Алтарь
Алта́рь (лат. altaria), священное место жертвоприношения.
В архаических и этнических религиях
В архаических и этнических религиях обычно природное или искусственное возвышение (из камня, земляная насыпь), реже – углубление или выделенное как-либо ровное место. Как правило, представлял собой символический центр поселения или жилища. Одним из прообразов алтаря был домашний очаг. Иногда алтарями служили особо почитаемые природные объекты.
Древнейшими алтарями можно считать палеолитические жертвенники (хранилища медвежьих черепов в Драхенлохе; возможно, ямы с женскими статуэтками и другими предметами Костёнковских стоянок и т. п.). С развитием культовой архитектуры в поселениях Древнего Востока эпохи неолита – раннего бронзового века становятся известны алтари в виде возвышений, иногда – со специфическим оформлением (скульптура, бычьи рога и т. п.), в сочетании с ритуальными очагами и др. В очертаниях древнеегипетских алтарей нередко воспроизводился иероглиф с условным изображением хлеба на циновке, означающий жертвоприношение (алтарь из розового гранита в храме бога Амона-Ра в Карнаке, 2-я половина 15 в. до н. э.), также известны массивные каменные сооружения с торжественным подъёмом по пандусам или широким лестницам (алтарь Ра-Хорахти на верхней террасе заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, начало 15 в. до н. э.). В брахманистских текстах («Шатапатха брахмана», около 12–8 вв. до н. э.) описано устройство алтаря, имеющего в плане очертания сокола с распростёртыми крыльями и предназначавшегося для ритуала жертвоприношения Соме. На рельефах и печатях ахеменидского Ирана (в том числе из Персеполя, 6–4 вв. до н. э.) изображены ступенчатые алтари, где возжигался священный огонь (подобные алтари найдены на юго-западе страны).
В Древней Греции эллинистического периода и в Древнем Риме сооружались монументальные алтари с колоннадами, лестницами, мраморными рельефами, посвящённые богам (Большой алтарь Зевса в Пергаме, около 181–159 до н. э.), героям, обожествляемым императорам (Алтарь мира в Риме, 13–9 до н. э.). Витрувий (1 в. до н. э.) указывал, что алтарь надлежит ориентировать на восток. Небольшие алтари в форме колонки или столпообразного постамента предназначались для воскурения фимиама, иногда снабжались посвятительными надписями, в некоторых случаях – рельефными изображениями донаторов.
В древнем и средневековом Китае алтарь служил местом вознесения молитв Небу и Земле, имел форму круглой или квадратной в плане многоступенчатой террасы (на горе Тайшань, период Хань; беломраморный Круглый алтарь Храма Неба в Пекине, 1530). Алтарь буддийского храма символически связан с космической горой Меру (иногда изображает её), представляет собой возвышение со статуями божеств и подношениями в виде благовоний, зажжённых свечей, цветов.
В библейской традиции
В Священном Писании словом «алтарь» (в том числе в славянских переводах) обозначается специально созданное возвышение для принесения на нём жертв Всевышнему (2 Пар 26:16; Пс 50:21, 83:4 и др.). Согласно библейским текстам, в храме Соломона находился медный алтарь для всесожжений и «золотой жертвенник» для воскурений (2 Пар 4:1; Исх 30:1–5, 37:25–28; 3 Цар 7:48).
В христианской традиции
В западной традиции словом «алтарь» обычно называется стол для принесения евхаристической жертвы – престол, в православной восточной термин закрепился за той частью храма, где находится престол и которая называется также алтарным пространством. Раннехристианские алтари имели форму стола (настенное изображение в катакомбах Святого Калликста в Риме, 3 в.), полого куба над почитаемыми реликвиями, также каменного блока. В соборе Святого Петра в Риме был установлен серебряный, украшенный драгоценными камнями алтарь с пирамидальным киворием на четырёх колоннах (дар императора Константина, 4 в.).
В интерьере православной церкви алтарь всегда расположен в восточной половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Уже с 3 в. алтари стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, в поздневизантийской и русской традиции развившаяся в иконостас. В католической традиции главный, т. н. высокий алтарь располагается на возвышении в восточной оконечности храма (обычно в апсиде), дополнительный – в боковых капеллах, под сенью или в нише. Наибольшее развитие формы алтаря получают в эпоху барокко, отличаясь монументальностью (киворий над высоким алтарём в соборе Святого Петра в Риме, архитектор Дж. Бернини, 1623–1634), нередко образуя единое целое с алтарным образом и архитектурным обрамлением (например, в работах братьев Азам).
В пространстве алтаря, кроме святого престола, над которым может устраиваться надпрестольная сень (в храме Христа Спасителя в Москве – в форме шатровой церкви), обязательно вдоль дуги апсиды располагается одно- или многоступенчатая скамья (синтрон, слав. – сопрестолие) с епископским местом посередине (кафедра, горнее место). У горнего места обычно расположены семисвечник, запрестольные крест и образы. В предалтарной части, вдоль боковых (диаконских) и центральных (святых, царских) врат, проходит дорожка-солея (в ранне- и средневизантийских храмах располагалась не поперёк оси храма, перед алтарём, а соединяла алтарь с амвоном, находившимся в центре храма). С севера к алтарю примыкает жертвенник – помещение, в котором совершается проскомидия, а с юга – дьяконник (или ризница), в котором хранятся литургические облачения и богослужебные книги. В византийских и западноевропейских традициях под алтарём могла находиться крипта, на Руси иногда устраивался подклет. Стены алтаря и сводчатые завершения апсид принято украшать мозаиками или фресками. В протестантских церквах один алтарь. С 17 в. распространяются ярусные сооружения с алтарём и проповеднической кафедрой или органом над ним.
По канонам православной церкви в пространство алтаря разрешается входить только священно- и церковнослужителям, но на практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (в женских монастырях – для немолодых монахинь). Правом причащаться в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари. В символических толкованиях православного храма алтарь уподобляется небу, раю, Святая святых ветхозаветного храма; особое почитание алтаря связано с тем, что это место совершения евхаристии.
В современной церковной архитектуре западно-христианских конфессий заметна тенденция к простоте и строгости оформления алтарей (в проектах А. Аалто, Ле Корбюзье и др.). В 19 – начале 20 вв. тема античного алтаря использовалась в проектах некоторых монументов (памятник Виктору Эммануилу II с Алтарём отечества в Риме, архитектор Дж. Саккони, 1885–1911).