Москва. Градостроительство, архитектура и изобразительное искусство
Градострои́тельство, архитекту́ра и изобрази́тельное иску́сство Москвы́. К 1156 г. относится строительство первой крепости (ядра будущего Московского Кремля), вокруг которой в дальнейшем формировалось поселение. В 1-й половине 14 в. были сооружены первые каменные храмы и дубовые крепостные стены, а уже во 2-й половине возведён белокаменный Кремль. В 14–15 вв. на окраинах города были основаны многочисленные монастыри, среди которых Андроников, Крестовоздвиженский, Сретенский. Начиная с 15 в. складывалась радиально-кольцевая планировка города. На рубеже 15–16 вв. в Москве работали итальянские зодчие, преобразившие архитектурный облик Кремля. В это же время возникла и площадь, впоследствии получившая название Красной. В 16 в. строились новые городские укрепления: Китай-город, Белый город и Скородом (с 17 в. Земляной город). Градостроительство Москвы начала 17 в. во многом связано с восстановлением города после событий Смутного времени. Радикальные изменения в структуре города связаны с европеизацией, начатой Петром I, однако перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург замедлил её развитие, возобновившееся лишь в эпоху Екатерины II во 2-й половине 18 в. Две трети построек погибло в московском пожаре 1812 г. Восстановление города в классицистическом духе, продолжавшееся вплоть до середины 19 в., сменилось временем эклектики и историзма, совпавшим со строительным бумом и придавшим архитектурному облику города небывалое многообразие. Первая мировая война замедлила развитие Москвы. После Октябрьской революции 1917 г. ей был возвращён статус столицы, а новая государственная идеология во многом определила развитие архитектуры: возведение новых построек сопровождалось массовым уничтожением старых, преимущественно религиозных. Поиски авангарда конца 1920-х – начала 1930-х гг. пресеклись с обращением к архитектурной традиции в сталинскую эпоху, отмеченную огромным размахом строительства. Возврат к тенденциям модернизма в середине 1950-х гг. выразился в обновлении и «очищении» архитектурных форм. В это время началось массовое жилое строительство, значительно расширились границы Москвы – вплоть до Кольцевой автодороги. 1990-е гг. связаны с возрождением утраченного в советские годы архитектурного наследия и активным участием в архитектурно-градостроительном процессе частных предпринимателей. В 21 в. активно развивается транспортная инфраструктура, территория города значительно увеличилась (т. н. Новая Москва), возводятся новые научные и культурные комплексы, жилые районы.