Померанцев Александр Никанорович
Помера́нцев Алекса́ндр Никано́рович [30.10(11.11).1849, Москва – ноябрь 1918, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский архитектор, академик архитектуры (1887) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств.
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1874) и Академию художеств в Санкт-Петербурге (1877). В качестве пенсионера Академии художеств посетил Италию, Францию и Швейцарию (1879–1887). В Палермо выполнил обмеры Палатинской капеллы, впоследствии изданные Академией художеств (1890). Работал в русле эклектики и исторических стилей. Первой постройкой стала деревянная Никольская церковь в подмосковном селе Федоскино (1877). Померанцев выиграл конкурс на проект нового здания Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве (осуществлён в 1889–1893, ныне Государственный универсальный магазин, ГУМ): эта работа соединила присущий эпохе пространственный размах и дерзость современной инженерной мысли (лёгкие конструкции перекрытий спроектированы, изготовлены и запатентованы Санкт-Петербургским металлическим заводом), в ней Померанцев воплотил собственную версию русского стиля, где формы посадского храмостроения Москвы и Ярославля 17 в. обрели монументальность, напоминающую итальянские ренессансные палаццо (не в последнюю очередь благодаря габаритам здания и укрупнению масштаба деталей). Эта стилистика затем была применена архитектором в церкви Святого Димитрия Солунского в Берёзовке близ Липецка (1893–1897), где ясно проявилась эклектичность творческого метода Померанцева, сочетавшего элементы древнерусского зодчества с неороманским стилем и неоренессансом.
Главный архитектор Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896), для которой разработал генплан и проекты основных павильонов: Главного, Машинного, Среднеазиатского, Искусств (все – не сохранились; конструкции павильона Искусств перенесены в Санкт-Петербург и использованы при строительстве Народного дома Николая II); во всех них использовались конструкции производства Санкт-Петербургского металлического завода.
Период творческого расцвета Померанцева пришёлся на 1890–1900-е гг., причём работы архитектора демонстрируют широту его стилистических поисков, отнюдь не ограниченных рамками русского стиля. К произведениям Померанцева, выполненным в различных исторических стилях, относятся особняк Н. В. Спиридонова в Санкт-Петербурге (1895–1896), Дума и Городской дом в Ростове-на-Дону (1895–1896), здание Синодального училищного совета и школы с церковью Святого Александра Невского в Санкт-Петербурге (1898–1900), церковь Святого Александра Невского в Челябинске (1907). На рубеже 19–20 вв. обратился к формам вошедшего в моду стиля модерн в сооружениях Малого кольца Московской окружной железной дороги (1898–1908, сохранились частично). По проекту Померанцева (создан на основе плана архитектора И. С. Богомолова) в Софии был возведён грандиозный храм-памятник Александра Невского в неовизантийском стиле. В 1910 г. Померанцев создал проект реконструкции Николаевского вокзала (ныне Московский вокзал) в Санкт-Петербурге (не реализован).
Крупнейшим культовым сооружением Померанцева в русском стиле должен был стать спроектированный им совместно с В. М. Васнецовым 9-главый собор Святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (храм-памятник освобождению крестьян; строился в 1911–1917, не завершён, разобран в 1950-х гг.). Создал совместно со скульптором А. М. Опекушиным памятник императору Александру III у подножия храма Христа Спасителя (1912, не сохранился).
Член Московского археологического общества (1890). Преподавал в петербургской Академии художеств (адъюнкт-профессор, 1888; профессор-руководитель архитектурного класса, 1892; руководитель Высшего художественного училища, 1894; ректор, 1899–1900), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899–1907) и в Училище изящных искусств А. О. Гунста.