#Архитектурные сооружения в Москве
Архитектурные сооружения в Москве
Тег

Архитектурные сооружения в Москве

Архитектурные сооружения в Москве
Найденo 23 статьи
Перспективный вид платформенного зала станции московского метро «Комсомольская-радиальная». Фото: 1938
Инженерные сооруженияИнженерные сооружения
«Комсомольская» (станция Сокольнической линии метро)
«Комсомо́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди Московского метрополитена. Объёмно-планировочное решение станции разработано в «Метропроекте» (инженер-конструктор Н. А. Кабанов). Проект архитектурного оформления выполнили архитекторы Д. Н. Чечулин при участии А. Ф. Тархова (станционный зал), А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский (ныне демонтированный наземный вестибюль и вестибюль в здании Казанского вокзала), А. В. Щусев и В. С. Варванин (общий наземный вестибюль со станцией «Комсомольская» Кольцевой линии, 1952). «Комсомольская» представляет собой трёхпролётную станцию мелкого заложения с галереями-балконами, дополнительно соединёнными над серединой платформы поперечным мостиком с двумя лестничными сходами. В 1941 г. Д. Н. Чечулин получил за архитектурный проект станции Сталинскую премию 1-й степени.
Жилые сооружения
Свиблово
Сви́блово, усадебный комплекс в Москве. Расположен на северо-востоке города, на левом берегу реки Яуза. Село упоминается с начала 15 в. Сохранились: церковь Живоначальной Троицы с колокольней (1708; конец 18 в.), двухэтажный с мезонином главный дом (1780-е – 1820-е гг.), восточный и западный флигели (конец 18 в.; воссозданы в 1980-е гг.), людской флигель (1820-е гг.). Церковь имеет статус Патриаршего подворья; в усадьбе размещаются Православная школа имени преподобного Сергия Радонежского, воскресная школа, музейные экспозиции, Музей колоколов.
Церковь Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово в Москве. 1708. Колокольня конца 18 в.
Инженерные сооружения
«Красные Ворота» (станция метро)
«Кра́сные Воро́та», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Инженер-конструктор станции – А. Ф. Денищенко, архитектурное оформление станционного зала разработал в русле «пролетарской классики» И. А. Фомин в соавторстве с Н. Н. Андриканисом, проект южного наземного вестибюля выполнил Н. А. Ладовский, проект северного вестибюля, размещённого в высотном здании, – А. Н. Душкин и Б. С. Мезенцев (реализован в 1948–1952). «Красные Ворота» (наряду со станцией «Охотный Ряд») – первая в мировой практике метростроения пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.
Николай Ладовский. Наземный павильон станции метро «Красные Ворота», Москва. 1935
Административные сооружения
Реставрация зданий Московского Кремля в 1990-е гг.
Реставрация зданий Московского Кремля в 1990-е гг. В 1993 г. по указу президента Б. Н. Ельцина начались реконструкционные работы в зданиях Московского Кремля, претерпевших значительные переделки в советское время. В 1993 г. снесено здание столовой, пристроенное к Грановитой палате в 1934 г., и на его месте к июню 1994 г. восстановлено Красное крыльцо (архитектор Н. Г. Мухин, 13-я мастерская «Моспроекта-2»).
Ансамбль Соборной площади Кремля, Москва. Конец 15 в.
Инженерные сооружения
«Красносельская» (станция метро)
«Красносе́льская», станция Сокольнической (1-й) линии Московского метрополитена, памятник российской архитектуры. Открыта 15 мая 1935 г. в составе первой очереди столичного метрополитена. Первоначальный проект станции (авторы – сотрудники «Метропроекта» архитектор Л. А. Шагурина и инженер-конструктор В. И. Дмитриев) определил её объёмно-пространственное решение; в остальном был реализован выбранный по итогам конкурса проект архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова, В. Ф. Скаржинского (позднее выбыл из авторского коллектива) и художника Я. Д. Ромаса. Сооружённая из монолитного железобетона, «Красносельская» представляет собой двухпролётную станцию мелкого заложения. По центру платформы шириной 8 м расположен ряд 10-гранных колонн. Трапециевидный в плане наземный павильон выходит на Краснопрудную улицу.
Наземный павильон станции метро «Красносельская», Москва. Фото: Илья Сосфенов. Конец 1930-х гг.
Религиозные сооружения
Храм Христа Спасителя
Храм Христа́ Спаси́теля, кафедральный собор Русской православной церкви в честь Рождества Христова. Возведён в Москве по проекту архитектора К. А. Тона (заложен в 1839, освящён в 1883, уничтожен в 1931). Сооружён в русско-византийском стиле в знак благодарности за победу русского народа в Отечественной войне 1812 г. Наиболее масштабный памятник архитектуры и монументально-декоративного искусства эпохи историзма в России. В 1994–2000 гг. с применением современных технологий и материалов выстроено новое здание собора (авторский коллектив: М. М. Посохин, З. К. Церетели и др.).
Храм Христа Спасителя, Москва
Общественные сооружения
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе. Для того чтобы стать «портом пяти морей», Москва получила в 1930-х гг. сразу два речных вокзала, причём главный, ныне Северный, назывался изначально Химкинским, а второй, рассчитанный на более скромный пассажиропоток, – Московским (ныне Южный). В отличие от Северного, ставшего одной из ключевых достопримечательностей столицы, Южный речной вокзал оставался на вторых ролях и дважды менял место дислокации. Хотя он не служил «парадными воротами» города, вокзал отвечал за сообщение с Горьким (ныне Нижний Новгород) и Уфой, а также с пригородными районами в нижнем течении Москвы-реки. Современное здание вокзала расположено на левом берегу Новинского рукава недалеко от Нагатинского затона, в искусственном спрямлении русла Москвы-реки.
Вид на Южный речной вокзал, Москва. Фото сделано в 2023
Общественные сооружения
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых
Северный речной вокзал в Москве: путешествие и отдых. Канал Москва – Волга (ныне канал имени Москвы) стал образцовой стройкой 2-й половины 1930-х гг. наряду с Московским метрополитеном и Дворцом Советов. Он должен был не только обеспечить столицу СССР волжской питьевой водой, но и сделать её «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского. Поэтому речному вокзалу на Химкинском водохранилище (в первые годы после открытия известному под названием Химкинский, затем – Северный) как точке отправления и прибытия пассажирских судов уделялось особое внимание.
Вечерний вид на Северный речной вокзал, Москва
Жилые сооружения
Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве
Поиски национального стиля: доходный дом Перцовой в Москве. В ноябре 1902 г. Пётр Николаевич Перцов (1857–1937), инженер путей сообщения, общественный деятель и коллекционер, посетил возведённый по эскизам В. М. Васнецова дом своего друга, мецената И. Е. Цветкова (позже дом вместил Цветковскую галерею). Именно здесь, в особняке на Пречистенской набережной, у Перцова родилась идея строительства доходного дома «в русском стиле» с видом на Московский Кремль (в начале 20 в. «русским стилем» называли новое направление в архитектуре – существовавший в рамках модерна неорусский стиль), которую и реализовали в 1906–1907 гг. (Перцов. 2017. С. 313).
Деталь декора доходного дома Перцовой, Москва. 1906–1907. Архитекторы Николай Жуков, Борис Шнауберт. Художник Сергей Малютин
1
2
3