Касьянов Михаил Михайлович
Касья́нов Михаи́л Миха́йлович (род. 8.12.1957, посёлок Солнцево Кунцевского района Московской области, ныне в черте Москвы), российский государственный и политический деятель, действительный государственный советник РФ 1-го класса (1999). Окончил Московский автомобильно-дорожный институт (1983; заочно), Высшие экономические курсы при Госплане СССР (1987). 24 ноября 2023 г. внесён в реестр иностранных агентов.
Молодые годы
В 1976–1978 гг. проходил срочную службу в Вооружённых Силах СССР.
В 1978–1981 гг. работал старшим техником, затем инженером во Всесоюзном проектном и научно-исследовательском институте промышленного транспорта Госстроя СССР.
В 1981–1990 гг. работал в Госплане РСФСР инженером, экономистом, главным специалистом, начальником подотдела отдела внешнеэкономических связей.
В 1990–1993 гг. работал в Государственном комитете экономики РСФСР (с июля 1991 – Министерство экономики РСФСР – РФ): начальник подотдела Управления внешнеэкономических связей (1990–1991), заместитель начальника управления – начальник отдела внешнеэкономической деятельности (1991–1992), начальник подотдела промышленно развитых стран и международных организаций Сводного отдела внешнеэкономических связей (1992–1993).
На работе в Министерстве финансов РФ
В 1993 г. по приглашению министра финансов Б. Г. Фёдорова перешёл на работу в Министерство финансов РФ. Руководитель Департамента иностранных кредитов и внешнего долга (1993–1995), заместитель министра финансов (ноябрь 1995 – февраль 1999).
В 1994–1996 гг. вёл переговоры с кредиторами Парижского и Лондонского клубов по урегулированию долга бывшего СССР (около 75 млрд долл.). После ряда ежегодных соглашений об отсрочке долговых платежей российские переговорщики во главе с Касьяновым в апреле 1996 г. достигли договорённости с Парижским и Лондонским клубами о всеобъемлющей реструктуризации долга бывшего СССР на 25-летний период с 7-летним льготным периодом, в течение которого Россия должна была погашать только часть начисляемых процентов. В результате соглашения для российских долговых обязательств был открыт доступ на международные рынки капитала и в ноябре 1996 г. они были были размещены на европейском и американском фондовых рынках (впервые после 1913) в виде еврооблигаций.
После дефолта августа 1998 г. назначен председателем рабочей группы для проведения переговоров по реструктуризации внешнего государственного долга России и внешних долгов частных банков страны. Одновременно возглавлял переговоры с российскими кредиторами по урегулированию внутреннего государственного долга.
Первый заместитель министра финансов (февраль – май 1999), заместитель управляющего Европейского банка реконструкции и развития (март 1999 – июнь 2000), член наблюдательного совета Российского банка развития (1999–2002).
Министр финансов РФ (25 мая 1999 – 18 мая 2000), член Совета безопасности РФ (1999–2000). Вёл переговоры по урегулированию внешнего долга России перед международными кредиторами, в результате которых был достигнут ряд соглашений по реструктуризации долга: 36,5 % долга списывалось, а оставшаяся часть была рассрочена на 30 лет с 7-летним льготным периодом.
Первый заместитель председателя Правительства РФ (январь – май 2000), одновременно продолжал возглавлять Министерство финансов РФ. В связи с назначением председателя Правительства РФ В. В. Путина и. о. Президента РФ осуществлял фактическое руководство правительством.
Во главе Правительства РФ
И. о. председателя (7–17 мая 2000), председатель (17 мая 2000 – 24 февраля 2004) Правительства РФ, постоянный член Совета безопасности РФ (2000–2004). Председатель Совета министров Союзного государства России и Белоруссии (2000–2004).
Правительство Касьянова осуществило меры по системной трансформации экономики и провело ряд структурных реформ. Среди них налоговая, бюджетная и пенсионная реформы, либерализация валютного регулирования и внешней торговли, земельная реформа и рыночные меры поддержки сельского хозяйства, другие преобразования.
Вместе с министром финансов А. Л. Кудриным выступил в качестве одного из инициаторов налоговой реформы 2000 г. В рамках реформы была запущена обновлённая налоговая система с «плоской шкалой» налога на доходы физических лиц (13 %; установлена 2-й частью Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2001). Были отменены оборотные налоги и сборы (с 1 января 2003). Благодаря реформе снизились налоговые ставки – так, налог на добавленную стоимость был снижен до 18 % (с 1 января 2004), а социальные налоги снижены до 26 % с применением регрессивной шкалы (с 1 января 2005). В общей сложности количество налогов и сборов сократилось с 53 (в 1990-х гг.) до 14 (в 2004).
С 1 января 2002 г. была запущена пенсионная реформа, обозначившая уход от распределительной к распределительно-накопительной системе. Целью реформы было обеспечение реальной зависимости размеров пенсий от заработной платы работника. С этой целью была создана система обязательного пенсионного страхования, в рамках которой трудовая пенсия делилась на 3 части – базовую, страховую и накопительную, и предполагалась постепенная замена накопительной части пенсии страховой частью пенсии для разных возрастных групп. Одновременно гражданам предоставлялось право самостоятельного распоряжения пенсионными накоплениями (перевода в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию).
В марте 2002 г. инициировал передачу земель сельскохозяйственного назначения в частный оборот. При этом левыми фракциями в Думе в проект были внесены существенные поправки: в частности, ограничивалось право на приобретение земель иностранными гражданами, а субъекты РФ получали приоритетные права на покупку земельных участков, а также на изымание сельскохозяйственных участков в случае их использования собственником не по прямому назначению.
В 2003 г. начал проводить административную реформу, которая была нацелена на существенное сокращение государственных функций и государственного аппарата. В рамках принятой Правительством РФ федеральной программы предполагалось совершенствование законодательной базы по вопросам реформирования государственной службы, экспериментальное применение новых подходов к организации государственной службы, совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и т. д.
В том же году правительство приступило к реформированию системы налогообложения нефтяных и газовых компаний. Основной идеей новой системы стало изъятие сверхдоходов от высоких цен на энергоносители на международных товарных рынках и зачисление их в специально созданный стабилизационный фонд.
В ходе проведения реформы газового сектора предложил президенту РФ В. В. Путину проект, предполагавший выделение из «Газпрома» отдельной корпорации, осуществляющей транспортировку газа. Президент трижды отклонил инициативу правительства и попросил отложить проведение указанной реформы. В дальнейшем выступал с критикой действий правоохранительных органов в связи с арестами совладельцев компании ЮКОС П. Л. Лебедева (июль 2003) и М. Б. Ходорковского (октябрь 2003; в 2022 внесён в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента).
Способствовал запуску систем обязательного автострахования (июль 2003), страхования банковских вкладов (декабрь 2003), государственной системы поддержки сельского хозяйства и отечественного машиностроения (субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков) (декабрь 2003), совместно с ЦБ РФ провёл масштабную либерализацию валютного рынка (декабрь 2003).
24 февраля 2004 г. за 2 недели до президентских выборов отправлен в отставку с поста председателя Правительства РФ вместе с правительством по решению президента.
Политическая деятельность с 2004 г.
После ухода с занимаемых должностей перешёл в оппозицию к действующей власти. В апреле 2005 г. выступил в Лондоне на Российском экономическом форуме с резкой критикой экономического курса российских властей. Назвал административную реформу «комедией переодеваний», заявил, что она привела к расширению оснований для силового давления на бизнес, прежде всего в налоговой сфере, указал на потерю контроля над инфляцией и усиление государственного вмешательства в экономику вообще и в топливно-энергетический комплекс в особенности. В мае 2005 г. назвал процесс по делу М. Б. Ходорковского и П. Л. Лебедева «судебным фарсом». В том же году написал предисловие к сборнику статей «Будущее России», составленному британским Центром международной политики. В нём он утверждал, что президент РФ В. В. Путин уничтожил принцип разделения властей, заменив его вертикалью власти, которая «основывается на фальшивой идее о том, что все значимые социальные и политические процессы должны быть под контролем государства» (Blueprint for Russia. London, 2005. P. 1).
В сентябре 2005 г. заявил о планах баллотироваться в президенты в 2008 г. В декабре 2005 г. заявил, что будет создавать демократическую коалицию на базе Демократической партии России (ДПР).
В марте 2006 г. учредил Межрегиональный общественный фонд содействия развитию правового государства «Общественная альтернатива». Председатель движения «Народно-демократический союз» (2006–2012). В июле 2006 г. принял участие в учредительной конференции движения «Другая Россия». В сентябре 2006 г. выступил на рабочем совещании Всероссийского гражданского конгресса. В ходе обсуждения выразил мнение, что если не изменятся условия для проведения выборов в Государственную думу РФ, то оппозиционным силам будет целесообразно их бойкотировать.
В январе 2008 г. Касьянову было официально отказано в регистрации в качестве кандидата в Президенты РФ. Причиной для отказа послужило низкое качество подписных листов.
В сентябре 2010 г. Касьянов вместе с другими политическими деятелями возглавил коалицию «За Россию без произвола и коррупции», которая в декабре того же года была преобразована в Партию народной свободы (ПАРНАС). В ходе подготовки к выборам в Государственную думу 2011 г. вместе с В. А. Рыжковым и Б. Е. Немцовым призывал к бойкоту голосования.
Сопредседатель Республиканской партии России – Партии народной свободы (2012–2015), председатель ПАРНАС (2015–2023).
В 2014 г. осудил присоединение Крыма к РФ, возложил на РФ ответственность за вооружённый конфликт на востоке Украины. В марте 2015 г. выступил в Европейском парламенте с поддержкой санкций в отношении российских чиновников. На выборах в Государственную думу 2016 г. возглавил общефедеральный список ПАРНАС (партия набрала 0,73 % голосов).
В 2017 г. журнал Forbes назвал Касьянова одним из самых эффективных премьер-министров в истории современной России. Высоко оценивал деятельность Касьянова президент РФ Б. Н. Ельцин. Однако, по оценке президента РФ В. В. Путина, активность Касьянова в последние 2 года его работы на посту председателя правительства «была нулевой».
В 2021 г. в связи со временной приостановкой регистрации ПАРНАС призвал своих сторонников на выборах в Государственную думу голосовать за «Яблоко».
Высказывается против проведения Специальной военной операции на Украине. В июне 2022 г. покинул Россию.