Национально-патриотический фронт «Память»
Национа́льно-патриоти́ческий фронт «Па́мять» (НПФ «Память», НПФП, Патриотическое объединение «Память», Общество «Память»), политическая организация в РСФСР и Российской Федерации (1988–2017). Председатели Центрального совета: К. Н. Андреев (1988), Д. Д. Васильев (1988–2003), Н. Б. Скородумов (2003–2017). Численность: около 400 человек (1989).
Предыстория создания политической организации
В 1980 г. в Москве было создано «Общество книголюбов» Министерства авиационной промышленности, которое возглавил инженер Г. И. Фрыгин. Общество проводило встречи, посвящённые искусству национально-патриотической направленности, а также организовывало туристические походы по историческим местам. В 1982 г. оно приняло название «Память» в честь романа-эссе В. А. Чивилихина и обрело статус «любительского объединения» при Дворце культуры Московского Метростроя (ЛО «Память»). Его лидерами были Фрыгин, сотрудник Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Э. Н. Дьяконов, в мероприятиях объединения участвовали журналист А. С. Михайлин, философ Ю. М. Бородай, актёр В. Л. Кузнецов и др. В 1984 г. к этому сообществу присоединился Д. Д. Васильев – фотограф, кинорежиссёр-любитель и художник, бывший ученик И. С. Глазунова. Вместе с его приходом в «Памяти» стали активно распространяться антисионистские и конспирологические идеи о существовании мирового «сионо-масонского заговора». Одной из целей «Памяти» стала борьба с «заговором» и «антисионистская пропаганда». В частности, члены сообщества начали изучать «Протоколы сионских мудрецов». Также они находились под влиянием идей боровшегося за трезвость члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Ф. Г. Углова и были убеждены, что виновниками «алкогеноцида русского народа» являются сионисты. В конце 1984 г. председателем правления ЛО «Память» стала журналистка, преподавательница английского Е. С. Бехтерева («Память». 1991. С. 3). Она покинула эту должность в связи с инвалидностью, полученной в результате избиения на улице 25 октября 1985 г. (следствие установило бытовую почву преступления, хотя члены «Памяти» были убеждены в виновности сионистов).
Создание политической организации
В 1985 г. председателем Совета ЛО «Память» стал слесарь К. Н. Андреев, секретарём и фактическим руководителем организации – Васильев. Под его руководством «Память» постепенно превращалась в политическую организацию, к 1987 г. её филиалы и организации со схожими названиями и идеями открылись в Новосибирске, Ленинграде, Риге и ряде других городов. В конце 1986 г. ЛО «Память» взяла себе название «Патриотическое объединение "Память"» (ПО «Память») и стала претендовать на роль идеологического центра в зарождавшемся русском националистическом движении. К советской власти «Память» была относительно лояльна и сосредотачивала свою критику на «мировом сионизме». В рамках организации существовали доминирующая православная (Васильев) и неоязыческая фракция (В. Н. Емельянов, А. М. Скуратов), которая в 1986 г. откололась и оформилась во Всемирный антисионистский и антимасонский фронт «Память».
6 мая 1987 г. ПО «Память» провела одну из первых протестных акций периода перестройки – демонстрацию на Манежной площади в Москве, в которой приняли участие 300–500 человек. Среди лозунгов были необходимость борьбы против «саботажников перестройки», прекращение уничтожения столичных памятников архитектуры и др. С демонстрантами встретился и выслушал их требования первый секретарь Московского городского комитета КПСС (МГК КПСС) Б. Н. Ельцин. После манифестации «Память» подверглась критике как в ортодоксально-коммунистических, так и в «либерально-перестроечных» изданиях. Андреева и ряд других её активистов исключили из КПСС.
В 1987–1989 гг. «Память» раскололась на несколько групп, объединённых только верой в существование всемирного «жидомасонского заговора». Васильеву удалось сохранить лидерство своей организации благодаря привлечению внимания СМИ к её деятельности («Память». 1991. С. 6–7).
31 мая 1988 г. на собрании на территории тогда ещё не действовавшего Донского монастыря в Москве Васильев объявил о преобразовании ПО «Память» в Национально-патриотический фронт «Память» (НПФ «Память», НПФП). Руководящим органом стал Центральный совет (ЦС), председателем которого до октября формально был Андреев, затем этот пост занял Васильев и не покидал его вплоть до своей смерти в 2003 г. В октябре 1988 г. в состав ЦС вошли философы А. Г. Дугин и Г. Д. Джемаль, но вскоре покинули движение. По некоторым свидетельствам, это произошло из-за конфликта с Васильевым (Лимонов Э. В. Моя политическая биография // Другая Россия Э. В. Лимонова). Все решения, в том числе касающиеся формирования руководящих органов, принимались единолично Васильевым. «Память» категорически отрицала принцип выборности, её руководители не избирались, а «призывались».
История НПФП в 1989–1993 гг.
До 1989 г. организация придерживалась «национал-большевистской» идеологии, затем перешла на православно-монархические позиции и поддерживала связи с Русской православной церковью за границей (Карловацкая церковь). Члены НПФП стали более критично оценивать советский режим. В её материалах появлялись призывы к организации «Нюрнбергского процесса над палачами от коммунистической идеологии», а «коммунистическая деятельность с 17-го г. и по сей день» объявлялась «запланированным преступлением» «международного масонства» и «сионизма» против России. (Обращение НПФ «Память» по национальному вопросу // Партархив). В открытом письме Васильев просил Президента СССР М. С. Горбачёва «покаяться», прекратить «потакать космополитизму», собрать «Земский Собор на твёрдых устоях Православия», снять с башен Московского Кремля пятиконечные звёзды, которые «во всех древних учебниках колдовства–кабалистики» «символизируют печать антихриста, знак сатаны, присутствие дьявола» и др. (Открытое письмо Д. Васильева М. Горбачеву. Январь 1991 г. // Партархив).
К 1989 г. численность Московской организации НПФП, по некоторым данным, составляла около 400 человек. По утверждению Васильева, отделения («ополчения») существовали еще в 40 городах (Прибыловский. 1993. С. 74).
В 1990 г. организация призвала русских прекратить все политические распри и «парламентскую междоусобицу» и объединиться в Единый российский собор «для решения вопросов, связанных с проблемами Русского Народа и Народов, населяющих наше государство». Этот орган должен был составить альтернативу «парламентам», которые «всё более заводят страну в тупик». Также НПФП пыталась инициировать создание «Комитетов Национального Самоуправления», при которых предполагалось организовать «подразделения охраны общественных и национальных интересов», контролировать деятельность органов власти на местах и в центре, отстранять от должностей «стоящих на антинациональных позициях» функционеров, расформировать неэффективные колхозы и распределить их землю между частными хозяйствами (Обращение НПФ «Память» по национальному вопросу // Партархив).
В конце августа 1990 г. заместитель Васильева А. П. Баркашов, который занимался его охраной и работой с молодёжью, вместе со своими последователями вышел из «Памяти» (по версии Васильева – был исключён). Ранее Баркашов настаивал на радикализации НПФП, в связи с чем у них возникли разногласия. Осенью 1990 г. Баркашов создал движение «Русское национальное единство» (РНЕ).
В событиях Августовского кризиса 1991 г. НПФП участия не принимала. Васильев в интервью информационному агентству «Панорама» в конце 1991 г. заявил, что «не верит ни тем, кто привел в Москву танки, ни тем, кто сегодня говорит о революционных преобразованиях», и осудил поджоги бронетранспортёров, т. к. в них сидели «обычные солдаты». Также он сказал, что является союзником Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, если тот выступает за возвращение земель, «исконно принадлежащих русскому народу» в пределах границ Российской империи [«Ельцин поступает мудро» // Панорама. 1991. Сентябрь. № 2(29)].
К ноябрю 1991 г. насчитывалось около 10 более или менее крупных организаций, отколовшихся от НПФП: НПФ «Память» Н. В. Филимонова – И. Л. Кварталова, Православный национальный патриотический фронт «Память» А. Э. Кулакова – С. Е. Воротынцева, Русский народно-демократический фронт – Движение «Память» И. С. Сычёва, Союз за национально-пропорциональное представительство «Память» К. В. Смирнова-Осташвили, Всемирный антисионистский и антимасонский фронт «Память» В. Н. Емельянова, Координационный совет патриотического движения «Память» братьев В. и Е. Поповых и др. После 1991 г. из всех одноимённых группировок продолжил существование только НПФП Васильева, который 31 июля 1995 г. был зарегистрирован Министерством юстиции РФ как межрегиональная организация.
Во время Октябрьского кризиса 1993 г. НПФП поддержал Ельцина. В заявлении организации от него требовалось защитить «интересы государства, интересы народа», а Р. И. Хасбулатов и А. В. Руцкой были объявлены «национальными преступниками». (4 октября. Четырнадцатый день противостояния. Расстрел Дома Советов // Русский журнал).
История НПФП в 1994–2003 гг.
На 2-м съезде организации в Москве (13–14 декабря 1994) в докладе заместителя Васильева О. Быкова её целью было объявлено отстаивание «православно-славянского типа экономики» в противовес «сатанизации мировой экономики» и «экспансии иудейско-протестантской формы экономических отношений». Идеал НПФП был определён как «Русь в виде православного царства», в числе задач Фронта были упомянуты достижение Россией «экономического самоудовлетворения», запрет неправославных конфессий, «восстановление традиционной структуры Верховной власти и системы управления Державой» (т. е. восстановление самодержавия), учреждение Синода, Сената, Главного контрольного комитета и прочее. На основе выступления была сформулирована экономическая концепция «Возрождения традиционной русской экономики», которая вошла в предвыборную программу Васильева на выборах в Государственную думу 2-го созыва (1995).
В декабре 1994 г. НПФП одобрила начало Первого чеченского вооружённого конфликта, при этом обвинив СМИ в его антипатриотическом освещении. В октябре 1995 г. Васильев выдвинул свою кандидатуру и был зарегистрирован по Чертановскому избирательному округу Москвы для участия в выборах в Государственную думу 2-го созыва как самовыдвиженец. В его предвыборной платформе говорилось, что «против всего православного славянского мира уже давно ведётся необъявленная война», а Россия была и остаётся «крепостью православия в мире». Экономическая часть программы содержала тезисы о приоритете частной собственности и необходимости её взаимодействия с коллективной и государственной формами собственности. В ней предлагались такие меры, как полный отказ от любых налогов (НДС, подоходный и др.), «гарантированное увеличение заработной платы военнослужащим и лицам, к ним приравненным, не менее чем в 2,5 раза от средней заработной платы, работникам ВПК, здравоохранения, культуры, науки, образования – в 1,5 раза» и другие пункты популистского характера. НПФП планировала также восстановить «традиционные взаимоотношения между Церковью и государством», создать «традиционные формы землепользования на основе законодательства о земле» и др. В результате голосования 17 декабря 1991 г. Васильев проиграл в своём округе.
На президентских выборах 1996 г. НПФП поддержала Б. Н. Ельцина, расценивая усиление его позиций как шаг на пути реставрации самодержавия в России. Во время кампании президента Васильев был его доверенным лицом (Молотов. 2017.). Во 2-й половине 1990-х гг. НПФП периодически проводила малочисленные акции, в частности выступая за замену звёзд на башнях Московского Кремля на двуглавых орлов, демонтаж Мавзолея, а также организовывала крестные ходы и молебны. Неотъемлемыми атрибутами мероприятий НПФП была форма, напоминающая белогвардейскую, православная символика и государственный флаг Российской империи (1858–1883; чёрно-жёлто-белый флаг). Целый ряд элементов образа НПФП был унаследован многими организациями монархической и православно-фундаменталистской направленности.
Начало Второго чеченского вооружённого конфликта руководство НПФП восприняло как операцию «международного сионистского капитала» по расчленению России (Заявление Национально-Патриотического Фронта «Память» в связи с кровавыми событиями в Москве и Дагестане // Партархив). В то же время действия власти были восприняты в характерном конспирологическом ключе как «боевая учёба» для дальнейшего подавления возможных восстаний в России (Заявление НПФ «Память». «Чечня – сионистский полигон!» // Партархив).
19 декабря 1999 г. Васильев принял участие в выборах мэра Москвы и по результатам голосования получил около 1% голосов избирателей.
История НПФП в 2003–2017 гг.
После смерти Васильева (17 июля 2003) исполняющим обязанности председателя ЦС стал Н. Б. Скородумов, который в 2004 г. был избран его председателем. В 2000-х гг. активность НПФП существенно уменьшилась и заключалась в эпизодическом участии в таких акциях, как «Русский марш». Из её состава вышел ряд известных деятелей националистического движения, в частности бывший пресс-секретарь организации А. А. Поткин (Белов), в 2002 г. основавший Движение против нелегальной иммиграции. НПФП фактически прекратил свою деятельность, 19 декабря 2017 г. исключена из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующая организация.
Хотя влияние НПФП на российскую политику было крайне ограниченным, её идеологемы обрели новую жизнь во многих праворадикальных и национал-патриотических объединениях 2010-х гг.