Тег

Жанры литературы

Жанры литературы
Найденo 36 статей
Направления, стили, жанры в кино
Сянься (жанр)
Сянься́, жанр китайской литературы и кинематографа, родственный приключенческому фэнтези. Произведения жанра вдохновлены даосизмом и буддизмом и основаны на традиционной китайской мифологии и фольклоре. От более популярного жанра уся отличается ярко выраженной фэнтезийностью – действие книг и фильмов сянься разворачивается в мире, населённом богами, демонами и всевозможными фантастическими существами.
Постер фильма «Путешествие на Запад: Покорение демонов». Режиссёр Стивен Чоу. 2013
Направления, стили, жанры в литературе
Афрофутуризм
Афрофутури́зм, течение в современной литературе и культуре. Объединяет в первую очередь авторов афроамериканского происхождения, которые используют научно-фантастические тропы для осмысления расовых проблем в современном технологизированном мире. Афрофутуристы исследуют, как представители разных рас и культур реагируют на распространение высоких технологий и технокультуры. В фокус внимания представителей течения попадают также проблемы сосуществования и взаимного влияния образов будущего, создаваемых в различных расовых и культурных контекстах. Термин «афрофутуризм» был предложен американским культурологом М. Дери в 1993 г. и получил широкую известность и распространение в дискуссиях о расовой проблематике в научной фантастике, об образах будущего и о расовых аспектах взаимодействия человека и технологий.
Уильям Эдуард Бёркхардт Дюбуа. 1907. Фото: James E. Purdy. Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт, Вашингтон
Направления, стили, жанры в комиксах
Дзёсэй
Дзёсэ́й, категория аниме и манги, ориентированная на взрослых женщин в возрасте от 18 до 45 лет. Принадлежность к дзёсэю обычно определяется по публикации манги в соответствующих журналах. Дзёсэй демонстрирует более взрослый взгляд на вещи в сравнении с сёдзё (аниме и манга, ориентированные на девочек от 12 до 18 лет), а поднимаемые в ней проблемы носят более серьёзный характер. Нередко темами в дзёсэй-манге становятся трудности в отношениях, карьерные вызовы или поиски себя.
Комиксы
Направления, стили, жанры в литературе
Макама
Мака́ма, жанр средневековой плутовской новеллы в арабской, персидской и еврейской литературах. Писалась рифмованной ритмизованной прозой с включением поэтических фрагментов, соединяя в себе свойства высокой и простонародной литературы. Макамы объединялись в циклы с единым рассказчиком и героем (обычно ловкий бродяга, своим красноречием добывающий себе пропитание). Основатель жанра – Бади аз-Заман аль-Хамадани; законченный вид макаме придал Абу Мухаммад аль-Касим аль-Харири. В 12 в. (в творчестве Махмуда аз-Замахшари) авантюрный элемент исчез; макама предстала образцом учёной украшенной прозы. В арабской литературе жанр сохранялся до 20 в.
Яхья ибн Махмуд аль-Васити. Путешественники в лодке. Иллюстрация из Макамата Бади аз-Замана аль-Хамадани. 1237
Направления, стили, жанры в литературе
Трагедия (жанр)
Траге́дия, драматургический жанр, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; противоположен комедии. Восходит к древнегреческой литературе (Эсхил, Софокл). Кризис эпохи Позднего Возрождения и барокко выразился в испанской (Лопе де Вега, П. Кальдерон де ла Барка), английской (У. Шекспир) и немецкой (А. Грифиус) трагедии. Во Франции возникли блестящие образцы трагедии классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). В эпоху романтизма к жанру трагедии обращались В. Гюго, Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов. В России реализм дал ряд произведений трагической драматургии («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром трагедии сохранила историческая драма А. С. Пушкина и А. К. Толстого. В конце 19 в. и в 20 в. появились стилизации, возрождающие классическую трагедию и трагедию «высокого стиля»: Г. фон Гофмансталь, Вяч. И. Иванов, Г. Гауптман, Т. С. Элиот, П. Клодель, Ж.-П. Сартр, Ж. Ануй и др.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Сказка
Ска́зка, один из основных жанров фольклорной прозы с установкой на вымысел; известен у всех народов. В основе сказки лежит антитеза между мечтой и действительностью; её сюжет последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна, и состоит из ряда повторяющихся мотивов; персонажи сказки – статичные образы-типы, которые полностью зависят от своей сюжетной роли и чётко разделяются на добрых и злых. Выделяются 3 основные группы сказок: о животных, волшебные и бытовые. С изучением сказки во многом было связано возникновение фольклористики как научной дисциплины. Темы, сюжеты и образы народных сказок нашли отражение в литературных произведениях для детей и взрослых: творчество Х. К. Андерсена, В. Гауфа, братьев Гримм, Ш. Перро, Э. Т. А. Гофмана, Э. По, О. Уайльда; в России – В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, В. И. Даля, П. П. Ершова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. К сюжетам сказок обращаются художники, композиторы, драматурги, кинематографисты.
Литература
Термины
Эпиграмма
Эпигра́мма, 1) в античной поэзии – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом. Возникла в греческой поэзии 7–6 вв. до н. э., расцвет её относится к 3 в. до н. э. – 1 в. н. э. 2) В новоевропейской поэзии – короткие сатирические стихотворения, обычно с острóтой (пуантом) в конце, отчасти перерабатывающие традиционные марциаловские мотивы, отчасти откликающиеся на злободневные, порой политические события.
Литература
1
2
3
4