Алексий II (патриарх Московский и всея Руси)
Алекси́й II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (23.2.1929, Таллин – 5.12.2008, Москва), русский церковный деятель, патриарх Московский и всея Руси (1990–2008). Отец – потомственный дворянин Михаил Александрович Ридигер [28.5(10.6).1902–9.4.1964]; до 1917 г. учился в Училище правоведения, вскоре после Октябрьской революции 1917 г. вместе с семьёй оказался в эмиграции в Эстонии, священник (с 1940). Мать – Елена Иосифовна, урождённая Писарева [12(25).5.1902–19.8.1959], дочь полковника Российской императорской армии. В крещении получил имя в честь Алексия, человека Божия. Окончил Ленинградскую духовную семинарию (1949, по 1-му разряду), Ленинградскую духовную академию (1953, по 1-му разряду).
Биография до принятия священного сана
С 6 лет прислуживал в храме. В 1938–1939 гг. вместе с семьёй посетил Валаамский в честь Преображения Господня мужской монастырь, общался со старцами монастыря; впоследствии вспоминал о паломничестве в обитель всю жизнь. Сохранилась его переписка с монахом Иувианом (Краснопёровым) – одним из выдающихся насельников монастыря, автором монастырских летописей [опубликована в сборнике: Иувиан (Красноперов). Валаамский летописец. 1995].
В 1944 г. старший иподиакон архиепископа Нарвского (с марта 1945 – архиепископа Таллинского и Эстонского) Павла (Дмитровского). По его благословению подготовил к открытию Александро-Невский собор Таллина, в котором в мае 1945 г. возобновилось богослужение. Был алтарником и ризничим собора, затем псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквах Таллина.
В 1946 г. успешно сдал вступительные экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят по возрасту, т. к. ему было только 17 лет, а приём в духовные школы несовершеннолетних не дозволялся. В следующем году поступил сразу в 3-й класс семинарии. Во время обучения в семинарии испытал влияние профессоров А. И. Сагарды, Л. Н. Парийского, С. А. Купресова и др.
Священническое служение (1950–1961)
В 1950–1951 гг. был женат (развелись по обоюдному согласию) на однокласснице – В. Г. Алексеевой (1929 – ранее 2017), дочери Г. М. Алексеева (в монашестве Иоанн; 1892–1966), выпускника Петроградской духовной академии (1918), протоиерея (1937), епископа Таллинского и Эстонского (1955–1961), архиепископа Горьковского и Арзамасского (1961–1965).
15 апреля 1950 г. рукоположен митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) во диакона, 17 апреля – во иерея. В 1950–1957 гг. настоятель Богоявленского храма в г. Йыхви, в 1957–1961 гг. настоятель Успенского собора Тарту. В 1958 г. в поиске средств для ремонта собора приехал в Москву на приём к патриарху Алексию I (Симанскому), познакомился с ним и произвёл благоприятное впечатление. 17 августа того же года возведён в сан протоиерея. В 1959–1961 гг. благочинный Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. В 1959 г. познакомился с председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем), после чего стал участвовать в сопровождении иностранных делегаций в поездках по России.
После смерти родителей принял 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре монашеский постриг с именем Алексий в честь святителя Московского Алексия.
Епископское служение (1961–1990)
14 августа 1961 г. Священный Синод во главе с патриархом Алексием I постановил возвести иеромонаха Алексия в сан епископа Таллинского и Эстонского с поручением временно управлять Рижской епархией. 23 августа возведён в сан архимандрита, 3 сентября архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина возведён в сан епископа.
Служение в Эстонии
Первые годы архиерейского служения Алексия пришлись на пик антирелигиозной кампании Н. С. Хрущёва, во время которой эстонские власти приняли решение о закрытии Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря и «нерентабельных» приходов, в том числе кафедрального Александро-Невского собора и древнейшей в Таллине деревянной Казанской церкви. Смог добиться сохранения обители и храмов благодаря приглашениям в монастырь иностранных религиозных делегаций, созданию и публикации статей и справок о храмах, в которых подчёркивал их историческую и культурную значимость для Таллина. Особое внимание уделял устроению и укреплению Пюхтицкой обители, ставшей в конце 1960-х гг. центром духовной жизни Эстонской епархии и одним из центров монашеской жизни страны.
23 июня 1964 г. был возведён в сан архиепископа, 25 февраля 1968 г. – в сан митрополита.
Активно занимался просветительской деятельностью в Эстонской епархии, в которой по его благословению с 1965 г. издавались «Православный церковный календарь» на эстонском языке (тираж 3 тыс. экз.), Пасхальное и Рождественское послания правящего архиерея на эстонском и русских языках (тираж 300 экз.), листки для общецерковного пения на эстонском языке на богослужениях Страстной и Пасхальной седмиц, в праздник Богоявления, на вселенских панихидах, при отпевании почивших и др. (тираж более 3 тыс. экз.). С 1969 г. вёл заметки о богослужениях, которые он совершал на русском и эстонских языках. Эти заметки активно использовались патриархом при написании книги «Православие в Эстонии» (1998).
Участие в международной деятельности РПЦ до 1990 г.
Заместитель председателя ОВЦС (14 ноября 1961 – 16 декабря 1965). В связи с назначением был освобождён (12 января 1962) по собственной просьбе от управления Рижской епархией. Участник Первого Всеправославного совещания на о. Родос (1961), 3-й ассамблеи Всемирного совета церквей (ВСЦ; 1961). Член Центрального комитета ВСЦ (1961–1968), член комиссии «Вера и устройство» ВСЦ (1964–1968).
Президент Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, Швейцария, 1966). В качестве главы делегации Русской православной церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической церкви в Германии «Арнольдсхайн-2» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза евангелических церквей в ГДР «Загорск-5» (Троице-Сергиева лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989).
Член президиума (1964–1987), вице-председатель президиума и Совещательного комитета (1971), председатель президиума и Совещательного комитета (1987–1992) Конференции европейских церквей (КЕЦ). Член Совместного комитета КЕЦ и Совета епископских конференций в Европе Римско-католической церкви (СЕКЕ; с 1972). На 8-й Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 г. был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа – служить миру».
Инициатор и председатель 4 семинаров Церквей Советского Союза – членов КЕЦ (РПЦ, Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви, Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, Евангелическо-лютеранских церквей Латвии, Литвы и Эстонии и Реформатской церкви Закарпатья), которые проводились в Пюхтицком женском монастыре (1982, 1984, 1986, 1989). Сопредседатель 1-й Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ в Базеле (15–21 мая 1989).
Участник учредительного собрания советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом («Родина»; 1975), член совета (переизбирался в 1981 и 1987).
Вице-президент Общества советско-индийской дружбы (с 1980).
Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20–24 апреля 1983, Упсала).
В 1980 и 1982 гг. возглавлял делегации РПЦ на Афон.
В 1989 г. посетил США, где провёл переговоры с представителями Русской зарубежной церкви о сближении с Русской православной церковью.
Внутрицерковная деятельность до 1990 г.
Управляющий делами Московской патриархии (22 декабря 1964 – 29 июля 1986), председатель Учебного комитета РПЦ (7 мая 1965 – 16 октября 1986), руководитель Пенсионного комитета при Священном Синоде (10 марта 1970 – 1 сентября 1986).
После кончины патриарха Алексия I (17.4.1970) стал председателем процедурно-организационной группы и секретариата готовившегося Поместного собора. Участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного собора 1971 г., по проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.
Председатель комиссии по приёму, реставрации и строительству в московском Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре.
17 декабря 1985 г. направил письмо М. С. Горбачёву, в котором предложил изменить характер отношений Церкви и государства: «Назрел также вопрос о пересмотре существенных республиканских законодательств в отношении религиозных объединений, которые устарели и не отвечают новым реальностям, сложившимся в нашем обществе и государстве. Назрела необходимость выработки общесоюзного законодательства» (Лукичев. 2021. С. 413). М. С. Горбачёв не принял предложения митрополита Алексия, под влиянием чего по указанию Совета по делам религий решением Синода митрополит был отстранён от занимаемых должностей в центральной организационной структуре РПЦ.
Митрополит Ленинградский и Новгородский, с оставлением руководства Таллинской епархией (29 июля 1986 – 1990).
В 1987 г. освятил часовню над могилой К. Г. Петровой, память которой глубоко почитал (канонизирована РПЦ в 1988 как блаженная Ксения Петербургская) на Смоленском православном кладбище Ленинграда. Добился возвращения Церкви части бывшего Иоанновского во имя преподобного Иоанна Рыльского монастыря на реке Карповка, в котором поселились сестры из Пюхтицкого монастыря, приступившие к восстановлению обители.
В апреле 1988 г. вместе с патриархом Пименом и постоянными членами Синода участвовал во встрече с М. С. Горбачёвым, на которой было принято решение о широком общенациональном праздновании 1000-летия Крещения Руси (продолжались с 5 по 12 июня 1988). 7 июня на заседании Поместного собора выступил с докладом о миротворческой деятельности Русской Церкви.
Народный депутат СССР от Фонда милосердия и здоровья (1989); член комиссий Съезда народных депутатов СССР по пакту Молотова – Риббентропа, по закону о свободе совести. Член совета Фонда славянской письменности и культуры (1989). Член Комитета по международным премиям мира (1989–1990). Член президиума Ленинградского фонда культуры (1990).
На патриаршем престоле
На Архиерейском соборе 6 июня 1990 г. избран в числе трёх кандидатов наряду с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко) и митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Сабоданом) на патриарший престол, набрав наибольшее количество голосов (37). 7 июня 1990 г. на Поместном соборе в 1-м и 2-м туре голосования набрал наибольшее количество голосов (139 и 166) и избран Патриархом Московским и всея Руси.
8 июня был председателем Поместного собора, на котором состоялась канонизация святого праведного Иоанна Кронштадтского (14 июня в Ленинграде совершил его прославление). 10 июня в Богоявленском Елоховском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного патриарха. В день своей интронизации новоизбранный 15-й Патриарх Московский и всея Руси произнёс слово, в котором наметил программу предстоявшего ему патриаршего служения: «Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви. <...> Достижению поставленных целей будет способствовать также управление церковной жизнью согласно нашему новому Уставу, уделяющему большое внимание развитию соборности. Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества. <...> Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые. Этот радостный для нас процесс ещё только развивается и потребует от всех нас многих трудов и материальных затрат. Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания. С благодарением Богу мы отмечаем, что перед нами открываются новые пути и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных кругах нашего общества. <...> Немало предстоит сделать в утверждении справедливости в межнациональных отношениях. Будучи многонациональной, Русская Православная Церковь вместе с другими христианскими Церквами и религиозными объединениями нашей страны призвана врачевать раны, наносимые национальной рознью. <…> Как и прежде, мы будем развивать наши братские отношения с Поместными православными Церквами и тем самым укреплять всеправославное единство. Мы видим наш христианский долг в свидетельстве Православия, в развитии диалога и сотрудничества с инославными исповеданиями. Для исполнения этих предначертаний нашей Церкви я нуждаюсь в братском сотрудничестве членов Священного Синода, всего епископата, клира, монашествующих и мирян» [Журнал Московской патриархии (ЖМП). 1990. № 9. С. 21–22].
В течение 2 лет после возведения на патриарший престол продолжал возглавлять Таллинскую епархию, управляя ею через патриаршего викарного епископа Таллинского Корнилия (Якобса).
Церковно-государственные отношения в патриаршество Алексия II
Вскоре после интронизации патриарх довёл до сведения М. С. Горбачёва критическое отношение Поместного собора к проекту нового закона «О свободе совести и религиозных организациях». Была достигнута договорённость об участии представителей РПЦ и других религиозных общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 октября 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и патриархией, права юридического лица. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий». Он не предусматривал существования правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий, вместо него в Верховном Совете был образован Комитет Верховного Совета СССР по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и милосердию. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось таким образом, что допускало преподавание вероучения в общеобразовательных школах на факультативной основе.
5 ноября 1990 г., впервые после послания патриарха Тихона (Белавина) 1918 г. по поводу годовщины Октябрьской революции 1917 г., в обращении к согражданам дал содержательную оценку этому событию: «Семьдесят три года назад произошло событие, определившее путь России в двадцатом столетии. Этот путь оказался скорбен и тяжек. <...> И пусть все минувшие годы один за другим встанут в нашей совести и будут нас умолять не платить человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков» [Известия. 1990. 6 ноября (№ 308). С. 1]. В 1991 г. по просьбе патриарха Рождество Христово было объявлено российскими властями выходным днём.
В дни Августовского кризиса 1991 г. обратился с призывом «ко всем чадам Русской Православной Церкви, ко всему нашему народу, сугубо к воинству нашему, в этот критический для Отечества момент проявить выдержку и не допустить пролития братской крови» (ЖМП. 1991. № 10. С. 2). После урегулирования ситуации обратился с посланием к пастве со следующими словами: «В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 году. <...> ...Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России... Россия начинает труд и подвиг исцеления!» (ЖМП. 1991. № 10. С. 3).
В октябре 1992 г. в связи с обсуждением проекта Конституции Российской Федерации обратился к Б. Н. Ельцину с просьбой включить указание на то, что «свобода вероисповедания и положение Русской Православной Церкви и других конфессий в Российском государстве определяется законом» (Лукичев. 2021. С. 426).
Во время грузино-абхазского вооружённого конфликта 1992–1993 гг. вместе с католикосом Илией II выступил с обращением к Б. Н. Ельцину, Э. А. Шеварднадзе и жителям России и Грузии с просьбой немедленного прекращения кровопролития. Также первосвятители подчеркнули, что «на протяжении веков народы России и Грузии, скреплённые единством веры православной, скреплённые множеством живых уз, шли рука об руку по историческому пути. <…> Мы не можем быть равнодушными к тому, как рушится вековое братство наших народов, исторически духовно окормляемых Единой Святой Православной Церковью. Ибо политики и политические системы приходят и уходят, а народы жили, и будут жить вместе» (Лукичев. 2021. С. 423).
В 1993 г. стал почётным председателем созданного в том же году Всемирного русского народного собора (ВРНС) – международной общественной организации с участием граждан России и представителей русской диаспоры.
2 марта 1994 г. провёл встречу с министром обороны РФ П. С. Грачёвым, на которой было решено образовать координационный Комитет по взаимодействию между ВС РФ и РПЦ с целью организовать «взаимодействие органов военного управления и Русской Православной Церкви, других религиозных объединений, направленное на укрепление духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов, возрождения традиций верного служения Отечеству, расширения возможностей для реализации прав верующих военнослужащих». Командованию воинских частей и церковным структурам было предложено содействовать «пастырским посещениям» военнослужащих и членов их семей в гарнизонах. В течение года были разработаны базовые документы, заключены договоры о сотрудничестве с различными министерствами и ведомствами, имеющими вооружённые формирования. 23 мая 1995 г. в ОВЦС создан специальный сектор для курирования этого нового направления деятельности РПЦ. В том же году на базе сектора ОВЦС создан Синодальный отдел по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами. В период Первого чеченского вооружённого конфликта в Чечне (1994–1996) вместе с верховным муфтием Чечни Мухаммадом-Хусайном Алсабековым выступил с совместным заявлением о том, что этот конфликт не носит религиозного характера и не является войной за веру.
Во время подготовки нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят 26 сентября 1997) неоднократно обращался в высшие органы государственной власти (Лукичев. 2021. С. 428–432), заботясь о том, чтобы закон, гарантируя гражданам свободу религиозной жизни, в то же время учитывал особую роль православия в истории страны. В результате в своей окончательной редакции закон признал историческую роль Православной Церкви в судьбе России, но без ущемления прав других вероисповеданий.
В докладе на юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. так охарактеризовал состояние церковно-государственных отношений: «Патриарший престол поддерживает постоянный контакт с высшей государственной властью Российской Федерации, других стран Содружества Независимых Государств и Балтии, парламентариями, региональными руководителями. В ходе бесед с главами государств, правительств, депутатами, начальниками различных ведомств неизменно стараюсь ставить насущные проблемы церковной жизни, а также говорить о бедах и нуждах народа, о необходимости созидания мира и согласия в обществе. Как правило, нахожу понимание и впоследствии вижу добрые плоды поддержания церковно-государственных отношений на высшем уровне. Регулярно проходят мои встречи с руководителями государств дальнего зарубежья, их послами, аккредитованными в Москве, главами иностранных Церквей и религиозных организаций, руководством межправительственных структур. Не побоюсь сказать, что эти контакты во многом способствуют укреплению авторитета нашей Церкви в мире, её вовлечённости в глобальные общественные процессы, устроению жизни русской православной диаспоры».
Неизменно присутствовал на торжественных церемониях инаугурации новоизбранных президентов РФ и обращался к ним с напутственным словом, а также ввёл традицию благодарственного молебна в Благовещенском соборе Московского Кремля в день инаугурации президента России. Патриарх принимал участие во многих государственных и общественных мероприятиях вместе с президентами России.
Благодаря взаимодействию патриарха и В. В. Путина был принят ряд важных законов, регулирующих правовое положение РПЦ в Российской Федерации. Были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, которые облегчили налоговые нагрузки на религиозные организации. В 2008 г. был утверждён закон, согласно которому у духовных школ появилась возможность получить свидетельства о государственной аккредитации и право на выдачу выпускникам документа государственного образца.
Постоянно проводил встречи с представителями различных ветвей и уровней власти, военных, государственных образовательных учреждений, негосударственных фондов и др. Плодом этого явилось подписание соглашений о сотрудничестве РПЦ с Российской АН, Министерством образования, Министерством здравоохранения, Федеральной архивной службой, Пенсионным фондом.
Внутрицерковная жизнь в патриаршество Алексия II
Архиерейские соборы
В годы предстоятельства Алексия II прошли 8 Архиерейских соборов.
25–27 октября 1990 г. в центре внимания Собора были 3 вопроса: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус РПЦ, обусловленный 2 новыми законами – о свободе совести и вероисповедания. Собор принял решение о предоставлении Украинской православной церкви независимости и самостоятельности в управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской патриархией.
По инициативе патриарха Собор в своём воззвании к архипастырям, пастырям и всем верным чадам РПЦ выразил позицию священноначалия по тем вопросам, которые получали превратную трактовку в полемических выступлениях представителей РПЦЗ: «...Отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспоминая его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжёлые для неё годы гонений, мы тем не менее вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 г., сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отечества эпохи. <...> Нас обвиняют "в попрании памяти святых новомучеников и исповедников". ...В нашей Церкви никогда не прерывалось молитвенное поминовение страдальцев за Христа, преемниками которых довелось стать нашему епископату и клиру. Сейчас, чему весь мир свидетель, у нас разворачивается процесс их церковного прославления, который в соответствии с древнецерковной традицией должен быть избавлен от суетного политиканства, поставленного на службу меняющимся настроениям времени» (ЖМП. 1991. № 2. С. 7–8).
Собор выразил удовлетворение в ответ на принятие российского закона о свободе вероисповедания и аналогичных законов в других союзных республиках. В то же время Собор сделал ряд критических замечаний по отдельным положениям союзного закона, отметив отсутствие статуса юридического лица у Церкви в целом и гарантий права церковной собственности на используемые ею храмы и иную недвижимость. В категорической форме Собор настаивал на том, чтобы государственные учреждения соблюдали закон при регистрации приходских уставов и в случае отказа в регистрации сообщали письменно, на каком основании подобное решение было ими принято, чтобы приход имел возможность обжаловать в суде подобное решение.
На Архиерейском соборе 31 марта – 5 апреля 1992 г. были канонизированы родители преподобного Сергия Радонежского – преподобные Кирилл и Мария Радонежские, а также новомученики – митрополиты Владимир (Богоявленский), Вениамин (Казанский), великая княгиня Елизавета Фёдоровна и ряд других убитых вместе с ними лиц. В деянии о канонизации было сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.
Собор отверг ходатайство украинских архиереев об автокефалии Украинской православной церкви и потребовал ухода митрополита Филарета (Денисенко) со своего поста. После отказа митрополита покидать свой пост, по инициативе Алексия II Синод поручил митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский собор Украинской церкви, для того чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля Украинской церкви. 26 мая Алексий II направил митрополиту Филарету телеграмму, в которой просил во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, которая отвергла постановление Синода РПЦ. Архиерейский собор, созванный в Харькове 27 мая митрополитом Никодимом, выразил недоверие митрополиту Филарету и уволил его с Киевской кафедры, главой Украинской церкви избран митрополит Владимир (Сабодан). Синод РПЦ на заседании 28 мая выразил согласие с решением Архиерейского собора Украинской церкви. Алексий II в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским собором в октябре 1990 г., благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в качестве главы Украинской церкви. 11 июня 1992 г. в Даниловом монастыре патриарх возглавил Архиерейский собор, который изверг из сана митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука).
На Архиерейском соборе 29 ноября – 2 декабря 1994 г. патриарх в докладе отметил возобновление регулярных богослужений в кремлёвских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, повсеместное возрождение монашеской жизни.
На Архиерейском соборе 18–23 февраля 1997 г. Алексий II в докладе особо отметил важность работы по организации миссии среди молодёжи. Помимо этого он привёл статистические данные о том, что в России от 1/4 до 1/3 населения живёт за чертой бедности, поэтому РПЦ должна стать полноправным субъектом социальной политики, которая смогла бы изменить эту драматическую ситуацию. В части доклада, посвящённой межправославным связям, особо остановился на характеристике сложных взаимоотношений с Константинопольским патриархатом, явившихся следствием вмешательства последнего в церковную жизнь Эстонии – захвата нескольких эстонских приходов и распространения своей юрисдикции на каноническую территорию РПЦ. Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой, украинская паства отвергла новый соблазн раскола, не получившего впоследствии заметного распространения.
На юбилейном Архиерейском соборе 13–16 августа 2000 г., проходившем в год празднования 2000-летия Рождества Христова состояние епархиальной и приходской жизни в Русской Церкви Алексий II охарактеризовал в целом как удовлетворительное. Главным итогом Собора, в деяниях которого принимали участие 144 архиерея, стали решения о канонизации 1154 святых, в том числе 860 новомучеников и исповедников Российских. Была одобрена новая редакция Устава РПЦ, которая, по словам Алексия II, «должна явиться основой и программой» дальнейшего совершенствования церковной жизни. «Очень важно, чтобы нормы Устава были не только соборно одобрены, но и реально осуществлены в жизни нашей Церкви. Особенно важным представляется упрочение связи каждого прихода со своим епархиальным управлением, а епархий – с центром и между собой» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года). Важнейшим событием Собора стало принятие «Основ социальной концепции Церкви», где были сформулированы ответы Церкви на ключевые вопросы рубежа столетий. Эти преобразования послужили фундаментом в налаживании отношений с РПЦЗ.
На Архиерейском соборе 3–8 октября 2004 г. в докладе отметил, что изменения в культурной и интеллектуальной сферах жизни ставят перед современной Церковью новые задачи. «Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству – словом, делами, всей жизнью» (ЖМП. 2004. № 10. С. 33–34). В отношении внешней стороны жизни Церкви патриарх назвал первоочередной задачей укрепление межправославных связей и особенно преодоление церковного разделения. Также отметил огромную важность внутренней миссии внутри страны, чтобы православие стало нормой жизни для жителей России.
На Соборе 24–29 июня 2008 г. Алексий II в докладе определил основной целью и задачей РПЦ необходимость упрочения единства Церкви. Документы, принятые Собором: «Определение… о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ», «Определение… о единстве Церкви», «Определение… о деятельности преосвящ. Диомида, еп. Анадырского и Чукотского», «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека». Для сохранения единства Церкви воссоздан церковный суд. Доклад патриарха и соборные решения, принятые под его руководством, можно считать его духовным завещанием.
Церковное устройство в годы служения патриарха
При Алексии II Священный Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше, – 1 раз в месяц или в 2 месяца. Расширение сферы деятельности РПЦ потребовало создания новых синодальных отделов и учреждений. По благословению и при участии патриарха в 1991 г. были учреждены отделы по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению, в 1995 г. – Миссионерский отдел, в 1996 г. – Церковно-научный центр РПЦ «Православная Энциклопедия», в августе 2000 г. – отдел по работе с молодёжью. Были образованы новые комиссии: Библейская (1990), Богословская (1993), по делам монастырей (1995), по экономическим и гуманитарным вопросам (1997), Историко-правовая (2000).
С 1993 г. по инициативе Московского патриархата стали проводиться ежегодные Международные Рождественские образовательные чтения.
В 1994 г. вместе с мэром Москвы Ю. М. Лужковым возглавил совет по воссозданию храма Христа Спасителя. На Пасху 1995 г. совершил первое богослужение, 31 декабря 1999 г. – малое освящение верхней церкви – Рождества Христова. 19 августа 2000 г. возглавил чин великого освящения храма Христа Спасителя.
В выступлениях на архиерейских Соборах и на московских епархиальных собраниях патриарх постоянно обращался к вопросам пастырского служения и нравственного облика священнослужителя. Особое внимание уделял таинству Крещения, требуя совершать его в соответствии с церковными правилами и предварять катехизацией. Сферой особой пастырской ответственности считал окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы. За годы предстоятельства Алексия II только в Российской Федерации в местах заключения и тюрьмах создано более 1 тыс. мест для богослужений (храмы, часовни, молитвенные комнаты).
Характерной чертой первосвятительского служения Алексия II были многочисленные посещения епархий. В 1990–2008 гг. посетил 121 епархию РПЦ, в которых предстоятель совершал богослужения, крестные ходы, освящение храмов, возглавлял юбилейные торжества. В 2008 г. в честь 1020-летия Крещения Руси принял участие в праздновании этого события в Киеве (26–28 июля) и в Белоруссии (23–25 октября).
Если в 1988 г. в РПЦ насчитывалось 76 епархий и 74 архиерея, 22 монастыря, 6893 прихода, 6674 священника и 723 диакона, 2 духовные академии и 3 семинарии, то к концу патриаршества Алексия II – 157 епархий; 203 архиерея (149 правящих, 54 викарных; а также 14 на покое); 804 монастыря: на территории РФ – 478 (234 мужских, 244 женских), в странах СНГ и Балтии – 295 (142 мужских, 153 женских), в странах дальнего зарубежья – 6 (3 мужских, 3 женских), в ведении РПЦЗ – 25 (16 мужских, 9 женских), 29 263 прихода; общая численность духовенства составила 30 670 человек (из них 27 216 священников, 3454 диакона) (Доклад Святейшего патриарха Кирилла ... // Русская Православная Церковь); действовали Общецерковная аспирантура и докторантура, 5 духовных академий, 2 университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ и пастырских курсов (Доклад Святейшего Патриарха Кирилла ... // Русская Православная Церковь).
Воссоединение с Русской православной церковью за границей
Важнейшим событием патриаршества Алексия II стало «уврачевание трагического раскола…, возникшего в первой половине прошлого века» в результате революции и гражданской войны (ЖМП. 2004. № 10. С. 44). После сложного этапа предварительной переписки и переговоров с участием президента России В. В. Путина в мае 2004 г. по приглашению патриарха в Россию с первым официальным визитом прибыла делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром (Шкурлой). В 2004 г. Московским патриархатом и РПЦЗ были созданы комиссии, которые в течение 3 лет совместной работы провели 8 заседаний: обсуждались важнейшие вопросы, связанные с восстановлением единства, вырабатывались соответствующие чинопоследование и текст Акта о каноническом общении. 16 мая 2007 г. Синод утвердил этот документ, 17 мая патриарх Алексий II и митрополит Лавр (Шкурла), первоиерарх РПЦЗ, подписали Акт о каноническом общении. 17 мая 2007 г. единство Поместной Русской Церкви было восстановлено.
Внешние связи
Связи с Поместными православными церквами
Неоднократно совершал визиты к предстоятелям Поместных православных церквей и принимал их в России.
Осенью 1991 г. посетил Александрийскую и Антиохийскую православные церкви. На встречах с Александрийским патриархом Парфением III и Антиохийским патриархом Игнатием IV была выработана совместная позиция по противодействию прозелитизму как форме взаимоотношений православных Церквей (что было важно для РПЦ после демонстративного выхода грекокатоликов из четырёхсторонней комиссии по ситуации на Западной Украине), по поддержанию религиозного мира на Ближнем Востоке. Делегация РПЦ также провела переговоры с главами крупнейших религиозных общин и с президентами Египта, Сирии и Ливана. Диалог с Александрийским и Антиохийским патриархатами в эти годы плодотворно развивался как в выработке единой позиции в общеправославных вопросах, так и в сотрудничестве по окормлению русской паствы, проживавшей на канонической территории этих Церквей (в 1990–2008 было открыто несколько приходов РПЦ в Африке и на Ближнем Востоке).
В 1992 и 1993 гг. совершил визиты в США. Второй визит – по причине празднования 200-летия Православия в Америке, был прерван в связи с Октябрьским кризисом 1993 г.
Весной 1992 г. совершил визит в Республику Кипр. Во время встреч с главой Кипрской Церкви архиепископом Хризостомом I и президентом Кипра Г. Василиу обсуждался комплекс вопросов, связанных с мирным урегулированием проблемы, возникшей после оккупации турецкими войсками северных территорий Кипра. В ходе визита обсуждались также общеправославные проблемы и особо – римско-католическая экспансия на каноническую территорию РПЦ и прозелитская деятельность протестантов. По итогам переговоров было издано совместное коммюнике, в котором Кипрская Церковь полностью поддержала РПЦ.
В 1992 г. посетил Афон.
Оказал решительную поддержку канонического священноначалия Болгарской православной церкви в лице патриарха Максима после раскола 1992 г. Посетил Болгарию в 1994 г. и был участником Всеправославного собора в Софии в 1998 г. В январе 2001 г. направил послание патриарху Максиму и президенту Болгарии П. Стоянову с выражением полной и безоговорочной поддержки канонической Болгарской православной церкви и её единственного законного предстоятеля.
С особым сочувствием относился к Сербской православной церкви. Впервые посетил Югославию в 1994 г. Неоднократно выступал с протестом против ведения странами НАТО военных действий на территории Югославии в 1999 г., в том же году посетил Сербию. По благословению патриарха в храмах Москвы и в других епархиях РПЦ шёл сбор средств в помощь беженцам из Косово. В ноябре 2005 г. на встрече с президентом Сербии Б. Тадичем и 27 февраля – 3 марта 2006 г. на встрече с делегацией Сербской Церкви обсуждал вопрос о статусе Косова и Метохии.
В июне 1997 г. совершил визит на Святую землю, приуроченный к 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме. Провёл переговоры с Иерусалимским патриархом Диодором I, президентом Израиля Э. Вейцманом, премьер-министром Б. Нетаньяху, мэром Иерусалима Э. Ольмертом, главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом. Проведённая работа позволила большой делегации РПЦ во главе с патриархом 2–7 января 2000 г. принять участие в праздновании на Святой земле 2000-летия Рождества Христова, совершить богослужения как на территории Израиля, так и в пределах Палестинской автономии.
20 февраля 1996 г. Синод Константинопольской патриархии принял решение об учреждении на территории Эстонии автономной православной Эстонской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Патриарх Алексий II и священноначалие РПЦ приняли решение о временном прекращении канонического общения с Константинопольской патриархатом. В результате переговоров между представителями Русской и Константинопольской церквей на встрече 1996 г. в Цюрихе была достигнута договорённость о том, что в Эстонии будут существовать одновременно епархии в юрисдикции двух патриархатов.
В мае 2000 г. совершил первосвятительский визит в Японию, в ходе которого возглавил интронизацию нового митрополита Японского – Даниила (Нусиро), провёл встречу с императором Японии Акихито и премьер-министром Мори Ёсиро.
25–30 сентября 2003 г. совершил визит в Эстонию, где провёл встречу с президентом А. Рюйтелем.
В октябре 2008 г. принял участие в посвящённом апостолу Павлу симпозиуме в Константинополе.
Контакты с другими христианскими конфессиями
На Архиерейском соборе 1994 г. патриарх изложил позицию РПЦ в отношении прозелитизма Римско-католической церкви (РКЦ) на канонической территории Русской Церкви (в частности, на Западной Украине): «Восстановление католических структур… должно соответствовать реальным пастырским нуждам и способствовать восстановлению религиозной, культурной и лингвистической идентичности народов, имеющих традиционно католические корни. Только такой подход мог бы способствовать восстановлению нормальной межконфессиональной атмосферы, существовавшей в России до революции» (Архиерейский собор Русской Православной Церкви. 29 ноября – 2 декабря 1994 года. Москва. Документы. Доклады. М., 1995. С. 55).
Участник 2-й Европейской экуменической ассамблеи в Граце (1997).
В 2004 г. по благословению патриарха была создана Совместная рабочая комиссия по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих между РПЦ и РКЦ. В докладе на Архиерейском соборе 2008 г. отметил, что долгожданного улучшения в отношениях пока не наступило. В то же время не был склонен отвергать возможность сотрудничества в социальной, научной, миротворческой сферах: «В последнее время осуществляется позитивный диалог с Римско-католической Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье» (ЖМП. 2008. № 9. С. 43).
Продолжались двусторонние диалоги с Евангелической церковью в Германии, Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии. Диалог с Епископальной церковью в США был приостановлен в 2003 г. в связи с возведением в епископский сан открытого гомосексуалиста. В 2005 г. были также приостановлены двусторонние отношения с Церковью Швеции, Генеральный синод которой постановил учредить официальный обряд благословения т. н. зарегистрированного партнёрства однополых союзов.
Участие в международных форумах и миротворческая деятельность
В октябре 2000 г. на международной конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра» выступил с докладом, в котором чётко сформулировал позиции РПЦ по вопросам российско-палестинских связей и ближневосточного урегулирования.
На протяжении всего служения последовательно занимал миротворческую позицию в армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха, неоднократно проводил двухсторонние и трёхсторонние встречи с католикосами Армении и духовными главами Азербайджана. В 2001 г. посетил Армению, где участвовал в праздновании 1700-летия принятия Арменией христианства. В мае 2001 г. посетил Азербайджан, провёл переговоры с шейх-уль-исламом Аллахшукюром Гумметом оглы Пашазаде; была выработана совместная декларация, призывавшая народы Кавказа «изжить недуг взаимного озлобления, отбросить всё, что ведёт к отчуждению и антагонизму».
26 марта 2003 г. отправил открытое письмо генеральному секретарю ООН К. Аннану с осуждением агрессии США против Ирака.
В годы патриаршества Алексия II РПЦ удалось обеспечить своё присутствие на площадках основных международных организаций. В 1995 г. провёл встречу с генеральным секретарём ООН Б. Бутросом-Гали и выступал в европейском отделении ООН, посвятив доклад роли Церкви в преодолении национальной розни. В 2007 г. посетил Францию, где встретился с президентом Франции Н. Саркози, выступил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Это было первое в истории посещение Франции Предстоятелем Русской православной церкви.
Богословские труды
В 1984 г. представил на соискание степени магистра богословия трёхтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» (1984), за который учёный совет ЛДА присвоил митрополиту степень доктора церковной истории, отметив, что «диссертация по глубине исследования и по объёму материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской работы» и «в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви» (Цит. по: Алексий II. 1999. С. 14). Монография является фундаментальным, основополагающим трудом по исследуемой теме. В работе на широкой источниковой базе приведены веские исторические доказательства многовекового бытования православия на территории современной Эстонии.
Всего в церковной и светской печати в России и за рубежом опубликованы около 500 работ патриарха. Действительный член Российской академии образования (1992).
Звания и награды
Доктор богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене (1989), Генеральной семинарии Епископальной церкви в США (1991), Свято-Владимирской духовной семинарии в США (1991), Богословского факультета Сербской православной церкви (1994). Почётный доктор богословия Тбилисской духовной академии (1996).
Почётный член Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) духовной академии (1967), Московской духовной академии (1968), Минской духовной академии, Критской православной академии (1979).
Почётный доктор Санкт-Петербургского университета (1994), Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (1999), Петрозаводского государственного университета (2000), Бакинского славянского университета (2001). Почётный профессор Московского государственного университета (1993), Омского государственного университета (1993). Почётный профессор РАН (1999).
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994), Новгорода (ныне Великого Новгорода; 1995), Республики Калмыкия (1997), Сергиево-Посадского района (1999), Москвы (2000), республики Мордовия (2000), Ленинградской области (2001), Московской области (2001), Подольска (2001), Дмитрова (2003), Кемеровской области (2005), Мурома (2006), Республики Карелия (2006).
Лауреат Государственной премии РФ (2006).
Награждён орденами Дружбы народов (1979, 1994), Трудового Красного Знамени (1988), Андрея Первозванного (1999), «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (2004); орденами Русской православной церкви: Святого равноапостольного князя Владимира, 1-й степени (1968), Преподобного Сергия Радонежского, 1-й степени (1979), Святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой (1990), Святого благоверного князя Даниила Московского, 1-й степени (1990), Святителя Иннокентия, 1-й степени (1999), Святителя Макария, митрополита Московского, 1-й степени (2001), Святителя Алексия, митрополита Московского, 1-й степени (2004), Святого благоверного великого князя Димитрия Донского, 1-й степени (2005), «Славы и Чести» (2005) и др.; многими орденами Поместных православных церквей. Награждён сербским орденом Саввы Сербского, 1-й степени (1994), эстонским орденом «Крест Мярьямаа» 1-й степени (2003), государственными наградами Белоруссии, Греции, Ливана, Литвы, Палестины и ряда других стран.
Скончался в Патриаршей резиденции в Переделкино.
В заупокойном богослужении 9 декабря 2008 г. в храме Христа Спасителя в Москве приняли участие патриарх Константинопольский Варфоломей I, патриарх Грузинский Илия II, патриарх Румынский Даниил, архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. Похоронен в Богоявленском Елоховском соборе в Москве.
Историческая память
Решением Священного Синода от 10 декабря 2008 г. имя Алексия II присвоено Синодальной библиотеке Русской православной церкви.
Именем патриарха названа площадь в Таллине перед православным храмом иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Памятники патриарху Алексию II установлены в Йошкар-Оле (2010; скульптор – А. Н. Ковальчук), Таллине (2012; скульптор А. Литвинов), Великом Новгороде (2013, скульпторы А. С. Крайнов, П. А. Панченко), Витебске (2013; скульпторы В. И. Слободчиков, архитектор И. В. Морозов, дизайнер по камню И. Воюш), Новочебоксарске (2013; скульптор Л. Я. Тихонов), Сортавале (2013; скульпторы Б. В. Рыков, С. В. Чебатуркин).