Центральный комитет КПСС
Центра́льный комите́т КПСС [ЦК РСДРП – РСДРП(б) – РКП(б) – ВКП(б) – КПСС], выборный орган партийного съезда (1898–1991), обладавший организационно-административными функциями, игравший с 1917 г. роль субъекта правотворчества, координатора политической системы и внешней политики РСФСР и СССР. Существовал в двух ипостасях: как выборный орган съезда (образовывавший собственные выборные органы) и как учреждение (аппарат, состоявший из ответственных и технических работников), нанятых на работу для выполнения служебных обязанностей). При этом руководство аппаратом осуществляли члены ЦК, действовавшие согласно постановлениям пленумов, Политбюро (в 1952–1966 Президиум ЦК) и Секретариата ЦК.
Общая характеристика деятельности ЦК
К числу основных функций ЦК относились: 1) координация развития и функционирования политической системы; 2) управление местными и военными партийными организациями; 3) управление в сфере идеологии; 4) координация внешней политики РСФСР и СССР; 5) координация международного коммунистического движения; 6) различные делопроизводственные и хозяйственные задачи, связанные с функционированием самого ЦК и его органов.
Координация развития и функционирования политической системы подразумевала: 1) организацию взаимодействия с другими партиями; 2) подбор и расстановку руководящих кадров (с 1923 представителей номенклатуры) в партийных, государственных, профсоюзных, общественных и хозяйственных структурах; 3) разработку и утверждение основных правовых актов, определяющих функционирование государственных органов власти и управления (советские конституции и т. д.), формирование и координацию внутренней политики; 4) координацию статуса социальных групп (рабочих, крестьян, женщин, интеллигенции и т. д.).
Задачи, связанные с управлением местными и военными партийными организациями: 1) создание территориальных партийных организаций, их объединение и разделение; 2) создание партийных комитетов и политических отделов на заводах и предприятиях; 3) создание военных партийных организаций (политуправлений и политотделов армии, флота, погранвойск, внутренних войск и т. п.); 4) контроль над членством в партии (определение порядка приёма и исключения из партии, ведение учёта её членов).
Функциями аппарата ЦК были: 1) делопроизводственная и хозяйственная функции (ведение и рассылка протоколов заседаний всех выборных органов ЦК, распределение партийного бюджета, управление собственностью и т. п.); 2) административная и организационно-политическая функции (исполнение решений выборных органов ЦК, организация коммуникации между ЦК и элементами политической системы).
Аппарат ЦК размещался в Москве в 1919–1920 гг. на улице Моховой (д. 7), в 1920–1923 гг. – на улице Воздвиженка (д. 5), с декабря 1923 по 1991 гг. – в комплексе зданий на Старой площади. Структуры при ЦК располагались в разных районах Москвы и Подмосковья.
Порядок выборов в ЦК как высшего органа партии
Как правило, члены ЦК избирались на съездах партии. Из трёх членов ЦК, избранных в 1898 г. на I съезде РСДРП (1898), двое были арестованы в том же году, а третий – в 1902 г. В первом Уставе, принятом на II съезде партии (1903), содержался пункт о том, что ЦК избирается на партийных съездах (Организационный Устав 1903. Ст. 4), но предусматривалось, что ЦК может пополняться и между съездами за счёт кооптации новых членов (Организационный Устав 1903. Ст. 12). После арестов в феврале 1905 г. 7 членов ЦК в условиях Первой русской революции на III съезде РСДРП весной 1905 г. было решено предусмотреть избрание кандидатов в члены ЦК (на этом съезде было избрано 5 членов и 5 кандидатов в члены ЦК). С этого момента и до 1990 г. ЦК состоял из членов и кандидатов в члены ЦК. В 1990–1991 гг. в ЦК избирались только члены, статус кандидатов был ликвидирован.
Однако на практике члены ЦК избирались (в нарушение устава партии) и на партийных конференциях, созванных большевиками: в 1905 г. в Таммерфорсе (ныне Тампере, Финляндия), в 1912 г. в Праге и в апреле 1917 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). В 1939 г. XVIII съезд ВКП(б), принявший новый Устав партии, наделил правом избрания новых членов и кандидатов в члены ЦК Всесоюзную партийную конференцию, которая могла также «выводить из состава ЦК ВКП(б) отдельных членов ЦК ВКП(б)… и заменять их другими» (Устав 1939. Ст. 38). На XVIII партийной конференции в феврале 1941 г. состав ЦК был обновлён: из состава ЦК исключены 4 члена и двое переведены из членов в кандидаты; исключены 15 кандидатов в члены ЦК; избраны 6 новых членов и 17 кандидатов в члены ЦК.
Персональный состав ЦК РСДРП в 1898–1912 гг. (до формирования исключительно большевистского ЦК) отражал место РСДРП в системе революционных партий Российской империи и борьбу между большевиками и меньшевиками. На I съезде РСДРП в ЦК избраны 3 человека (в том числе 1 от Бунда). На IV съезде РСДРП (1906) были избраны 10 членов ЦК (7 меньшевиков и 3 большевика). Позднее в состав ЦК РСДРП были кооптированы 2 представителя от Бунда, 2 от СДКПиЛ (Социал-демократия Королевства Польского и Литвы) и 1 от СДЛК (Социал-демократия Латышского края). На V съезде партии (1907) в ЦК были избраны 12 членов (5 большевиков, 4 меньшевика, 2 от СДКПиЛ, 1 от СДЛК) и 22 кандидата в члены (10 большевиков, 7 меньшевиков, 3 от СДКПиЛ, 2 от СДЛК), 2 представителя Бунда и один представитель СДЛК должны были быть посланы в ЦК от этих партий позднее. Представители этих партий в ЦК РСДРП одновременно были и членами РСДРП.
Выборы в ЦК, как правило, были тайными, прямыми и равными; проводились по заранее подготовленным спискам кандидатов. До 1917 г. состав ЦК был итогом согласования между фракциями, представителями местных организаций и других партий. В целях конспирации имена членов ЦК не разглашались, их могли знать только по псевдонимам. После Октябрьской революции 1917 г. персональный состав ЦК РСДРП(б) предварительно обсуждался на заседаниях ЦК (с 1919 на заседаниях Политбюро и пленумов ЦК), до съездов и на съездах партии согласовывался с представителями местных партийных организаций и включал в себя руководящих партийных, государственных и военных деятелей. До середины 1920-х гг. выборы в ЦК были альтернативными (количество внесённых в список претендентов превышало число членов и кандидатов в члены ЦК), позднее – безальтернативными (при этом делегаты съезда могли инициировать расширение списка).
Количество членов и кандидатов в члены ЦК формально определялось на съездах (конференциях) (в 1919 в Уставе партии была зафиксирована норма – 19 членов и 12 кандидатов в члены ЦК), однако фактически этот вопрос предварительно решался на заседаниях Политбюро и пленумов ЦК. В 1921 г. было избрано 25 членов и 15 кандидатов в члены ЦК, на каждом съезде это число только увеличивалось.
С 1927 по 1952 гг. избирался 71 член ЦК; количество кандидатов в 1934 г. выросло до 68 человек. В 1952 г. членов и кандидатов в члены ЦК стало соответственно 125 и 111, в 1971 г. – 241 и 155, в 1991 г. – 412 членов ЦК. Увеличение числа членов ЦК было связано с количественным ростом членов партии и увеличивавшимся числом делегатов на съездах, однако эти величины не были пропорциональными. Состав ЦК постоянно обновлялся, с 1961 по 1971 гг. была норма, согласно которой на каждых очередных выборах нужно было обновлять как минимум одну четвёртую часть ЦК и его Президиума. При этом руководство ЦК было заинтересовано в сохранении за собой властных полномочий. Так, «долгожителями» в ЦК можно считать А. И. Микояна (1922–1976, 54 года), И. В. Сталина (1912–1953, 41 год), А. А. Андреева (1920–1921, 1922–1961, 40 лет), В. М. Молотова (1920–1957, 37 лет). Всего с 1898 по 1991 гг. членами и кандидатами в члены ЦК побывало около 5 тыс. человек.
Полномочия и ответственность членов и кандидатов в члены ЦК
Сначала в заседаниях ЦК могли участвовать только члены ЦК, с 1921 г. также кандидаты в члены ЦК, но с совещательным голосом. С 1919 г. члены ЦК имели возможность входить в состав выборных органов ЦК – Политбюро, Оргбюро и Секретариата. Статус члена выборных органов ЦК был выше статуса рядового члена ЦК. Кандидаты в члены ЦК не получали материалов к заседаниям выборных органов ЦК. Вместе с тем и члены ЦК, и кандидаты в члены ЦК получали закрытые письма ЦК. С 1923 г. кандидаты в члены ЦК могли получать протоколы заседаний Оргбюро и Секретариата, а с 1924 г. – протоколы заседаний пленумов ЦК и Политбюро.
Члены ЦК командировались (решениями ЦК или Политбюро) на места для участия в отчётно-перевыборных собраниях и конференциях с целью принятия там нужных решений. Обладая партийным авторитетом, они могли определять принятие решений в организациях, ведомствах, учреждениях, где они работали. Не менее важна была и обратная связь: член ЦК мог увидеть, как работает партийная организация, встретиться с рядовыми партийцами, узнать настроения масс.
В соответствии с уставами партии, члены и кандидаты в члены ЦК должны были (как и все члены партии) соблюдать партийную дисциплину и не участвовать во фракционных группах. При этом в отношении нарушителей дисциплины ЦК имел право применять «все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии, а по отношению к членам ЦК – перевод в кандидаты и, как крайнюю меру, исключение из партии» (Устав 1934. Ст. 58).
Порядок исключения из ЦК
Первоначально порядок исключения из состава ЦК не был формально определён, но практика существовала с июля 1904 г., когда на заседании ЦК РСДРП была исключена Р. С. Землячка. В феврале 1905 г. также на заседании ЦК был исключён В. И. Ленин.
Порядок исключения из ЦК был впервые сформулирован в резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии» (1921) и зафиксирован в Уставе 1934 г. В случае нарушения партийной дисциплины или фракционной деятельности член ЦК решением пленума ЦК [с приглашением всех кандидатов в члены ЦК и всех членов Комиссии партийного контроля при ЦК], принятым 2/3 голосов, мог быть переведён в кандидаты или даже исключён из партии (Устав 1934. Ст. 58). Данное положение было неоднократно реализовано в 1920-х – начале 1930-х гг. в ходе политической борьбы в большевистской партии. Так, на объединённом пленуме ЦК и ЦКК (Центральной контрольной комиссии) в июле 1926 г. из числа кандидатов в члены ЦК был исключён М. М. Лашевич, а в октябре 1927 г. из членов ЦК исключены Г. Е. Зиновьев и Л. Д. Троцкий.
С ноября 1927 г. для исключения из состава ЦК неугодных членов и кандидатов было достаточно даже опроса членов ЦК. В период «большого террора» произошло самое большое обновление состава ЦК: из членов ЦК, избранного в 1934 г. на XVII съезде ВКП(б), были исключены 35 человек (из 71 члена ЦК), из числа кандидатов в члены ЦК исключены 42 человека (из 68 кандидатов в члены), двое из которых к тому времени уже стали членами ЦК. Ещё 19 членов и кандидатов в члены ЦК в 1937–1938 гг. были репрессированы, но формально из состава ЦК не исключались.
После ХХ съезда КПСС (1956) исключение из членов и кандидатов в члены ЦК стало редкостью. В 1961 г. было закреплено правило, согласно которому «вопрос о выводе члена, кандидата в члены ЦК из состава ЦК КПСС решается на Пленуме Центрального Комитета путём закрытого (тайного) голосования» (Устав 1961. Ст. 26).
Существенное обновление состава членов ЦК и его аппарата произошло во время перестройки. На апрельском пленуме ЦК 1989 г. была удовлетворена просьба 74 членов и 24 кандидатов в члены ЦК из числа находившихся на пенсии о сложении своих полномочий в центральных выборных органах партии.
Периодизация истории ЦК
Функции и роль ЦК менялись в разные периоды истории партии. Можно выделить несколько этапов в становлении и развитии ЦК и его аппарата: 1) 1898–1912 гг. – ЦК РСДРП функционально и структурно решал стандартные задачи революционной партии; 2) 1912–1917 гг. – ЦК функционально и структурно решал задачи только большевистской фракции РСДРП; 3) 1917–1919 гг. – перестройка функций и структуры ЦК, связанная с приходом РСДРП(б) к власти: ЦК становится координатором политической системы РСФСР; 4) 1919–1924 гг. – формирование выборных органов и аппарата ЦК РКП(б), становление ЦК в качестве координатора мирового коммунистического движения; 5) 1924–1952 гг. – ЦК РКП(б) – ВКП(б) становится координатором политической системы СССР; 6) 1952–1988 гг. – изменение структуры выборных органов ЦК КПСС и стабилизация их работы, становление ЦК как координатора системы социалистических стран и стран народной демократии; 7) 1988–1991 гг. – изменение правового положения ЦК КПСС в политической системе СССР и системе «биполярного мира».
ЦК в 1898–1912 гг.
ЦК, сформированный в 1898 г. на I съезде РСДРП, замышлялся как высший исполнительный орган партии, однако местные комитеты партии, подчиняясь ЦК, пользовались такой автономией, что имели право не выполнять его решения.
С 1903 г. на съездах партии вырабатывались специальные резолюции, определявшие тактику и стратегию партии во взаимоотношениях с Бундом, эсерами, национальными социал-демократическими организациями, буржуазными и либерально-демократическими партиями. ЦК в своей политической деятельности должен был руководствоваться этими резолюциями.
В 1903 г. на II съезде РСДРП высшим учреждением партии был утверждён Совет РСДРП (1903–1905, возглавлялся Г. В. Плехановым), за которым закреплялись функции координатора деятельности ЦК и центрального печатного органа партии, представителя партии в сношениях с другими партиями. В 1905 г. на III съезде РСДРП координирующие функции Совета партии перешли к ЦК.
Функции и статус ЦК определялся принятым на II съезде партии Уставом: «Центральный Комитет организует комитеты, союзы комитетов и все другие учреждения партии и руководит их деятельностью; организует и ведёт предприятия, имеющие общепартийное значение; распределяет силы и средства партии и заведует центральной кассой партии; разбирает конфликты как между различными учреждениями партии, так и внутри их, и вообще объединяет и направляет всю практическую деятельность партии» (Организационный Устав 1903. Ст. 6). Под термином «предприятия» подразумевались как издательства и типографии (для выпуска листовок и газет), так и различные мероприятия для сбора средств в партийную кассу (организация спектаклей, выступлений известных литераторов, например Максима Горького) и т. п. Эти функции ЦК сохранялись в том или ином виде до 1991 г.
Для руководства деятельностью местных организаций в 1903 г. было создано Русское бюро ЦК РСДРП, находившееся в России и возглавлявшееся членами ЦК, которые руководили также группами, созданными внутри Русского бюро (технической, финансовой и военной).
Для принятия решений по актуальным и стратегическим вопросам члены ЦК собирались на совместные заседания. Однако в условиях нелегальной работы проекты решений ЦК вырабатывались зачастую узкой группой и принимались членами ЦК, жившими в разных городах и странах, по переписке. Если члены ЦК собирались в полном составе, такие заседания назывались пленарными (от лат. plenum – полное). По сохранившимся документам, первое собрание членов ЦК, которое ими было названо пленумом, состоялось в августе 1908 г. в Женеве. На этом пленуме были решены вопросы о структуре ЦК и статусе его подразделений. Пленум ЦК создал Заграничное бюро ЦК – подчинённое Русскому бюро ЦК общепартийное представительство ЦК за границей, задачами которого было налаживание связи между Русским бюро и членами ЦК, жившими за границей, а также контроль деятельности заграничных групп содействия РСДРП и получение от них денег в пользу ЦК. В августе 1908 г. пленум ЦК определил, что члены ЦК собираются один раз в три месяца, а в январе 1910 г. на пленуме ЦК было решено, что заседания ЦК проходят один раз в месяц, однако эти решения не выполнялись.
Члены ЦК проводили также узкие и расширенные совещания. Так, на совещании членов ЦК, состоявшемся в июне 1911 г. в Париже, было принято решение о созыве общепартийной конференции.
ЦК в 1912–1917 гг.
В январе 1912 г. большевики отдельно от меньшевиков провели партийную конференцию в Праге, на которой избрали свой ЦК РСДРП (всего 7 человек, в том числе Ленин и Зиновьев). С этого момента и до 1917 г. ЦК и его структуры представляли только одну фракцию РСДРП – большевистскую. Никаких представителей меньшевиков, других социал-демократических партий и Бунда в ЦК отныне не было. Меньшевики в ответ созвали свою конференцию (август – сентябрь 1912, Вена), на которой избрали свой высший орган – Организационный комитет РСДРП, состоявший из 5 членов и представителей от ЦК СДЛК и ЦК Бунда. С января 1912 г. состав Русского бюро стал исключительно большевистским, а Заграничное бюро ЦК самоликвидировалось.
В совещании ЦК, проходившем в Кракове 27–29 декабря 1913 г. (9–11 января 1914), принимали участие не только 4 члена ЦК (из 12), но и большевики-депутаты 4-й Государственной думы, а также работники, представлявшие большевистские организации России. Совещание разработало стратегию объединения местных партийных организаций, а также работу партии в условиях нелегального положения с использованием публичной трибуны – Государственной думы. Вся деятельность большевистского ЦК была направлена на создание единой, подчинённой одному политическому центру партии, способной вести политическую борьбу за свержение политического строя.
ЦК в 1917–1919 гг.
После возвращения в Россию Ленина в апреле 1917 г. на VII Всероссийской конференции РСДРП(б) [24–29 апреля (7–12 мая) 1917] был избран новый состав ЦК (9 членов и 4 кандидата). В связи с избранием нового ЦК, легально действовавшего в России, Русское бюро ЦК перестало существовать. Кроме того, окончательное разделение большевиков и меньшевиков на две партии привело к тому, что в августе 1917 г. был создан ЦК меньшевистской партии [РСДРП (объединённой)], который до начала 1920-х гг. формально имел легальный статус.
Политика ЦК, избранного на VII (Апрельской) партийной конференции, была направлена на реализацию новых программных целей партии (создание социалистического государства), создание новых организационных структур для их реализации. При ЦК действовали Военная организация, Бюро печати, редакция газеты «Правда» и Секретариат, обслуживавший делопроизводство (рассылка печатных материалов по воинским частям и местным организациям).
До VI съезда РСДРП(б) [26 июля – 3 августа (8–16 августа) 1917] ЦК провёл 20 заседаний, 7 совещаний с работниками Военной организации и Петроградским комитетом партии. На съезде избран новый состав ЦК (21 член и 10 кандидатов) и принят новый Устав партии, в соответствии с которым «для текущей работы ЦК выделяет из своей среды узкий состав Центрального Комитета» (Устав 1917. Ст. 13). Узкий состав ЦК, занимавшийся обеспечением связи с областными организациями, включал в себя 11 человек, избранных на пленуме ЦК 5(18) августа 1917 г. 6(19) августа организован Секретариат (для организационной работы) и Оргбюро ЦК (для ведения хозяйственных дел). В августе – октябре 1917 г. при ЦК были созданы временные группы для работы с различными слоями населения, а 10(23) октября «для политического руководства» – Политическое бюро (В. И. Ленин, А. С. Бубнов, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Я. Сокольников, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий), взявшее курс на вооружённое восстание.
После Октябрьской революции 1917 г. статус, функции, структура и сама идея существования ЦК партии стали меняться: ЦК стал субъектом не только партийного руководства, но и государственного управления. 15 членов и кандидатов в члены ЦК вошли в состав избранного на 2-м Всероссийском съезде Советов ВЦИК (и руководили им). 6 членов и 1 кандидат в члены ЦК вошли в 1-й состав Совета народных комиссаров (СНК), сформированный 26 октября (8 ноября) 1917 г.
Члены ЦК, избранные на VI съезде партии, ни разу не собирались в полном составе. 29 ноября (12 декабря) 1917 г. для решения экстренных вопросов было образовано Бюро ЦК (В. И. Ленин, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий), которому предоставлялось «право решать все экстренные дела, но с обязательным привлечением к решению всех членов ЦК, находящихся в тот момент в Смольном» [Протоколы Центрального комитета РСДРП(б). 1958. С. 155]. С октября 1917 по весну 1918 гг. на заседаниях ЦК присутствовали, как правило, 10–13 членов ЦК (почти всегда Бюро, некоторые члены Политбюро, представители Узкого состава ЦК).
В марте 1918 г. на VII съезде РСДРП(б) были избраны 15 членов ЦК и 8 кандидатов ЦК, в состав Бюро был добавлен Г. Я. Сокольников. Среди них 8 человек входили в состав СНК, двое – в Президиум ВЦИК, двое – в Президиум ВСНХ. С сентября 1918 г. член ЦК Троцкий занимал пост председателя Реввоенсовета Республики, состав которого определялся решениями ЦК. Несколько членов ЦК отвечали за поддержание связей со структурами за пределами России: Артём (Ф. А. Сергеев) с Украиной, Я. А. Берзин с Латвией. Кроме того, в марте 1918 г. в связи с переездом ЦК в Москву для руководства оставшимися в Петрограде центральными учреждениями и партийными организациями Северной области было создано Петроградское бюро ЦК. В ситуации Гражданской войны ЦК создавал структуры для политического влияния на военнопленных, находившихся на территории России, и политического влияния за границей: с мая 1918 по февраль 1920 гг. функционировала Центральная федерация иностранных групп при ЦК (председатель Б. Кун), в октябре 1918 г. образовано Бюро РКП за границей, с декабря 1918 по май 1919 гг. функционировало Бессарабское бюро при ЦК для руководства партийным подпольем в Бессарабии и ведения агитационной работы среди бессарабцев в России.
По Уставу 1917 г. пленарные заседания ЦК должны были собираться не реже одного раза в два месяца (Устав 1917. Ст. 13). За ноябрь 1917 – март 1919 гг. состоялось минимум 37 заседаний ЦК (точную цифру привести невозможно, т. к. не все протоколы сохранились). ЦК, не собиравшийся в полном составе в 1917–1919 гг., тем не менее выполнял роль политического центра: поддерживал вырабатываемые Лениным программы внутренней и внешней политики и определял стратегии политического влияния на государственный аппарат власти и управления. Почти все кадровые и организационные вопросы на уровне ЦК решались его секретарём Я. М. Свердловым.
ЦК в 1919–1924 гг.
В 1919 г. произошло кардинальное изменение структуры, функций и кадров ЦК. На VIII съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1919 г., было принято решение о создании выборных органов ЦК – Политбюро, Оргбюро и Секретариата. Состав этих органов формировался на первом после съезда пленуме ЦК. В формальной иерархии ЦК эти элементы были равноправными, однако фактически это было не так: решения Секретариата подлежали утверждению Оргбюро, а постановления Оргбюро утверждались Политбюро.
Помимо этого, в резолюции VIII съезда партии по организационному вопросу подчёркивалось, что Центральные комитеты коммунистических партий советских республик (Украины, Белоруссии и др.) целиком подчинены ЦК РКП(б) и входят в его состав на правах областных комитетов партии, поскольку партия едина и не может строиться по принципу федерации. Поэтому все решения ЦК РКП(б) были обязательны для всех национальных компартий.
Устав РКП(б), принятый на VIII партийной конференции в декабре 1919 г., закрепил статус ЦК РКП(б) как субъекта партийного и государственного строительства: «Центральный комитет направляет работу центральных советских и общественных организаций через партийные фракции» (Устав 1919. Ст. 24). Тем самым было официально закреплено влияние ЦК на все элементы политической структуры. В Уставе 1919 г. также закреплялась норма, согласно которой ЦК «имеет не менее двух пленарных заседаний в месяц в заранее установленные дни» (Устав 1919. Ст. 24).
С марта 1919 по март 1920 гг. (между VIII и IX съездами партии) было проведено 13 заседаний ЦК (в том числе 5 пленарных); с апреля 1920 по март 1921 гг. (между IX и X съездами) – 30 пленарных заседаний ЦК; с марта 1921 по март 1922 гг. (между X и XI съездами) – 16 пленарных заседаний; с апреля 1922 по апрель 1923 гг. (между XI и XII съездами) – 9 пленумов; с апреля 1923 по май 1924 гг. (между XII и XIII съездами) – 10 пленумов.
В 1919–1924 гг. была заложена основа политического статуса пленумов ЦК, не менявшаяся до 1991 г. Пленумы ЦК созывали партийные съезды и конференции, утверждали нормы представительства местных организаций на конференциях и съездах. На пленумах рассматривались вопросы, связанные с подготовкой съездов партии, порядок дня съездов, назначение докладчиков от ЦК, проекты докладов и резолюций. Пленумы являлись важным этапом обсуждения Программы и Устава партии после предварительной работы в аппарате ЦК и Политбюро и проводились накануне обсуждения и принятия этих основополагающих актов на партийных конференциях и съездах. По инициативе Политбюро на пленумах ЦК рассматривались проекты Конституций СССР, основные вопросы внутренней и внешней политики РСФСР (с 1922 СССР), планы экономического развития и государственный бюджет. Эти вопросы предварительно детально прорабатывались в аппарате ЦК, проходили обсуждения в Политбюро. Степень зависимости постановлений пленумов от предварительного решения Политбюро нуждается в изучении: зачастую в ходе дискуссии менялись формулировки, в ряде случаев документы отправлялись на доработку в Политбюро.
В 1919 г. также был сформирован аппарат ЦК – отделы при Секретариате ЦК. Материально-хозяйственным обеспечением деятельности ЦК и его членов занимались Управление делами и Сметно-финансовый отдел. Для управления партийными организациями и расстановки руководящих кадров были созданы Учётно-распределительный (1919–1924) и Организационно-инструкторский (1919–1924) отделы. Управление социальными и экономическими институтами ЦК осуществляли Отдел по работе в деревне (1919–1921) и Отдел по работе среди женщин (среди работниц и крестьянок, 1919–1930). Издательский (1919) и Агитационно-пропагандистский (1920–1928) отделы руководили структурами партийного образования и просвещения (Коммунистическим университетом имени Я. М. Свердлова и др.), издательством «Правда» (1918–1991) и др.
Руководство аппаратом ЦК осуществляли секретари ЦК: в 1919 г. Е. Д. Стасова (ответственный секретарь), в 1919–1921 гг. Н. Н. Крестинский (ответственный секретарь), в 1921–1922 гг. В. М. Молотов, с 1922 г. И. В. Сталин (генеральный секретарь, с 1934 секретарь).
При ЦК были созданы областные бюро: Кавказское (1920–1922), из которого выделилось Юго-Восточное (1921–1924); Уральское (1920–1923); Туркестанское (1920–1922), преобразованное впоследствии в Среднеазиатское (1922–1934); Сибирское (1920–1924); Дальневосточное (1920–1925); Северо-Западное (1921–1927); Киргизское (Казахское) (1922–1925).
ЦК в 1924–1952 гг.
В этот период персональный состав ЦК стал отражать изменения в государственном строительстве, связанные с образованием СССР. На XIII съезде партии (1924) в состав ЦК были избраны представители партийно-государственной элиты союзных республик. ЦК компартий союзных республик действовали на правах областных организаций ЦК РКП(б) – ВКП(б) и содержались за счёт его бюджета (в ЦК также утверждались все доходы и расходы национальных компартий).
С 1926 г. действовала норма, согласно которой должно было проводиться не менее одного пленума ЦК в два месяца. В Уставах ВКП(б) 1934 и 1939 гг. закреплялась норма, предусматривавшая проведение пленумов не реже одного раза в 4 месяца. С июня 1924 по март 1939 гг. (между XIII и XVIII съездами партии) состоялись 46 пленумов ЦК, 9 из них в 1926–1933 гг. были проведены как объединённые пленумы ЦК и ЦКК, на которых решались главным образом вопросы, связанные с борьбой с внутрипартийной оппозицией. С марта 1939 по октябрь 1952 гг. (между XVIII и XIX съездами партии) состоялось лишь 10 пленумов (ещё один пленум, назначенный на октябрь 1941 г., не был проведён).
В 1934 г. по решению XVII съезда ВКП(б) вместо ЦКК, избиравшейся на съездах партии и подотчётной только съездам, в качестве органа при ЦК была образована Комиссия партийного контроля, которая избиралась на пленумах ЦК и работала под руководством ЦК для контроля за своевременным выполнением партийных постановлений.
В этот период сложился аппарат ЦК, обеспечивавший выборным органам ЦК функционирование в качестве координатора политической системы государства. С 1926 г. ЦК стал определять порядок организации специальных отделов при партийных комитетах особыми инструкциями, утверждать состав исполнительных органов краевых и областных комитетов, а также ЦК национальных компартий. С 1939 г. ЦК санкционировал создание горкомами и райкомами заводских партийных комитетов, а также направлял партийных организаторов ЦК на крупные предприятия и в учреждения.
Подбор и расстановку руководящих кадров осуществляли Организационно-распределительный отдел (1924–1930), Отдел распределения административно-хозяйственных и профсоюзных кадров (1930–1934), Управление кадров (1939–1948), Отдел кадров дипломатических и внешнеторговых органов (1949–1962). Функции управления местными партийными организациями осуществляли Организационно-распределительный отдел (1924–1930), Организационно-инструкторский отдел (1930–1934), Отдел партийных, профсоюзных и комсомольских органов (1948–1954).
Работой с комплексом экономических и социальных отношений, взаимодействием с экономическими ведомствами занимались Сельскохозяйственный (1932–1946; 1948–1954), Промышленный (1934–1939), Транспортный (1934–1946; 1948–1952) и другие отделы.
Вопросы образования, науки и культуры находились под контролем отделов: школ (1935–1948, 1950–1956), науки, научно-технических изобретений и открытий (1935–1939), науки [1942–1948, в составе Управления пропаганды и агитации (УПА)], художественной литературы (1943–1948, в составе УПА), кинематографии (1943–1948, в составе УПА), по изданию в СССР зарубежной литературы (1945–1946), науки и высших учебных заведений (1950–1952), художественной литературы и искусства (1950–1953).
Управлением в сфере идеологии, партийного образования и просвещения занимались Агитационно-пропагандистский отдел ЦК (1920–1928), Отдел культуры и пропаганды (1930–1934), Отдел культуры и пропаганды ленинизма (1934–1935), Отдел партийной пропаганды и агитации (1935–1938), Управление пропаганды и агитации (1939–1948), Отдел пропаганды и агитации (1948–1956).
Руководство партийной и советской прессой осуществляли подразделения Отдела печати (1924–1928), Отдела агитации, пропаганды и печати (1928–1930), Отдела печати и издательств (1935–1938), Отдела пропаганды и агитации устной и печатной (1938–1939), Отдела печати (1939–1946, в составе УПА), Отдела пропаганды и агитации (1948–1956) [ЦК назначал редакции центральных газет и журналов, утверждал редакторов (с 1939 – редакции) партийных органов крупных местных организаций].
Под эгидой ЦК также развивалась система центральных партийных идеологических учреждений: Истпарт (1921–1928), Институт В. И. Ленина (1923–1931), Институт марксизма-ленинизма (1931–1991), Центральный музей В. И. Ленина (1936–1993), Высшая партийная школа при ЦК (1939–1978), Академия общественных наук при ЦК (1946–1991). При ЦК создавались издательства, приносившие доход в партийную кассу: Издательство партийной литературы (Партиздат; 1931–1941), Государственное издательство политической литературы (Госполитиздат; 1940–1963), Государственное издательство иностранной литературы (Иноиздат; 1946–1963).
В 1943 г. после роспуска Коммунистического интернационала был создан Отдел международной информации (с 1945 – Отдел внешней политики) ЦК ВКП(б), в функции которого входило установление и расширение связей с коммунистическими и рабочими партиями зарубежных стран, сбор и анализ информации о положении в международном рабочем движении, организация советской пропаганды на зарубежные страны, контроль и организация зарубежных контактов общественных организаций СССР, подбор работников внешнеполитических ведомств и контроль над ними.
На базе отделов Исполнительного комитета Коминтерна при ЦК были созданы органы, выполнявшие функции специальных служб: НИИ-100 (1943–1955, обеспечение радиосвязи и нелегальной курьерской связи с зарубежными компартиями), НИИ-205 (1943–1948, коммунистическая пропаганда за рубежом). В последние годы правления Сталина при ЦК работало Главное управление специальной службы (1949–1953), созданное на базе 6-го (шифровально-дешифровального) Управления Министерства государственной безопасности СССР и дешифровально-разведывательной службы Генерального штаба Вооружённых Сил.
Кроме того, в 1944–1947 гг. с целью укрепления политического контроля и управления органами власти в новых союзных республиках действовали Бюро ЦК по Латвии, Литве и Эстонии, а в 1945–1949 гг. – Бюро ЦК по Молдавии.
ЦК в 1952–1988 гг.
В октябре 1952 г. решением XIX съезда КПСС для руководства работой ЦК между его пленумами вместо Политбюро был образован Президиум (25 членов и 11 кандидатов в члены). Тогда же было создано Бюро Президиума ЦК, состоявшее из 9 членов. В день смерти Сталина, 5 марта 1953 г., Бюро Президиума ЦК было упразднено постановлением совместного заседания пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР. В тот же день был изменён состав Президиума ЦК: в него вошли 11 членов (включая находившегося при смерти Сталина) и 4 кандидата в члены. В 1966 г. постановлением XXIII съезда КПСС Президиум был переименован в Политбюро.
В соответствии с Уставом 1952 г. Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) (1934–1952) была преобразована в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС (1952–1962). В ноябре 1962 г. были созданы Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1962–1965) и Партийная комиссия при ЦК КПСС (1962–1965), преобразованная в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС (1965–1990).
С 1952 г. съезды партии и пленарные заседания ЦК стали проводиться регулярно. С того же года все уставы определяли, что ЦК собирается на пленарные заседания не реже чем один раз в полгода. С октября 1952 по февраль 1956 гг. (между XIX и ХХ съездами) было созвано 9 пленумов (и одно совместное заседание пленума ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР 5 марта 1953); с февраля 1956 по октябрь 1961 гг. (между XX и XXII съездами) – 20 пленумов; с октября 1961 по март 1966 гг. (между XXII и XXIII съездами) – 15 пленумов; с апреля 1966 по март 1986 гг. (между XXIII и XXVII съездами) было созвано 54 пленума.
Подбор и расстановку руководящих кадров осуществляли Отдел кадров дипломатических и внешнеторговых органов ЦК ВКП(б) – КПСС (1949–1962), Отдел ЦК КПСС по руководству делом подбора и распределения кадров во всех партийных, общественных и государственных органах (1952–1955). В 1950–1980-х гг. кадровыми вопросами занимались как производственные отделы, так и отделы партийных органов и организационно-партийной работы.
Руководство деятельностью местных партийных организаций осуществлял сначала Отдел партийных, профсоюзных и комсомольских органов (1948–1954); после его реорганизации – отделы партийных органов по РСФСР (1954–1962, 1964–1965), союзным республикам (1954–1965), промышленности (1962–1964) и сельскому хозяйству (1962–1964); затем эту функцию выполнял Отдел организационно-партийной работы ЦК КПСС (1965–1988). В составе аппарата ЦК функционировало Бюро ЦК по РСФСР (1956–1966), при ЦК существовали Среднеазиатское и Закавказское бюро (1962–1964).
Управление экономикой осуществлялось рядом промышленных и сельскохозяйственных отделов, отделами транспорта и связи (1954–1988); строительства (1954–1988), машиностроения (1954–1988).
Регулированием вопросов в области литературы и искусства занимался Отдел культуры (1955–1962, 1965–1985). Вопросами идеологии, руководством партийной и советской прессой занимались Отдел пропаганды и агитации (1948–1956, 1965–1988), Идеологический отдел (1962–1965). При ЦК было создано новое издательство – Издательство политической литературы (Политиздат; 1963–1991).
Внешнеполитические функции выполняли: Комиссия ЦК КПСС по связям с иностранными компартиями (1952–1953); Отдел по связям с иностранными компартиями (1953–1957); Международный отдел по связям с коммунистическими партиями капиталистических стран (1957–1966); Отдел по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран (1957–1988); Отдел информации (1958–1959, 1965–1968); Отдел по экономическому сотрудничеству с социалистическими странами (1962–1965); Международный отдел (1966–1991); Отдел международной информации (1982–1986).
ЦК в 1988–1991 гг.
Изменения политического режима в СССР, связанные с перестройкой, включали в себя кардинальный пересмотр роли КПСС, и в частности её Центрального комитета. Проводившийся генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым курс на демократизацию и гласность приводил к постепенной утрате ЦК КПСС функции координатора политической системы СССР. На пленуме ЦК в феврале 1990 г. Горбачёв заявил о необходимости введения поста Президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы. Данные изменения были приняты на внеочередном 3-м Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г.
В июле 1990 г. на XXVIII съезде КПСС был принят новый Устав партии, включавший параграф, согласно которому республиканским партийным организациям предоставлялось право разрабатывать собственные программные документы и уставы, что означало федерализацию КПСС. В 1991 г. Устав КПСС (как общественной организации) впервые был зарегистрирован органами юстиции. Управлению делами ЦК были предоставлены права юридического лица в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, отчуждать и приобретать в интересах КПСС имущество.
С марта 1986 по июль 1990 гг. (между XХVII и XXVIII съездами) был созван 21 пленум ЦК (в том числе январский пленум 1987 и июльский пленум 1991). На XXVIII съезде был избран совершенно новый состав ЦК (412 членов, без кандидатов, более 80 % членов ЦК были избраны впервые). С июля 1990 по июль 1991 гг. прошло ещё 6 пленумов, в том числе два – объединённых с ЦКК.
Серьёзным изменениям подвергся аппарат ЦК. 30 сентября 1988 г. пленум ЦК принял постановление о создании новых постоянных комиссий ЦК: 1) по вопросам партийного строительства и кадровой политики; 2) идеологической; 3) по вопросам социально-экономической политики; 4) по вопросам аграрной политики; 5) по вопросам международной политики; 6) по вопросам правовой политики. Одновременно Политбюро поручалось провести реорганизацию аппарата ЦК с учётом «углубления перестройки» (Правда. 1988. 1 октября. № 1. С. 1). Впоследствии создавались и другие комиссии (в частности, в 1990 были образованы комиссии: по науке, образованию и культуре; по вопросам молодёжной политики КПСС; по военной политике). Вместо 20 отделов ЦК, существовавших в 1988 г., к 1991 г. стало 13 отделов: по связям с общественно-политическими организациями; государственно-правовой; по законодательным инициативам и правовым вопросам; национальной политики; аграрной политики; оборонный; международный; организационный; гуманитарный; идеологический; социально-экономической политики; общий; Управление делами. Кроме того, в составе ЦК было образовано Российское бюро (1989–1990).
Судьба ЦК после Августовского кризиса 1991 г.
24 августа 1991 г. Горбачёв призвал ЦК КПСС «принять трудное, но честное решение о самороспуске» и заявил о сложении обязанностей генерального секретаря ЦК (Известия. 1991. 27 августа. С. 2). Постановлением Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. «О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом» деятельность КПСС была приостановлена «на основании имеющихся сведений об участии руководящих органов КПСС в подготовке и проведении государственного переворота 18–21 августа 1991 года» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 36. Ст. 1038. С. 1447).
6 ноября 1991 г. указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории России была запрещена, все организационные структуры распущены, партийное имущество передано в государственную собственность.