Выборы народных депутатов СССР 1989
Вы́боры наро́дных депута́тов СССР 1989, первое всенародное голосование по избранию Съезда народных депутатов СССР. Проведены 26 марта и 9 апреля 1989 г.
Предыстория и начало
В рамках инициированных М. С. Горбачёвым процессов демократизации страны в годы перестройки он на январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. выступил с предложением внести изменения в политическую систему СССР и союзных республик, а также в процедуру выборов.
В июле 1988 г. прошла XIX конференция КПСС, посвящённая обсуждению политической реформы. В условиях перестройки стали возможными острые дискуссии, касавшиеся системы органов государственной власти. Некоторые делегаты конференции открыто критиковали существовавшую избирательную систему. Наиболее резко высказался бывший 1-й секретарь Московского городского комитета КПСС Б. Н. Ельцин, обвинивший Политбюро ЦК КПСС в сохранении брежневской модели управления и призвавший к проведению всеобщих, прямых и тайных выборов без каких-либо исключений (XIX Всесоюзная конференция КПСС. Т. 2. 1988. С. 57–58).
По результатам дискуссии было принято решение о формировании двухпалатного представительного органа власти, состоявшего из Съезда народных депутатов СССР (СНД СССР) и избираемого им Верховного Совета СССР (ВС СССР), а также о разработке нового избирательного законодательства.
В воспоминаниях М. С. Горбачёв писал, что основной задачей политической реформы была «передача власти из рук монопольно владевшей ею коммунистической партии в руки тех, кому она должна была принадлежать по Конституции, – Советам через свободные выборы народных депутатов» (Горбачёв. Кн. 1. 1995. С. 423).
Часть исследователей (Р. Г. Пихоя, А. К. Соколов, Р. А. Медведев, А. В. Буянов) считает, что данной реформой Горбачёв пытался в известной степени дистанцироваться от партийного аппарата. В качестве главного мотива создания Съезда часто называется стремление иметь управляемый орган, деятельность которого можно было бы при необходимости направлять в нужное русло.
Порядок проведения выборов
Закон «О выборах народных депутатов СССР» от 1 декабря 1988 г. предусматривал избрание депутатов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Отдельно в законе указывалось, что выборы признаются состоявшимися лишь в том случае, если в них участвует более одного кандидата – т. е. закреплялся их обязательный альтернативный характер. Съезд избирался на 5 лет. Право выбора имели граждане СССР, достигшие 18 лет. Минимальный возраст для народного депутата СССР – 21 год.
Для проведения голосования организовывались 750 территориальных и 750 национально-территориальных избирательных округов. Последние распределялись следующим образом: 32 округа в каждой союзной республике, 11 округов в каждой автономной республике, 5 округов в каждой автономной области и 1 округ в каждом автономном округе.
Кроме того, ещё 750 депутатов избирались по квотам от общесоюзных общественных организаций, а именно: 100 депутатов от КПСС; 100 – от профсоюзов; 100 – от кооперативных организаций; 75 депутатов от ВЛКСМ; 75 – от Комитета советских женщин; 75 – от Всесоюзного совета организаций ветеранов войны и труда; 75 – от объединений научных работников, Союза научных и инженерных обществ СССР, Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов; 75 – от творческих союзов СССР (Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Союза журналистов, Союза кинематографистов, Союза композиторов, Союза писателей, Союза театральных деятелей, Союза художников); 75 – от других созданных в установленном порядке общественных организаций. Выдвижение от общественных организаций проводилось на их съездах, конференциях и пленумах.
Историк А. В. Буянов отмечает, что при данном подходе к выборам сложилась ситуация, что один активный избиратель, состоявший в руководстве общественных организаций и творческих союзов, мог при желании проголосовать до 7 раз. Если он при этом жил в автономном округе, то вес его голоса становился ещё значимее. Подавляющая часть населения голосовала в территориальных и национально-территориальных округах, но значительная часть профсоюзных деятелей, академиков, писателей и других деятелей культуры и искусства могла голосовать несколько раз, сначала по территориальному и национально-территориальному округу, а потом по профессиональному признаку от общественной организации, в которой они состояли (Буянов. Выборы ... 2009. С. 187).
Для проведения выборов были образованы избирательные участки с числом от 20 до 3000 избирателей и создана система избирательных комиссий, в которую входили:
Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов СССР;
окружные избирательные комиссии от территориальных избирательных округов и национально-территориальных избирательных округов;
участковые избирательные комиссии;
избирательные комиссии от общественных организаций.
Избирательные комиссии в общественных организациях были сформированы в составе 7–13 членов общесоюзными органами этих организаций за три с половиной месяца до дня выборов по избирательным округам. При необходимости несколько общественных организаций образовывали общую избирательную комиссию.
Кандидатам в народные депутаты предоставлялось право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) в пределах соответствующего избирательного округа. А кандидатам в депутаты, проживающим за пределами избирательного округа, – право бесплатного проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.
Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в народные депутаты СССР и ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия должна была организовать проведение в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. Данное решение окружная избирательная комиссия должна была сообщить в Центральную избирательную комиссию и проинформировать избирателей. По закону повторное голосование в избирательном округе должно было проводиться не позднее чем в двухнедельный срок.
Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в народные депутаты СССР и ни один из них не был избран либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, Центральная избирательная комиссия поручала окружной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы. Повторные выборы должны были состояться не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов.
В общественных организациях повторное голосование проводилось в случае равенства голосов, поданных за отдельных кандидатов, не позволяющем определить избранных депутатов.
Избирательная кампания
Выборы в условиях гласности стали мощным фактором политизации всего населения СССР и поставили перед руководством КПСС ряд серьёзных вызовов. В ходе избирательной кампании получали освещение прошлые ошибки политических лидеров, ранее замалчивавшиеся проблемы и нерешённые бытовые трудности. В сознании людей они часто связывались с правящей партией и политическим режимом, а негативную оценку получал весь советский период. Позднее А. А. Собчак вспоминал: «За два месяца предвыборной кампании я увидел жизнь так, как не видел ее за 50 лет. <…> Неожиданным был и накал недовольства буквально всем — жизнью, работой, вождями, больницами, магазинами с пустыми прилавками, ложью и т. д. Такого моря полных болью человеческих глаз я не видел ни до, ни после этих двух предвыборных месяцев» (Собчак. 1991. С. 21).
Со своей стороны руководство КПСС не смогло эффективно отреагировать на масштабный поток критики. Попытки повлиять на исход кампании нивелировались возросшей ролью СМИ, фактически превратившихся в самостоятельных участников политического процесса и часто поддерживавших кандидатов, не аффилированных с партийным аппаратом.
Другим неожиданным для руководства КПСС явлением стало повышение роли национального фактора в политическом процессе. На формирование общественного мнения в союзных республиках стали оказывать серьёзное влияние народные фронты, национальные и националистические движения, ставившие в качестве своей конечной цели достижение независимости. Более того, в сложившихся условиях часть региональных руководителей в поисках поддержки населения также стала апеллировать к национальным чувствам. Данная проблема рассматривалась на заседании Политбюро, но конкретные меры приняты не были.
Несмотря на возросшее социальное напряжение, сам факт проведения выборов расценивался в обществе оптимистично. В. И. Алкснис позднее вспоминал: «началась избирательная кампания, полные залы народа. <…> Тогда люди действительно верили, что они своими бюллетенями изменят свою судьбу, и впереди все будет хорошо, потому что они изберут самых хороших, честных и умных. И эти люди поведут их в светлое будущее» (Цит. по: Димитров. 2019).
В рамках избирательной кампании каждый кандидат в депутаты должен был пройти ряд предвыборных процедур. До 24 января 1989 г. проводилось выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР по избирательным округам и от общественных организаций. До этой же даты шло формирование избирательных участков. Выдвижение кандидатов осуществлялось на собраниях трудовых коллективов и общественных организаций. Иные формы, такие как сбор подписей и т. п., не предусматривались.
С 25 января по 22 февраля проводились окружные предвыборные собрания для обсуждения кандидатов по избирательным округам и решался вопрос, кто из них будет представлен для регистрации в избирательную комиссию в качестве официальных кандидатов в округах, где выдвинуто более двух человек. Таким образом, сам кандидат между выдвижением и попаданием в избирательный бюллетень должен был пройти такое утверждение в окружном предвыборном собрании. На этом собрании присутствовали представители трудовых коллективов, поддержавших выдвижение того или иного кандидата. Для того чтобы обеспечить себе представительство на окружном избирательном собрании и иметь шанс быть зарегистрированным и внесённым в избирательный бюллетень кандидату нужно было заручиться поддержкой как можно большего числа трудовых коллективов, организаций и предприятий округа.
Предвыборная агитация большинства кандидатов отличалась ограниченностью доступных средств и простотой методов. Финансирование кампании не предполагалось. Кандидатам был предоставлен равный доступ к СМИ, но по воспоминаниям С. Б. Станкевича всё ограничилось короткими 1-минутными выступлениями. Основными способами агитации стали импровизированные выступления кандидатов в местах скопления людей (чаще всего – у станций метро и универсамов), распространение листовок и «сарафанное радио».
Особое политическое значение имело участие в выборах бывшего 1-го секретаря Московского городского комитета КПСС Б. Н. Ельцина. Его узнаваемости способствовала энергичная (хотя и не лишённая элементов популизма) политика в прошлом, а не до конца известные обывателю обстоятельства его отставки создали ему в СМИ репутацию бескомпромиссного борца с бюрократией и привилегиями партийной элиты. Сам Ельцин активно эксплуатировал этот образ и шёл на осознанный риск, решившись баллотироваться в Москве по национально-территориальному округу № 1, находившемуся под особым контролем партийного руководства. Впоследствии на Ельцина оказывалось давление в ходе окружных собраний и встреч с избирателями, а на Пленуме ЦК КПСС 15–16 марта была создана комиссия по проверке его высказываний на предмет призывов к свержению государственного строя. Тем не менее его уверенное поведение и самоотвод одного из кандидатов – космонавта Г. М. Гречко, стали факторами, обеспечившими ему допуск на выборы.
Голосование в общественных организациях по срокам совпадало с финалом избирательной кампании по округам и проходило с 11 по 23 марта. На 750 мест от общественных организаций было выдвинуто 2049 кандидатур. Поскольку общественные организации находились под строгим контролем ЦК КПСС, большинство кандидатов были заранее согласованы с партийным аппаратом. Исключением стали несколько кандидатов от Академии наук, включая А. Д. Сахарова, избранных без прямого одобрения со стороны властей. В нескольких организациях в апреле были проведены повторные выборы.
Выборы по квотам стали предметом оживлённых дискуссий, в первую очередь это касалось избрания 100 кандидатов от КПСС (т. н. «красной сотни»). Определённый скепсис в СМИ и в обществе был связан с тем, что по партийной квоте был избран весь состав Политбюро, включая М. С. Горбачёва.
Впоследствии этот шаг руководства КПСС по-разному интерпретировался современниками и историками. Сам М. С. Горбачёв утверждал, что такая мера обеспечила избрание небольшой группы влиятельных демократических кандидатов и «позволяла до некоторой степени “структурировать” будущий парламент», но также упомянул, что неизбрание некоторых членов партийного руководства «перевело бы их в стан скрытых или открытых противников преобразований, могло серьёзно осложнить обстановку». (Горбачёв. Кн. 1. 1995. С. 424–425). По оценке историка А. С. Барсенкова, подобный механизм предполагал наименее болезненное встраивание активной части традиционной элиты в новую политическую систему, что должно было умерить возможное сопротивление реформе с её стороны (Барсенков. 2001. С. 100).
А. А. Собчак отмечал, что «хорошо и надежно отлаженный поколениями партийной селекции аппарат при прямых, равных и тайных выборах не оставил бы демократам ни шанса на победу» (Собчак. 1991. С. 25). По его мнению, М. С. Горбачёв и его соратники целенаправленно выстроили недемократичную избирательную систему для того, чтобы нивелировать влияние консервативно настроенной части партийного аппарата на исход выборов. В частности, он отмечает, что в общественных организациях не было «фильтра» в виде окружных собраний.
Выборы 26 марта и 9 апреля
Голосование по территориальным и национально-территориальным округам состоялось 26 марта. Всего в списки для голосования было внесено 192 575 165 избирателей, из которых участие в голосовании приняли 172 840 130 (89,8 %). Явка по союзным республикам также была высокой: в РСФСР она составила 87,0 %; в Украинской ССР – 93,4 %; в Белорусской ССР – 92,4 %; в Узбекской ССР – 95,8 %; в Казахской ССР – 93,7 %; в Грузинской ССР – 97,0 %; в Азербайджанской ССР – 98,5 %; в Литовской ССР – 82,5 %; в Молдавской ССР – 90,5 %; в Латвийской ССР – 86,9 %; в Киргизской ССР – 97,0 %; в Таджикской ССР – 93,9 %; в Армянской ССР – 71,9 %; в Туркменской ССР – 96,1 %; в Эстонской ССР – 87,1 % избирателей [Правда. 1989. 5 апреля (№ 95). С. 1].
Выборы отличались высокой степенью конкуренции. На 1500 мест баллотировались 7531 кандидатов, правда, в 399 округах был выдвинут лишь один кандидат. В ходе голосования были избраны 1226 депутатов. В оставшихся округах, где не был выявлен победитель, на 9 апреля был назначен 2-й тур выборов.
По результатам голосования доля членов и кандидатов в члены КПСС от общего числа депутатов составила 87,6 % (для сравнения, на выборах в Верховный Совет СССР 1984 г. доля коммунистов составила всего 71,4 %), что формально выглядело как победа правящей партии и инициаторов реформ. Вместе с тем, в своих округах проиграли 30 секретарей областных и краевых комитетов (в том числе и первые секретари московской и ленинградской партийных организаций). Из общего количества партийных работников различных уровней, участвовавших в выборах, около 20 % остались без мандатов. Не были также избраны 14 командующих военными округами.
В 76 территориальных и 198 национально-территориальных округах, где по каким-либо причинам депутаты не были избраны ранее, были проведены повторные выборы, состоявшиеся 14 и 18–21 мая.
Состав депутатского корпуса
Среди всех народных депутатов 88,1 % были впервые избраны в высший представительный орган государственной власти страны. В числе избранных депутатов оказалось: женщин – 334, или 17,1 %; мужчин – 1624, или 82,9 %; рабочих – 365, или 18,6 %; колхозников – 219, или 11,2 %. На съезде были представлены 60 национальностей, проживавших в СССР [Правда. 1989. 5 апреля (№ 95). С. 2].
В состав СНД СССР вошло множество выдающихся представителей науки, видных общественных деятелей, представителей культуры и искусства, известных в СССР. Значительное количество работников сферы образования также сумело избраться на съезд.
По списку 100 кандидатов от КПСС, помимо партийного руководства, прошли известные деятели периода перестройки, такие как: востоковед Е. М. Примаков, офтальмолог С. Н. Фёдоров, писатели Ч. Т. Айтматов и Д. А. Гранин. Учёный-физик и диссидент А. Д. Сахаров был избран от Академии наук СССР.
С участия в выборах в 1989 г. началась политическая карьера многих государственных деятелей постсоветской России – Г. Э. Бурбулиса, В. И. Матвиенко, Э. А. Панфиловой, М. Н. Полторанина, Г. Х. Попова, А. А. Собчака, О. Н. Сосковца, Е. С. Строева и др.
В числе народных депутатов СССР оказались будущие главы большинства образованных после распада СССР государств: 1-й президент Киргизии А. А. Акаев, президент Литвы А. М. Бразаускас, председатель Верховного Совета Латвии А. В. Горбунов, 1-й президент РФ Б. Н. Ельцин, 1-й президент Узбекистана И. А. Каримов, председатель Верховного Совета Литвы В. В. Ландсбергис, президенты Молдовы М. И. Снегур и П. К. Лучинский, 1-й президент Казахстана Н. А. Назарбаев, 1-й президент Туркменистана С. А. Ниязов, президент Эстонии А. Рюйтель.
Депутатами съезда также стали известные деятели культуры: кинорежиссёр Т. Е. Абуладзе, режиссёр театра и кино М. А. Захаров, танцовщик и хореограф М. А. Эсамбаев, актёры Р. А. Быков, О. Н. Ефремов, К. Ю. Лавров, М. А. Ульянов, композиторы Е. Д. Дога, Р. Паулс, А. П. Петров, Т. Н. Хренников, А. Я. Эшпай, певец И. Д. Кобзон и др.
В значительном количестве на съезде были представлены советские писатели (А. М. Адамович, В. П. Астафьев, В. Быков, Б. Л. Васильев, Ю. Ф. Карякин, В. А. Коротич, В. Г. Распутин) и поэты (Р. Г. Гамзатов, Е. А. Евтушенко, Ф. А. Искандер, О. О. Сулейменов).
Из деятелей науки были избраны кардиолог В. А. Алмазов, нейрофизик Н. П. Бехтерева, физик Ж. И. Алферов, экономист Т. И. Заславская, литературовед Д. С. Лихачёв, геофизик, президент АН СССР Г. И. Марчук, учёный-металлург, президент АН Украинской ССР Б. Е. Патон, физик Р. З. Сагдеев, авиаконструктор А. А. Туполев; историки – Г. А. Арбатов, Ю. Н. Афанасьев, Р. А. Медведев; правовед В. Н. Кудрявцев, экономист Н. Я. Петраков и другие.
Депутатами также были избраны представители духовенства: патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), председатель президиума Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана М. С. Мухаммад-Юсуф, председатель Духовного управления мусульман Закавказья А. Г. Пашазаде, верховный патриарх и католикос всех армян Вазген I. Алексий (Ридигер) оставил воспоминания о своём участии в работе съезда, скептически оценив его деятельность (во многом это повлияло на то, что уже в свою бытность патриархом Московским и всея Руси Алексий II способствовал принятию постановления Священного Синода в 1993 и определения Архиерейского Собора в 1994, постулировавших недопустимость выдвижения священнослужителями своих кандидатур на выборах в любые органы государственной власти любых уровней, а также их членства в политических организациях).
Получили депутатские мандаты многие известные журналисты, общественные деятели и спортсмены периода перестройки: журналист-международник Г. А. Боровик, политолог и журналист Ф. М. Бурлацкий, журналист и государственный деятель И. Д. Лаптев, журналист и писатель Е. В. Яковлев, тяжелоатлет и писатель Ю. П. Власов, чемпион мира по шахматам и глава Советского фонда мира А. Е. Карпов, общественный деятель А. И. Вольский и другие.
Депутатами съезда также были видные военные деятели: Маршал Советского Союза С. Ф. Ахромеев, генерал армии В. И. Варенников, генерал-полковник Б. В. Громов, маршал авиации И. Н. Кожедуб, генерал-полковник А. М. Макашов, полковник А. П. Маресьев и другие.
Последствия и оценки
Итоги голосования обнаружили противодействие политике М. С. Горбачёва как со стороны партийных консерваторов, так и со стороны независимых демократических кандидатов, а также повлияли на углубление раскола внутри КПСС.
На заседании 28 марта большинство членов Политбюро выразили неудовлетворённость итогами выборов. Л. Н. Зайков отмечал: «Если кто выступал за партийную платформу, сразу проигрывал. Значит, по существу, настроение было против Советской власти» (В Политбюро ЦК КПСС... 2008. С. 478). Некоторые партийные руководители связали неутешительные итоги кампании с влиянием СМИ. Е. К. Лигачёв заявил: «главная причина в том, какую позицию занимали средства массовой информации в отношении истории партии, партийной работы. Негативную позицию накапливали в сознании людей. Это очень опасно» (цит. по: Горбачёв. 1995. Кн. 1. С. 428). Схожие мысли высказывал и В. И. Воротников, указавший то, что «закон о выборах требует исправления», а СМИ «формируют негативное отношение к партийным кадрам» (В Политбюро ЦК КПСС… 2008. С. 477).
С открытием 1-го СНД стали формироваться основы будущей многопартийной системы. Главной оппозиционной силой в стране на тот момент стала Межрегиональная депутатская группа, фактически ставшая первой парламентской фракцией и объединившая 362 депутатов (в дальнейшем её численность менялась). Её сопредседателями были избраны Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, Г. Х. Попов, Ю. Н. Афанасьев, В. А. Пальм.
Основным оппонентом МДГ стала депутатская группа «Союз», выражавшая интересы консервативного большинства и ставившая задачу сохранения единой государственности в условиях усиления сепаратизма в союзных республиках. Инициаторами создания и руководителями группы являлись депутаты Ю. В. Блохин (из Молдавской ССР) и В. И. Алкснис (из Латвийской ССР). Последний начал свою депутатскую карьеру с требований пересмотра итогов выборов. По его оценке, при проведении голосования грубо было нарушено положение законодательства о равном количестве населения в избирательных округах, что позволило депутатам на платформе «Народного фронта» баллотироваться в непропорциональном количестве от малочисленных округов в сельской местности (цит. по: Димитров. 2019).