Масляная живопись
Ма́сляная жи́вопись, вид живописной техники, использующий растительное масло в качестве основного связующего вещества.
Краски образуются растиранием неорганических пигментов в отбелённом льняном масле, иногда с добавлением орехового и подсолнечного. Связующие свойства масел были известны как в античности, так и в Европе с 12 в. (описаны в трактате Теофила «О различных искусствах», около 1100). Однако возрождение масляной живописи произошло только после того, как в начале 15 в. нидерландский художник Я. ван Эйк продемонстрировал её принципиально новые живописные возможности, позволяющие преодолеть колористическую ограниченность традиционных техник средневековой живописи (темперной живописи, мозаики, витража, фрески и др.). В Италии переход к масляной живописи в середине и 2-й половине 15 в. также был вызван интересом к цвету. Под влиянием нидерландского искусства (мастером, привнёсшим на итальянскую почву северную технику масляной живописи, считается А. да Мессина) в мастерских художников-колористов (П. делла Франческа, Дж. Беллини, А. дель Верроккьо) этот переход осуществлялся через использование смешанной техники, когда нижние слои выполнялись традиционной темперой, а верхние – маслом.
В отличие от других техник масляная живопись создавала условия для многослойного письма: преломляющая способность у масла выше, чем у яичной темперы, благодаря чему многие пигменты в сочетании с ним приобретают прозрачность. Так возник метод работы лессировками (многократное наложение полупрозрачных слоёв, лишавших цвет однозначной определённости), открывший путь к длительной (в идеале – бесконечной) работе с цветом. Он позволил перейти от оптического смешения, которым пользовались мозаика и витраж, к непосредственному созданию сложного цвета, от наложения слоёв друг на друга, как во фреске и книжной миниатюре, к их взаимопроникновению, когда нижние слои просвечивали сквозь верхние, от линейно-графических по преимуществу способов разработки цветового пятна к его более тонкому моделированию, от сложной технологии, требующей коллективных усилий, к пластичному материалу и непосредственной индивидуальной работе с ним. Длительное высыхание слоёв давало возможность изменений в ходе работы и тем самым вносило импровизационность в живописный процесс, которая почти отсутствовала у средневековых техник, требовавших высокой точности предварительного планирования. Масляной живописи оказался доступен любой масштаб, от миниатюрного до монументального, а также разнообразие способов наложения цвета (импасто, многочисленные лессировки, индивидуальный характер мазка, создающий различные эффекты – от кажущегося отсутствия фактуры до ощущения рельефной поверхности).
Появление масляной живописи открыло новый этап в истории европейского искусства, создало условия для постановки и решения многообразных колористических задач. С освоением масляной живописи неразрывно связан процесс становления станковой живописи. Основой для масляной живописи первоначально были дерево и реже металл, затем холст (покрываемый грунтом) и бумага (картон). На завершающем этапе работы над картиной до 2-й половины 19 в. использовались покровные лаки, образующие защитный слой и придающие равномерный блеск живописной поверхности. Доступность масляной живописи и простота пользования ею, высокие качества конечного результата (привлекательная блестящая поверхность, возможность передачи объёма и пространства, имитации всех других пространственных искусств), долговечность обусловили её широкую популярность: уже в начале 16 в. она стала наиболее распространённой живописной техникой в Европе, оставаясь таковой до середины 20 в. Сравнительно редко живопись маслом (иногда в сочетании с воском) использовалась в монументальном искусстве вместо традиционной техники фрески (Леонардо да Винчи; мастера 19 в. – Ф. Гойя, Э. Делакруа, В. М Васнецов и др.).