Платформа (в медиа)
Платфо́рма (англ. Platform) в медиа, технологическая, экономическая и социальная инфраструктура, облегчающая взаимодействие включённых в неё людей и за счёт сетевого эффекта повышающая выгоду от её использования с ростом количества пользователей внутри этой инфраструктуры.
Под платформами часто понимают современные онлайн-площадки, объединяющие людей для какой-либо цели (общение, заказ такси или знакомства), тем не менее этот феномен связан с инновационным развитием глобальной IT-индустрии, трансформирующей традиционные бизнес-модели в промышленности и сфере услуг.
В зависимости от того, в каком контексте используется понятие «платформа», исследователи определяют этот феномен по-разному. Так, одна из первых исследовательниц феномена платформизации А. Гауэр (Великобритания), проанализировав массив литературы, посвящённой различного рода платформам, выделяет несколько таких контекстов: разработка нового продукта, дизайн, операционный менеджмент, технологические стратегии, экономика промышленности и т. д. (Platforms, markets and innovation. 2009. P. 46). В каждом контексте авторы начиная с 1990-х гг. давали определения понятия «платформа», будь то внутренняя корпоративная инфраструктура или опосредованный цифровыми технологиями рынок со множеством участников.
Так, американские экономисты Т. Бреснахэн и Ш. Гринштейн определяли платформы как «набор стандартных компонентов, вокруг которых покупатели и продавцы координируют свои действия» (перевод наш. – В. Д.; Bresnahan. 2003. P. 4). Авторы исследовали долгосрочное влияние конкуренции разных компьютерных платформ (например, IBM PC и Apple Macintosh) на рыночную конъюнктуру IT-отрасли.
Американский специалист в области менеджмента программного обеспечения экосистем М. Кусумано и исследователь А. Гауэр предложили следующее определение платформы: «Базовая технология или набор компонентов, используемых за пределами одной компании и объединяющих несколько сторон для достижения общей цели или решения общей проблемы» (цит. по: Jansen. 2012. P. 47). Авторы отмечают неоспоримую роль платформ в стратегическом управлении программными экосистемами, которые являются частью бизнес-экосистем.
Также определение платформы дал американский теоретик дизайна и социолог Б. Браттон: «основанная на стандартах технико-экономическая система, которая одновременно распределяет интерфейсы посредством их удалённой координации и централизует их комплексное управление посредством той же координации» (Bratton. 2015. P. 42). Браттон отмечал сложность в теоретизации платформ как комплексного социально-технологического феномена, не поддающегося привычным методологиям исследования. При этом он обратил внимание на идеологию и эстетику, лежащие в основе всякой платформы, и на то, что, несмотря на ассоциацию технологических платформ с неолиберализмом, их происхождение, скорее, прослеживается из «утопических мегаструктур экспериментальной архитектуры 1960-х гг., контркультурной кибернетики, советского планирования и многих других систем социально-технического управления» (Bratton. 2015. P. 46).
В книге «Капитализм платформ» канадский политический теоретик Н. Срничек под платформами понимает «цифровые инфраструктуры, которые позволяют двум и более группам взаимодействовать» (Срничек. 2019. С. 41). Исследователь критикует компании, которые владеют подобными инфраструктурами (среди них технологические и промышленные гиганты, цифровые стартапы) за тенденцию к монополизации, трансформацию трудовых отношений и отчуждение персональных данных пользователей ради получения прибыли. Вне зависимости от того, являются ли платформы рекламными, облачными, промышленными, продуктовыми или бережливыми (в классификации Срничека), они оказывают неоднозначное влияние на экономику, политику и социальную сферу как отдельных государств, так и глобального мира в целом.
Современные платформы имеют комплексную природу. Это технологический феномен, результат внедрения инноваций, порождаемых бурно развивающейся с середины 20 в. компьютерной отраслью. Платформы можно назвать экономическим феноменом, т. к. их внедрение меняет движение информационных и финансовых потоков, снижает транзакционные издержки как внутри отдельных организаций, так и в целых отраслях. Платформы (в первую очередь те, которые принято называть социальными) стали также общественно-культурным феноменом, объединяя всё больше людей и трансформируя их повседневные и профессиональные практики.
Начиная с 1990-х гг. технологические платформы стали быстро распространяться во многих отраслях, в первую очередь высокотехнологичных. Платформами можно назвать операционные системы для компьютеров (Microsoft Windows) и мобильных телефонов (Android), консоли для видеоигр (Sony PlayStation), платёжные системы (Visa), поисковики (Google), корпоративные (SAP) и серверные (Amazon) решения. С начала 2000-х гг. большое влияние приобрели социальные платформы (Twitter) и платформы, обеспечивающие связь между покупателями и поставщиками различных продуктов и сервисов: такси (Uber), недвижимости (Airbnb), музыки (Spotify), кино и сериалов (Netflix).
Хотя многие из этих платформ разработаны в развитых странах, прежде всего в США, в начале 21 в. они стали глобальным явлением. А. Гауэр в предисловии к коллективной монографии «Платформы, рынки и инновации» («Platforms, Markets and Innovation», 2009) назвала платформу многогранным и непонятным феноменом, который исследователям ещё предстоит разгадать, чтобы ответить на ряд важных вопросов. Один из таких вопросов: «Как потребители могут пользоваться преимуществами инноваций, созданных доминирующими на рынке платформенными компаниями, не позволяя этому доминированию выйти из-под контроля?» (перевод наш. – В. Д.; Platforms, markets and innovation. 2009. P. 3). Научный интерес у Гауэр вызывали экономические последствия, в 1-й четверти 21 в. тот же вопрос может быть актуальным для социальной и политической сфер.
Так, автор журнала The New Yorker Э. Маранц отмечает неспособность руководства Facebook [принадлежит корпорации Meta (внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации)] справиться с распространением на этой платформе языка ненависти, порождённого политической поляризацией американского общества в период президентства Д. Трампа (Maranz. 2020). Склады Amazon известны жёсткими порядками для рабочих и подавлением профсоюзного движения среди них (Kantor. 2021). Стала общим местом критика персонализированных алгоритмов поисковика Google, которые создают пузыри фильтров и снижают способность общества к восприятию новых и альтернативных точек зрения (Паризер. 2012).