязычных странах, характеризуется обращением к сфере частной жизни, поиску личностной идентичности. Связана с разочарованием в общественно-политическом движении 1960-х гг., стремлением противопоставить коллективным идеям и социальным группам отдельную личность. Понятие ввёл в 1975 г. М. Райх-Раницкий. Распространение получает форма дневников, писем, путевых очерков, воспоминаний. Усиливается роль биографического и автобиографического повествования: «Нет желаний – нет счастья» («Wunschloses Unglück», 1972) П. Хандке, «Ленц» («Lenz», 1973) П. Шнайдера, и др. Прозе «новой субъективности» свойственно внимание к повседневности, провинциальной жизни, семье, личным конфликтам (повести и романы К. Штрук, Г. Воман, К. Вольф, П. Хертлинга, Ф. Иннерхофера). Поэтические произведения, определяемые как «лирика повседневности» (Alltagslyrik), отличаются разговорным стилем, обращением к будничности: поэзия С. Кирш, Ю. Беккер, В. Вондрачека.
Драма рока
Драма рока
Дра́ма ро́ка (Schicksaldrama, Schicksaltragödie), драматургический жанр позднего немецкого романтизма, в сюжетных коллизиях которого изображается неумолимая сила родового проклятия и беспомощность человека в руках судьбы. Получила широкое распространение в Германии в 1810–1820-х гг. Античная идея рока трактуется как фатальная цепь преступлений и неизбежной кары, переосмыслена в духе католического мистицизма. Страсти, ведущие к искушению и преступлению, показаны как разрушительное начало. Драме рока свойствен мрачный колорит, построенный на мистических совпадениях и кровавых событиях. Первым произведением и образцом этого жанра стала одноактная пьеса Ц. Вернера «24 февраля» («Der vierundzwanzigste Februar», 1810), в которой изображены последствия отцеубийства, погубившие три поколения семьи. В подражание Вернеру А. Мюльнер создал пьесу «29 февраля» («Der neunundzwanzigste Februar», 1812). А. фон Платен высмеял эстетику ужасов драмы рока в комедии в стихах «Роковая вилка» («Die verhängnisvolle Gabel», 1826). Сочетание жестокости и сентиментальности, а также наличие персонажей из народной среды сближают драму рока с французской и английской мелодрамой 1-й половины 19 в.
Гробианская литература
Гробианская литература
Гробиа́нская литерату́ра (Grobianische Dichtung), разновидность немецкой сатирической поэзии 16 в. Название восходит к святому Гробиану, покровителю «грубых дураков» из поэмы «Корабль дураков» («Das Narrenschiff», 1494) С. Бранта. Гробианская литература примыкала к средневековому стихотворному жанру застольных поучений (Tischzucht) и высмеивала дурное поведение в быту: «О застольном невежестве» («Tischzucht») С. Бранта, анонимные «Застольные поучения Гробиана» («Grobianus Tischzucht», 1538), латинская стихотворная сатира «Гробианус. О простецких нравах» («Grobianus: de morum simplicitate», 1549) Ф. Дедекинда и её немецкие переложения «Гробианус. О грубых нравах и непристойном поведении» («Grobianus. Von groben Sitten und unhöflichen Gebärden», 1551) К. Шейдта и «Гробианус и Гробиана» («Grobianus und Grobiana», 1567) В. Хелльбаха; шванк «Застольное поучение наизнанку» («Die verkehrt Tischzucht», 1563) Ганса Сакса. Гробианская поэтика, обращённая к изображению телесного низа и животных проявлений человеческой натуры, представлена в сатире «Цех плутов» («Schelmenzunfft», 1512) Т. Мурнера, произведениях И. Фишарта, романе «Шельмуфский» («Schelmuffsky», 1696 или 1697) К. Рейтера.
Contes bruns par une tête à l’envers. Paris, 1832 (Тёмные рассказы перевёрнутой головы). Первое издание. Титульный лист
Направления, стили, жанры в литературе
Направления, стили, жанры в литературе

«Неистовый романтизм»

«Неистовый романтизм»
«Неи́стовый романти́зм», литературное течение во Франции конца 1820-х – начала 1830-х гг., характеризующееся повышенным вниманием к мрачным, пугающим сторонам жизни. Произведениям свойственна экспрессивность языка и отстранённо-циничная манера повествования, подчёркивающая неразрешимые противоречия между романтическими идеалами и реальностью. События разворачиваются преимущественно в городе (кладбище, морг, тюрьма, публичный дом, скотобойня), а персонажами выступают представители маргинальных слоёв общества (проститутки, преступники, бродяги и др.). Среди образцов – повесть «Последний день приговорённого к смерти» (1829) В. Гюго, роман «Мёртвый осел и гильотинированная женщина» (1829) Ж. Жанена.

Литературные течения 20 века

Литературные течения 20 века
Мексиканский роман о революции
Мексиканский роман о революции
Мексика́нский рома́н о револю́ции, течение в мексиканской прозе конца 1920-х – середины 1930-х гг. Представлено романами, объединёнными темой Мексиканской революции 1910–1917 гг. Особенности стилистики и содержания: доминанта эпического начала, коллективный герой в центре повествования, второстепенное значение индивидуальных конфликтов и любовных сюжетов, документализм, автобиографичность, фрагментарность, динамичность, лаконизм, преобладание действия и диалога над описанием. Главные образцы: «Те, кто внизу» (1916) М. Асуэлы, «Орёл и змея» (1928) и «Воспоминания Панчо Вильи» (1938–1940) М. Л. Гусмана, «Пушки били под Бачимбой» (1941) и «Пойдём за Панчо Вильей!» (1932) Р. Ф. Муньоса, «Ружейный патрон» (1931) Н. Кампобельо, «Лагерь» (1931) и «Мой генерал!» (1933) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса, «Моя лошадь, моя собака и моя винтовка» (1936) Х. Р. Ромеро.

Стиховедение

Стиховедение
Направления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе
Диван (в литературе)
Диван (в литературе)
Дива́н (перс. ديوان – запись, книга; канцелярия, присутственное место), сборник стихов одного поэта (реже группы поэтов) в литературах Ближнего и Среднего Востока. Первоначально термин «диван» обозначал сборник не только поэтических, но и прозаических произведений. В диван входили касыды, газели, рубаи, фард (состоящее из одного бейта короткое стихотворение) и другие поэтические жанры и формы. Стихотворения объединялись по жанрам; в пределах каждого жанра стихи обычно располагались в алфавитном порядке рифм (по последней букве, иногда по первой). В условиях, когда отсутствовали датировки и бейты могли меняться местами, рифма являлась устойчивым классификационным признаком, позволявшим установить границы одного произведения (для арабо-персидской поэзии характерен монорим). В Средние века традиция объединения поэтических произведений в диван распространилась за пределы арабской и персидской литератур в иные литературы народов Азии («диванное направление» в поэзии Османской империи 14–16 вв. и др.); в Новое время нашла отклик в европейской литературе: созданные под влиянием персидских поэтов (Хафиз, Саади) «Западно-восточный диван» И. В. Гёте (1819), «Восточные розы» Ф. Рюккерта (1822).
Читать полностью