Нефф Тимофей Андреевич
Нефф Тимофе́й Андре́евич (настоящие имя и фамилия Карл Тимолеон фон Нефф, Carl Timoleon von Neff) [2(14).10.1804, Пюсси, Эстляндская губерния, Российская империя, ныне Эстония – 24.12.1876 (5.1.1877), Санкт-Петербург], российский живописец, академик (1839) и профессор (1849) Императорской Академии художеств.
Внебрачный сын учительницы французского языка; воспитывался в семье прибалтийских немцев. Учился у К. фон Кюгельгена, Ф. де ла Троба (1820-е гг.); в Академии художеств в Дрездене (1824–1825) у Ф. Хартмана и Х. фон Ауэ. В 1825–1826, 1835–1837 и в 1842–1843 гг. жил в Риме, где испытал влияние назарейцев.
В 1827 г. приехал в Санкт-Петербург; в 1832 г. получил звание придворного живописца. Исполнял жанровые произведения «национальной» тематики, стилистически близкие итальянским работам К. П. Брюллова: «Две девушки в национальных костюмах» (1838, Русский музей, далее – ГРМ), «Девушка-черногорка» (1839), «Эстонская крестьянка, кормящая кур» (начало 1840-х гг., обе – Эстонский художественный музей, Таллин), «Неаполитанский пастушок на берегу моря» (1841, Третьяковская галерея, далее – ГТГ), «Две девушки в гроте» (1859, ГРМ) и др.
Особую известность приобрёл благодаря женским портретам, преимущественно членов императорской семьи и аристократов (великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны, 1838, ГРМ; великой княгини Марии Николаевны, 1846, ГТГ, и 1866, Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург; княгини Т. Б. Потёмкиной, 1840-е гг., ГРМ, и др.). Их отличает мягкость «рафаэлевской» линии, некоторая заглаженность, манерность формы, повышенная декоративность колорита.
Один из последних представителей «романтического этапа» в развитии русского религиозного искусства 19 в., писал моленные образы (ориентируясь на «русско-византийское» направление в живописи) для малой церкви Зимнего дворца (1839), Исаакиевского собора (в том числе для главного иконостаса; оба – в Санкт-Петербурге), храма Христа Спасителя в Москве (1860–1875; в том числе свыше 30 икон для главного иконостаса), часовни на месте кончины великого князя Николая Александровича в Ницце (1867), дворцовой церкви герцогини Эдинбургской в Лондоне (1875).
Преподавал в петербургской Академии художеств (1855–1864); с 1864 г. хранитель картинной галереи императорского Эрмитажа.