Россия. Политические партии
Полити́ческие па́ртии Росси́йской Федера́ции, общественно-политические объединения РСФСР – РФ с 1990 г.
Возникновение российской многопартийности
Основными источниками российской многопартийности периода перестройки послужили неформальные общественно-политические объединения 1985–1991 гг., комитеты избирателей и депутатские объединения в составе Съездов народных депутатов СССР (СНД СССР) и РСФСР (СНД РСФСР), а также платформы внутри КПСС.
Всплеск развития неформального движения начался в 1986 г. Около 10% неформальных объединений носили политизированный характер и представляли собой дискуссионные клубы с более или менее очерченным политическим направлением: социалистическим, националистическим, либеральным, экологическим и др. (Шубин. 2006). В конце 1980-х гг. на основе неформальных объединений были созданы первые партии современной России. В мае 1988 г. был образован Демократический союз, первым объявивший себя политической оппозицией КПСС. На национал-патриотическом фланге появилось общество «Память», из недр которого вышел широкий круг этнонационалистических организаций.
В 1988–1989 гг. неформальные общественно-политические организации начали объединяться в народные фронты. В частности, летом 1988 г. был образован организационный совет Московского народного фронта, объединившего 25 клубов и групп. В отличие от других союзных республик, в РСФСР подобная организационная форма не получила своего развития (входившие в народные организации были слишком маргинальны как по численности, так и по идеологии), однако в 1989–1990 гг. народные фронты сыграли свою роль в поддержке демократических кандидатов на выборах всех уровней.
По итогам выборов СНД СССР 1989 г. было образовано первое депутатское объединение, созданное по политическому признаку, – Межрегиональная депутатская группа (МДГ). МДГ сформулировала основные требования зарождавшегося демократического движения: отмена 6-й статьи Конституции СССР (о руководящей роли КПСС), независимость Совета Министров СССР от ЦК КПСС, переход к рынку, выработка нового союзного договора и др. В дальнейшем в противовес МДГ в рамках СНД СССР были сформированы группа депутатов-коммунистов, депутатская группа «Союз» и др. Стали выкристаллизовываться идейные течения и партийные платформы КПСС 1988–1991 гг.: ортодоксально-коммунистические «Единство – за ленинизм и коммунистические идеалы» (май 1989) и Движение коммунистической инициативы (январь 1990), либерально-реформистская Демократическая платформа (январь 1990), левореформистская Марксистская платформа (апрель 1990) и др. На основе Демократической платформы в 1990–1991 гг. были созданы Демократическая партия России (ДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Демократическая партия коммунистов России (лето 1991; председатель совета партии – А. В. Руцкой).
В ходе кампании по выдвижению кандидатов на выборы народных депутатов РСФСР 1990 г. был создан предвыборный блок «Демократическая Россия» («ДемРоссия», ДР), получивший около 30% депутатских мест. На СНД РСФСР его сторонники образовали ряд парламентских фракций: «Демократическая Россия», «Радикальные демократы», «Беспартийные депутаты» и др. В политическом пространстве им противостояли «Коммунисты России», «Организаторы народного хозяйства» («Промышленный союз»), «Продовольствие и здоровье» («Аграрный союз»), «Россия», «Отчизна». В центре политико-идеологического поля располагались фракции «Левый центр», «Рабочий союз», «Смена – Новая политика», которые до весны 1991 г. фактически блокировались с демократами, что давало тем некоторый перевес при голосовании по ключевым политическим вопросам: об избрании Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР (29 мая 1990); принятии Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990); одобрении программы экономических реформ «500 дней»; назначении выборов Президента РСФСР (состоялись 12 июня 1991).
Начало легализации новой многопартийности положили отмена в марте 1990 г. 6-й статьи Конституции СССР (о ведущей роли КПСС в жизни общества) и принятие Закона СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях», которым вплоть до 1995 г. регулировалась деятельность партий и других общественно-политических организаций. Общественными объединениями признавались политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, молодёжные, научные и другие организации. Политические партии не обладали какими-либо преимуществами и имели ряд ограничений и дополнительных обязательств. В связи с этим многие политические объединения регистрировались как общественные организации. Во время предвыборных кампаний в соответствии с избирательным законодательством они получали государственное финансирование, бесплатный эфир на государственных теле- и радиоканалах и бесплатные площади в печатных государственных средствах массовой информации (СМИ). Политические объединения функционировали за счёт членских взносов и пожертвований физических и юридических лиц.
В качестве всесоюзной партии была зарегистрирована Либерально-демократическая партия Советского Союза (ЛДПСС; с 1992 ЛДПР). После внесения соответствующих поправок в Конституцию РСФСР в качестве российских партий были зарегистрированы Социал-демократическая партия России (СДПР; СДПРФ), Социалистическая партия, ДПР, РПРФ, Партия конституционных демократов (ПКД) и др.
Кульминацией российской многопартийности в период до Августовского кризиса 1991 г. явилось создание на базе предвыборного блока ДР одноимённого движения в октябре 1990 г., коллективными членами которого стали ДПР, СДПР, РПРФ, ПКД, Свободная демократическая партия России, Российское христианское демократическое движение (РХДД), Конституционно-демократическая партия – Партия народной свободы (КДП – ПНС), Партия свободного труда (ПСТ), Крестьянская партия России. В 1991 г. отделения ДР появились во всех областных и республиканских центрах, причём многие её активисты не входили ни в одну из партий – коллективных членов ДР. Заявленная численность ДР значительно превышала совокупную численность партий – участниц движения и составляла около 300 тыс. человек. ДР и её представители на СНД РСФСР поддержали кандидатуру Б. Н. Ельцина на выборах Президента РСФСР 1991 г. (12 июня).
В качестве противовеса демократическим объединениям в июне 1990 г. на основе Российского бюро ЦК КПСС была образована Коммунистическая партия РСФСР (КП РСФСР), объединившая партийные организации КПСС на территории РСФСР.
С претензией на альтернативу радикальной демократической оппозиции, требовавшей глубоких социально-экономических и политических преобразований, в частности отставки Совета Министров СССР во главе с Н. И. Рыжковым, в июне 1990 г. был создан также Центристский блок политических партий и движений СССР (ЦБППиД; лидер – В. В. Воронин). Блок объединил около 200 карликовых и фиктивных организаций и позиционировался в качестве третьей силы между КПСС и демократами, но фактически играл на стороне руководства СССР. Одним из основателей и лидеров ЦБППиД стал председатель ЛДПСС В. В. Жириновский, который участвовал в консультациях с Рыжковым по поводу возможного создания «правительства национального единства». Этот проект не был реализован, поскольку изначально носил характер отвлекающего манёвра.
Во время августовского кризиса 1991 г. на стороне президента РСФСР Б. Н. Ельцина выступила ДР, собрав тысячи своих сторонников у Дома Советов. О своей поддержке Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) заявили депутатская группа СНД СССР «Союз», ЛДПСС и военизированная праворадикальная организация «Русское национальное единство». После провала «августовского путча» 23 августа президент РСФСР Б. Н. Ельцин приостановил деятельность КП РСФСР, на следующий день М. С. Горбачёв сложил с себя полномочия генерального секретаря КПСС. После этого КПСС окончательно утратила свою материальную и организационную базу, а с нею и возможность дальнейшего существования.
Политические партии России в 1991–1993 гг.
Провал «Августовского путча» поставил точку в истории КПСС и открыл новый этап в развитии российской многопартийности, сопровождавшийся распадом двух основных политических объединений предшествующего периода – КПСС и ДР.
Осенью 1991 г. на базе существовавших в КПСС идейных платформ возникло несколько партий и движений. Большинство из них придерживалось ортодоксально-коммунистических взглядов. На основе Большевистской платформы КПСС и организации «Единство – за ленинизм и коммунистические идеалы» (Н. А. Андреевой) была создана Всесоюзная коммунистическая партия большевиков; на основе Движения коммунистической инициативы – Российская коммунистическая рабочая партия; на основе Марксистской платформы – Союз коммунистов и Российская партия коммунистов.
Бывшие члены КП РСФСР образовали Социалистическую партию трудящихся (СПТ), которая осенью 1992 г. приняла участие в создании оргкомитета по «восстановлению» Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и вскоре взяла его под свой контроль. После учреждения в феврале 1993 г. КПРФ в неё перешли почти все члены СПТ.
Демократическая партия коммунистов России (А. В. Руцкого) в октябре того же года переименовалась в Народную партию «Свободная Россия» (НПСР), а ряд видных руководителей КПСС, в 1990 г. дистанцировавшихся от консервативного руководства КП РСФСР, образовали летом – зимой 1991 г. Движение демократических реформ.
Параллельно этому процессу происходил распад «Демократической России». В ноябре 1991 г. её покинули участники блока «Народное согласие» – ДПР, РХДД и КДП – ПНС. В январе 1992 г. из руководства ДР вышли «радикалы» Ю. Н. Афанасьев, Ю. Г. Буртин, М. Е. Салье и др., недовольные конформизмом «прагматического» крыла Координационного совета ДР по отношению к новой власти. В марте о непризнании полномочий Координационного совета заявили организации, незадолго до этого объединившиеся в блок «Новая Россия» (СДПР, Народная партия России, Крестьянская партия России, Социально-либеральное объединение РФ и др.).
РХДД и КДП – ПНС в 1992 г. примкнули к «непримиримой» антиреформистской оппозиции, парламентским представительством которой стал блок «Российское единство» (РЕ) (фракции «Коммунисты России», «Аграрный союз», «Россия», «Отчизна», «Гражданское общество»), а внепарламентским центром – Фронт национального спасения (ФНС). «Непримиримая» оппозиция в лице РЕ и ФНС объединила коммунистические, национал-патриотические и «государственнические» организации, резко критиковавшие курс либеральных рыночных реформ и требовавшие отставки правительства Б. Н. Ельцина – Е. Т. Гайдара.
Весной – летом 1992 г. ДПР и НПСР приняли участие в создании блока «Гражданский союз», в деятельности которого также участвовали Всероссийский союз «Обновление» и парламентские фракции «Смена – Новая политика», «Левый центр», «Суверенитет и равенство» и «Беспартийные депутаты». Члены блока требовали «корректировки правительственного курса, направленной на преодоление промышленного спада», и проведения социальной политики, ориентированной на «адресную поддержку наиболее нуждающихся слоёв населения» (Политическая декларация Гражданского союза. 21 июня 1992 г. // Партархив).
Новые партии формировались также из фракций в составе СНД РСФСР – РФ: на основе фракции «Россия» был создан Российский общенародный союз, на базе «Аграрного союза» – Аграрная партия России (АПР).
Основной тенденцией в промежутке между 6-м и 7-м СНД РФ стало противостояние трёх центров – Коалиции реформ («Демократическая Россия» и «Радикальные демократы»), «Российского единства» и Гражданского союза. Период с лета по декабрь 1992 г. был временем наибольшего влияния «Гражданского союза».
Начиная с 7-го съезда (1–14 декабря 1992), на котором произошёл открытый разрыв между президентом Б. Н. Ельциным и депутатским корпусом, инициатива перешла в руки «непримиримой» оппозиции, которая весной – летом 1993 г. фактически взяла под свой контроль руководство российским парламентом.
В противостоянии между двумя ветвями власти, в том числе в ходе Октябрьского кризиса 1993 г., президента поддержали остатки ДР; Коалиция реформ; сторонники Е. Т. Гайдара, приступившие к созданию блока «Выбор России», а также сторонники С. М. Шахрая, создававшие пропрезидентскую Партию российского единства и согласия. В числе безусловных противников Ельцина были представители блока «Российское единство», ФНС, радикальные коммунистические организации (РКРП, РПК, движение «Трудовая Россия» и др.) и националистические объединения («Русское национальное единство» и др.). «Гражданский союз» в этом противостоянии раскололся: часть его представителей (НПСР, «Смена – Новая политика») приняли сторону съезда, другая (ДПР) приняла нейтралитет. После победы над оппозицией Ельцин в октябре 1993 г. приостановил деятельность ряда организаций (ФНС, НПСР и др.).
Выборы в Государственную думу 1993 г. и расстановка сил в Государственной думе 1-го созыва
На выборах в Государственную думу 1993 г. 5%-ный барьер преодолели 8 участников из официально зарегистрированных 13 (табл. 1). Больше всего голосов получила ЛДПР (22,92%). Считавшийся фаворитом «Выбор России» получил всего 15,51%. Голосование по мажоритарной системе внесло коррективы в итоговую расстановку сил: ЛДПР получила в одномандатных округах всего 5 мест, в то время как «Выбор России» – 36, а АПР и «Гражданский союз» – соответственно 16 и 10.
Таблица 1. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 1-го созыва и число депутатских мандатов у избирательных объединений и блоков
Избирательное объединение (блок) | % по спискам | Мест по спискам | Мест по округам | Всего |
«Выбор России» | 15,51 | 40 | 25 | 65 |
Либерально-демократическая партия России | 22,92 | 59 | 5 | 64 |
Коммунистическая партия РФ | 12,4 | 32 | 10 | 42 |
Аграрная партия России | 7,99 | 21 | 16 | 37 |
«Явлинский – Болдырев – Лукин» (Яблоко) | 7,86 | 20 | 7 | 27 |
«Женщины России» | 8,13 | 21 | 2 | 23 |
Партия российского единства и согласия (ПРЕС) | 6,73 | 18 | 3 | 21 |
Демократическая партия России (ДПР) | 5,52 | 14 | 1 | 15 |
«Гражданский союз» | 1,93 | 0 | 5 | 5 |
Российское движение за демократические реформы (РДДР) | 4,08 | 0 | 5 | 5 |
«Достоинство и милосердие» | 0,7 | 0 | 3 | 3 |
«Будущее России – Новые имена» | 1,25 | 0 | 1 | 1 |
Всего партийных мандатов | 225 | 83 | 308 |
С точки зрения расстановки политических сил Дума оказалась почти такой же фрагментированной, как и съезд народных депутатов РФ. Либеральное крыло, представленное фракциями «Выбор России» и «Яблоко», а также депутатской группой «Либерально-демократический союз 12 декабря», охватывало не более трети депутатского корпуса. Антиреформистский фланг – фракции КПРФ, ЛДПР, АПР, депутатские группы «Российский путь» (9 человек) и «Держава» (5 человек) – располагал почти 40% мест. «Центр» составляли фракции ПРЕС, ДПР, «Женщины России» и депутатская группа «Новая региональная политика» (65 человек). Перевес антиреформистских объединений был наиболее ощутим в начале работы 1-го созыва. Это выразилось в избрании председателем Думы представителя фракции АПР И. П. Рыбкина, а также в принятии 23 февраля 1994 г. «Меморандума о согласии».
Впоследствии преимущество антиреформистов было компенсировано переходом на сторону власти И. П. Рыбкина, лоббистскими соглашениями КПРФ, АПР и ЛДПР с Правительством РФ по проектам бюджета в 1994–1995 гг. с целью выделения бюджетных средств определённым хозяйствующим субъектам, а также появлением новых центристских депутатских групп. В частности, раскол во фракциях «Выбор России» и ПРЕС после начала Первого чеченского вооружённого конфликта (1994–1996) привёл к выходу из них значительной части депутатов, многие из которых приняли участие в создании лояльных исполнительной власти депутатских групп «Стабильность» (37 человек) и «Россия» (36 человек).
Федеральные выборы 1995–1996 гг.
19 мая 1995 г. на основе Закона СССР «Об общественных объединениях» был принят одноимённый закон РФ, из которого упоминание о политических партиях было изъято в связи с подготовкой особого закона о них (в 1997 прошёл только первое чтение в Государственной думе).
На выборах в Государственную думу 1995 г. были зарегистрированы партийные списки 43 избирательных объединений и блоков. При этом 5%-ный барьер преодолели лишь 4 организации: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,18%), движение «Наш дом – Россия» (НДР) – созданная накануне выборов в связи с отказом руководства страны от ставки на общественно-политические объединения либерал-реформистского толка «партия власти» (10,13%), «Яблоко» (6,89%). В совокупности они собрали голоса почти половины избирателей, принявших участие в выборах.
В одномандатных округах КПРФ провела 58 депутатов, АПР – 20, «Яблоко» – 14, НДР – 10, блоки «Демократический выбор России – Объединённые демократы» и «Власть – народу!» – по 9, «Конгресс русских общин» – 5 (табл. 2).
Таблица 2. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 2-го созыва и число депутатских мандатов у избирательных объединений и блоков
Избирательное объединение (блок) | % голосов избирателей по партийным спискам | Мест по партийным спискам | Мест по округам | Всего |
Коммунистическая партия РФ | 22,3 | 99 | 58 | 157 |
«Наш дом – Россия» | 10,13 | 45 | 10 | 55 |
ЛДПР | 11,18 | 50 | 1 | 51 |
«Яблоко» | 6,89 | 31 | 14 | 45 |
Аграрная партия России | 3,78 | 0 | 20 | 20 |
«Демократический выбор России – Объединённые демократы» | 3,86 | 0 | 9 | 9 |
«Власть – народу!» | 1,61 | 0 | 9 | 9 |
«Конгресс русских общин» (КРО) | 4,31 | 0 | 5 | 5 |
«Женщины России» | 4,61 | 0 | 3 | 3 |
«Вперёд, Россия!» | 1,94 | 0 | 3 | 3 |
Блок Ивана Рыбкина | 1,11 | 0 | 3 | 3 |
Блок «Памфилова – Гуров – Владимир Лысенко (РПРФ)» | 1,6 | 0 | 2 | 2 |
«Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз» | 4,53 | 0 | 1 | 1 |
Партия самоуправления трудящихся | 3,98 | 0 | 1 | 1 |
«Профсоюзы и промышленники России – Союз труда» | 1,55 | 0 | 1 | 1 |
Блок Станислава Говорухина | 0,99 | 0 | 1 | 1 |
«Моё Отечество» | 0,72 | 0 | 1 | 1 |
«Общее дело» | 0,68 | 0 | 1 | 1 |
«Преображение Отечества» | 0,49 | 0 | 1 | 1 |
Партия российского единства и согласия | 0,36 | 0 | 1 | 1 |
Партия экономической свободы | 0,13 | 0 | 1 | 1 |
Блок независимых | 0,12 | 0 | 1 | 1 |
Блок «89 (регионы)» | 0,06 | 0 | 1 | 1 |
Всего партийных мандатов | 225 | 148 | 373 |
Государственная дума 2-го созыва оказалась менее фрагментированной, нежели предыдущая. Центр тяжести заметно сместился в сторону антиреформистов. КПРФ (157 депутатов), а также сформированные после начала работы Думы группа «Народовластие» (40) и Аграрная депутатская группа (35) сконцентрировали более 40% депутатских мандатов. На либерально-рыночном фланге остались только фракция «Яблоко» и незарегистрированная депутатская группа «Демократический выбор России» (8–9 депутатов). Положение в центре, причём ближе к реформистскому флангу, занимали фракция НДР и депутатская группа «Российские регионы» (42). Первая была полностью лояльна исполнительной власти, вторая – частично. К концу работы 2-го созыва (октябрь 1999) число лояльных власти объединений пополнила депутатская группа «Народный депутат» (31), которая, однако, так и не смогла зарегистрироваться из-за противодействия Аграрной депутатской группы и группы «Регионы России», которые в этом случае теряли бы свою регистрацию (значительная часть членов НД были выходцами из их состава).
Своё преимущество антиреформисты реализовали при формировании руководящих органов нижней палаты парламента, получив не только пост Председателя Государственной думы (его занял член ЦК КПРФ Г. Н. Селезнёв), но и большинство думских комитетов. Антиреформистский и антиправительственный настрой Думы 2-го созыва проявился в денонсации 15 марта 1996 г. Беловежских соглашений 1991 г., едва не послужившей поводом для роспуска Б. Н. Ельциным парламента (Эпоха Ельцина. 2001. С. 558–563).
На выборах Президента РФ 1996 г. поляризация политических сил происходила вокруг фигур председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова и действующего президента Б. Н. Ельцина. Первого поддержали организации, образовавшие Блок народно-патриотических сил (БНПС), второго – объединения демократической и центристской ориентации, создавшие Общероссийское движение общественной поддержки президента (ОДОПП). По окончании президентских выборов на основе БНПС был создан Народно-патриотический союз России, на основе ОДОПП – Общероссийский координационный совет. Эти две силы вели между собой примерно равную борьбу на губернаторских выборах 1996–1997 гг., по результатам которой в регионах был сформирован «красный пояс».
19 июля 1998 г. в закон «Об общественных объединениях» было внесено положение, разрешавшее участвовать в выборах только «политическим общественным объединениям», что привело к перерегистрации многих политических организаций для получения соответствующего статуса.
Важной вехой в деятельности Государственной думы 2-го созыва явилось формирование по итогам экономического кризиса 1998 г. правительства Е. М. Примакова, впервые в истории РФ опиравшегося на парламентское большинство. За кандидатуру Примакова на пост премьер-министра проголосовали все думские фракции, кроме ЛДПР. Данный состав Правительства РФ сохранялся до попытки импичмента Б. Н. Ельцина (12–15 мая 1999), во время которой за отрешение президента от должности проголосовали не только антиреформистские объединения, но и «Яблоко» (по вопросу об ответственности за развязывание войны в Чечне).
Выборы в Государственную думу 1999 г. и президентские выборы 2000 г.
После экономического кризиса 1998 г. НДР практически утратило своё влияние. Восстановление «партии власти» протекало в двух параллельных и конкурировавших друг с другом направлениях. Главы ряда российских регионов создали избирательный блок «Отечество – Вся Россия» (ОВР), а в ходе избирательной кампании 1999 г. по инициативе федерального центра было создано Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»), представлявшее интересы политической и экономической элиты федерального уровня и проводившее кампанию под лозунгами всемерной поддержки Председателя Правительства РФ В. В. Путина. Два отряда «партии власти» вели между собой ожесточённую конкурентную борьбу.
Всего в выборах в Государственную думу 1999 г. участвовали 26 избирательных блоков и объединений, из которых 5%-ный барьер преодолели 6: КПРФ, «Единство», ОВР, «Союз правых сил» (СПС), «Блок Жириновского» и «Яблоко». Кроме того, по одномандатным округам также были избраны кандидаты от НДР.
Таблица 3. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 3-го созыва и число депутатских мандатов у избирательных объединений и блоков
Избирательное объединение (блок) | % голосов избирателей по партийным спискам | Мест по партийным спискам | Мест по округам | Всего |
КПРФ | 24,29 | 67 | 46 | 113 |
«Единство» | 23,32 | 64 | 9 | 73 |
«Отечество – Вся Россия» | 13,33 | 37 | 31 | 68 |
«Союз правых сил» | 8,52 | 24 | 5 | 29 |
«Блок Жириновского» | 5,98 | 17 | 0 | 17 |
«Яблоко» | 5,93 | 16 | 4 | 20 |
«Наш дом – Россия» | 1,19 | 0 | 7 | 7 |
Всего партийных мандатов | 225 | 102 | 327 |
Уже в самом начале работы 3-го созыва центристские депутатские объединения – «Единство», ОВР, группы «Народный депутат» (НД) и «Регионы России (Союз независимых депутатов)» – включали почти половину депутатского корпуса. Левый фланг – КПРФ и Аграрно-промышленная депутатская группа (АПДГ) – немногим более ¼, либералы – СПС и «Яблоко» – чуть больше 1/10.
Однако на первых порах сообща контролировать нижнюю палату центристы не могли в силу прежнего противостояния на выборах. При разделе руководящих постов в Думе «Единство» и «Народный депутат» вступили в соглашение с КПРФ и АПДГ. В результате КПРФ получила должность Председателя Государственной думы (её вновь занял Г. Н. Селезнёв) и 9 комитетов, «Единство» – 7 комитетов, НД – 5, АПДГ, «Регионы России», ЛДПР, ОВР и СПС – по одному, «Яблоко» осталось без единого комитета.
Несмотря на противоречия с «Единством», на выборах Президента РФ 2000 г. ОВР поддержала кандидатуру В. В. Путина (одержал победу), а после выборов вместе с «Единством» приступила к созданию объединённой «партии власти» – «Единой России» (ЕР) (в 2001–2003 – «Единство и Отечество – Единая Россия»), учредительный съезд которой прошёл в декабре 2001 г.
В апреле 2001 г. «Единство», ОВР, «Народный депутат» и «Регионы России» образовали в Государственной думе Координационный совет центристских сил, сформировав тем самым центристское большинство (около 225 человек). Весной 2002 г. коалиция произвела передел думских постов, отняв у коммунистов 7 комитетов и перераспределив их в пользу ОВР, СПС, «Яблока» и «Регионов России».
Закон о политических партиях 2001 г. и его последствия
11 июля 2001 г. президент РФ В. В. Путин подписал закон «О политических партиях», предоставивший политическим партиям исключительное право выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах. Согласно новому закону, партии могли быть только общероссийскими и должны были объединять не менее чем 10 тыс. членов, располагая региональными структурами не менее чем в половине субъектов РФ. Устанавливалась сложная бюрократическая процедура регистрации партий: все партии должны были создаваться заново – либо путём проведения учредительного съезда, либо путём преобразования из общественных объединений. Запрещалось создавать партии на основе профессиональной, расовой, национальной, религиозной, профессиональной принадлежности. Не допускалась деятельность партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов), Вооружённых силах РФ, правоохранительных и иных государственных органах, государственных организациях.
Вводилось также государственное финансирование политических партий. С 2004 г. каждая партия, набравшая не менее 3% голосов на федеральных выборах (думских и президентских), получала фиксированную плату за каждый полученный голос. Размер этой выплаты сначала составлял 0,5 руб., но в 2006 г. был увеличен до 5 руб., в 2009 г. – до 20 руб., в 2012 г. – до 50 руб., в 2015 г. – до 110 руб., в 2017 г. – до 152 руб.
К 2004 г. в соответствии с законом о политических партиях было зарегистрировано 46 политических партий. Однако в декабре того же года минимальная численность для партий была увеличена до 50 тыс. человек (Федеральный закон от 20 декабря 2004 № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"»). В результате к середине 2007 г. количество зарегистрированных партий сократилось до 15, а к 2009 г. – до 7.
Выборы в Государственную думу 2003 г. и выборы Президента РФ 2004 г.
В выборах в Государственную думу 2003 г. приняли участие 18 партий и 5 избирательных блоков. Из них 5%-ный барьер преодолели только 4 участника: ЕР, КПРФ, ЛДПР и созданный накануне выборов избирательный блок «Родина (Народно-патриотический союз)», активно использовавший в ходе кампании националистические и антиолигархические лозунги, основным объектом критики со стороны его представителей был СПС. Главным победителем выборов стала ЕР, а главными проигравшими – либералы (СПС и «Яблоко»), которые не преодолели 5%-ного барьера, хотя и провели нескольких депутатов по одномандатным округам (табл. 4).
Таблица 4. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 4-го созыва и число депутатских мандатов у партий и избирательных блоков
Партии и избирательные блоки | % голосов избирателей по партийным спискам | Мандатов по партийным спискам | Мандатов по округам | Всего |
«Единство и Отечество – Единая Россия» | 37,57 | 120 | 103 | 223 |
КПРФ | 12,61 | 40 | 12 | 52 |
Блок «Родина» | 9,02 | 29 | 8 | 37 |
ЛДПР | 11,45 | 36 | 0 | 36 |
Народная партия РФ | 1,18 | 0 | 17 | 17 |
«Яблоко» | 4,3 | 0 | 4 | 4 |
СПС | 3,97 | 0 | 3 | 3 |
Партия возрождения России – Российская партия жизни | 1,88 | 0 | 3 | 3 |
АПР | 3,64 | 0 | 2 | 2 |
«Новый курс – Автомобильная Россия» | 0,84 | 0 | 1 | 1 |
«Развитие предпринимательства» | 0,35 | 0 | 1 | 1 |
«Великая Россия – Евразийский Союз» | 0,28 | 0 | 1 | 1 |
Всего партийных мандатов | 225 | 155 | 380 |
В самом парламенте места дополнительно перераспределились в пользу «партии власти». Во фракцию «Единая Россия» вступила подавляющая часть независимых депутатов, а также представители многих не прошедших в Думу партий, в том числе все члены Народной партии РФ (17) и СПС (3). В результате ЕР получила конституционное большинство – 300 мандатов. Во фракцию КПРФ вошли 52 депутата, во фракции «Родина» и ЛДПР – по 36.
Председателем Государственной думы был избран Б. В. Грызлов, совместивший эту должность с постом руководителя фракции ЕР. Кроме того, все 29 думских комитетов возглавили представители ЕР. Тем самым рычаги управления нижней палатой парламента полностью сосредоточились в руках «партии власти».
Итоги выборов в Государственную думу 2003 г. оказали деморализующее воздействие на оппозицию. На выборах Президента РФ 2004 г. либералы – СПС и «Яблоко» – в принципе отказались выдвигать кандидатов; СПС, в частности, отказался поддержать собственного сопредседателя – И. М. Хакамаду, которая в результате пошла на выборы как самовыдвиженец. «Родина» не поддержала ни одного из своих соучредителей, в результате С. Ю. Глазьев пошёл на выборы как самовыдвиженец, тогда как 3-й внеочередной съезд партии поддержал В. В. Путина. КПРФ выдвинула кандидатом не являвшегося её членом Н. М. Харитонова, ЛДПР – бывшего охранника В. В. Жириновского О. А. Малышкина. При этом президент РФ В. В. Путин баллотировался не от ЕР, а в порядке самовыдвижения (победил).
В связи с повышением минимальной численности депутатской группы с 35 до 55 членов в Государственной думе 4-го созыва не было создано вообще ни одной депутатской группы. Число депутатских объединений росло за счёт раскола фракции «Родина». В январе 2005 г. из её состава выделилась фракция «Родина («Народная воля» – Социалистическая единая партия России)» во главе с лидером партии «Народная воля» С. Н. Бабуриным. После присоединения в декабре 2006 г. к этой фракции сторонников лидера партии «Патриоты России» Г. Ю. Семигина (был избран в 2003 от КПРФ, в 2004 исключён из компартии за попытку перехватить власть у Г. А. Зюганова) к названию фракции добавились слова «Патриоты России». В январе 2007 г. Семигин возглавил эту фракцию, а сторонники С. Н. Бабурина и В. Б. Шестакова (СЕПР) её покинули и попытались зарегистрировать собственную, но комитет по вопросам регламента и организации работы Государственной думы отказал им в этом. Оставшаяся часть фракции сменила название сначала на «Народно-патриотический союз "Родина"», а затем на «Родина – Патриоты России».
В свою очередь, фракция «Родина» после объединения 28 октября 2006 г. одноимённой партии, Российской партии жизни и Российской партии пенсионеров в партию «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» стала называться «Справедливая Россия – "Родина" (народно-патриотический союз)».
Во время работы Государственной думы 3–4-го созывов политическая система РФ претерпела существенные изменения. После дела НТВ (2000–2002) и дела ЮКОСа (с 2003) существенно снизилось влияние крупного бизнеса на деятельность партий и внутриполитические процессы в целом. После реформы Совета Федерации 2000 г. и отмены губернаторских выборов в 2004 г. ЕР смогла установить контроль над большинством региональных законодательных собраний и положить конец существованию «красного пояса» регионов, в которых доминировала КПРФ. Также был ужесточён порядок проведения референдумов и публичных политических мероприятий, что существенно осложнило деятельность несистемной оппозиции.
Политические партии на выборах в Государственную думу 2007 г. и в период президентства Д. А. Медведева (2008–2012)
Выборы в Государственную думу 5-го созыва проводились только по партийным спискам. Партиям запрещалось объединяться в блоки, заградительный барьер был повышен до 7%; отменялся минимальный порог явки, из бюллетеней исключена графа «против всех», представителям одной партии было запрещено участвовать в выборах по спискам другой. Наблюдать за выборами разрешалось только представителям партий; число международных наблюдателей резко ограничивалось и др. (Федеральный закон от 18 мая 2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
К выборам были допущены 11 партий, из них только 4 преодолели 7%-ный барьер. Триумфатором стала ЕР, федеральный список которой возглавил президент РФ В. В. Путин, – она получила 64,3% голосов, трансформировавшиеся в конституционное большинство – 315 депутатских мандатов. Также, наряду с КПРФ и ЛДПР, в Думу прошла партия «Справедливая Россия» (СР) (табл. 5).
Таблица 5. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 5-го созыва и число депутатских мандатов у партий
Партия | % голосов избирателей | Количество мандатов |
«Единая Россия» | 64,3 | 315 |
КПРФ | 11,57 | 57 |
ЛДПР | 8,14 | 40 |
«Справедливая Россия» | 7,74 | 38 |
Аграрная партия России | 2,3 | 0 |
«Яблоко» | 1,59 | 0 |
«Гражданская сила» | 1,05 | 0 |
«Союз правых сил» | 0,96 | 0 |
«Патриоты России» | 0,89 | 0 |
Партия социальной справедливости | 0,22 | 0 |
Демократическая партия России | 0,13 | 0 |
Итого |
| 450 |
Государственную думу 5-го созыва также возглавил Б. В. Грызлов (ЕР), из 32 комитетов единороссы возглавляли 26. Шесть комитетов были равномерно распределены между фракциями КПРФ, ЛДПР и СР.
На выборах Президента РФ 2008 г. по предложению президента РФ В. В. Путина кандидатом от «партии власти» стал 1-й заместитель Председателя Правительства РФ Д. А. Медведев (победил), кандидатура которого была официально выдвинута ЕР и поддержана СР, партией «Гражданская сила» и АПР. КПРФ и ЛДПР выдвинули своих лидеров – Г. А. Зюганова и В. В. Жириновского. В качестве самовыдвиженца был зарегистрирован также лидер Демократической партии России А. В. Богданов, собравший 2 млн подписей в свою поддержку и вдвое меньше голосов на самих выборах. Кандидаты от либералов – «Яблока» (В. К. Буковский) и СПС [М. М. Касьянов (24 ноября 2023 внесён в реестр иностранных агентов)] – до участия в выборах допущены не были.
В мае 2008 г. за утверждение В. В. Путина Председателем Правительства РФ проголосовали фракции ЕР, ЛДПР и СР. Против были только депутаты от КПРФ.
21 ноября 2008 г. Дума 5-го созыва утвердила поправки в Конституцию РФ, увеличившие сроки полномочий президента до 6 лет, а депутатов Государственной думы – до 5. Против этого также голосовали только депутаты от КПРФ.
Во время президентства Д. А. Медведева (2008–2012) произошла некоторая либерализация законодательства о партиях и выборах. Появилась норма, при формальном сохранении 7%-ного барьера на выборах в Думу обязывавшая отдать хотя бы один мандат партиям, набравшим более 5% голосов. Также было объявлено о постепенном сокращении минимальной численности партии – сначала до 45 тыс., а затем до 40 тыс. человек.
Сокращение числа зарегистрированных партий вело к росту количества внесистемных организаций, которые неоднократно предпринимали попытки объединения, в том числе в рамках коалиции «Другая Россия» (2006–2010). Эти попытки, однако, неизменно заканчивались неудачей. В частности, коалиция «Другая Россия» в 2010 г. переименовалась в партию, объединявшую практически исключительно сторонников запрещённой в 2007 г. Национал-большевистской партии.
Выборы в Государственную думу 2011 г. и протесты 2011–2012 гг.
В мае 2011 г. по инициативе и с целью поддержки курса В. В. Путина была создана коалиция «Общероссийский народный фронт» (ОНФ), которая играла важную роль в предвыборной кампании «Единой России». Накануне выборов, 24 сентября 2011 г., Д. А. Медведев и В. В. Путин объявили о своём решении поменяться местами: Путин должен был пойти на выборы Президента РФ, Медведев – возглавить Правительство РФ по окончании своего президентского срока. Медведев также возглавил список ЕР на думских выборах.
Выборы в Государственную думу 2011 г. проводились исключительно по партийным спискам. В них приняли участие 7 зарегистрированных политических партий, из которых 7%-ный барьер преодолели 4. «Партия власти» получила на 15% меньше голосов, чем в 2007 г., но больше, чем остальные партии. Остальные участники значительно улучшили свои результаты – за исключением партии «Правое дело» (ПД), созданной в 2008 г. в результате слияния СПС, ДПР и партии «Гражданская сила». В совокупности ПД получило меньше голосов, чем СПС и «Гражданская сила» в 2007 г. по отдельности. КПРФ сохранила второе место после ЕР. СР, проводившая свою кампанию с резкой антиавторитарной критикой власти и ЕР, вышла на третье место, оставив позади ЛДПР. «Яблоко» не прошло в Думу, но набрало более 3%, получив право на государственное финансирование (табл. 6).
Таблица 6. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 6-го созыва и число депутатских мандатов у партий
Партия | % голосов избирателей | Количество мандатов |
«Единая Россия» | 49,32 | 238 |
КПРФ | 19,19 | 92 |
«Справедливая Россия» | 13,24 | 64 |
ЛДПР | 11,67 | 56 |
«Яблоко» | 3,43 | 0 |
«Патриоты России» | 0,97 | 0 |
«Правое дело» | 0,6 | 0 |
Итого |
| 450 |
По итогам выборов ЕР получила относительное большинство мест (238). Её представитель С. Е. Нарышкин, в 2008–2011 гг. работавший на посту руководителя Администрации Президента РФ, был избран председателем Думы. В то же время руководство почти половиной думских комитетов (14 из 29) было отдано системной оппозиции.
Результаты выборов вызвали сомнения в их легитимности у противников власти, которые организовали протесты 2011–2012 гг. Формально политических партий среди организаторов этих акций не было, но в них активно участвовали представители самых разных секторов политического спектра: либералы [«Фонд борьбы с коррупцией», Партия народной свободы (ПАРНАС), движение «Солидарность», «Яблоко», Либертарианская партия России, «Демократический выбор» В. С. Милова (в 2022 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента) и др.], левые («Левый фронт», «Российское социалистическое движение», «Автономное действие» и др.), партия «Другая Россия», националисты (движение «Русские», партия «Великая Россия» и др.), а также отдельные представители СР и КПРФ. Митинги начались 5 декабря 2011 г. Одним из главных лозунгов акций был «За честные выборы!», а символом акции – белая лента (отсюда название – «белоленточные протесты»). Самые крупные мероприятия из них прошли в Москве 10 декабря 2011 г. (25–50 тыс. участников), 24 декабря (до 120 тыс.), 4 февраля 2012 г. (до 120 тыс.). Резолюции митингов были поддержаны и частично включены в предвыборные манифесты кандидатов в президенты 2012 г. С. М. Миронова (СР), Г. А. Зюганова (КПРФ) и М. Д. Прохорова. В октябре 2012 г. для согласования действий несистемной оппозиции и выработки общей повестки был избран Координационный совет российской оппозиции. Этот орган просуществовал год и прекратил существование в силу непреодолимых разногласий между представителями разных секторов политического спектра.
На стороне власти выступили ОНФ, молодёжные организации «Наши» и «Молодая гвардия Единой России», Евразийский союз молодёжи, движение «Суть времени» и ряд других общественных и политических объединений. Сторонники власти организовывали контрмитинги, самый крупный из которых состоялся в Москве 4 февраля 2012 г. (50–130 тыс. человек).
Поворотным моментом в протестных акциях стал «Марш миллионов» в Москве, закончившийся массовыми задержаниями, столкновениями с полицией и серией уголовных дел против его организаторов и участников. Позже протестующие неоднократно пытались организовать массовые митинги, но с каждым разом количество участников снижалось, а действия полиции ужесточались. К концу 2012 г. масштаб оппозиционных выступлений резко уменьшился, к лету 2013 г. акции почти полностью прекратились (Протестное поведение // Коммерсантъ. Дата публикации: 14 сентября 2012).
В начале работы 6-го созыва оппозиционные фракции, и в первую очередь СР, пытались выступать против ЕР и сложившейся политической системы. Однако после давления на наиболее радикальных её представителей СР перешла на лояльные позиции, поддержав увеличение штрафов за нарушения при проведении массовых акций (Федеральный закон от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"»), а также принятие законов об «иностранных агентах» (2012) и о «нежелательных» организациях (2015) и др.
Партийная реформа 2012 г. и её последствия
Одним из итогов «белоленточных» протестов стала партийная реформа 2012 г. и возвращение выборов губернаторов. Реформа заключалась в снятии ряда ограничений на создание и деятельность политических партий, а также на их участие в выборах. Требования к минимальному членству в политических партиях были снижены в 80 раз – с 40 тыс. человек до 500 человек. Все зарегистрированные партии были освобождены от сбора подписей на выборах (Федеральный закон от 2 мая 2012 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления»). В 2014 этот шаг был отменён: от сбора подписей освобождались только те партии, которые ранее провели по партийным спискам кандидатов в депутаты законодательных органов более низкого уровня.
Реформа привела к буму партийного строительства. К лету 2013 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало 46 новых партий, к лету 2014 г. – 61, к январю 2015 г. – 75. После этого число регистраций резко уменьшилось: в 2015 г. было зарегистрировано всего 4 новых партии, в 2016 г. – 3, в 2017–2019 гг. не было зарегистрировано ни одной, в 2020 г. – 4, в 2021 г. – одна. Кроме того, резко увеличилось количество партий, ликвидированных за бездействие, в том числе за неучастие в выборах. В 2019 г. было ликвидировано 14 партий, в 2020 г. – 16. К началу избирательной кампании 2021 г. в стране действовали 34 зарегистрированные политические партии.
Среди вновь зарегистрированных партий были в том числе те, которые ранее либо были ликвидированы, либо были вынуждены войти в состав других партий: ДПР, «Родина», Российская партия пенсионеров (новое название – Российская партия пенсионеров за справедливость, с 2017 г. – Российская партия пенсионеров за социальную справедливость), Российская экологическая партия «Зелёные», «Гражданская сила» и др.
Ликвидированная в 2007 г. Республиканская партия РФ в 2012 г. восстановила регистрацию по решению Европейского суда по правам человека. Поскольку к тому времени многие её члены, включая последнего председателя РПРФ В. А. Рыжкова, состояли в Партии народной свободы «За Россию без произвола и коррупции», партия приняла новое название – РПРФ – ПАРНАС (с 2016 – ПАРНАС).
Несмотря на бурный рост числа зарегистрированных партий, некоторым из достаточно значительных по числу сторонников организаций так и не удалось зарегистрироваться в органах юстиции. Это касалось в том числе партии А. А. Навального (в 2022 внесён в перечень террористов и экстремистов), название которой («Народный альянс», Партия прогресса, «Россия будущего») неоднократно перехватывалось партиями, созданными политтехнологом А. В. Богдановым. В связи с этим деятельность сторонников Навального по преимуществу протекала в рамках общественных организаций непартийного типа – Фонда борьбы с коррупцией, штабов Навального и др. (9 июня 2021 решением Московского городского суда признаны экстремистскими организациями).
Реакция российских политических партий на вхождение Республики Крым и Севастополя в состав РФ и вооружённый конфликт на Юго-Востоке Украины
Вхождение в состав России Республики Крым и Севастополя в 2014 г. и военные действия на Юго-Востоке Украины привели к подъёму рейтинга президента В. В. Путина и отчасти ЕР. Подавляющее большинство российских партий поддержали позицию официальных властей. Исключение составили только либералы («Яблоко», ПАРНАС и др.) и некоторые левые организации (например, по этому поводу «Левый фронт» фактически раскололся надвое). Раскол коснулся и националистов: одна их часть поддержала самопровозглашённые Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику, другая – украинскую сторону конфликта. Представители обоих лагерей участвовали в боевых действиях в Донбассе, собирали материальную помощь действовавшим на разных сторонах добровольческим формированиям и активно вели агитацию в Интернете. В связи с этим расколом и усилением давления со стороны правоохранительных органов роль русских националистов в уличной политике по сравнению с 2000-ми гг. практически сошла на нет.
Расклад сил был не в пользу политических объединений, осудивших вхождение в состав РФ Республики Крым и Севастополя, а также поддержку самопровозглашённых республик Донбасса, – согласно социологическим опросам, действия российского руководства во главе с В. В. Путиным одобрили около 86% населения РФ (ВЦИОМ: рейтинг доверия Путина достиг 85,9% // Ведомости. Дата публикации: 15 мая 2014).
Выборы в Государственную думу 2016 г. и выборы Президента РФ 2018 г.
Выборы в Государственную думу 7-го созыва вновь проводились по смешанной системе: 225 депутатов избирались по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам. Голосование было перенесено с декабря на сентябрь и совмещено с региональными выборами (18 сентября).
К выборам было допущено 14 партий, из них 5%-ный барьер преодолели 4, по одному представителю ещё двух прошли в парламент по одномандатным округам. Их результаты (табл. 7) показали, что больше всего от эффекта «Крымской весны» выиграли ЕР и ЛДПР. В числе проигравших оказались КПРФ, СР и либералы – «Яблоко» и ПАРНАС. Выборы также продемонстрировали эффективность «спойлерской» тактики: Коммунистическая партия «Коммунисты России» отобрала у КПРФ 2,27% электората, «Родина» у ЛДПР – 1,51%, Российская партия пенсионеров за справедливость у СР – 1,73%.
Таблица 7. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 7-го созыва и число депутатских мандатов у партий
Партия | % голосов избирателей по партийным спискам | Мандатов по спискам | Мандатов по одномандатным округам | Всего |
«Единая Россия» | 54,2 | 140 | 203 | 343* |
КПРФ | 13,34 | 35 | 7 | 42 |
ЛДПР | 13,14 | 34 | 5 | 39 |
«Справедливая Россия» | 6,22 | 16 | 7 | 23 |
Коммунистическая партия «Коммунисты России» | 2,27 | 0 | 0 | 0 |
«Яблоко» | 1,99 | 0 | 0 | 0 |
Российская партия пенсионеров за справедливость | 1,73 | 0 | 0 | 0 |
«Родина» | 1,51 | 0 | 1 | 1 |
«Партия роста» | 1,29 | 0 | 0 | 0 |
РЭП «Зелёные» | 0,76 | 0 | 0 | 0 |
ПАРНАС | 0,73 | 0 | 0 | 0 |
«Патриоты России» | 0,59 | 0 | 0 | 0 |
«Гражданская платформа» | 0,22 | 0 | 1 | 1 |
«Гражданская сила» | 0,14 | 0 | 0 | 0 |
Всего партийных мандатов | 225 | 224 | 449* |
*Избранный по одномандатному округу С. Е. Нарышкин отказался от мандата в связи с назначением председателем Службы внешней разведки РФ
Председателем Государственной думы 7-го созыва снова был избран представитель ЕР (В. В. Володин), но 13 из 26 комитетов были отданы оппозиции. Наличие конституционного большинства позволило ЕР принять ряд непопулярных законов, в том числе о постепенном повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин (2018); о повышении НДС с 18 до 20% (2018); о просветительской деятельности (2021); о распространении понятия «иностранный агент» на СМИ и физических лиц (2017–2020) и др. Против принятия этих законов выступила не только парламентская оппозиция, но и широкий спектр непарламентских организаций.
Из 8 участников выборов Президента РФ 2018 г. все кандидаты, за исключением В. В. Путина (баллотировался в порядке самовыдвижения; победил), зарегистрировались от политических партий: С. Н. Бабурин представлял Российский общенародный союз, П. Н. Грудинин – КПРФ, В. В. Жириновский – ЛДПР, К. А. Собчак – партию «Гражданская инициатива», М. А. Сурайкин – партию Коммунистическую партию «Коммунисты России», Б. Ю. Титов – «Партию роста», Г. А. Явлинский – «Яблоко».
В 2019–2020 гг. были зарегистрированы и получили право на «парламентскую льготу» в ходе региональных выборов 2020 г. партии «Новые люди», «За правду» и «Зелёная альтернатива».
В 2020 г. предложенные В. В. Путиным поправки к Конституции РФ помимо ЕР поддержали также ЛДПР и все партии, входящие в ОНФ, – СР, «Родина» и «Патриоты России». КПРФ и либералы («Яблоко», ПАРНАС) резко раскритиковали поправки и призвали избирателей либо голосовать против ЕР, либо воздержаться от участия во всенародном голосовании. Коммунистическая партия «Коммунисты России» предоставила своим членам свободу самоопределения в данном вопросе.
Выборы в Государственную думу 2021 г.
В феврале 2021 г. «Справедливая Россия» объединилась с партиями «Патриоты России» и «За правду» в партию «Справедливая Россия – Патриоты – За правду».
9 июня решением Московского городского суда были признаны экстремистскими организации А. А. Навального (Фонд борьбы с коррупцией, штабы Навального и др.), занимающиеся организацией «умного голосования» в поддержку наиболее сильных кандидатов, не связанных с властью. Связь с этими организациями стала считаться обстоятельством, достаточным для недопущения кандидата к выборам.
К выборам в Государственную думу 2021 г. были допущены 14 партий, имеющих право не собирать подписи в свою поддержку. В ходе кампании оппозиция обвиняла избирательные комиссии в намеренном снятии самых сильных своих кандидатов из партийных списков и с регистрации в одномандатных округах. Избирательные комиссии и государственные органы РФ, в свою очередь, обвиняли западные государства и СМИ во вмешательстве в российские выборы, а также в распространении фейков с целью дискредитации этих выборов.
Голосование проводилось 3 дня – с 17 по 19 сентября, а в 7 регионах (Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях) наряду с очной – и в электронной форме. 5%-ный барьер преодолели 5 партий, в том числе дебютант кампании «Новые люди» (табл. 8).
Таблица 8. Результаты голосования на выборах в Государственную думу 8-го созыва и число депутатских мандатов у партий
Партия | % голосов избирателей по партийным спискам | Мандатов по спискам | Мандатов по одномандатным округам | Всего |
«Единая Россия» | 49,82 | 126 | 198 | 324 |
КПРФ | 18,93 | 48 | 9 | 57 |
ЛДПР | 7,55 | 19 | 2 | 21 |
«Справедливая Россия – Патриоты – За правду» | 7,46 | 19 | 8 | 27 |
«Новые люди» | 5,32 | 13 | 0 | 13 |
«Партия пенсионеров» | 2,45 | 0 | 0 | 0 |
«Яблоко» | 1,34 | 0 | 0 | 0 |
Коммунистическая партия «Коммунисты России» | 1,27 | 0 | 0 | 0 |
«Зелёные» | 0,91 | 0 | 0 | 0 |
«Родина» | 0,80 | 0 | 1 | 1 |
РПСС | 0,77 | 0 | 0 | 0 |
«Зелёная альтернатива» | 0,64 | 0 | 0 | 0 |
«Партия роста» | 0,52 | 0 | 1 | 1 |
«Гражданская платформа» | 0,15 | 0 | 1 | 1 |
Всего партийных мандатов |
| 225 | 220 | 445 |
В Москве результаты голосования были опубликованы с запозданием в 16 часов, его результаты вызвали протесты оппозиции, поскольку меняли конечный итог в пользу провластных кандидатов. 20 сентября руководство КПРФ заявило на пресс-конференции, что не признаёт результаты электронного голосования в Москве, и провело митинг против фальсификации результатов голосования. О непризнании результатов голосования заявили также партии «Яблоко» и признанное иностранным агентом движение «Голос».
Вместе с депутатами, избранными в одномандатных округах, ЕР вновь обеспечила себе конституционное большинство (324 депутата).
Место партий в политической системе РФ
Деятельность политических партий в РФ регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Для регистрации в Министерстве юстиции РФ политическая партия (среди прочих условий) должна иметь региональные отделения не менее чем в половине из 85 субъектов РФ (подпункт «а» п. 2 ст. 3), в ней должно состоять не менее 500 человек (подпункт «б» п. 2 ст. 3). Политическая партия имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи (подпункт «а» п. 1 ст. 26); участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (подпункт «б» п. 1 ст. 26); участвовать в выборах и референдумах (подпункт «в» п. 1 ст. 26); организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия (подпункт «д» п. 1 ст. 26) и др. Партии, не представленные в Государственной думе, вправе не менее 1 раза в год участвовать в пленарном заседании Думы (п. 1 ст. 26.2).
Запрещено создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (п. 5 ст. 9). Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, религиозной, профессиональной принадлежности. Закон запрещает деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов), в Вооружённых силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных организаций (п. 5 ст. 9).
Денежные средства политической партии, согласно закону, формируются за счёт вступительных и членских взносов; средств федерального бюджета; пожертвований; поступлений от проводимых ею мероприятий и гражданско-правовых сделок и других легальных поступлений (п. 1 ст. 29). Партия получает право на государственное финансирование, если её федеральный список кандидатов получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей или выдвинутый от партии кандидат на должность Президента РФ получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей (п. 5 ст. 33).
Благодаря выборам по партийным спискам политические партии РФ определяют политическое лицо российского парламента. При этом они не выполняют функций формирования правительства и контроля над исполнительной властью, поскольку они сосредоточены в руках Президента РФ. Органы представительной власти в центре и на местах находятся во многом под контролем партии «Единая Россия» – «партии власти», которая выражает официальную позицию Президента и Правительства РФ.
Такое положение вещей объясняется слабой укоренённостью партий в структуре гражданского общества России и недостаточной развитостью самого этого общества. Партии пользуются слабым доверием со стороны граждан. Согласно результатам мониторинга «Левада-Центра» (5 сентября 2016 внесён Министерством юстиции РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента), в 1993–2017 гг. партии пользовались наименьшим доверием граждан среди всех общественных институтов. Проведённый в январе 2021 г. опрос ВЦИОМ также обнаружил, что 63% граждан не видят партии, которая представляла бы для них интерес (Социологи выяснили отношение россиян к политическим партиям // РИА Новости. Дата публикации: 13 января 2021).