#Архитектурные сооружения в Москве
Архитектурные сооружения в Москве
Тег

Архитектурные сооружения в Москве

Архитектурные сооружения в Москве
Найденo 18 статей
Общественные сооружения
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе. Для того чтобы стать «портом пяти морей», Москва получила в 1930-х гг. сразу два речных вокзала, причём главный, ныне Северный, назывался изначально Химкинским, а второй, рассчитанный на более скромный пассажиропоток, – Московским (ныне Южный). В отличие от Северного, ставшего одной из ключевых достопримечательностей столицы, Южный речной вокзал оставался на вторых ролях и дважды менял место дислокации. Хотя он не служил «парадными воротами» города, вокзал отвечал за сообщение с Горьким (ныне Нижний Новгород) и Уфой, а также с пригородными районами в нижнем течении Москвы-реки. Современное здание вокзала расположено на левом берегу Новинского рукава недалеко от Нагатинского затона, в искусственном спрямлении русла Москвы-реки.
Вид на Южный речной вокзал, Москва. Фото сделано в 2023
Общественные сооружения
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.
Вечерний вид на Северный речной вокзал, Москва
Жилые сооружения
Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве
Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве. В ноябре 1902 г. Пётр Николаевич Перцов (1857–1937), инженер путей сообщения, общественный деятель и коллекционер, посетил возведённый по эскизам В. М. Васнецова дом своего друга, мецената И. Е. Цветкова (позже дом вместил Цветковскую галерею). Именно здесь, в особняке на Пречистенской набережной, у Перцова родилась идея строительства доходного дома «в русском стиле» с видом на Московский Кремль (в начале 20 в. «русским стилем» называли новое направление в архитектуре – существовавший в рамках модерна неорусский стиль), которую и реализовали в 1906–1907 гг. (Перцов. 2017. С. 313).
Деталь декора доходного дома Перцовой, Москва. 1906–1907. Архитекторы Николай Жуков, Борис Шнауберт. Художник Сергей Малютин
Жилые сооружения
«Красный дом» в Новогирееве
«Кра́сный дом» в Новогире́еве (Дом художников), жилой дом с мастерскими художников в посёлке Новогиреево (ныне район Перово г. Москва). В середине 1930-х гг. Московский городской совет (Моссовет) выделил художникам В. А. Фаворскому, И. С. Ефимову, Л. А. Кардашову участок для строительства жилого дома и мастерских. К 1939 г. по их собственному проекту был построен «Красный дом». Своё название он получил благодаря неоштукатуренным фасадам из красного кирпича. На 1-м этаже дома находились мастерские, на 2-м и мансардном этажах – квартиры.
«Красный дом» в посёлке Новогиреево (ныне район Перово), Москва. 1939. Архитекторы: Владимир Фаворский, Иван Ефимов, Лев Кардашов
Инженерные сооружения
«Сокольники» (станция метро)
«Соко́льники», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Проект станции выполнили архитекторы «Метропроекта» Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, инженер-конструктор В. И. Дмитриев. Конструктивно представляет собой колонную трёхпролётную станцию мелкого заложения, в перронном зале два ряда по 23 колонны. Наземный вестибюль в виде двух устоев-«пропилей» с гранитным цоколем, перекрытых плоской плитой, находится в начале аллеи, ведущей к парку «Сокольники».
Отделанная гранитом лестница станции метро «Сокольники». 1935
Субъекты РФ. Искусство и архитектура
Москва. Градостроительство, архитектура и изобразительное искусство
Градострои́тельство, архитекту́ра и изобрази́тельное иску́сство Москвы́. К 1156 г. относится строительство первой крепости (ядра будущего Московского Кремля), вокруг которой в дальнейшем формировалось поселение. В 1-й половине 14 в. были сооружены первые каменные храмы и дубовые крепостные стены, а уже во 2-й половине возведён белокаменный Кремль. В 14–15 вв. на окраинах города были основаны многочисленные монастыри, среди которых Андроников, Крестовоздвиженский, Сретенский. Начиная с 15 в. складывалась радиально-кольцевая планировка города. На рубеже 15–16 вв. в Москве работали итальянские зодчие, преобразившие архитектурный облик Кремля. В это же время возникла и площадь, впоследствии получившая название Красной. В 16 в. строились новые городские укрепления: Китай-город, Белый город и Скородом (с 17 в. Земляной город). Градостроительство Москвы начала 17 в. во многом связано с восстановлением города после событий Смутного времени. Радикальные изменения в структуре города связаны с европеизацией, начатой Петром I, однако перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург замедлил её развитие, возобновившееся лишь в эпоху Екатерины II во 2-й половине 18 в. Две трети построек погибло в московском пожаре 1812 г. Восстановление города в классицистическом духе, продолжавшееся вплоть до середины 19 в., сменилось временем эклектики и историзма, совпавшим со строительным бумом и придавшим архитектурному облику города небывалое многообразие. Первая мировая война замедлила развитие Москвы. После Октябрьской революции 1917 г. ей был возвращён статус столицы, а новая государственная идеология во многом определила развитие архитектуры: возведение новых построек сопровождалось массовым уничтожением старых, преимущественно религиозных. Поиски авангарда конца 1920-х – начала 1930-х гг. пресеклись с обращением к архитектурной традиции в сталинскую эпоху, отмеченную огромным размахом строительства. Возврат к тенденциям модернизма в середине 1950-х гг. выразился в обновлении и «очищении» архитектурных форм. В это время началось массовое жилое строительство, значительно расширились границы Москвы – вплоть до Кольцевой автодороги. 1990-е гг. связаны с возрождением утраченного в советские годы архитектурного наследия и активным участием в архитектурно-градостроительном процессе частных предпринимателей. В 21 в. активно развивается транспортная инфраструктура, территория города значительно увеличилась (т. н. Новая Москва), возводятся новые научные и культурные комплексы, жилые районы.
Ансамбль Соборной площади Кремля, Москва. Конец 15 в.
Технические устройства
Городской тоннель
Городско́й тонне́ль, тоннель, расположенный в черте города под застроенной территорией, транспортными магистралями, высотными или водными преградами и т. п. Городские тоннели по назначению подразделяют на транспортные (автодорожные, железнодорожные, метрополитены, трамвайные, совмещённые), пешеходные и коммунальные (канализационные, водопроводные, для газо- и теплоснабжения, кабельные, коллекторные).
Автодорожный тоннель Тиргартен в Берлине
Религиозные сооружения
Благовещенский собор Московского Кремля
Благове́щенский собо́р Моско́вского Кремля́, памятник древнерусской архитектуры и живописи, бывший великокняжеский и царский домовый храм. Построен псковскими зодчими в 1484–1489 гг. Представляет собой пятиглавую крестово-купольную церковь с галереями и четырьмя одноглавыми приделами. Сохранились: иконостас с иконами 14–19 вв., росписи 16–19 вв., северные и западные железные двери с изображениями в технике золотой наводки на медных пластинах (16 в.), произведения прикладного искусства и утварь 16–19 вв.
Благовещенский собор Московского Кремля. 1484–1489. Хромолитография. Конец 19 в.
1
2