Алтарь
Алта́рь (лат. altaria), священное место жертвоприношения.
В архаических и этнических религиях
В архаических и этнических религиях обычно природное или искусственное возвышение (из камня, земляная насыпь), реже – углубление или выделенное как-либо ровное место. Как правило, представлял собой символический центр поселения или жилища. Одним из прообразов алтаря был домашний очаг. Иногда алтарями служили особо почитаемые природные объекты.
Алтарь в святилище Таршин, Мальта. Неолит.Древнейшими алтарями можно считать палеолитические жертвенники (хранилища медвежьих черепов в Драхенлохе; возможно, ямы с женскими статуэтками и другими предметами Костёнковских стоянок и т. п.). С развитием культовой архитектуры в поселениях Древнего Востока эпохи неолита – раннего бронзового века становятся известны алтари в виде возвышений, иногда – со специфическим оформлением (скульптура, бычьи рога и т. п.), в сочетании с ритуальными очагами и др. В очертаниях древнеегипетских алтарей нередко воспроизводился иероглиф с условным изображением хлеба на циновке, означающий жертвоприношение (алтарь из розового гранита в храме бога Амона-Ра в Карнаке, 2-я половина 15 в. до н. э.), также известны массивные каменные сооружения с торжественным подъёмом по пандусам или широким лестницам (алтарь Ра-Хорахти на верхней террасе заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, начало 15 в. до н. э.). В брахманистских текстах («Шатапатха брахмана», около 12–8 вв. до н. э.) описано устройство алтаря, имеющего в плане очертания сокола с распростёртыми крыльями и предназначавшегося для ритуала жертвоприношения Соме. На рельефах и печатях ахеменидского Ирана (в том числе из Персеполя, 6–4 вв. до н. э.) изображены ступенчатые алтари, где возжигался священный огонь (подобные алтари найдены на юго-западе страны).
В Древней Греции эллинистического периода и в Древнем Риме сооружались монументальные алтари с колоннадами, лестницами, мраморными рельефами, посвящённые богам (Большой алтарь Зевса в Пергаме, около 181–159 до н. э.), героям, обожествляемым императорам (Алтарь мира в Риме, 13–9 до н. э.). Витрувий (1 в. до н. э.) указывал, что алтарь надлежит ориентировать на восток. Небольшие алтари в форме колонки или столпообразного постамента предназначались для воскурения фимиама, иногда снабжались посвятительными надписями, в некоторых случаях – рельефными изображениями донаторов.
Алтарь Xрама Неба в Пекине. 1530. Реконструирован в 1749.В древнем и средневековом Китае алтарь служил местом вознесения молитв Небу и Земле, имел форму круглой или квадратной в плане многоступенчатой террасы (на горе Тайшань, период Хань; беломраморный Круглый алтарь Храма Неба в Пекине, 1530). Алтарь буддийского храма символически связан с космической горой Меру (иногда изображает её), представляет собой возвышение со статуями божеств и подношениями в виде благовоний, зажжённых свечей, цветов.
В библейской традиции
В Священном Писании словом «алтарь» (в том числе в славянских переводах) обозначается специально созданное возвышение для принесения на нём жертв Всевышнему (2 Пар 26:16; Пс 50:21, 83:4 и др.). Согласно библейским текстам, в храме Соломона находился медный алтарь для всесожжений и «золотой жертвенник» для воскурений (2 Пар 4:1; Исх 30:1–5, 37:25–28; 3 Цар 7:48).
В христианской традиции
Алтарь в катакомбах Святой Агнессы в Риме. 4 в.В западной традиции словом «алтарь» обычно называется стол для принесения евхаристической жертвы – престол, в православной восточной термин закрепился за той частью храма, где находится престол и которая называется также алтарным пространством. Раннехристианские алтари имели форму стола (настенное изображение в катакомбах Святого Калликста в Риме, 3 в.), полого куба над почитаемыми реликвиями, также каменного блока. В соборе Святого Петра в Риме был установлен серебряный, украшенный драгоценными камнями алтарь с пирамидальным киворием на четырёх колоннах (дар императора Константина, 4 в.).
В интерьере православной церкви алтарь всегда расположен в восточной половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Джованни Лоренцо Бернини. Киворий над алтарём в соборе Святого Петра в Ватикане. 1623–1634. Рождественская месса 1980-х гг.Уже с 3 в. алтари стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, в поздневизантийской и русской традиции развившаяся в иконостас. В католической традиции главный, т. н. высокий алтарь располагается на возвышении в восточной оконечности храма (обычно в апсиде), дополнительный – в боковых капеллах, под сенью или в нише. Наибольшее развитие формы алтаря получают в эпоху барокко, отличаясь монументальностью (киворий над высоким алтарём в соборе Святого Петра в Риме, архитектор Дж. Бернини, 1623–1634), нередко образуя единое целое с алтарным образом и архитектурным обрамлением (например, в работах братьев Азам).
В пространстве алтаря, кроме святого престола, над которым может устраиваться надпрестольная сень (в храме Христа Спасителя в Москве – в форме шатровой церкви), обязательно вдоль дуги апсиды располагается одно- или многоступенчатая скамья (синтрон, слав. – сопрестолие) с епископским местом посередине (кафедра, горнее место). У горнего места обычно расположены семисвечник, запрестольные крест и образы. В предалтарной части, вдоль боковых (диаконских) и центральных (святых, царских) врат, проходит дорожка-солея (в ранне- и средневизантийских храмах располагалась не поперёк оси храма, перед алтарём, а соединяла алтарь с амвоном, находившимся в центре храма). С севера к алтарю примыкает жертвенник – помещение, в котором совершается проскомидия, а с юга – дьяконник (или ризница), в котором хранятся литургические облачения и богослужебные книги. В византийских и западноевропейских традициях под алтарём могла находиться крипта, на Руси иногда устраивался подклет. Стены алтаря и сводчатые завершения апсид принято украшать мозаиками или фресками. В протестантских церквах один алтарь. С 17 в. распространяются ярусные сооружения с алтарём и проповеднической кафедрой или органом над ним.
По канонам православной церкви в пространство алтаря разрешается входить только священно- и церковнослужителям, но на практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (в женских монастырях – для немолодых монахинь). Правом причащаться в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари. В символических толкованиях православного храма алтарь уподобляется небу, раю, Святая святых ветхозаветного храма; особое почитание алтаря связано с тем, что это место совершения евхаристии.
В современной церковной архитектуре западно-христианских конфессий заметна тенденция к простоте и строгости оформления алтарей (в проектах А. Аалто, Ле Корбюзье и др.). В 19 – начале 20 вв. тема античного алтаря использовалась в проектах некоторых монументов (памятник Виктору Эммануилу II с Алтарём отечества в Риме, архитектор Дж. Саккони, 1885–1911).