Межрегиональная депутатская группа
Межрегиона́льная депута́тская гру́ппа (МДГ), объединение депутатов Съезда народных депутатов СССР (СНД СССР) демократической направленности, стоявшее у истоков парламентаризма в СССР и РСФСР (1989–1991).
Предыстория создания
Поправки 1988 г. к Конституции СССР 1977 г. создали новую систему представительных и законодательных государственных органов, в которой решающая роль отводилась Съезду народных депутатов СССР. Общественная активность по избранию демократов перед выборами 1-го СНД СССР (26 марта; довыборы и повторные голосования в апреле и мае 1989, в частности именно тогда от Академии наук СССР был избран А. Д. Сахаров) привела к первым масштабным политическим акциям. Ядро будущей МДГ сложилось в ходе подготовки к 1-му СНД СССР вокруг группы депутатов демократических убеждений из Москвы. 15 апреля 1989 г. в ходе проведения круглого стола в здании редакции газеты «Известия» по приглашению народного депутата А. А. Щелканова и последующего совещания в Межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза» у народного депутата члена-корреспондента АН СССР С. Н. Фёдорова был создан Московский клуб депутатов. Заседания клуба проходили ежедневно до открытия 1-го СНД СССР, в них принимали участие народные депутаты из РСФСР, в частности Б. Н. Ельцин, Сахаров, К. Д. Лубенченко, некоторые народные избранники от союзных республик. Депутация группы провела содержательные переговоры с членами Политбюро ЦК КПСС М. С. Горбачёвым, А. И. Лукьяновым, Л. Н. Зайковым.
Организационное оформление МДГ на 1-м Съезде народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989)
Наибольшим влиянием в начале работы 1-го СНД СССР пользовалась группа лояльных руководству КПСС депутатов, вследствие чего аппарату ЦК КПСС удалось сформировать Верховный Совет СССР (ВС СССР) из заранее составленного списка кандидатов. 26 мая 1989 г. в Верховный Совет не избрали почти никого из демократов, в том числе и одного из неформальных лидеров демократического движения – Б. Н. Ельцина (свой мандат ему 29 мая уступил будущий генеральный прокурор РФ А. И. Казанник). Непрозрачность составления списков кандидатов, отсутствие альтернативных кандидатов и обсуждения кандидатур повлекли оформление несогласных как группы.
На заседании СНД СССР 27 мая один из идеологов МДГ Ю. Н. Афанасьев констатировал победу «аппарата» на выборах в ВС СССР и обвинил «агрессивно-послушное большинство» в том, что оно «завалило... те решения Съезда, которые ждёт народ» (Первый Съезд народных депутатов СССР. Т. 1. Москва, 1989. С. 224). Народный депутат Г. Х. Попов заявил, что «аппарат пытается взять реванш, оказать прямое воздействие на ход Съезда… для того, чтобы сформировать послушный воле аппарата Верховный Совет и продолжать оказывать давление на прогрессивное крыло руководства страны уже от имени Верховного Совета страны», предложив сформировать «межрегиональную независимую депутатскую группу» в качестве оппозиции коммунистическому большинству, сложившемуся в ВС СССР (Первый Съезд. Т. 1. С. 226).
Оставшиеся в меньшинстве депутаты отстаивали решительные демократические преобразования при опоре на невиданно возросшую гражданскую активность масс: до и во время работы 1-го СНД СССР ежедневно проводились массовые митинги в поддержку реформ. В частности, в воскресенье, 28 мая 1989 г., демократы провели беспрецедентный митинг в поддержку реформ в Москве, в Лужниках, в котором приняли участие несколько сотен тысяч человек.
Вечером того же дня после подведения итогов выборов в Верховный Совет и их объявления на заседании СНД СССР на собрании 100 депутатов в гостинице «Москва» на Манежной площади была оформлена Рабочая группа по подготовке учредительного документа и было составлено заявление о создании МДГ. Б. Н. Ельцин предложил придать мероприятию статус организационного собрания будущей депутатской группы. Было решено собраться летом для подготовки и выработки предложений и проектов программных документов к запланированному на осень 1989 г. заседанию 2-го СНД СССР.
Название предложенного объединения – межрегиональная группа – было нарочито нейтральным, лишённым политической окраски. Инициативное неаппаратное формирование подчеркнуло внетерриториальный, межрегиональный и межпрофессиональный характер МДГ – в отличие от республиканских групп депутатов и профессиональных депутатских групп, образованных по корпоративному признаку (из 2250 народных депутатов СССР 750 избирались от общественных организаций).
В МДГ вошли 3 члена Президиума ВС СССР (Б. Н. Ельцин, Ю. А. Рыжов, В. А. Тетенов), заместители председателей и секретари комитетов ВС СССР (И. И. Заславский, С. М. Рябченко, М. А. Бочаров), председатель Государственного комитета СССР по охране природы Н. Н. Воронцов. Ответственным секретарём МДГ и главным организатором её работы бессменно был народный депутат СССР А. Н. Мурашёв.
Формальное заявление об образовании МДГ в последний день работы 1-го СНД пытался огласить народный депутат СССР В. А. Шаповаленко, но он столкнулся с противодействием М. С. Горбачёва. В итоге заявление было опубликовано в реформаторском журнале «Огонёк»: «Учитывая опыт работы московского клуба депутатов, проведших серьезную подготовительную работу накануне Съезда, а также опыт групп депутатов-аграрников, комсомольцев, работников народного образования, экологов, много сделавших во время Съезда, желая установить тесные контакты и взаимопонимание между депутатами из разных регионов страны, стремясь создать благоприятные условия для диалога и компромиссного согласования, мы объявляем о создании Межрегиональной группы народных депутатов. Главная цель группы – немедленно начать подготовку к следующему, осеннему Съезду (1989 г.), выработку предложений и проектов документов. <...> Мы приглашаем всех народных депутатов СССР, готовых к коллективному демократическому поиску путей серьезного углубления перестройки, присоединиться к нашей группе» (Мурашев. 1990. С. 7).
Вместо В. А. Шаповаленко 9 июня на закрытии съезда выступил А. Д. Сахаров, озвучивший перед депутатами тезисы проекта «Декрета о власти» (отмена ст. 6 Конституции СССР, обеспечивавшей КПСС монополию на власть; наделение СНД СССР исключительным правом на избрание и отзыв высших должностных лиц Советского Союза; ограничение функций КГБ задачами защиты международной безопасности СССР; сокращение численности состава Вооружённых Сил СССР; переход к федеративной горизонтальной системе национально-конституционного устройства страны и др.), ставшие основой последующих программных документов МДГ. Образ группы прочно ассоциировался с Сахаровым, который играл исключительную роль в её создании, деятельности, выборе её стратегии и тактики.
По итогам 1-го СНД СССР МДГ удалось найти поддержку своих инициатив: о прямой телетрансляции заседаний по государственным каналам; создании комиссий по пакту Молотова – Риббентропа, апрельским событиям 1989 г. в Тбилиси. Однако предложения по созданию комиссий по «Хлопковому делу» и по борьбе с привилегиями номенклатуры не были приняты. Члены МДГ предложили провести в том же году 2-й СНД СССР (созван 12 декабря 1989), где предстояло сформулировать позитивную программу – проработанную альтернативную концепцию перестройки, фактически в помощь её инициатору М. С. Горбачёву и его союзникам в руководстве КПСС.
В конце работы 1-го СНД СССР численность МДГ составляла 256 депутатов, к началу 2-й сессии ВС СССР (25 сентября – 28 ноября 1989) в ней были зарегистрированы 297 депутатов, а через месяц после начала сессии – уже 362. По оценкам А. М. Оболенского, из этого количества 85 народных депутатов были избраны непосредственно в ВС СССР, тогда как всего в законотворческой работе в составе разных комиссий и комитетов принял участие 201 член МДГ (больше половины состава). Так, в ключевом комитете ВС СССР по вопросам законодательства, законности и правопорядка члены МДГ составляли почти треть, а в комиссии Совета Союза по вопросам транспорта, связи и информатики – почти половину состава.
Несмотря на глубокий системный кризис в стране, в МДГ первоначально приоритет отдавался политической проблематике, тогда как социально-экономические вопросы оставались в тени. Законотворческие предложения обсуждались на заседаниях СНД СССР довольно хаотично: депутаты из регионов изливали всё накопившееся недовольство, апеллируя к коллегам по МДГ. Группа не смогла принять устраивавшую большинство её членов программу действий по преобразованию страны. Обнародованное заявление 94 народных депутатов СССР «О перестройке сегодня и в обозримом будущем» поддержали только ¼ членов группы. Развёрнутые предложения к платформе МДГ тем не менее были значительным шагом вперёд на пути к конструктивному парламентаризму. Демократические законопроекты МДГ вносила не от лица фракции, т. к. консервативное большинство могло их сразу отклонить, а через комитеты при участии председателя Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка ВС СССР С. С. Алексеева (1989–1990; входил в МДГ) и его преемника К. Д. Лубенченко, который тесно взаимодействовал с группой.
На 1-й учредительной конференции МДГ (29–30 июля 1989) в речах Г. Х. Попова, Б. Н. Ельцина и Ю. Н. Афанасьева была предложена программа действий. По словам Попова, целью являлась радикализация Верховного Совета: «все наши действия целиком укладываются в рамки советского, социалистического плюрализма, но надо, чтобы нынешнее руководство стояло на двух ногах: аппаратной и демократической». Афанасьев отмечал, что «перед лицом грозного разворота событий и сотрясающих страну катастроф власть действует всегда с опозданием и всегда неуклюже», а «МДГ как раз и пытается отвратить катастрофу, но этого не хочет понять и изо всех сил противодействует власть» (Шейнис. 2005. С. 227). Ельцин потребовал подотчётности КПСС Съезду народных депутатов СССР.
Против создания централизованного руководства в МДГ ярко выступил Ю. Ю. Болдырев, который считал необходимым объединение на основе идейной платформы, а не вокруг личностей. В результате жёсткой полемики по вопросу о руководстве председателя МДГ решили не избирать, при этом были избраны 5 сопредседателей: Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, академик Академии наук Эстонской ССР В. А. Пальм. В Координационный совет МДГ, помимо сопредседателей, были избраны ещё 20 человек: М. А. Бочаров, Г. Э. Бурбулис, В. А. Волков, Е. А. Гаер, Т. Х. Гдлян, В. В. Гончаров, А. М. Емельянов, Ю. Ф. Карякин, В. А. Логунов, В. А. Мартиросян, А. Н. Мурашёв, А. М. Оболенский, М. Н. Полторанин, А. А. Собчак, С. Б. Станкевич, В. А. Тихонов, Н. И. Травкин, Ю. Д. Черниченко, А. В. Яблоков, А. А. Ярошинская-Згерская.
Председатель Совета Союза ВС СССР Е. М. Примаков признавал, что предложения МДГ вошли в скорректированный план работы ВС СССР. Вместе с тем 29 июля он обвинил «межрегионалов» в создании «замкнутой группы», «какой-то организованной ячейки», которая будет противостоять ВС СССР (цит. по: Шейнис. 2005. С. 228). Ещё более жёсткую позицию занял председатель ВС СССР А. И. Лукьянов: «Если вы начнёте раскачивать ситуацию... начнётся борьба: не позволим говорить с нами на языке требований» (цит. по: Шейнис. 2005. С. 233).
Отношения руководства МДГ с М. С. Горбачёвым
С самого начала при решении отдельных вопросов руководство МДГ сотрудничало с генеральным секретарём ЦК КПСС. Помогали особые отношения М. С. Горбачёва с Г. Х. Поповым, которые были знакомы со времён учёбы в МГУ. По его просьбе Горбачёв дал указание 1-му секретарю Московского городского комитета КПСС Л. Н. Зайкову в ходе подготовки к 1-му СНД СССР предоставить московской группе помещение на Трубной площади в Доме политпросвещения. Также Горбачёв периодически вёл переговоры с представителями МДГ. В то же время он запретил члену Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлеву посещать собрания МДГ, а осенью 1989 г. не позволил МДГ наладить издание собственной газеты. Одни члены МДГ (Б. В. Миронов) признавали за Горбачёвым лидерство в перестройке всей политической и экономической жизни СССР и видели в нём предводителя прогрессивной части руководства КПСС, нуждавшегося в политической поддержке. Другие (Ю. Н. Афанасьев) считали его внимательно прислушивающимся к «агрессивно-послушному большинству» либо умело на него воздействующим (Шейнис. 2005. С. 202).
А. Д. Сахаров раскритиковал процедуру избрания М. С. Горбачёва председателем ВС СССР, которая, по его мнению, прошла «без широкой политической дискуссии и хотя бы символической альтернативности» (Первый Съезд. Т. 3. С. 325). При этом около трети депутатов проголосовали за включение в бюллетень для тайного голосования всех выдвинутых кандидатов. По оценке А. М. Оболенского, это была часть депутатов, пытавшаяся нейтрализовать политический замысел ведущей заседание съезда тройки (Горбачёв, В. И. Воротников и А. И. Лукьянов) и выступавшая за становление советской власти как самостоятельной и подлинно представительной.
Позже, в апреле 1991 г., М. С. Горбачёв, чтобы быть в курсе настроений МДГ, сделал своим советником по связям с общественными организациями представителя умеренного крыла МДГ В. И. Карасёва.
МДГ в преддверии 2-го Съезда народных депутатов СССР
Во время 1-й сессии ВС СССР фракция МДГ ещё не была сформирована, но 3 члена группы (Б. Н. Ельцин, Ю. А. Рыжов, В. А. Тетенов) вошли в состав Президиума ВС, а ещё трое (И. И. Заславский, С. М. Рябченко, М. А. Бочаров) получили места заместителей председателей в парламентских комитетах. Кроме того, член МДГ Н. Н. Воронцов получил портфель министра природопользования и охраны окружающей среды в правительстве Н. И. Рыжкова.
Перед 2-й сессией ВС СССР (23–24 сентября 1989) прошло 2-е общее собрание МДГ, на котором обсуждались доработанные «Тезисы к платформе МДГ», ранее написанные А. Д. Сахаровым, Г. В. Старовойтовой, С. Б. Станкевичем, Г. Х. Поповым, Н. И. Травкиным, В. А. Тихоновым, О. Т. Богомоловым, Г. С. Лисичкиным, А. В. Яблоковым, Т. И. Заславской и др. К этому моменту риторика руководства группы заметно радикализировалась. Так, во время своего доклада Ю. Н. Афанасьев призвал «не ремонтировать систему, которую мы строили семьдесят лет, а ликвидировать её основы: имперскую политику, государственный безрыночный социализм и партийную монополию на власть» (II конференция Межрегиональной депутатской группы // Партархив).
На 2-й сессии ВС СССР МДГ добилась демократизации избирательного закона: отказа от квот для общественных организаций, ликвидации окружных собраний (изменения Конституции СССР от 24 октября 1989). Это повлияло на республиканские законы о выборах и сказалось на результатах выборов 1990 г. в республиках.
1 декабря 1989 г., после того как подготовленные группой предложения ко 2-му СНД СССР были отклонены Верховным Советом, трое сопредседателей и двое членов Координационного совета (А. Д. Сахаров, В. А. Тихонов, Г. Х. Попов, А. Н. Мурашёв, Ю. Н. Афанасьев) выступили в СМИ с обращением к гражданам с призывом провести 11 декабря (за день до открытия съезда) двухчасовую политическую предупредительную забастовку. Оно вызвало большой общественный резонанс, но не нашло поддержки на общем собрании МДГ 9 декабря: предложение о проведении забастовки поддержали лишь 30 народных депутатов. Вместе с тем, по утверждению А. М. Оболенского, в общественном сознании это обращение закрепилось как деструктивная попытка фракции обострить политическую ситуацию в стране. Противоречия внутри группы и принципиальная позиция большинства её членов остались за кадром.
9–10 декабря состоялось 3-е общее собрание группы, на котором «Тезисы к платформе МДГ» были приняты с оговорками и была предложена их дальнейшая доработка Секретариатом.
11 декабря произошли протестные акции, в которых, по оценке А. Н. Мурашёва, приняли участие не менее 1 млн человек. «То, что произошло при обсуждении нашего призыва, – это важнейшая политизация страны... <...> Важно, что народ нашел наконец форму выразить свою волю, и он готов оказать нам политическую поддержку», – сказал А. Д. Сахаров на совещании МДГ, где сформулировал основные задачи: «Единственный путь, единственная возможность эволюционного пути – это радикализация перестройки. Мы одновременно, объявляя себя оппозицией, принимаем на себя ответственность за предлагаемые нами решения... <...> Сейчас мы живем в состоянии глубокого кризиса доверия к партии и к руководству, из которого можно выйти только решительными политическими шагами» (цит. по: Мурашев. 1990. С. 8).
МДГ на 2-м Съезде народных депутатов СССР (12–24 декабря 1989)
2-й СНД СССР проходил в условиях ухудшения экономической обстановки, обострения дефицита потребительских товаров, продуктов питания, оборотных и заёмных средств. «Не сбылись надежды на то, что реформы пройдут в условиях относительной политической стабильности, общественного и межнационального согласия», – вспоминал народный депутат СССР В. П. Щербаков (Народные депутаты СССР. 2019. С. 33).
Вечером 14 декабря 1989 г., на третий день 2-го СНД СССР, скоропостижно скончался А. Д. Сахаров. Спустя неделю Ю. Н. Афанасьев зачитал Заявление МДГ, где констатировалось, что группа по жизненно важным вопросам оказалась в оппозиции к большинству СНД СССР. С этим не согласились другие члены МДГ. При этом позиция руководства МДГ представляла её наиболее радикальное меньшинство, и даже если бы предложение об оппозиционном статусе группы было поставлено на голосование, оно вряд нашло бы поддержку среди большинства депутатов. Группа была достаточно аморфной, идейно разобщённой и потому не могла вести какую-то организованную политическую борьбу, хотя некоторые её лидеры действовали от её имени по собственной инициативе. Осложняло обстановку и то, что народные депутаты отвечали лишь перед собственными избирателями и не были связаны обязательствами перед депутатскими объединениями. По словам А. М. Оболенского, «в составе МДГ действовало как бы две, неформальные, фракции. Одна (большинство) сосредоточила свои усилия на повседневной работе в Верховном Совете, стремясь способствовать укреплению представительной власти и эволюционному реформированию страны. Вторая (меньшинство) требовала радикальных преобразований и революционного пересмотра самих основ конституционного национально-государственного устройства СССР» (Оболенский. 2023). Особенность ситуации заключалась в том, что на радикальных позициях 2-й фракции стояли все 5 сопредседателей, ответственный секретарь МДГ и добрая половина членов её Координационного совета. В результате почти вся поступающая в СМИ информация о деятельности МДГ исходила от её радикальной части и создавала в обществе искажённое представление о реальной позиции этого депутатского объединения в целом. Со своей стороны, этому способствовала и позиция руководства страны, которое так и не позволило МДГ наладить издание собственной газеты.
МДГ на 3-м и 4-м съездах народных депутатов СССР (12–15 марта, 17–27 декабря 1990)
Одной из главных целей МДГ оставалась отмена 6-й статьи Конституции СССР, обеспечивавшей КПСС монополию на власть. 4 февраля 1990 г. МДГ, движение «Демократическая Россия», Московское объединение избирателей, демократическое объединение «Московский народный фронт» и историко-просветительское общество «Мемориал» (в 2016 внесено в реестр иностранных агентов; в 2021 ликвидировано решением Московского городского суда) провели в Москве массовые митинги, в которых приняли участие, по разным оценкам, 200–300 тыс. человек. Как вспоминал А. А. Собчак, депутаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе (Собчак. 1991. С. 128). Однако добиться этого удалось лишь после пленума ЦК КПСС (5–7 февраля 1990), на котором М. С. Горбачёв предложил отказаться от руководящей роли КПСС, что стало директивой для коммунистического большинства на СНД СССР.
После принятия 14 марта 1990 г. на 3-м СНД СССР закона СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» прежняя объединяющая цель МДГ – переход к многопартийности – утратила актуальность. С этого момента, в силу внутренних идейных разногласий, члены группы включились в разнонаправленное партийное строительство. При этом МДГ продолжала действовать вплоть до конца 1991 г.
Вопрос о введении поста Президента СССР МДГ предлагала рассматривать в комплексе с новым союзным договором и настаивала на проведении всенародного голосования. Благодаря поправке КПСС 14 марта был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР…», предполагавший всенародные выборы, однако в порядке исключения первого Президента СССР было решено избирать на съезде. В этих условиях руководство МДГ приняло решение не участвовать в этом голосовании, но фактически бойкотировали выборы лишь 123 депутата МДГ.
МДГ приняла деятельное участие в выборах народных депутатов РСФСР 1990 г. и работе 1-го СНД РСФСР (16 мая – 22 июня 1990). Тезисы МДГ легли в основу программы предвыборного блока «Демократическая Россия» (ДР) (с осени 1990 – политическое движение).
Кроме того, благодаря работе МДГ на 3-м Съезде ВС СССР принял законы «О печати и других средствах массовой информации» (12 июня 1990), «О свободе совести и религиозных организациях» (1 октября 1990), опиравшиеся на общепризнанные международно-правовые принципы и нормы свободы мысли, слова, мнений, убеждений и вероисповеданий.
В связи с несогласием с экономической программой, разработанной 2-м СНД СССР, депутаты МДГ 29 апреля и 13 мая 1990 г. разработали новую правительственную концепцию перехода к рынку. 24 мая состоялся доклад правительства Н. И. Рыжкова ВС СССР на фоне продовольственного кризиса в Москве. МДГ единодушно потребовала отставки правительства. Это требование было отклонено, но программа СНД была отправлена на доработку. Группа сплотилась вокруг экономической программы реформ Г. А. Явлинского «400 дней доверия» (с июля 1990 носила название «500 дней»). Формирование новых экономических отношений предлагал и член МДГ, народный депутат СССР и РСФСР М. А. Бочаров, однако Б. Н. Ельцин доверил ему формировать не первое Правительство России, а лишь маловлиятельный совещательный орган – Высший экономический совет.
После перерегистрации депутатских групп на 4-м СНД 25 декабря 1990 г. выяснилось, что на завершающей стадии своего существования численность МДГ могла варьироваться от 229 до 359 депутатов (Документ Секретариата Межрегиональной депутатской группы к заседанию МДГ между 4-м и 5-м съездами народных депутатов СССР. 1991). 229 ранее зарегистрировавшихся депутатов подтвердили своё участие в группе на съезде и после него. С учётом ранее зарегистрировавшихся депутатов, не подтверждавших своё участие в группе на съезде, но также и не объявлявших о своём выходе из МДГ, а также депутатов, записавшихся в группу на съезде, численность могла вырасти до 359 депутатов. В то же время, как полагает А. М. Оболенский, максимальное число участников в МДГ было накануне 2-го Съезда; после него определённое количество членов группы перешло в депутатскую группу «Союз», чему немало способствовала активная пропаганда своих идей «радикальной фракцией МДГ».
МДГ и реформа союзного государства
После выборов в союзных республиках весной 1990 г. усилились дезинтеграционные тенденции и вся система территориально-административных и политических отношений в СССР требовала решительного изменения. Активность наиболее радикальной части МДГ и всего её руководства переместилась из союзных органов власти на республиканский уровень. Интегрирующая роль МДГ в демократическом движении СССР стала уменьшаться. С политической сцены уходила единственная организация, которая могла бы отстаивать обновление союзного государства на демократической основе.
Члены МДГ видели выход в реструктуризации союзного государства на договорных началах с признанием равенства всех сторон договора, независимо от размеров их территорий и численности населения. Однако такой подход к реформированию Союза вызывал неприятие со стороны значительной части депутатского корпуса, стоявшей на централистских позициях. Ещё в конце октября 1989 г. А. Д. Сахаров представил МДГ свой проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, это был первый рабочий документ для только созданной Конституционной комиссии СНД СССР, представленный Сахаровым М. С. Горбачёву 27 ноября 1989 г.
В апреле 1990 г. МДГ вынесла вопросы о принципах и формах союзного устройства на общественный конкурс, итоги которого подвели в начале осени 1990 г. Поступило 380 вариантов проекта. Жюри народных депутатов СССР (А. Е. Себенцов, Ю. Н. Афанасьев, Г. Э. Бурбулис, К. Д. Лубенченко, А. Н. Мурашёв, Н. В. Фёдоров, Г. В. Старовойтова, А. Л. Головков) единогласно признало победившим проект заведующего лабораторией Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР Е. З. Майминаса, отметив, что «государственное устройство страны в этом проекте более всего напоминает Европу после объединения; мы как бы идём к тому же результату, но с другой стороны» (Распад СССР. Т. 1. Москва, 2009. С. 771). По запросу помощника Президента СССР А. С. Черняева материалы конкурса были доставлены в Кремль. Однако на этом реализация результатов конкурса МДГ закончилась. 24 декабря 4-й СНД СССР (17–27 декабря 1990) принял постановление «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик», в основу которого лёг президентский проект нового союзного договора.
Часть МДГ во главе с Г. В. Старовойтовой (в 1989 избрана народным депутатом от Армянской ССР) пыталась выступить в качестве посредника между политическими силами Армянской и Азербайджанской ССР после начала Карабахского конфликта в 1987–1988 гг. Члены МДГ по-разному отнеслись к отделению прибалтийских республик. Часть это приветствовала, а для части депутатов (Н. И. Травкин) это было болезненным решением, что проявилось в ходе поездки в Литву делегации народных депутатов СССР и РСФСР после Вильнюсских событий 1991 г.
После выборов Президента РСФСР (12 июня 1991) интерес Ельцина к деятельности МДГ и политике союзного уровня ослабел, он перестал участвовать в работе ВС СССР и увёл с собой группу близких к нему союзных депутатов для работы на республиканском российском уровне. Группа «межрегионалов» в 1991 г. пыталась встретиться с ним дважды; на первой встрече присутствовал сам Ельцин, а на второй – вместо него был Государственный секретарь РСФСР Г. Э. Бурбулис.
МДГ и демонтаж органов власти СССР
Шоковые события создания и крушения ГКЧП приостановили Новоогарёвский процесс (апрель – август, август – декабрь 1991), в рамках которого готовился новый союзный договор. После этого судьба МДГ была предопределена судьбой самого СНД СССР, нерешительность и запоздалые действия которого нанесли непоправимый ущерб легитимности этого высшего органа государственной власти СССР и привели к утрате им всей полноты его конституционной власти.
Во время последнего, 5-го СНД СССР (2–5 сентября 1991), МДГ в полном составе не собиралась. Отдельные члены МДГ участвовали в обсуждении Закона СССР от 5 сентября 1991 г. «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период». М. С. Горбачёв, Н. А. Назарбаев и И. Д. Лаптев выдвинули предложение об учреждении нового органа, в который вошли бы представители СССР и союзных республик на паритетных началах, фактически предлагая Съезду народных депутатов и Верховному Совету СССР самораспуститься.
Резкое ответное выступление А. М. Оболенского, подготовленное по поручению инициативной группы, выражало позиции части членов МДГ. В нём подчёркивалось: «Народ, давший нам право на власть, 17 марта высказался однозначно за сохранение Союза как единого государства <…> Да, центральная власть ослабла, ее могут легко отнять, просто даже разогнав нас из этого зала, не говоря уже о физическом уничтожении, но отдать ее своими руками мы не имеем права. 19–21 августа Верховный Совет СССР не смог противостоять заговорщикам <…> Сегодня же наступил наш час, и мы обязаны встать на защиту конституционного строя» (Из истории создания Конституции Российской Федерации. Т. 2. Москва, 2008. С. 816). Он предложил включить в повестку дня вопрос о смещении М. С. Горбачёва с должности Президента СССР, решить вопрос об избрании Председателя Верховного Совета СССР и временной передаче ему полномочий Президента и назначении в 3-месячный срок прямых всенародных выборов Президента СССР. «Не решив этих вопросов, мы не имеем права покидать этот зал. Вновь собраться здесь нам могут не дать» (Из истории создания Конституции Российской Федерации. Т. 2. С. 816).
Итогом прений стало принятие основных положений закона при условии сохранения за народными депутатами их статуса и продолжения работы ВС СССР. СНД формально не был распущен, но фактически прекратил свою деятельность. Последним действием членов МДГ в борьбе за сохранение союзных органов власти стала поддержка требования о созыве чрезвычайного СНД: соответствующее требование было подписано ⅕ народных депутатов 12 декабря 1991 г. и передано лично в руки М. С. Горбачёву членом МДГ В. И. Самариным, однако съезд так и не был созван.
МДГ как источник кадров
МДГ стала «кузницей кадров» и идейно-политической опорой для многочисленных демократических организаций в СССР и РСФСР. Массовые политические акции 1989–1991 гг. были связаны с МДГ. Перед выборами народных депутатов РСФСР 1990 г. демократические кандидаты заручались рекомендациями «межрегиональных» лидеров. В Координационный совет МДГ входили будущие лидеры российских партий демократической ориентации Н. И. Травкин (Демократическая партия России), Ю. Д. Черниченко (Крестьянская партия России), А. М. Оболенский и С. В. Белозерцев (Социал-демократическая партия России), Т. Х. Гдлян (Народная партия России). МДГ развивала отношения с политическими организациями в Украинской ССР, Белорусской ССР, Прибалтике. Некоторые из членов КС МДГ от Украины (Ю. Н. Щербак, С. М. Рябченко, В. А. Челышев, А. А. Ярошинская-Згерская, В. И. Карасёв, И. А. Вакарчук) были одновременно ядром движения «Рух» и стали частью политической элиты независимой Украины. Член МДГ С. С. Шушкевич стал председателем Верховного Совета Республики Беларусь, депутат А. О. Добровольский был признанным участником белорусского демократического движения. Депутат В. С. Адвадзе был главным противником З. К. Гамсахурдиа на президентских выборах в Грузии, где занял 2-е место и объявил голодовку в знак протеста против фальсификации подсчёта голосов.
Значительная часть новой управленческой элиты РСФСР – РФ являлась выходцами из МДГ. Б. Н. Ельцин стал председателем ВС РСФСР и первым Президентом РСФСР – РФ. Членами Правительства РФ стали: Г. Э. Бурбулис, Н. В. Фёдоров, М. Н. Полторанин, Э. А. Памфилова, Н. И. Травкин, В. Н. Ярошенко, А. Л. Головков, Г. И. Фильшин. Г. Х. Попов стал первым мэром Москвы (1991–1992), А. А. Щелканов – председателем Исполкома Ленсовета (1990–1991), а А. А. Собчак – первым мэром Санкт-Петербурга (1991–1996). После Августовских событий 1991 г. президент РСФСР Ельцин по рекомендации Бурбулиса назначил 12 бывших членов МДГ своими полномочными представителями в субъектах РСФСР.