Иофан Борис Михайлович
Иофа́н Бори́с Миха́йлович (Борис Моисеевич Иофан) [16(28).4.1891, Одесса – 11.3.1976, Барвиха, Московская область], российский архитектор, член Союза архитекторов СССР (с 1932), член президиумов правления Союза архитекторов СССР и Академии архитектуры СССР (1935), академик архитектуры (1939), почётный член-корреспондент Королевского института британских архитекторов (с 1948), заслуженный строитель РСФСР (1966), народный архитектор СССР (1970).
Родился в еврейской семье. Отец служил швейцаром. Брат, Дмитрий Михайлович Иофан (1885–1961), – архитектор; сестра, Софья Михайловна Иофан, – мастер декоративно-прикладного искусства.
Учился в Одесском художественном училище имени Великого князя Владимира Александровича (1903–1911; с 1903 на живописном отделении, с 1908 – на архитектурном) у живописцев К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского и скульптора Л. Д. Иорини. В 1911 г. получил утверждённый Императорской Академией художеств диплом и звание техника-архитектора. В 1912–1914 гг. работал в Санкт-Петербурге в качестве помощника архитекторов И. И. Долгинова и А. О. Таманяна, также занимался архитектурной практикой под руководством своего брата Д. М. Иофана.
В начале 1914 г. уехал в Париж, затем в Италию. Учился в Риме в Королевском институте изящных искусств (1914–1916), также окончил Инженерную школу при этом институте (1916–1919). Изучал памятники Древнего Рима, Возрождения и барокко. Среди его учителей – архитекторы Г. Джованнони, М. Манфреди. После окончания обучения работал помощником в мастерской архитектора А. Бразини, сотрудничал с архитектором-инженером Дж. Либери. В Италии сформировались основы творческого метода Иофана: модернизация приёмов классической архитектуры для создания новых форм, отвечавших требованиям современности, использование ордера в качестве основы композиционной структуры фасада. Среди построек, реализованных в Италии, – жилые дома в районе Монтеверде в Риме (1916), лицей в Аквиле (1916–1917, совместно с инженером Дж. Либери), капелла Амброджи на кладбище Верано в Риме (1918), больница в Перудже (1920–1921), колумбарий в Нарни (1921), электростанция «Аквория» в Тиволи (1925–1928).
Особую роль в творчестве Иофана сыграл проект Посольства СССР в Риме (1922). Хотя он не был реализован, этот заказ явился свидетельством расположения и интереса к молодому архитектору со стороны советской власти. Когда в 1924 г. в Рим приехал заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР (СНК СССР) А. И. Рыков, именно к Иофану, который хорошо знал город, свободно говорил на итальянском языке и состоял в Итальянской коммунистической партии (с 1921; был знаком с А. Грамши, П. Тольятти), обратились представители советского посольства с просьбой выступить в роли сопровождающего. Эта встреча стала знаковой для профессиональной карьеры архитектора: Рыков убедил Иофана переехать в СССР, пообещав ему крупные государственные заказы.
В 1924 г. Иофан вместе с женой Ольгой Фабрициевной Сассо-Руффо (по первому мужу Огарёва; впоследствии Иофан; 1883–1961) приехал в Москву. Его первые проекты в СССР – рабочий посёлок Штеровской ГРЭС в Донбассе (1924–1925), решённый как «город-сад», и квартал опытно-образцовых домов на Русаковской улице в Москве (1925, совместно с Д. М. Иофаном) с глубокими лоджиями и полукруглыми арками – выполнены под очевидным влиянием итальянского опыта. В 1925–1927 гг. работал главным архитектором «Стройдомбюро» (Москва), в 1926–1928 гг. – главным архитектором Научно-технического управления ВСНХ СССР.
Проекты Иофана 1920-х гг., основанные на изучении авангардной архитектуры: частично реализованный учебный городок Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева в Москве (1927–1931), клинический санаторий в посёлке Барвиха в Московской области (1929–1934), проекты зданий Комитета стандартов при СНК СССР, Государственной научно-технической библиотеки ВСНХ СССР (оба – 1930–1931, в Москве), загородных домов (конец 1920-х гг.). Вместе с тем классическое наследие имело важное значение для Иофана и находило отражение в его работах. В духе ретроспективизма решены опытная станция Химического института имени Л. Я. Карпова (1926–1927) и проект жилого комплекса с универмагом на улице Большая Лубянка (1928, оба – в Москве).
Вскоре после прибытия в СССР Иофан получил свой первый крупный государственный заказ – проект Дома ЦИК и СНК СССР на улице Серафимовича в Москве (известен как Дом правительства, Дом на набережной; 1927–1931, совместно с Д. М. Иофаном). Он предназначался для членов правительства и являлся одним из первых многофункциональных жилых комплексов столицы. Его 10- и 11-этажные жилые корпуса формировали квартал с тремя внутренними дворами. В больших просторных квартирах (более 500) имелись все необходимые удобства, недоступные для рядовых советских граждан: центральное отопление, газовые плиты и холодные шкафы, мусоропровод (в кухне), пассажирские и грузовые лифты, меблировка по проекту Иофана. Жилой комплекс включал также учреждения культурно-бытового обслуживания: кинотеатр «Ударник», клуб имени А. И. Рыкова (ныне Московский государственный театр Эстрады), библиотеку, универмаг, столовую, поликлинику, спортивный зал, детский сад и ясли, прачечную, парикмахерскую, почтовое отделение, сберкассу и др. В проекте Дома на набережной проявился творческий метод Иофана: сочетание таких новаторских конструктивных решений, как раздвижная крыша кинотеатра «Ударник», и классических мотивов, например портик главного фасада клуба. Возведение этого комплекса потребовало от архитектора решения сложных градостроительных, инженерных и технических задач и показало уровень его строительного и организаторского мастерства.
Период 1930–1940-х гг. – время взлёта карьеры Иофана. Самым знаменитым проектом архитектора стал нереализованный Дворец Советов – наиболее грандиозный замысел советской эпохи. Его планировали возвести на месте храма Христа Спасителя, взорванного 5 декабря 1931 г. В том же году был объявлен конкурс на проектирование среди советских и зарубежных архитекторов. На всех его этапах лидировал Иофан, бывший также одним из его организаторов; он работал над проектом Дворца Советов до 1956 г. На открытом всесоюзном конкурсе 1931 г. три проекта – Б. М. Иофана, И. В. Жолтовского и американского архитектора Г. Гамильтона – были удостоены высших премий. На двух закрытых этапах конкурса (1932–1933) жюри признало вариант Иофана одним из наиболее удачных и после доработок в соавторстве с архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом приняло к осуществлению. В 1932–1954 гг. Иофан был заместителем начальника и главным архитектором Управления строительства Дворца Советов. Сооружение должно было стать самым высоким на тот момент зданием мира, достигнув высоты 415 м. Оно представляло собой многоярусное центрическое сооружение, состоящее из массивного стилобата и водружённых друг на друга цилиндрических объёмов, сужающихся по мере возрастания высоты и увенчанных скульптурой В. И. Ленина. Во Дворце Советов должны были разместиться амфитеатр Большого зала на 21 тыс. человек, Малый зал на 6 тыс. человек, зал Конституции, зал Героики Гражданской войны 1917–1922 гг. и др. Для того чтобы обеспечить главную стройку страны всем необходимым, была организована целая отрасль строительной индустрии: действовали механический и керамзитобетонный заводы, работали научные лаборатории по оптике и акустике, по разработке стали и кирпичей, была построена автономная ветка железной дороги. В 1937 г. началось строительство, к 1939 г. заложили фундамент на глубине 20 м, однако работы остановила Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Конкурс на Дворец Советов стал важным рубежом в стилевом развитии советской архитектуры, ознаменовав отказ от линии авангарда в пользу традиционалистских течений, а Иофан стал выразителем стиля советской архитектуры 1930-х – начала 1950-х гг. В 1957–1959 гг., после решения о переносе места строительства на юго-запад Москвы, состоялся ещё один конкурс на проект Дворца Советов, и Иофан принял участие в первом туре (1957–1958). Однако конкурс не принёс приемлемого результата, и работы остановили. Тем не менее проектирование Дворца Советов оказало влияние на развитие советской архитектуры и градостроительства Москвы.
Успех и мировое признание Иофану принесли павильоны СССР для Всемирных выставок в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Архитектурное решение павильона в Париже основывалось на идее восходящего движения последовательно расположенных горизонтальных объёмов. Каждый из них был выше предыдущего, а завершала композицию вертикальная доминанта главного входа, который венчала скульптурная группа «Рабочий и колхозница» (нержавеющая сталь, 1935–1937, скульптор В. И. Мухина; ныне – перед северным входом на Выставку достижений народного хозяйства в Москве, реставрирована в 2000-х гг.). За советский павильон в Париже Иофан получил золотую медаль и диплом «Гран-при» Всемирной выставки, орден Трудового Красного Знамени (1938) и Сталинскую премию 2-й степени (1941), за павильон в Нью-Йорке (совместно с К. С. Алабяном; наверху установлена статуя из нержавеющей стали «Рабочий» скульптора В. А. Андреева, высота 17 м) – звание почётного гражданина города.
Среди неосуществлённых проектов Иофана 1930–1940-х гг., выполненных на стыке модернизированной неоклассики и ар деко, – проекты зданий Наркомтяжпрома в Зарядье (1935–1936, в соавторстве с архитектором А. И. Баранским), Народного комиссариата иностранных дел (1944), полиграфического комбината и редакции газеты «Известия» рядом с Киевским вокзалом (1940, все – в Москве). В 1939–1944 гг. по его проекту построена станция Московского метрополитена «Бауманская» (проектное название – «Спартаковская»).
В начале Великой Отечественной войны Иофан принимал участие в работах по маскировке Московского Кремля (1941, совместно с художником Ф. Ф. Федоровским). Ещё в годы войны, применяя свой опыт и познания в сфере градостроительства, он активно включился в работу по восстановлению разрушенных городов – Сталинграда (ныне Волгоград) и Новороссийска. Согласно проекту для Сталинграда (1943–1946, совместно с архитекторами А. И. Баранским, А. И. Поповым-Шаманом, Е. Н. Стамо), центральная, промышленная и северная части города соединялись между собой озеленённой автострадой, вдоль которой в будущем предполагалось строительство жилых и общественных зданий. В генеральном плане Новороссийска (1943–1946) планировалось чёткое разграничение промышленных и селитебных зон, создание посёлков при заводах со своим небольшим центром, парком и клубом. Для обоих планов реконструкции характерна большая повествовательность и парадность образного решения. В 1943 г. Иофан также работал над проектом восстановления Театра имени Е. Вахтангова в Москве (реконструирован в 1946–1947, архитектор П. В. Абросимов), в первоначальное здание которого – особняк В. П. Берга (1873, архитектор А. С. Каминский) – в 1941 г. попала бомба.
Отдельную тему в творчестве Иофана представляет проектирование мемориальных сооружений, посвящённых Великой Отечественной и Гражданской войнам (все они не реализованы): проекты памятника Сталинградской битве 1942–1943 гг. в Сталинграде (1943), монументов Победы на Красной площади (1946) и 50-летия Октября (1967) в Москве, памятника «Город-герой» в Одессе (1966–1967).
После войны Иофан занимался проектированием высотного здания Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах (Воробьёвы горы) в Москве (МГУ; 1947–1948, совместно с архитекторами В. В. Пелевиным, Я. Б. Белопольским, А. И. Поповым-Шаманом, инженерами В. Н. Насоновым, Н. В. Никитиным). Согласно первоначальному замыслу, там предполагали разместить 32-этажный комплекс с гостиницей и жильём. Это сооружение вместе с другими сталинскими высотками должно было служить градостроительной поддержкой для так и не возведённого Дворца Советов. 3 июля 1948 г., за несколько дней до окончания проектирования, Иофана отстранили от дел. Его сменила группа архитекторов под руководством Л. В. Руднева, которая должна была в сжатые сроки – к 1 октября 1948 г. – предоставить эскизный проект. Руднев взял за основу работу Иофана, поэтому реализованное Главное здание МГУ (1949–1953) обладает сходством с первоначальным проектом.
Тему построек для образовательных учреждений продолжил проект зданий Нефтяного и Горного институтов (1949) на Калужском шоссе (ныне Ленинский проспект). Они должны были располагаться симметрично друг напротив друга, образуя парадную площадь, однако реализовано только одно – Московский нефтяной институт имени И. М. Губкина с лаконичным решением фасадов (1949–1956, в соавторстве с архитекторами С. Н. Михайловым, Л. Н. Афанасьевым, инженером Ф. М. Двосиным).
Так, с середины 1950-х гг. проекты Иофана становились более сдержанными и лаконичными, но при этом сохраняли динамику и выразительность. Стилистическая смена объяснялась постановлением Н. С. Хрущёва «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955), ознаменовавшим переход от неоклассицизма к советскому модернизму. Новый стиль возрождал поиски авангарда и учитывал инженерно-технические достижения современной западной архитектуры. В творчестве Иофана он особенно наглядно проявился во внеконкурсном проекте здания Всемирной выставки 1967 г. (1962, совместно с архитектором Ю. Е. Гальпериным) для территории комплекса Дворца Советов на Ленинских горах: это был круглый в плане павильон со сплошным остеклением фасада и подчёркнуто горизонтальной композицией объёмов. Многие московские проекты Иофана 1960–1970-х гг. стилистически уже тяготеют к модернизму и заметно отличаются от его работ предыдущих десятилетий: эскизное предложение по зданию Академии наук СССР (1973), проект музейного комплекса на Стрелке за Домом на набережной (1975–1976, все – в Москве) и др.
В 1949–1954 гг. Иофан занимался типовыми проектами сельских клубов. В 1954–1964 гг. – руководитель мастерской Моспроекта № 6. В 1954 г. он выдвинул предложение о внедрении в массовую застройку односекционных жилых домов, где квартиры сгруппированы вокруг одного узла вертикальных коммуникаций (лестниц, лифтов). Исходя из широких градостроительных возможностей, открывающихся при использовании различных комбинаций из таких домов в генеральном плане района, он занимался разработкой вариантов их планировки и этажности. Во 2-й половине 1950–1960-х гг., когда в СССР активно шло массовое жилищное строительство, Иофан осуществил свою идею на практике в виде четырёх 16-этажных односекционных домов, ритмично расположенных вдоль Щербаковской улицы в Москве (№ 5–11, 1962–1969). Он также занимался проектированием крупнопанельных многоквартирных домов, в частности с расположением по дуге, и работал над решением архитектурно-планировочных задач, связанных с реконструкцией и новым жилищным строительством в столице: первая очередь района Большой Черкизовской улицы (153 га), застройка Северного Измайлово (400 га) и Сокольников (все – 2-я половина 1950-х гг.), проект парковой магистрали, идущей от площади Коммуны (ныне Суворовская площадь) через Шереметьевскую улицу до района Останкино, включая территорию Марьиной Рощи (1954–1963, совместно с архитектором Н. Н. Улласом). С 1964 г. – постоянный член Градостроительного совета ГлавАПУ Москвы.
Последней большой работой архитектора стало возведение комплекса Института физической культуры в районе Сиреневого бульвара в Москве (1964–1971), рассчитанного на 2 тыс. человек. Он являлся частью ансамбля спортивных сооружений на территории недостроенного стадиона в Измайлово (1933–1939, архитектор Н. Дж. Колли). Первая очередь комплекса института включала пять сооружений, связанных друг с другом короткими крытыми переходами: административный, спортивный и медицинский корпуса, легкоатлетический манеж и здание с аудиториями и актовым залом. Их пространственная композиция со свободной и ясной компоновкой объёмов стилистически схожа с решением клинического санатория в Барвихе. Таким образом, в этой работе Иофан вернулся к своим проектам конца 1920-х гг.
В последние годы жизни архитектор прорабатывал различные варианты расположения памятника «Рабочий и колхозница» в Москве, рассматривая в качестве площадок Стрелку, Манежную площадь, площадь перед северным входом ВДНХ, Ленинские горы. Иофан также работал над эскизами нового постамента для памятника, однако не успел завершить начатое.
Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, за проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937; 1947, за осуществление генерального плана реконструкции столицы в связи с 800-летием Москвы; 1957, за успехи в жилищном и культурно-бытовом строительстве Москвы), Сталинская премия 2-й степени (1941, за проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937), орден Красной Звезды (1944, за проект и строительство станции Московского метрополитена «Бауманская»), медаль «За оборону Москвы» (1944), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), орден Ленина (1971, за заслуги в развитии советской архитектуры и в связи с 80-летием).