Храм Христа Спасителя
Храм Христа́ Спаси́теля, кафедральный собор Русской православной церкви в честь Рождества Христова, возведённый в Москве на улице Волхонка в русско-византийском стиле.
История храма восходит к Высочайшему манифесту о построении в Москве церкви во имя Спасителя по примеру древнерусских обетных храмов в знак благодарности за победу русского народа в Отечественной войне 1812 г., подписанному 25 декабря 1812 г. (6 января 1813) императором Александром I. У истоков этого документа стояли генерал-майор П. А. Кикин и вице-адмирал, государственный секретарь А. С. Шишков, входившие в литературный кружок «Беседа любителей русского слова». Они предложили нетривиальную для своего времени концепцию монумента военной победе в виде храма, а не обелиска, триумфальной колонны, пирамиды и т. д., поскольку последние «льстят надменности и гордости человеческой, но нимало не удовлетворяют благородному, благодарности преисполненному, сердцу христианина» (Кикин. 1880. С. 229).
Первый конкурс
В 1813 г. был объявлен открытый конкурс проектов будущего храма, в котором приняли участие крупнейшие архитекторы эпохи. Примечателен один из проектов А. Н. Воронихина, решённый в «готическом вкусе» с отсылками к архитектуре Московского Кремля и Покровского собора что на Рву. В классицистических формах были выполнены проекты Дж. Кваренги, А. И. Мельникова, В. П. Стасова, а также А. Л. Витберга, окончившего Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге по классу исторической живописи и изучавшего зодчество любительски. Именно его проект, отличавшийся сложностью и грандиозностью композиции, был отмечен императором Александром I и утверждён к исполнению. Успех проекта архитектора-дилетанта можно связать с отразившимся в этой работе мистицизмом, созвучным настроениям самого монарха: Александр I открыто симпатизировал масонам, а Витберг являлся активным членом ложи «Умирающий сфинкс». Когда 24 декабря 1817 (6 января 1818) лютеранин А. Л. Витберг принял православие, император выступил в роли восприемника при крещении.
Витберг апеллировал к универсальному языку классической архитектуры, общехристианским, а не узконациональным и конфессиональным категориям. Три части пятикупольного храма Христа Спасителя – Храм тела, Храм души и Храм духа – соответствовали христианским представлениям о тройственности человека и триединстве Бога. Первому из них, подземному, придавалась форма параллелепипеда, второй храм представлял собой крестообразный объём, увенчивала композицию ротонда как символ бесконечного божественного начала. Силуэт главного высокого купола с лантерной, венчавшего круглый Храм духа, перекликался с римским собором Святого Петра и явно соперничал с ним. Две колонны, расположенные по сторонам стилобата, отсылали к масонской иконографии храма Соломона, в притворе которого стояли два столба – Боаз и Яхин.
В качестве места для строительства храма Христа Спасителя был выбран обращённый к Лужникам и Девичьему полю склон Воробьёвых гор (удалённых от центра города по примеру расположения собора Святого Петра), и 12(24) октября 1817 г., в пятую годовщину отступления Великой армии Наполеона I из Москвы, состоялась торжественная церемония закладки здания. Место возведения имело символическое значение: Воробьёвы горы находятся между путями наступления и отступления наполеоновской армии, которая вошла в Москву по Смоленской дороге (ныне Кутузовский проспект), а покинула город по Калужской (ныне Ленинский проспект).
Осуществление проекта было поручено императором А. Л. Витбергу, несмотря на опасения самого зодчего ввиду отсутствия у него опыта. В 1825 г., когда уже были развёрнуты земляные работы по преобразованию склона Воробьёвых гор, Витберг представил переработанный вариант проекта храма, в котором отказался от пятиглавия и подражания собору Святого Петра в силуэте. В более лаконичной по форме композиции существенно возросло значение верхнего яруса-ротонды.
Неопытность А. Л. Витберга привела к плохой организации подготовительных работ и растрате (казна потеряла 300 тыс. руб. из-за сорвавшейся доставки камня по воде). В это время архитектор лишился своего главного покровителя – Александра I, а вступивший на престол император Николай I распорядился приостановить работы. Дальнейшая судьба Витберга и его проекта складывалась трагично: в 1827 г. была распущена Комиссия по сооружению храма, а специально созданный Искусственный комитет, в который входили видные петербургские архитекторы и инженеры, заключил, что грунты на выбранном месте непригодны для возведения крупного здания. По результатам следствия Витберг был обвинён в злоупотреблении доверием императора, осуждён и сослан в Вятку (ныне Киров).
Второй конкурс
Ряд архитекторов высказались за перенос места строительства храма со склона Воробьёвых гор на их вершину, а в 1830 г. было предложено возвести его в черте города. В объявленном втором конкурсе на проект храма Христа Спасителя приняли участие в числе прочих А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов, А. И. Мельников, А. А. Михайлов (2-й), В. П. Стасов, К. А. Тон, Е. Д. Тюрин, И. И. Шарлемань (1-й). Стиль проектов и место строительства не были регламентированы, однако некоторые предложения по-прежнему предполагали возведение храма на Воробьёвых горах. Ещё в 1813 г. в письме к статс-секретарю Государственного совета А. Н. Оленину В. П. Стасов высказал предложение возвести храм-памятник неподалёку от Кремля. В рамках второго конкурса в качестве альтернативы были предложены участки между Тверской заставой и Бутырским валом (Ф. М. Шестаков), за Москвой-рекой на Царицыном лугу (ныне Болотная площадь; И. Т. Таманский), между улицами Воздвиженка и Знаменка (Е. Г. Малютин), на Швивой горке (ведущий к реке Яуза склон Таганского холма; О. И. Бове).
По всей видимости, благодаря протекции А. Н. Оленина, занимавшего пост вице-президента Императорской Академии художеств, Николай I предпочёл кандидатуру К. А. Тона: в 1831 г. император вызвал зодчего в Москву, назначил главным архитектором храма Христа Спасителя и поручил составление нового проекта, в котором были синтезированы положения, выдвинутые участниками второго конкурса. Он и был утверждён Николаем I в 1832 г. С точки зрения композиции и стилевого решения храм, предложенный Тоном, в существенной степени напоминает конкурсный проект московского архитектора А. С. Кутепова: силуэт с пятью луковичными главами, пропорции масс, крестообразная композиция плана и трёхчастная структура фасадов, увенчанных системой килевидных фронтонов. Эти параметры фактически полностью заимствовал Тон, тогда как разрабатывавшийся им извод русско-византийского стиля имел иные черты (например, церковь Святой Екатерины за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, 1831–1837; утрачена). При выборе места для постройки Тон изучил городской ландшафт и прислушался к идеям московских зодчих. Он предложил три варианта расположения храма, причём все они предполагали снос святынь: вместо церкви Никиты Мученика на Швивой горке (ныне подворье Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне; фактически вариант О. И. Бове), Страстного монастыря на Тверской улице и Алексеевского женского монастыря в Чертолье (район улицы Волхонка). Предпочтение отдали последнему варианту, а Алексеевский монастырь был переведён в Красное Село (ныне Красносельский район г. Москва).
Архитектура
10(22) сентября 1839 г. состоялась закладка храма. В 1849 г. завершён свод центрального купола, в 1860 г. разобраны леса, ещё 20 лет шла внутренняя отделка. В 1880 г. собор получил статус кафедрального. Освящён 26 мая (7 июня) 1883 г., в дни празднования восшествия на российский престол императора Александра III. Работы по возведению и отделке храма Христа Спасителя, возглавляемые учеником К. А. Тона И. С. Каминским, стали профессиональной школой для значительного числа архитекторов: в разные годы на строительстве храма трудились Н. Л. Бенуа, Д. И. Гримм, Л. В. Даль, Н. В. Дмитриев, А. С. Каминский, В. А. Коссов, А. И. Кракау, И. К. Рахау, А. И. Резанов.
Монументальный пятиглавый храм (высота около 103,5 м, вместимость около 10 тыс. человек) стал одним из символов Москвы. Визуальное сходство с кремлёвскими соборами было подчёркнуто силуэтом глав, узнаваемыми мотивами обработки и беломраморной облицовкой фасадов. Вместе с тем объёмно-пространственная композиция и план храма Христа Спасителя не имели преемственной связи с древнерусской или византийской архитектурой. Внутреннее пространство получило отчётливо крестообразную форму с необычайно просторным, восьмигранным за счёт срезанных углов пилонов средокрестием. Крестово-купольная система представлена здесь в ренессансном изводе, так что план храма более всего напоминает план собора Святого Петра по проекту Микеланджело. Местоположение алтарной части фактически не обозначено: это, как и трактовка малых глав как расставленных по углам четверика звонниц, отсылает к храмостроению классицизма (ср. с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге, 1818–1858, архитектор О. Монферран).
Особенностью планировки храма Христа Спасителя стал двухъярусный круговой обход-галерея. В нижнем ярусе размещались 177 мраморных досок с летописью событий 1812–1814 гг. и именами погибших офицеров и генералов. Иконостас был выполнен в виде беломраморного кивория (высота около 27 м), увенчанного шатром.
Главный престол храма Христа Спасителя был посвящён Рождеству Христову, северный придел освящён во имя святого Александра Невского (покровителя трёх императоров, причастных к строительству собора), а южный – в честь святителя Николая Чудотворца (покровителя инициировавшего эту постройку Николая I).
Скульптура
Храм Христа Спасителя был спроектирован и осуществлён как грандиозный пример синтеза искусств. В архитектурно-художественный ансамбль храма вошли фасадная скульптура (барельефы и горельефы), росписи в интерьере, предметы церковной утвари.
Принципы размещения скульптуры на фасадах отличались от применявшихся в классицистических храмах, они были продиктованы пластическими особенностями русско-византийского стиля: круглые медальоны с изображением святых в тимпанах фронтонов и многофигурные сюжетные композиции, образующие пояс на уровне арок порталов. Программа фасадной скульптуры, утверждённая в 1844 г. митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), была связана с темой единства воинства и церкви (горельефы «Давид передаёт чертежи храма Господня в Иерусалиме Соломону», «Давид после победы над Голиафом», «Преподобный Дионисий благословляет гражданина Кузьму Минина и князя Д. М. Пожарского», «Преподобный Сергий благословляет на брань князя Дмитрия Донского», образы святого Александра Невского, Богоматери Смоленской и др.). Формально-пластические характеристики горельефов (скульпторы А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов, П. К. Клодт и др.) позволяют отнести их к академическому классицизму 1-й половины 19 в., но соединение идеализации образов и стремления к исторической достоверности говорят о романтической природе этих произведений. Первоначально горельефы предполагалось выполнить из бронзы в технике гальванопластики, но предпочтение было отдано протопоповскому мрамору, благодаря чему колористическое решение храма ещё больше напоминало облик кремлёвских соборов и древних владимиро-суздальских памятников.
Интерьер
Отделка интерьера храма Христа Спасителя выполнялась после смерти К. А. Тона архитектором А. И. Резановым. Нижняя часть стен была облицована мрамором. Программа живописного убранства также формулировалась церковными иерархами, её сквозные темы – земная жизнь Христа, Священная история и история России. В расположении росписей был выдержан принцип иерархичности (в главном куполе помещён Бог Саваоф, в рукавах креста – Бог-Сын и Святой Дух; ниже расположены сюжеты евангельского цикла и др. Нижний коридор, как наименее значимую часть священного пространства, первоначально предполагалось расписать сюжетами из военной истории России), возрождена характерная для допетровских храмов традиция поясного расположения сюжетов, а также практика использования золотых фонов для орнаментов. В создании живописного убранства приняли участие художники П. В. Басин, Ф. А. Бронников, Ф. А. Бруни, В. П. Верещагин, А. И. Корзухин, Н. А. Кошелев, И. Н. Крамской, А. Т. Марков, Т. А. Нефф, Г. И. Семирадский, Е. С. Сорокин, В. И. Суриков и др. Стиль росписи храма Христа Спасителя принадлежит к академической традиции середины – 2-й половины 19 в. Спроектированные для храма К. А. Тоном предметы утвари (паникадила, дарохранительница, подсвечники, выносной фонарь и т. п.) отразили стилевые поиски раннего историзма в российском искусстве.
История храма в 1880–1930-х гг.
Храм Христа Спасителя занял видное место в русской музыкальной культуре. 8(20) августа 1882 г., ещё до освящения, здесь была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год» П. И. Чайковского. В 1901 г. в храме был учреждён хор (52 человека), среди его регентов – композитор П. Г. Чесноков (последний регент храма Христа Спасителя до его закрытия в 1931). Здесь служил протодиакон (с 1918 архидиакон, с 1921 великий архидиакон РПЦ) К. В. Розов.
В соборе отмечались дни коронации императоров, проходили торжества с участием императорской фамилии. 30 мая (12 июня) 1912 г. на площадке у храма был открыт памятник императору Александру III (скульптор А. М. Опекушин, архитектор А. Н. Померанцев), сооружённый на средства, собранные по «всенародной подписке». В 1917–1918 гг. в храме Христа Спасителя проходил Поместный собор Православной Российской Церкви, на котором патриархом Московским был избран Тихон (Белавин). В 1922 г. собор передан обновленцам, с 1923 г. в нем служил лидер обновленчества А. И. Введенский.
Отношение к храму в 19 – начале 20 вв. не было однозначным. В свете возобладавшего в кругах интеллигенции критического отношения к «официальной народности», к личности императора Николая I и к творчеству К. А. Тона храм Христа Спасителя рассматривался как политически ангажированный архитектурный курьёз: философ князь Е. Н. Трубецкой называл его памятником «дорого стоящего бессмыслия» (Трубецкой. 1916. С. 29), а В. В. Стасов характеризовал постройки Тона как «изобретения без даровитости и без вкуса, где не присутствовало знание древней Руси» (Стасов. 1952. С. 505).
С первых послереволюционных лет перспектива сноса храма обсуждалась как реальная и практически неизбежная, что получило отражение в художественной литературе (А. В. Чаянов, «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», 1920; В. П. Катаев, «Остров Эрендорф», 1924) и замыслах архитекторов (архитектор В. С. Балихин в 1924 выступил с предложением установить вместо храма грандиозный памятник В. И. Ленину). В 1931 г. набережная Москвы-реки с храмом Христа Спасителя попала в перечень возможных мест для строительства Дворца Советов, а 5 декабря 1931 г. по решению ЦИК СССР храм, объявленный «идеологической крепостью царизма» (Кандидов. 1931. С. 9), был взорван. Материалы и фрагменты декора собора были использованы при строительстве других зданий, несколько горельефов сохранили в Музее Академии архитектуры СССР в Донском монастыре (находятся здесь и в 2020-х гг.; состоят на балансе Музея архитектуры имени А. В. Щусева). Строительство Дворца Советов началось в 1937 г. по проекту Б. М. Иофана, В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха, приостановилось с началом Великой Отечественной войны, а в 1956 г. было официально прекращено. В 1960 г. на месте бывшего храма Христа Спасителя был устроен открытый бассейн «Москва» (1960, архитектор Д. Н. Чечулин и др.).
Воссоздание храма
В конце 1980-х г. в структурах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры возникло движение за восстановление храма Христа Спасителя, художник Ю. И. Селивёрстов предложил проект символического воссоздания храма в виде ажурных металлоконструкций, воспроизводящих силуэт и объём утраченного здания, с часовней на месте алтаря. В 1989 г. был создан общественный фонд, однако его средства почти полностью обесценились из-за инфляции. Стала ясна необходимость государственной поддержки этой инициативы. 5 декабря 1990 г. рядом с местом будущего строительства был заложен деревянный храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» (архитектор А. Н. Оболенский). 16 июля 1992 г. указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина создан Фонд возрождения Москвы, его первоочередной задачей являлось строительство храма Христа Спасителя. В 1994 г. был основан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма, для жертвователей которого указом президента устанавливались налоговые льготы. 31 мая 1994 г. Правительство Москвы приняло постановление о начале строительных работ, во главе Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя стали патриарх Московский и всея Руси Алексий II и мэр Москвы Ю. М. Лужков.
Торжественное освящение нового собора состоялось 19 августа 2000 г. Его местоположение отличается от оригинального из-за сохранившихся подземных конструкций Дворца Советов, которые затем были использованы для устройства бассейна. При строительстве храма использовался каркас из монолитного железобетона, покрытие кровель и глав выполнялось с напылением нитрида титана. В отличие от храма К. А. Тона, новый имеет два уровня: в верхней части находится главный храм в честь Рождества Христова с двумя приделами, расположенными на хорах (во имя святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского). В нижней части устроены Преображенский храм в память об Алексеевском монастыре (освящён в 1996, архитектор А. Н. Оболенский; два придела – во имя святого Алексия, человека Божия, и в честь Тихвинской иконы Божией Матери), музей храма Христа Спасителя и Зал церковных соборов, где проходят архиерейские и поместные соборы и другие церковные мероприятия (зал управляется Фондом храма Христа Спасителя и служит также для концертов, различных собраний и других общественных мероприятий).
Воссоздание осуществлялось архитектором-реставратором А. М. Денисовым по проекту, разработанному под руководством М. М. Посохина («Моспроект-2»; архитекторы А. Н. Оболенский, Д. С. Солопов и др.), но работы по завершению строительства и отделке возглавил президент Российской академии художеств (РАХ) скульптор З. К. Церетели, который внёс в проект значительные изменения. Они коснулись, в частности, декора фасадов, где вместо мраморных горельефов были установлены бронзовые, в то время как А. М. Денисов предполагал задействовать сохранившиеся фрагменты подлинных скульптурных композиций. В создании убранства храма (горельефы, врата, люстры и т. п.) приняли участие мастера Ю. Г. Орехов, И. М. Рукавишников, В. Е. Цигаль, А. М. Белашов, В. Ф. Губко, М. В. Дронов, Д. Н. Тугаринов и др.
Интерьер нового храма задумывался как реплика внутреннего пространства утраченного собора. Выполнение росписей было поручено творческим коллективам художников, связанным с РАХ, а также реставраторам Межобластного научно-реставрационного художественного управления под руководством С. В. Филатова. Координацией работ занимался священник Леонид (Калинин); участвовали живописцы А. К. Быстров, В. И. Нестеренко, С. Н. Присекин, Н. А. Мухин, Д. А. Трофимов и др. Бо́льшая часть росписей выполнена в масляной технике, также использовалась темпера.
Характер убранства храма стал предметом дискуссий, в частности, спорной является правомерность использования бронзовых горельефов на фасадах, что отвечает первоначальному замыслу К. А. Тона, но не облику исторического памятника.
Храм не был воспроизведён в строгом соответствии с разрушенным прототипом, по сути, был выстроен новый собор. В общественном и официальном дискурсах соседствуют две точки зрения на существующий храм Христа Спасителя: как на выдающееся достижение искусства современной России и как на символ традиционной русской духовности, тождественный оригинальному памятнику (в 1998–2016 новый храм находился в предварительном списке Всемирного наследия). Воссоздание храма Христа Спасителя, публично поданное как триумф художников и реставраторов, повлияло на восприятие категории подлинности в московской реставрационной и архитектурно-градостроительной практике.
Святыни
Храм Христа Спасителя – одно из ключевых паломнических мест Москвы. Тремя главными святынями храма считаются частица ризы Иисуса Христа (хранится в храме c 2007), частица ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь Креста Господня (оба хранятся с 2008). В храме находятся также честные главы святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, частицы мощей Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, святителя Василия Великого, митрополитов Киевских Петра и Ионы, митрополита Московского Филарета (Дроздова), великомучеников Феодора Стратилата и Евфимии Всехвальной, преподобных Михаила Малеина, Марии Египетской и Евфросинии Московской, равноапостольных князей Владимира Святославича и Александра Невского, а также благоверного князя Михаила Ярославича. В храме хранится чудотворная Устюженская икона Божией Матери (список со Смоленской иконы).
В 2023 г. в храм Христа Спасителя перемещена икона Андрея Рублёва «Троица» (около 1410 либо между 1425 и 1428), переданная РПЦ из собрания Третьяковской галереи.
Литургическая и приходская жизнь
Храм Христа Спасителя относится к Центральному благочинию Московской епархии РПЦ и имеет статус патриаршего подворья. Настоятели храма: патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1994–2008), патриарх Московский и всея Руси Кирилл (с 2009). Представитель настоятеля – ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев (с 1994). В клир входят (на 2024): протоиереи Георгий Мартынов, Андрей Марущак, иереи Артемий Кокош и Михаил Нараевский, архидиакон Константин Барган, протодиаконы Николай Филатов и Дионисий Пряхин, диаконы Иоанн Клинцов и Димитрий Стацюк.
В двунадесятые и великие церковные праздники литургию совершает патриарх.
В храме отпевают значимых государственных и церковных деятелей, деятелей культуры: здесь проходили прощания с патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Б. Н. Ельциным, Ю. М. Лужковым, М. Л. Ростроповичем, Г. П. Вишневской, С. С. Говорухиным и др.
С 2004 г. при храме открыты воскресные школы для детей и взрослых: дети 8–13 лет изучают Закон Божий, историю Церкви, основы русской православной культуры, хорового и церковного пения и т. д.; взрослые прихожане изучают Новый Завет и труды христианских богословов; при воскресной школе организована подготовительная группа для детей 5–7 лет. Кроме того, педагоги детской воскресной школы проводят воспитательную работу.
При храме действуют Клуб православной молодёжи и Отдел социального служения, оказывающий благотворительную помощь медицинским и пенитенциарным учреждениям, детским домам, многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам и престарелым, а также пострадавшим в результате стихийных бедствий и оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах.