Европейский суд по правам человека
Европе́йский суд по права́м челове́ка (ЕСПЧ, Европейский суд; франц. Cour européenne des droits de l’homme, CEDH; англ. European Court of Human Rights, ECHR), судебный орган, созданный в 1959 г. на основании ст. 19 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950, более известной как Европейская конвенция по правам человека; далее – Конвенция) и компетентный рассматривать индивидуальные жалобы, поданные в отношении государств – членов Конвенции находящимися под их юрисдикцией лицами, или межгосударственные споры между государствами – членами Конвенции (статьи 32–34 Конвенции). Место нахождения ЕСПЧ – Дворец прав человека, г. Страсбур, Франция.
Юрисдикция Европейского суда по правам человека
Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства, ратифицировавшие Конвенцию: государства – члены Совета Европы и Российскую Федерацию. На Россию юрисдикция ЕСПЧ распространялась с 5 мая 1998 г. (Федеральный закон от 30 марта 1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Однако 15 марта 2022 г. Россия объявила о начале процесса выхода из ЕСПЧ (с последующей денонсацией устава Совета Европы и Конвенции), а 16 марта 2022 г. Россия была исключена из Совета Европы [Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 16 марта 2022 CM/Res(2022)2 «О прекращении членства Российской Федерации в Совете Европы»], но сохранила за собой статус государства – участника Конвенции до 16 сентября 2022 г. (Резолюция Европейского суда по правам человека от 22 марта 2022 «О последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской Конвенции по правам человека»). В развитие ситуации в России 11 июня 2022 г. были приняты федеральные законы, позволяющие ей не исполнять решения ЕСПЧ (Федеральный закон от 11 июня 2022 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон от 11 июня 2022 № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Краткая историческая справка
Изначально Конвенция предполагала существование двух непостоянных судебных органов – Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда (The Conscience of Europe). Ввиду большого количества обращений, поступавших в непостоянные судебные органы, и сложности системы их обработки назрела необходимость в организации системы, позволяющей на постоянной основе контролировать соблюдение государствами-участниками их обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией. В этой связи Протокол № 11 от 11 мая 1994 г. к Конвенции «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией», вступивший в силу в 1998 г., заменил Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд постоянно действующим ЕСПЧ, который был наделён правом рассматривать поступающие дела в составе трёх возможных формаций – комитета, Палаты и Большой палаты.
Следующей важной вехой в истории реформирования ЕСПЧ в ответ на большое количество нерассмотренных жалоб было вступление в силу Протокола № 14 от 13 мая 2004 г. к Конвенции, который дополнял контрольную систему Конвенции и ввёл дополнительную судебную формацию для простейших дел – единоличного судью.
Основания обращения в Европейский суд
В ЕСПЧ можно обратиться с жалобой на нарушение следующих прав: права на жизнь (при условии, что государство-ответчик приняло на себя соответствующие обязательства путём ратификации Конвенции и соответствующего Протокола к ней); права не подвергаться пыткам и иному бесчеловечному обращению или наказанию (ст. 3 Конвенции); права не быть удержанным в рабстве и не подвергаться принудительному труду (ст. 4 Конвенции); права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции); права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции); права быть наказанным только за совершение деяния или бездействия, которое является преступным согласно действующему закону (ст. 7 Конвенции); права на защиту частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст. 8 Конвенции); права на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 Конвенции); права на свободу выражения мнения (ст. 10 Конвенции); права на свободу собраний и объединений (ст. 11 Конвенции); права на вступление в брак (ст. 12 Конвенции); права на эффективное средство правовой защиты (ст. 13 Конвенции); права не подвергаться дискриминации (ст. 14 Конвенции и ст. 1 Дополнительного протокола № 12 к Конвенции); права собственности (ст. 1 Дополнительного протокола № 1 к Конвенции); права на образование (ст. 2 Дополнительного протокола № 1 к Конвенции); права на свободные выборы (ст. 3 Дополнительного протокола № 1 к Конвенции); права не быть лишённым свободы за долги (ст. 1 Дополнительного протокола № 4 к Конвенции); права на свободу передвижения (ст. 2 Дополнительного протокола № 4 к Конвенции); права гражданина не быть высланным (ст. 3 Дополнительного протокола № 4 к Конвенции); запрет коллективной высылки иностранных граждан (ст. 4 Дополнительного протокола № 4 к Конвенции) и процедурные гарантии в случае высылки иностранцев (ст. 1 Дополнительного протокола № 7 к Конвенции); права на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст. 2 Дополнительного протокола № 7 к Конвенции); права на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Дополнительного протокола № 7 к Конвенции); права не быть судимым или наказанным дважды (ст. 4 Дополнительного протокола № 7 к Конвенции); равноправия супругов (ст. 5 Дополнительного протокола № 7 к Конвенции);
Состав Европейского суда и судебные формации
В состав ЕСПЧ входит по одному судье от каждого государства – члена Совета Европы (ст. 20 Конвенции); судьи избираются на невозобновляемый девятилетний срок Парламентской ассамблеей Совета Европы из трёх кандидатов, список которых предоставляется государством – членом Конвенции (статьи 22 и 23 Конвенции).
Судьи заседают в личном качестве и осуществляют свои полномочия на основании принципа независимости и беспристрастности (Правило 3 Регламента Европейского суда). В деятельности Европейского суда судьям помогают юристы Секретариата ЕСПЧ (ст. 24 Конвенции).
На пленарных заседаниях Европейского суда из числа судей избираются Председатель ЕСПЧ и один или два заместителя сроком на 3 года с возможностью переизбрания, а также формируются Палаты и избираются их Председатели (ст. 26 Конвенции).
Кандидатами в судьи могут стать лица, не достигшие 65 лет к моменту представления их кандидатуры Парламентской ассамблее, обладающие «самыми высокими моральными качествами» и удовлетворяющие «требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом» (ст. 21 Конвенции). Освобождение судьи от должности возможно в случае прекращения соответствия требованиям к судье, если за такое освобождение проголосовало более 2/3 судей (ст. 23 Конвенции).
Европейский суд рассматривает дела в составе «единоличного судьи, комитетов из трёх судей, Палат из семи судей и Большой палаты из семнадцати судей» (ст. 26 Конвенции).
В компетенцию единоличного судьи входит только возможность признать индивидуальную жалобу неприемлемой или исключить жалобу из списка дел, подлежащих рассмотрению ЕСПЧ. Единоличный судья рассматривает простейшие жалобы (ст. 27 Конвенции, Правило 52А Регламента ЕСПЧ). В отличие от всех остальных формаций, единоличный судья не имеет права рассматривать жалобы, поданные против государства-ответчика, от которого этот судья был избран (ст. 26 Конвенции).
Согласно положениям ст. 28 Конвенции, Комитет из трёх судей, помимо возможности признать жалобу неприемлемой или исключить её из списка подлежащих рассмотрению дел, может рассмотреть по существу индивидуальную жалобу, основной вопрос которой является предметом прочно утвердившегося прецедентного права ЕСПЧ. Все решения принимаются комитетами единогласно (ст. 28 Конвенции). Участие национального судьи в составе Комитета, рассматривающего жалобу, не является обязательным, однако Комитет вправе на любой стадии производства по делу предложить судье, избранному государством – ответчиком по делу, заместить одного из членов Комитета.
Согласно ст. 29 Конвенции, если ни единоличный судья, ни Комитет не вынесли никаких решений по делу, то дело рассматривается Палатой из семи судей. В состав Палаты обязательно входит судья от того государства-ответчика или, в случае отсутствия такого судьи или невозможности его участия в заседании, специальный судья, назначаемый Председателем Европейского суда из представленного государством-ответчиком списка.
Большая палата из семнадцати судей рассматривает дела в случае, если Палата уступила юрисдикцию в пользу Большой палаты или если после вынесения решения Палатой Большая палата одобрила запрос одной из сторон в деле на передачу дела для рассмотрения Большой палатой (статьи 30 и 43 Конвенции). Согласно ст. 26 Конвенции и Правилу 24 Регламента ЕСПЧ, в состав Большой палаты, помимо Председателя, его заместителей и Председателей Палат, входят назначенные члены Европейского суда, в том числе судья от участвующего в споре государства; в случаях, когда дело передаётся в Большую палату по запросу одной из сторон, в заседаниях Большой палаты могут участвовать только Председатель этой палаты и судья, выбранный от государства-ответчика; остальные судьи не могут принимать участие в заседаниях Большой палаты по переданному делу (статьи 26 и 43 Конвенции).
Большая палата также компетентна принимать решения по вопросам, поставленным перед Европейским судом Комитетом Министров в случае, если более двух третей управомоченных представителей Комитета Министров решают поставить перед ЕСПЧ вопрос о соблюдении государством-ответчиком своих обязательств по исполнению постановления ЕСПЧ, согласно ст. 46 Конвенции (ст. 31 Конвенции). Наконец, Большая палата рассматривает запросы о вынесении консультативных заключений (статьи 47 и 31 Конвенции и глава IX Регламента ЕСПЧ).
Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб
С индивидуальной жалобой в ЕСПЧ могут обратиться лично или через представителя физические или юридические лица (и группы лиц), а также неправительственные организации, являющиеся непосредственными, косвенными или потенциальными жертвами нарушения прав, предусмотренных Конвенцией и/или Протоколами к ней.
Подача индивидуальной жалобы в Европейский суд возможна только путём отправки по почте или вручения непосредственно в здании ЕСПЧ должным образом заполненного на любом языке и подписанного формуляра, сопровождаемого копиями необходимых документов (Правило 47 Регламента ЕСПЧ). Наиболее поздняя официальная версия формуляра жалобы и подробные инструкции по его заполнению доступны на сайте Европейского суда [во вкладке «Заявители» (Applicants) на всех языках государств – членов Совета Европы].
Если формуляр жалобы не соответствует одному или нескольким формальным требованиям Правила 47 Регламента ЕСПЧ, то заявитель уведомляется об этом письмом и может вновь обратиться в ЕСПЧ. В этом случае четырёхмесячный срок на подачу жалобы, предусмотренный ст. 35 Конвенции, по общему правилу не прерывает своего течения. В том случае, если формуляр индивидуальной жалобы соответствует всем формальным требованиям, ЕСПЧ переходит к рассмотрению жалобы на предмет её соответствия условиям (критериям) приемлемости индивидуальной жалобы, содержащимся в статьях 34 и 35 Конвенции. Критерии приемлемости индивидуальных жалоб можно условно разделить на следующие группы: условия, касающиеся статуса заявителя, юрисдикционные и процессуальные условия, а также условия, касающиеся существа жалобы. Подробно содержание каждого из критериев приемлемости изложено в подготовленном Европейским судом практическом руководстве по критериям приемлемости.
К юрисдикционным критериям приемлемости относят условия ratione personae (юрисдикция по кругу лиц), ratione materiae (юрисдикция по предмету жалобы), ratione loci (юрисдикция по месту) и ratione temporis (юрисдикция по времени). ЕСПЧ рассматривает только жалобы, поданные против государства, осуществляющего юрисдикцию в отношении лица на основании принципа территориальности или эффективного контроля, и только жалобы на нарушение положений Конвенции или Протоколов к ней, причём данные положения должны действовать в отношении государства-ответчика согласно нормам международного права.
К процессуальным критериям приемлемости относят отсутствие признаков злоупотребления правом на подачу жалобы, отличие жалобы по существу от уже рассмотренной на международном уровне жалобы, неанонимный характер жалобы, а также соблюдение условия исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты и условия об обращении в ЕСПЧ в течение четырёх месяцев с даты вынесения финального решения по делу (или, в случае отсутствия эффективного средства правовой защиты, с даты окончания ситуации предполагаемого нарушения права лица) (ст. 4 Протокола № 15 к Конвенции).
К критериям, касающимся существа жалобы, относятся два условия: жалоба не должна быть явно необоснованной, а также заявитель по жалобе не может нести лишь незначительный ущерб (ст. 5 Протокола № 15 к Конвенции), если только принцип уважения прав человека не требует рассмотрения жалобы по существу.
Если какое-то из условий приемлемости не было соблюдено, ЕСПЧ в любой формации может признать жалобу неприемлемой. Приемлемые жалобы могут быть рассмотрены по существу. По итогу рассмотрения дела по существу ЕСПЧ может прийти к выводу об отсутствии или наличии нарушения прав, предусмотренных Конвенцией и/или Протоколами к ней. Согласно статьям 41 и 46 Конвенции, в последнем случае ЕСПЧ может присудить заявителю справедливую компенсацию, которая должна быть выплачена государством-ответчиком, а также предписать государству принять меры частного или общего характера. Согласно статье 46 Конвенции, постановления ЕСПЧ имеют обязательную юридическую силу для государств-ответчиков и подлежат исполнению, надзор за которым осуществляет Комитет Министров Совета Европы.
Все решения ЕСПЧ являются окончательными и не подлежат обжалованию (статьи 27, 28, 42, 44 Конвенции). В ряде случаев, однако, после вынесения решения Палатой из семи судей одна или обе стороны могут подать обращение с просьбой передать дело на рассмотрение Большой палаты для нового рассмотрения (Правило 73 Регламента ЕСПЧ).
В соответствии со статьями 37 и 39 Конвенции и Правилами 44Е, 62 и 62А Регламента ЕСПЧ Европейский суд может на любой стадии прекратить производство по делу, если, в частности, заявитель не заинтересован в продолжении разбирательства или если спор был урегулирован сторонами. По усмотрению ЕСПЧ жалоба может быть восстановлена в списке дел к рассмотрению.
Весь процесс делопроизводства в Европейском суде в большинстве случаев является письменным, однако по некоторым делам проводятся открытые публичные слушания (ст. 40 Конвенции, гл. VI Регламента ЕСПЧ).