Направления, стили, жанры в литературе

Направления, стили, жанры в литературе

Литература Нового и Новейшего времени

Литература Нового и Новейшего времени
Голосование зрителей Московского поэтического слэма. 2022

Слэм-поэзияСлэм-поэзия

Слэм-поэ́зия (англ. slam – удар, бросок, резкая критика; poetry slam – поэтическое сражение), стихотворения, написанные при определённых условиях (на скорость, на заданную тему и т. д.) и декламируемые авторами на поэтических «битвах» (слэмах). В подобных соревнованиях участвуют как поэты-профессионалы, так и дилетанты; победителя определяют зрители (аплодисментами, специальными карточками и др.) или избранное из их числа жюри. Время выступления обычно регламентируется несколькими минутами. Впервые подобный конкурс – «Первый поэтический слэм чикагских окраин» – был организован в 1986 г. в США поэтом М. К. Смитом. С 2002 г. в России регулярно проводится Московский поэтический слэм (сначала под руководством В. Н. Курицына, затем – поэта и драматурга А. В. Родионова). Благодаря поэтическим слэмам получило известность творчество Д. Б. Воденникова и др.
Хорас Уолпол. The Castle of Otranto (Замок Отранто). London, 1765. Фронтиспис

Готический романГотический роман

Готи́ческий рома́н, жанр художественной прозы, сложившийся в английской литературе во 2-й половине 18 в. Характеризуется сложной композицией, атмосферой таинственности и ужаса, топосом «проклятого места» (средневековый готический замок или монастырь, старинный дом и др.), фантастическим сюжетом. Герои нередко оказываются жертвами извращённых страстей и кровавых преступлений. Первый готический роман – «Замок Отранто» (1764) Х. Уолпола. Другие классические образцы жанра: «Старый английский барон» (1777) К. Рив, «Ватек» (1786) У. Бекфорда, «Удольфские тайны» (1794) А. Радклиф, «Монах» (1796) М. Г. Льюиса. Элементы готического романа использовались в дальнейшем писателями романтического (Э. Т. А. Гофман, М. Шелли, Ч. Р. Метьюрин, Э. По), реалистического (сёстры Бронте, Ч. Диккенс), неоромантического (Р. Л. Стивенсон, А. К. Дойл) и других направлений. Готическая тематика широко распространена в массовой культуре.
Maj Sjöwall, Per Wahlöö. Roseanna. Stockholm, 1965 (Май Шёваль, Пер Валё. Розанна). Обложка

Скандинавский нуарСкандинавский нуар

Скандина́вский нуа́р, тип детектива в литературе и кинематографе (также используются термины «скандинавский детектив», «скандинавский триллер»), получивший распространение с 1960-х гг. в странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания), Исландии и Финляндии. Произведения, относимые к скандинавскому нуару, отличают: социально-критическая направленность содержания, натуралистичность образов, мрачная и тревожная атмосфера. Сюжет разворачивается преимущественно в современной Скандинавии на фоне суровой северной природы. Главный герой (зачастую женщина) лишён идеализированных черт. Родоначальники скандинавского нуара в литературе – П. Валё и М. Шёвалль. Среди других представителей жанра: Ю. Адлер-Ольсен, Арнальдюр Индридасон, С. Ларссон, Л. Лехтолайнен, Х. Манкелль, Л. Марклунд, Ю Несбё, Рагнар Йонассон, М. Сек, К. Фоссум.
Эмануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. Турин, 1654. Фронтиспис

Барокко (в литературе)Барокко (в литературе)

Баро́кко, направление и стиль в европейской литературе 16–18 вв. Характеризуется стремлением к новизне и разнообразию, всеохватному изображению бытия в его контрастах и динамике, повышенным вниманием к символам ночи, темам бренности и непостоянства мира и др. Произведения, главным образом поэтические, отличаются стилевой изощрённостью и насыщенностью риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами и др.). Барочным романам свойственны запутанные перипетии, обилие литературных и политических аллюзий, хитроумное соединение «романического» и познавательного начал, значительный объём. Национальные варианты барокко представлены маринизмом в Италии, гонгоризмом и консептизмом в Испании, прециозностью во Франции, метафизической школой и эвфуизмом в Англии. Крупнейший представитель славянского барокко – Симеон Полоцкий.

Немецкая и австрийская литературы

Немецкая и австрийская литературы
Отцовская литература
Отцовская литература
Отцо́вская литерату́ра (нем. Väterliteratur), жанр немецкоязычной автобиографической литературы 1970–1980-х гг., посвящённый конфликту между «детьми» и «отцами» – участниками преступлений национал-социалистического режима. В произведениях этого жанра описывается как внутрисемейная напряжённость, так и конфронтация с целым поколением, на которую писатели возлагают ответственность за тоталитарное прошлое Германии и Австрии. Среди наиболее показательных примеров: в немецкой литературе – «Путешествие» («Die Reise», 1977) Б. Веспера, «Отцовские следы» («Vaterspuren», 1979) З. Гауха, «Запоздалая любовь» («Nachgetragene Liebe», 1980) П. Хертлинга, «Картинка-загадка. О моём отце» («Suchbild. Über meinen Vater», 1980) К. Меккеля; в австрийской литературе – «Маленькая фигурка моего отца» («Die kleine Figur meines Vaters», 1975; русский перевод 2015) П. Хениша.
Областническая литература
Областническая литература
Областни́ческая литерату́ра (региональная литература, литература родного края; нем. Heimatliteratur, Regionalliteratur, Heimatdichtung), собирательное название литературных произведений немецких и австрийских писателей, в которых жизнь в родном крае, сельском по преимуществу, изображается с особым вниманием к местным нравам и обычаям, природному ландшафту и локальному колориту. Начало развития областнической литературы относится к середине 19 в. и связано с критическим вниманием к процессу развития сельской общины. Позднее областническая литература концентрируется на идеализированном изображении сельской жизни, противопоставляя урбанизации и отрыву от родной почвы упорядоченный мир провинции с людьми, следующими традициям и требованиям морали. Художественным ориентиром областнической литературы считаются крестьянские романы И. Готхельфа и деревенские рассказы эпохи бидермайера. К известным представителям относятся: Л. Гангхофер, Л. Тома в Германии, Л. Анценгрубер, П. Розеггер в Австрии.
«Новая субъективность»
«Новая субъективность»
«Но́вая субъекти́вность» (Neue Subjektivität), тенденция в литературе 1970-х гг. в немецкоязычных странах, характеризуется обращением к сфере частной жизни, поиску личностной идентичности. Связана с разочарованием в общественно-политическом движении 1960-х гг., стремлением противопоставить коллективным идеям и социальным группам отдельную личность. Понятие ввёл в 1975 г. М. Райх-Раницкий. Распространение получает форма дневников, писем, путевых очерков, воспоминаний. Усиливается роль биографического и автобиографического повествования: «Нет желаний – нет счастья» («Wunschloses Unglück», 1972) П. Хандке, «Ленц» («Lenz», 1973) П. Шнайдера, и др. Прозе «новой субъективности» свойственно внимание к повседневности, провинциальной жизни, семье, личным конфликтам (повести и романы К. Штрук, Г. Воман, К. Вольф, П. Хертлинга, Ф. Иннерхофера). Поэтические произведения, определяемые как «лирика повседневности» (Alltagslyrik), отличаются разговорным стилем, обращением к будничности: поэзия С. Кирш, Ю. Беккер, В. Вондрачека.
Драма рока
Драма рока
Дра́ма ро́ка, трагедия рока (Schicksaldrama, Schicksaltragödie), драматургический жанр позднего немецкого романтизма, в сюжетных коллизиях которого изображается неумолимая сила родового проклятия и беспомощность человека в руках судьбы. Получила широкое распространение в Германии в 1810–1820-х гг. Античная идея рока трактуется как фатальная цепь преступлений и неизбежной кары, переосмыслена в духе католического мистицизма. Страсти, ведущие к искушению и преступлению, показаны как разрушительное начало. Драме рока свойствен мрачный колорит, построенный на мистических совпадениях и кровавых событиях. Первым произведением и образцом этого жанра стала одноактная пьеса Ц. Вернера «24 февраля» («Der vierundzwanzigste Februar», 1810), в которой изображены последствия отцеубийства, погубившие три поколения семьи. В подражание Вернеру А. Мюльнер создал пьесу «29 февраля» («Der neunundzwanzigste Februar», 1812). А. фон Платен высмеял эстетику ужасов драмы рока в комедии в стихах «Роковая вилка» («Die verhängnisvolle Gabel», 1826). Сочетание жестокости и сентиментальности, а также наличие персонажей из народной среды сближают драму рока с французской и английской мелодрамой 1-й половины 19 в.
Гробианская литература
Гробианская литература
Гробиа́нская литерату́ра (Grobianische Dichtung), разновидность немецкой сатирической поэзии 16 в. Название восходит к святому Гробиану, покровителю «грубых дураков» из поэмы «Корабль дураков» («Das Narrenschiff», 1494) С. Бранта. Гробианская литература примыкала к средневековому стихотворному жанру застольных поучений (Tischzucht) и высмеивала дурное поведение в быту: «О застольном невежестве» («Tischzucht») С. Бранта, анонимные «Застольные поучения Гробиана» («Grobianus Tischzucht», 1538), латинская стихотворная сатира «Гробианус. О простецких нравах» («Grobianus: de morum simplicitate», 1549) Ф. Дедекинда и её немецкие переложения «Гробианус. О грубых нравах и непристойном поведении» («Grobianus. Von groben Sitten und unhöflichen Gebärden», 1551) К. Шейдта и «Гробианус и Гробиана» («Grobianus und Grobiana», 1567) В. Хелльбаха; шванк «Застольное поучение наизнанку» («Die verkehrt Tischzucht», 1563) Ганса Сакса. Гробианская поэтика, обращённая к изображению телесного низа и животных проявлений человеческой натуры, представлена в сатире «Цех плутов» («Schelmenzunfft», 1512) Т. Мурнера, произведениях И. Фишарта, романе «Шельмуфский» («Schelmuffsky», 1696 или 1697) К. Рейтера.
Contes bruns par une tête à l’envers. Paris, 1832 (Тёмные рассказы перевёрнутой головы). Первое издание. Титульный лист
Направления, стили, жанры в литературе
Направления, стили, жанры в литературе

«Неистовый романтизм»

«Неистовый романтизм»
«Неи́стовый романти́зм», литературное течение во Франции конца 1820-х – начала 1830-х гг., характеризующееся повышенным вниманием к мрачным, пугающим сторонам жизни. Произведениям свойственна экспрессивность языка и отстранённо-циничная манера повествования, подчёркивающая неразрешимые противоречия между романтическими идеалами и реальностью. События разворачиваются преимущественно в городе (кладбище, морг, тюрьма, публичный дом, скотобойня), а персонажами выступают представители маргинальных слоёв общества (проститутки, преступники, бродяги и др.). Среди образцов – повесть «Последний день приговорённого к смерти» (1829) В. Гюго, роман «Мёртвый осел и гильотинированная женщина» (1829) Ж. Жанена.

Литературные течения 20 века

Литературные течения 20 века
Мексиканский роман о революции
Мексиканский роман о революции
Мексика́нский рома́н о револю́ции, течение в мексиканской прозе конца 1920-х – середины 1930-х гг. Представлено романами, объединёнными темой Мексиканской революции 1910–1917 гг. Особенности стилистики и содержания: доминанта эпического начала, коллективный герой в центре повествования, второстепенное значение индивидуальных конфликтов и любовных сюжетов, документализм, автобиографичность, фрагментарность, динамичность, лаконизм, преобладание действия и диалога над описанием. Главные образцы: «Те, кто внизу» (1916) М. Асуэлы, «Орёл и змея» (1928) и «Воспоминания Панчо Вильи» (1938–1940) М. Л. Гусмана, «Пушки били под Бачимбой» (1941) и «Пойдём за Панчо Вильей!» (1932) Р. Ф. Муньоса, «Ружейный патрон» (1931) Н. Кампобельо, «Лагерь» (1931) и «Мой генерал!» (1933) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса, «Моя лошадь, моя собака и моя винтовка» (1936) Х. Р. Ромеро.

Стиховедение

Стиховедение
Направления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе
Диван (в литературе)
Диван (в литературе)
Дива́н (перс. ديوان – запись, книга; канцелярия, присутственное место), сборник стихов одного поэта (реже группы поэтов) в литературах Ближнего и Среднего Востока. Первоначально термин «диван» обозначал сборник не только поэтических, но и прозаических произведений. В диван входили касыды, газели, рубаи, фард (состоящее из одного бейта короткое стихотворение) и другие поэтические жанры и формы. Стихотворения объединялись по жанрам; в пределах каждого жанра стихи обычно располагались в алфавитном порядке рифм (по последней букве, иногда по первой). В условиях, когда отсутствовали датировки и бейты могли меняться местами, рифма являлась устойчивым классификационным признаком, позволявшим установить границы одного произведения (для арабо-персидской поэзии характерен монорим). В Средние века традиция объединения поэтических произведений в диван распространилась за пределы арабской и персидской литератур в иные литературы народов Азии («диванное направление» в поэзии Османской империи 14–16 вв. и др.); в Новое время нашла отклик в европейской литературе: созданные под влиянием персидских поэтов (Хафиз, Саади) «Западно-восточный диван» И. В. Гёте (1819), «Восточные розы» Ф. Рюккерта (1822).
Читать полностью