«500 дней»
«500 дней» («Проект Явлинского – Шаталина», «Переход к рынку»), нереализованная программа экономических реформ в СССР, целью которых был переход от плановой экономики к рыночной.
Истоки программы
В основу программы «500 дней» была положена программа «400 дней доверия», разработанная в январе – феврале 1990 г. экономистами Г. А. Явлинским, А. Ю. Михайловым и М. М. Задорновым в качестве альтернативы программе союзного уровня Рыжкова – Абалкина, готовившейся под руководством заместителя председателя Совета Министров СССР Л. И. Абалкина. По сравнению с правительственной программой проект «400 дней доверия» предполагал более решительные действия, включая поэтапное освобождение цен, массовую приватизацию государственной собственности посредством продажи в рассрочку, аренды с последующим выкупом, акционирования и др. форм разгосударствления собственности, ускоренное развитие малого предпринимательства, сокращение государственных расходов («минимальный потребительский бюджет»), а также перестройку финансовой системы страны. Проект «400 дней доверия» был ориентирован на введение поста Президента СССР. Все мероприятия программы были взаимоувязаны и синхронизированы по дням, при этом предусматривалась вариативность мероприятий в зависимости от успеха каждого этапа. По мнению авторов проекта, залогом успеха реформы являлась «её комплексность и радикальность» (Явлинский. 1990. С. 4).
Реализация программы включала четыре этапа: подготовительный (первые 50 дней), разгосударствление собственности (50–180-й дни), запуск рыночного механизма (180–300-й дни), стабилизация (300–400-й дни). В результате осуществления предлагавшихся мероприятий в течение обозначенного срока должен был появиться «генотип новой экономической системы, которая сможет в дальнейшем развиваться сама, без чрезвычайных усилий со стороны государства» (Явлинский. 1990. С. 15). Проект «400 дней доверия» получил положительную экспертную оценку в странах Западной Европы и Японии.
В апреле – мае 1990 г. специалисты социально-экономического отдела Центрального комитета (ЦК) КПСС предложили свой вариант программы экономических преобразований. Наибольший вклад внесли помощник Генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам Н. Я. Петраков и будущий министр финансов РСФСР Б. Г. Фёдоров. Разработка подобных документов активизировалась из-за уменьшения шансов на успешную реализацию программы, разработанной под руководством Л. И. Абалкина, а также провала государственного плана на 1990 г. и усиления кризисных тенденций в экономике. Свою роль в ускорении разработки реформ сыграл и первый опыт радикальных реформ правительства Т. Мазовецкого в Польской Республике.
В мае 1990 г. Совет Министров СССР внёс на рассмотрение Верховного Совета СССР «Концепцию-90», ключевым положением которой было единовременное повышение цен. Программа была не только раскритикована участниками Съезда народных депутатов СССР и общественностью, но и содержала требования отставки ряда министров Совета Министров СССР. Эти обстоятельства крайне ограничивали возможности проведения экономических преобразований из единого центра, в экономике усилилась несбалансированность, вызванная стремительным обесценением рубля и массовыми разрывами хозяйственных связей между предприятиями. Особое значение имело принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990), а затем деклараций о независимости и другими союзными республиками.
Создание программы «500 дней» и её основные положения
После избрания Б. Н. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР (29 мая 1990) новое российское руководство взяло на вооружение концепцию проекта «400 дней доверия» в качестве основы экономической программы, в июле Г. А. Явлинский занял пост заместителя председателя Совета министров РСФСР. Вскоре программа была переименована в «500 дней». Программа виделась как основа экономической части будущего союзного договора, а в её основе лежала идея сохранения республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и продуманной приватизации через акционирование и т. д. При этом разработчики исходили из убеждения, что республики должны будут нести полную ответственность за экономическое развитие своих территорий.
Союзному центру делегировались следующие полномочия (Кирсанов. 2019. С. 185):
создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности и борьбы с организованной преступностью;
разработка и реализация крупных народнохозяйственных программ общесоюзного значения;
реализация согласованной денежно-кредитной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля;
регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды энергоносителей, сырья, товаров и услуг, перевозку грузов, а также разработка и введение единых таможенных правил;
выработка и согласование с республиками основных направлений внешнеэкономической политики;
обеспечение экологической безопасности;
управление сферами деятельности и целевыми программами, требующими по своему характеру единого руководства.
Все мероприятия программы «500 дней» (опубликована в брошюре «Переход к рынку»), как и предшествовавшего проекта, были сгруппированы в несколько этапов, в ходе которых предстояло «осуществить преобразования, открывающие дорогу развитию рыночных отношений и обеспечивающие зримое улучшение положения в экономике и в жизни людей» (Переход к рынку. 1990. С. 46). В ходе выступления на сессии Верховного Совета РСФСР 11 сентября 1990 г. Г. А. Явлинский называл свою программу «500 дней», позднее в прессе её упоминали также как «Переход к рынку» и «проект Явлинского – Шаталина».
Первый этап включал «программу чрезвычайных мер» (1 октября 1990 – начало 1991), в том числе принятие союзным и республиканскими руководителями ключевых законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической реформы. Одновременно с этим Президент СССР и руководители союзных республик наделялись чрезвычайными полномочиями в области осуществления денежно-финансовой политики. Предполагалось начать акционирование государственных предприятий и перерегистрацию земель колхозов и совхозов с выделением их членам земельных наделов. Ещё одна составляющая этого этапа – кардинальный пересмотр всех статей союзного, республиканских и местных бюджетов в целях сокращения расходных обязательств. Под сокращение попадали прежде всего производственные инвестиции, дотации и субсидии для большинства предприятий, строительные объекты с низким процентом готовности, предоставление помощи иностранным государствам, финансирование Министерства обороны СССР. Вводился запрет для государственных банков на прямое кредитование бюджетных расходов.
Основное содержание второго этапа (100–250-й дни) составляли поэтапное снятие государственного контроля за ценами на широкий перечень товаров и услуг и сдерживание инфляционных процессов посредством жёстких кредитных и финансовых ограничений. Важное значение при этом отводилось наращиванию объёма реализации потребительских товаров, повышению ссудного процента, ограничению денежной массы в целом и введению новой налоговой системы. Чтобы не допустить чрезмерного роста потребительских цен, республиканским и местным властям разрешалось вводить временное замораживание цен на товары массового спроса.
В ходе третьего этапа (250–400-й дни) должны были стабилизироваться рынок потребительских товаров и средств производства и заработать новая система хозяйственных связей. Ожидалось, что до 40% основных промышленных фондов и не менее 60% объектов торговли перейдут в частные руки, а основные административно-организационные структуры управления предприятиями будут ликвидированы. На этот же период приходилась большая часть работы по созданию условий для развития конкуренции между отечественными производителями, включая активное проведение антимонопольной политики. В качестве возможных негативных последствий прогнозировались ухудшение положения и разорение ряда предприятий, спад производства и рост безработицы.
Четвёртый этап (400–500-й дни), по мнению реформаторов, предполагал начало экономического подъёма. На этом этапе должны были «сложиться предпосылки для ощутимого усиления экономической активности, прежде всего в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, аграрном секторе и отраслях сферы услуг» (Переход к рынку. 1990. С. 59). Итог четвёртого этапа авторы программы видели в формировании сбалансированных цен и бюджета, насыщенного потребительского рынка, современной банковской системы, валютного рынка и достижении внутренней конвертируемости рубля.
Судьба программы летом – осенью 1990 г.
Стараясь не допустить выхода ситуации из-под контроля, летом 1990 г. М. С. Горбачёв заявил о необходимости объединения усилий и выработки новой программы экономических реформ, которая учла бы интересы и республик, и Союза в целом. 27 июля Горбачёв, Б. Н. Ельцин, Н. И. Рыжков и И. С. Силаев подписали поручение о создании рабочей группы для подготовки в срок до 1 сентября того же года союзной программы перехода к рыночной экономике. В состав рабочей группы вошли преимущественно учёные-экономисты: С. С. Шаталин (руководитель группы), Н. Я. Петраков, А. П. Вавилов, Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Б. Г. Фёдоров, Е. Г. Ясин, Т. В. Ярыгина, а также представители всех союзных республик, кроме Эстонии.
Однако союзное правительство сразу же продемонстрировало нежелание участвовать в совместной работе, а Госплан, Министерство финансов СССР и Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР отказались предоставить членам рабочей группы необходимые для расчёта стабилизационных мероприятий данные. Вскоре между рабочей группой и союзным правительством выявились серьёзные расхождения в подходах к решению ключевых проблем (финансы и цены, экономический союз и др.). В то же время рабочей группе удалось достичь консенсуса с представителями республик по основному вопросу – проекту Договора об экономическом союзе.
В ночь с 1 на 2 сентября 1990 г. программа «Переход к рынку» и 20 проектов законов были направлены Ельцину. В это же время в Президентский совет СССР поступила программа правительства СССР. В течение первой декады сентября проходило согласование программ Совета Министров СССР и рабочей группы С. С. Шаталина. Представленный советником генерального секретаря ЦК КПСС по вопросам экономики, академиком А. Г. Аганбегяном сводный текст представлял собой сокращённую и немного переработанную программу «500 дней». 11 сентября программа «500 дней» была поддержана большинством Верховного Совета РСФСР. Вместе с тем союзный парламент, также рассматривавший программу «500 дней» (в доработанном варианте), так и не принял окончательного решения, предоставив дополнительные полномочия президенту и дав поручение о подготовке к 15 октября единой программы перехода к рынку на основе всё тех же «500 дней».
В середине октября М. С. Горбачёв направил в Верховный Совет СССР «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», которые состояли всего из 60 страниц и не являлись экономической программой. Тем самым Горбачёв отказался от поддержки программы «500 дней», объяснив своё решение следующим образом: «Республикам надо было дать право решать, когда и какие конкретные меры осуществлять. А центр должен был обеспечить общую координацию в проведении реформ. Отсюда и название документа…» (Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 1. Москва, 1995. С. 579). «Основные направления» были одобрены Верховным Советом СССР почти единогласно.
По этому поводу один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х гг. в России, Е. Т. Гайдар, написал, что «с этого момента вплоть до осени 91-го года о какой бы то ни было экономически осмысленной политике можно было забыть. Между рушащимся Союзом и Россией началась ожесточённая борьба за власть» (Кротов. 2001. С. 93). Г. А. Явлинский со своей командой в октябре 1990 г. подали в отставку, впоследствии многократно заявляли, что осуществление «500 дней» позволило бы сохранить союзное государство. Создалась новая ситуация, в которой приступить к реализации программы «500 дней» стало уже невозможно – существенным образом изменились политические, экономические и организационные условия.