Московский в честь Донской иконы Божией Матери мужской монастырь
Моско́вский в честь Донско́й ико́ны Бо́жией Ма́тери мужско́й монасты́рь (Донской монастырь), ставропигиальная обитель Русской православной церкви. Основан в 1592 г. (менее вероятно, что в 1591). Расположен в Москве.
История обители
История обители до 1917 гг.
Первое упоминание о монастыре содержится в «Повѣсти о честнѣмъ житiи царя и великого князя Ѳеодора Ивановича всея Русiи», составленной в начале 17 в. (до 1605) патриархом Иовом. Летом 1591 г. царь Фёдор Иванович молился перед Донской иконой Божией Матери в Благовещенском соборе Московского Кремля о спасении Москвы от нашествия крымского хана Гази-Гирея II, после чего обратился к патриарху Иову с предложением провести крестный ход вокруг столицы, а затем поместить икону в походной церкви Преподобного Сергия Радонежского в стане русского войска [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 14, пол. 1. Санкт-Петербург, 1910. С. 12]. «По прихожении же единаго лета, или мало вяще», т. е. в 1592 г. (менее вероятно, что уже в 1591) (ПСРЛ. Т. 14, пол. 1. С. 15; Баталов. 1996. С. 41), на месте расположения войска основан монастырь. Представлял собой общежительную обитель с небольшой по составу братией во главе с игуменом. В 1591–1598 гг. для обители выполнен список Донской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители (ныне хранится в Большом соборе монастыря).
В Смутное время монастырь был разорён, в августе – сентябре 1612 г. у стен обители располагался лагерь гетмана Я. К. Ходкевича.
С середины 17 в. в связи с развитием почитания Донской иконы Божией Матери часто посещался русскими царями, преимущественно во время крестных ходов. В 1649 г. был установлен ежегодный крестный ход в Донской монастырь, который стал совершаться 19 августа ст. ст., изредка по разным обстоятельствам его дата смещалась [например, на 20(30) августа в 1652 и 1653; на 25 августа (4 сентября) в 1665]. Крестный ход неоднократно возглавляли патриархи Московские и всея Руси (1655, 1677, 1678, 1680, 1681, 1683, 1685, 1686, 1695). Особый крестный ход во главе с царём состоялся 15(25) мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой.
Между 1648 и 1650 гг. монастырь был приписан к московскому во имя апостола Андрея Первозванного мужскому монастырю. По данным 1651 и 1664 гг., штат обители насчитывал не более 10 человек.
20(30) ноября 1678 г. вновь стал самостоятельным с игуменским управлением, в конце 1683 г. после обращения царевны Софьи Алексеевны к патриарху Иоакиму (Савёлову) в обители введена архимандрития.
Стал одним из духовных центров грузинской колонии в Москве после переезда сюда в 1699 г. бывшего царя Имерети и Кахети Арчила Багратиони со своим семейством и приближёнными.
С 22 февраля (5 марта) 1721 г. находился в непосредственном ведении Синода. В 1724 г. в обитель передано имущество и переведены насельники упразднённого московского Андреевского монастыря (возобновлён в 1730). С 1(12) июля 1745 г. Донской монастырь стал ставропигиальным, подчиняясь Московской конторе Синода в лице благочинного ставропигиальных монастырей. По данным на 1730 и 1735 гг., количество насельников составляло свыше 60 человек.
14(25) апреля 1731 г. указом императрицы Анны Ивановны настоятелю обители Илариону (Рогалевскому) – первому из русских архимандритов – пожалована панагия; в 1778 г. архимандрит Аввакум (Миланкович) удостоен бриллиантовой панагии, украшенной изумрудами.
Со 2-й половины 18 в. в монастырь направляли в качестве дисциплинарной меры или в случае вдовства представителей белого духовенства Москвы, в связи с чем иногда количество белых священников составляло одну треть или более всей братии обители. Во время Чумного бунта 1771 г. в монастыре был убит архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский).
В 1799–1828 гг. в монастыре размещался Духовно-цензурный комитет Синода. Просмотр и одобрение рукописей духовного содержания осуществляли 10 соборных иеромонахов обители, на содержание которых выделялись отдельные средства.
Во время Отечественной войны 1812 г. настоятель и братия обители пожертвовали более 10 тыс. руб. на военные нужды (Артюшенко. 2016. С. 38). Перед оставлением Москвы имущество монастыря было вывезено в вологодский Димитриев Прилуцкий в честь происхождения Честных Древ Креста Господня мужской монастырь. В ночь с 3(15) на 4(16) сентября монастырь был разорён солдатами Великой армии; через неделю в нём расположилась часть 2-го полка гвардейской кавалерии Великой армии. 7(19) октября противник оставил обитель. В 1813–1815 гг. пострадавшие здания и храмы монастыря были восстановлены.В 1835–1917 гг. в монастыре размещалось Донское духовное училище. В конце 19 – начале 20 вв. в обители проживали от 30 до 40 человек, а также её управляющий в сане епископа и её наместник в сане архимандрита. В 1909 г. в монастыре была открыта послушническая школа. В 1898–1918 гг. в монастыре на покое пребывал епископ Антоний (Флоренсов), духовный наставник многих представителей русской интеллигенции. В 1914–1917 гг. монастырь содержал госпиталь на 45 человек, оборудованный Московской городской управой, и тратил на него 600 руб. в месяц. Братия жертвовали средства на тёплые вещи солдатам, на лазарет Романовской больницы (8 тыс. руб.), на содержание монастырей, эвакуированных из западных губерний России.
Среди архимандритов обители архиереями стали: Антоний (Одинович, 1689–1705; с 1705 епископ Коломенский и Каширский), Иоаким (Струков, 1721–1727; с 1727 епископ Переяславский), Иларион (Рогалевский, 1728–1732; с 1732 архиепископ Казанский), Порфирий (Крайский, 1747–1748; с 1748 епископ Суздальский), Иоанн (Козлович, 1748–1753; с 1753 епископ Переяславский), Феофилакт (Горский, 1774–1776; с 1776 епископ Переславский), Павел (Зернов, 1776–1778, с 1778 епископ Костромской), Платон (Любарский, 1792–1794; с 1794 епископ Тамбовский), Иоанникий [Беркут (Никифорович-Полонский), 1794–1795; с 1795 епископ Брацлавский и Подольский], Евлампий (Введенский, 1797–1801; с 1801 епископ Архангельский), Симеон (Крылов-Платонов, 1814–1816; с 1816 епископ Тульский), Амвросий (Рождественский-Вещезеров, 1816–1817; с 1817 епископ Вятский), Евгений (Казанцев, 1817–1818; с 1818 епископ Курский), Феофил (Татарский, 1818–1819; с 1819 епископ Оренбургский), Парфений (Чертков, 1819–1821; с 1821 епископ Владимирский), Дионисий (Цветаев, 1821–1823; с 1823 епископ Пермский), Никон (Пурлевский, 1918–1920; с 1920 епископ Рыльский), Алексий (Палицын, 1922–1924; с 1926 епископ Можайский).
Библиотека и архив монастыря
К началу 20 в. монастырское книгохранилище насчитывало свыше 200 книг различного содержания, среди которых было свыше 20 рукописных книг 15–19 вв. В 1908 г. рукописное собрание и часть наиболее древних печатных книг были переданы в Московскую синодальную библиотеку, в составе которой в 1920 г. поступили в Государственный Российский исторический музей (ныне в отделе рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея; Донское собрание).
В 1885 г. настоятель обители (1884–1885) епископ Муромский Иаков (Кротков) решил устроил библиотеку для монахов. На рубеже 1910–1920-х гг. «братская» библиотека окончательно слилась с собственно монастырской (Артюшенко. 2019. С. 176). К 1910 г. она насчитывала более 1900 наименований, а к началу 1920-х гг. – около 6500 книг, не считая периодики. В настоящее время судьба библиотеки неизвестна.
Значительная часть монастырского архива хранится в Отделе хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива г. Москвы (фонд 421), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА; фонд 1629) и Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (фонд 881).
Земельные владения и вкладчики обители
Первым вкладчиком обители стал царь Фёдор Иванович, который передал монастырю близлежащее сельцо Семёновское. Согласно писцовой книге Московского уезда 1627–1629 гг., в сельце Семёновском находилось 16 дворов с 23 крестьянами (в 1646 – 27 дворов), а также монастырский двор для управления хозяйством. За монастырём числилось свыше 450 га земли.
В середине 17 в. монастырь владел 32 дворами. В конце 1683 г. по ходатайству царевны и крупного вкладчика, Софьи Алексеевны, монастырю было выделено во владение около 20 га из городской выгонной близлежащей земли. В 1699 г. монастырю принадлежало 1223 крестьянских двора, в 1700 г. – 1510; таким образом, монастырь стал одним из богатейших в России.
В последней четверти 17 – 2-й половине 18 вв. к обители были приписаны Видогощский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (1681–1723), Тихонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь (1684–1781), Шаровкин в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (1684–1776), Жиздринский во имя Святой Троицы мужской монастырь (1684–1740), Железноборовский во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь (1686–1701), Медведева в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь (1690–1764), малоярославецкий Черноостровский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (1725–1727).
По данным 1741 и 1755 гг., монастырю принадлежало около 7 тыс. крестьян, к 1764 г. – более 7 тыс. крестьян, земельные владения обители располагались в 13 уездах России (свыше 14200 га земли).
С рубежа 17–18 вв. крупными вкладчиками монастыря стали представители грузинской царской династии Багратиони.
В конце 19 в. монастырь владел землями, расположенными в Московской губернии, в размере около 190 га. Половина земли сдавалась в аренду местным крестьянам, половиной распоряжалась сама обитель.
К началу 20 в. по совокупному капиталу (свыше 670 тыс. руб.) входил в тройку богатейших монастырей России.
Помимо царствующих особ вкладчиками обители были канцлер граф Н. П. Румянцев, пожертвовавший в 1823 г. драгоценную панагию с бриллиантовыми украшениями на помин своей матери, Е. М. Румянцевой (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1042. Д. 6. Л. 1–2); вдова потомственного почётного гражданина В. А. Алексеева, завещавшая обители 21 тыс. руб.
История монастыря в 1918–1991 гг.
В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [20 января (2 февраля) 1918] всё движимое и недвижимое имущество монастыря перешло в собственность государства, которое в свою очередь предоставило обители право безвозмездного пользования имуществом и заключило договор с монастырской общиной в 1918 г. Одновременно на территории монастыря был образован «Государственный музей при бывшем Донском монастыре», состоявший в ведении отдела музеев Главнауки Наркомата просвещения РСФСР. На протяжении 1920-х гг. музей пополнялся за счёт имущества ликвидированных подмосковных усадеб и закрывавшихся храмов. В течение нескольких лет, начиная с 1922 г., в рамках изъятия церковных ценностей все предметы из золота и серебра, драгоценные камни из обители были конфискованы государством. С 1924 г. часть помещений монастыря занимали детская трудовая колония, районный подотдел по борьбе с огородными вредителями.
В мае 1922 – июне 1923 гг. в монастыре под домашним арестом проживал патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин), который и после снятия с него санкций оставался в обители вплоть до своей кончины. 9 декабря 1924 г. в монастыре на него было совершено покушение, в результате которого погиб келейник патриарха – Я. А. Полозов. На погребении патриарха Тихона в Малом соборе обители 12 апреля 1925 г. присутствовали около 300 тыс. мирян.
В 1925–1928 гг. монастырь был резиденцией участников т. н. григорианского раскола. 22 декабря 1925 г. с согласия ОГПУ в монастыре состоялось совещание 10 обновленческих архиереев, которые образовали т. н. Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) под председательством архиепископа Свердловского Григория (Яцковского).
В 1926 г. размещавшийся в монастыре музей перешёл в подчинение Московского отдела народного образования, приобрёл статус историко-культурного и бытового, в 1927 г. получил название «Музей 18 века» (Постернак. 2005. С. 126).
В 1929 г. церковная община при монастыря была окончательно ликвидирована, её члены в 1930 г. стали прихожанами церкви Священномученика Климента, папы Римского, на Пятницкой улице, где продолжала служить бо́льшая часть братии обители (13 человек). В том же 1929 г. Музей 18 века преобразован в Антирелигиозный музей искусств. В 1934 г. Антирелигиозный музей искусств реорганизован в Музей архитектуры СССР, часть экспонатов была передана в художественные и исторические музеи Москвы.
В 1946 г. Малый собор Донского монастыря был открыт как приходский храм. С этого времени в нём совершается чин мироварения. В 1949–1963 гг. в Малом соборе служил священник Николай Голубцов – составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери и духовник многих представителей верующей московской интеллигенции.
Современная история обители
30 октября 1990 г. в соответствии с решением исполкома Московского городского совета народных депутатов 7 храмов монастыря переданы Русской православной церкви. Решением Священного Синода РПЦ от 7 мая 1991 г. вновь открыт как мужской монастырь, наместником обители стал архимандрит Агафодор (Маркевич; возглавлял монастырь до 2009). 19 февраля 1992 г. в Малом соборе были обнаружены, 22 февраля торжественно обретены мощи патриарха Тихона. 5 апреля 1992 г. мощи перенесены в Большой собор; 4 декабря 1992 г., после реставрации Малого собора, вновь возвращены в Малый, позднее вновь перенесены в Большой собор.
Монастырю принадлежит подворье при храме Вознесения Господня в селе Князево Скопинского района Рязанской области.
В бывших покоях патриарха Тихона в 1996 г. открыт мемориальный музей.
С 2009 г. должность наместника монастыря занимали: епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский) (2009–2012; с 2012 митрополит Ставропольский и Невинномысский), игумен Парамон (Голубка) (2012–2019; с 2020 епископ Наро-Фоминский), епископ Бронницкий Фома (Демчук) (2019–2020; с 2020 епископ Сергиево-Посадский), епископ Бронницкий Евгений (Кульберг) (август – декабрь 2020; с 2020 митрополит Екатеринбургский и Верхотурский), с 2020 г. архиепископ (с 2021 митрополит) Каширский Феогност (Гузиков).
В 2010 г. создан научный реставрационный совет Донского монастыря, который возглавил доктор искусствоведения, профессор А. Л. Баталов.
Архитектурный ансамбль
Малый собор Донской иконы Божией Матери
Древнейшая сохранившаяся постройка обители – Малый (или Старый) собор Донской иконы Божией Матери, возведённый в 1591–1592 гг., предположительно по заказу Б. Ф. Годунова (Временник Ивана Тимофеева. Москва, 1951. С. 43; Баталов. 1996. С. 42). Согласно «Житию царя и великого князя Федора Ивановича», храм был освящён «во имя Пречистыя Богородицы, честныя и славныя Ея похвалы» (ПСРЛ. Т. 14. Москва, 1965. С. 15). При этом главной иконой храма, по всей видимости, должен был стать новый список Донской иконы Божией Матери (ПСРЛ. Т. 14. С. 15).
Указание «Жития» на посвящение собора может быть истолковано двояко. Если трактовать его содержание буквально, то первоначально храм был освящён в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (в субботу за 2 недели до Пасхи). Однако в «Дневнике Будило» в 1612 г. монастырь упоминается уже как «Пречистой Донской» (Памятники, относящиеся к Смутному времени. Санкт-Петербург, 1872. Стб. 321, 324), что, вероятно, свидетельствует о том, что не позднее этого времени единственный собор обители был посвящён Донской иконе Божией Матери. Совершенно определённо, такое посвящение собор имел к 1622 г. (Забелин. 1865. С. 8).
Существует и вторая возможная трактовка указания «Жития». Если рассматривать слова «честныя и славныя Ея похвалы» как фигуру речи, а не как указание на церковный праздник, и с учётом того, что главной храмовой иконой стала Донская икона Божией Матери, можно предполагать, что собор сразу был освящён именно в честь Донской иконы Божией Матери, тем самым воздавая «похвалу» Богородице и её иконе.
П. Г. Паламарчук выдвинул версию о том, что переосвящения как такового не было, но «постепенно вошло в обычай звать эту церковь не по престолу, а по чтимой иконе, так что и день 19 августа стал называться праздником Донской Богоматери» (Сорок сороков. Т. 1. Москва, 2003.С. 296), при этом само установление празднования Донской иконе Божией Матери 19 августа старого стиля имеет сложную историю.
Малый собор представляет собой бесстолпный храм, при его строительстве использована разновидность крещатого свода со ступенчатыми распалубками, впервые применённая в Москве в приделе Святого Василия Блаженного (1588) в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Снаружи свод оформлен трёхъярусной горкой кокошников. Алтарь трёхчастный, с несколько большей центральной апсидой. Фасады разбиты пилястрами на 3 прясла, которым в интерьере соответствуют арочные ниши, устроенные по сторонам от северного, южного и западного входов. Частично сохранился изысканный итальянизирующий декор с элементами ордерных форм, отличающий лучшие постройки годуновской школы.
По повелению царя Фёдора Ивановича собор с приделами расписали мастера Оружейной палаты Леонтий Чулков и Ф. Е. Зубов (живопись не сохранилась). Древний иконостас собора не сохранился.
В 1677–1678 гг. к собору пристроены двухстолпная трапезная и 2 придела: южный – во имя преподобного Сергия Радонежского (в память о походной полотняной церкви Святого Сергия Радонежского, стоявшей в 1591 г. на этом месте посреди воинского обоза), северный – во имя великомученика Феодора Стратилата, тезоименитого государю святого [к ноябрю 1678 ещё не были освящены (Забелин. 1865. С. 41)]. В 1679 г. сооружена шатровая колокольня. Вместе с приделами собор получил новую, зелёную черепичную кровлю, заменённую, вероятно, в 18 в.
В 1780-х гг. собор вновь расписан (живопись открыта реставраторами в 1948). В начале 19 в. уничтожены украшавшие входы перспективные порталы, срублены внутренние выступы стен, растёсаны окна.
В 1929–1946 гг. храм был закрыт для богослужений. Многие его архитектурные элементы восстановлены в 1948–1950 гг., уровень пола поднят над древним примерно на 50 см. Храм сильно пострадал при пожаре 16 ноября 1991 г., когда выгорела почти вся его трапезная. При восстановлении вновь расписаны стены трапезной, поновлены иконы, киоты и вся церковная утварь, реконструирована и обновлена печь с чашей для мироварения.
Большой собор Донской иконы Божией Матери
Храм заложен в 1684 г. по обету старшей сестры царя Петра I, царевны Екатерины Алексеевны. Собор, к 1686 г. сложенный до глав, до 1692 г. оставался недостроенным. Главы и иконостас начали сооружать в 1692 г. под руководством архимандрита Антония и иждивением думного дьяка Я. А. Кириллова (в 1693 принял постриг в обители). 21(31) августа 1698 г. собор освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном. Богослужения полностью прекратились в 1929 г. В 1934–1991 гг. в соборе находились экспозиции Музея архитектуры. 18 августа 1991 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение собора.
Постройка является примером переноса на русскую почву типа крестообразного в плане пятиглавого храма (с расположением малых глав по сторонам света), характерного для каменного зодчества Левобережной Украины 2-й половины 17 в. По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой, собор Донского монастыря возведён, с небольшими изменениями, по строительным документам, подготовленным в 1681 г. с участием Карпа Золотарёва для церкви Воскресения Господня на Пресне, возведение которой не осуществилось из-за болезни и смерти заказчика – царя Фёдора Алексеевича (Бусева-Давыдова. 1985. С. 220–226).
Между рукавами креста устроены дополнительные, изначально пониженные компартименты. Массивные главы на высоких (изначально, по всей видимости, гранёных) световых барабанах расположены по сторонам света: бóльшая – в центре, меньшие – над каждым из рукавов креста. Последние трактовались как отдельные объёмы, что характерно для украинской архитектурной традиции; после изменения формы кровли с надкладкой угловых компартиментов до высоты рукавов в 1-й половине 19 в. этот эффект исчез. Дьяконник и жертвенник получили скруглённые формы (соответствующие западные компартименты, квадратные в плане), благодаря чему образовался традиционный для русской архитектуры трёхапсидный алтарь. Большие прямоугольные оконные проёмы рукавов креста и угловых компартиментов расположены в 2 ряда. Декор аскетичен: окна верхнего яруса имеют прямоугольные наличники, нижнего – с треугольными разорванными фронтончиками, типичными для нарышкинского стиля. Над верхним центральным окном каждого из рукавов креста находятся оформленные колонками киоты (в 1703 в них написали иконы). На кровле, вокруг главного купола, первоначально устроено гульбище с балюстрадой. Изначально наружные стены собора были выбелены, детали расцвечены; нынешнюю красную окраску с белыми деталями собор получил не ранее 1825 г. Собор со всех сторон окружён галереей со входами с запада, севера и юга; в 19 в. её аркада была застеклена. В 1740 г. по проекту В. С. Обухова между южным крыльцом и юго-восточной галереей встроена небольшая двухэтажная ризница.
В интерьере собора – 4 цилиндрических столпа, сдвинутых к углам храма; восточная пара скрыта семиярусным иконостасом. В 1688 г. последовал царский указ о сооружении иконостаса мастерами Оружейной палаты. Лишь к 1695 г. золотописец Посольского приказа Карп Золотарёв соорудил 2 нижних яруса – местный чин с царскими вратами и праздничный ряд. В 1695–1696 гг. «резного дела мастер» Абрам Андреев и столяр Григорий Алексеев воздвигли деисусный чин (апостольский ярус). В 1699 г. иконостас завершён Григорием Алексеевым, Ильёй Фёдоровым и белорусским мастером из Почепа Евстафием Ивановым. К концу 17 в. расписаны столпы собора. В 1752 г. на вклады московского купца К. А. Замятина в соборе устроены чугунные полы. Росписи на стенах с сюжетами в четырёх ярусах в 1782–1786 гг. выполнил итальянский живописец А. Клаудо по «заданной идее» (проекту) архитектора В. И. Баженова. В 1789 г. расписаны стены галерей-папертей (в 1867 живопись сбита и паперти расписаны вновь). В 1934 г. часть росписей была забелена и частично уничтожена. С 1996 г. ведётся их реставрация. В 2011 г. завершена реставрация иконостаса.
В подклете Большого собора в 1712 г. над захоронениями членов имеретинской царской династии устроена церковь Сретения Господня. В 1729–1730 гг. на средства царевны Дарьи Арчиловны храм расширен, построен иконостас, пол выложен чугунными плитами. В 1780-е гг. установлен новый иконостас (архитектор И. Р. Залусский; не сохранился). В 1815 г. перестроен, в 1830-е гг. на средства княгини А. И. Багратион создан новый иконостас, поновлены иконы на меди. В 1985–1986 гг. проведены археологические раскопки и реставрационные работы. В 2013 г. нижняя церковь вновь освящена.
Церковь Архангела Михаила
В 1714 г. в юго-западной части монастыря построен храм (освящён в 1715) во имя преподобного Евфимия Великого. Средства на постройку выделил стольник И. И. Дурново в память о небесном покровителе его умершего в 1714 г. сына – майора Е. И. Дурново. Церковь была небольшой, с одностолпной трапезной, соединённая проёмом в западной стене с корпусом больничных келий (расширены в 1796, перестроены в 1880-х гг.). В 1806–1809 гг. церковь полностью перестроена в стиле классицизма на средства княгини А. А. Голицыной (урождённой Строгановой), предположительно по проекту архитектора И. В. Еготова. Освящена во имя архангела Михаила [тезоименитого погребённому в храме генерал-лейтенанту князю М. М. Голицыну (1731–1804)]. Центральный объём получил полусферический купол на невысоком барабане, опирающемся на 4 столпа. Северный вход оформили портиком с треугольным фронтоном и двумя парами колонн, фланкирующими дверной проём.
В 1894 г. с севера к трапезной пристроено крыльцо в русском стиле (архитектор М. П. Иванов, разобрано в 1950-е гг.), в 1897 г. – крыльцо с южной стороны церкви для входа в подклет, где находилась усыпальница князей Голицыных [Центральный государственный архив г. Москвы. Отдел хранения документов до 1917 г. (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г.) Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 102–104)]. В 1889 г. церковь расписана А. В. Поповым (трапезная расписана в 1894–1895; вся живопись закрашена в 1930-х гг.).
В 1934–1991 гг. в церкви располагался отдел мемориальной пластики и скульптуры Музея архитектуры, в неё перенесли многие надгробия из Малого собора (в том числе князя П. М. Голицына, 1775, скульптор Я. И. Земельгак; княгини Н. М. Голицыной, 1780, скульптор Ф. Г. Гордеев; М. П. Собакиной, 1782, скульптор И. П. Мартос; А. В. Римского-Корсакова, конец 18 в.).
При реставрации храма в 1996 г. раскрыты росписи 1889 и 1894–1895 гг. В алтаре установлена сень конца 17 в. из Большого собора. Богослужения в храме возобновлены 21 ноября 1991 г.
Вблизи храма на месте утраченной деревянной беседки над колодцем построена водосвятная часовня (1997, архитектор И. Вихляев).
Ограда и надвратные церкви
Первоначально монастырские стены были деревянными. В конце 1670-х гг. с севера и запада построены трёхпролётные каменные ворота (не сохранились), которые завершались «палатками» (прямоугольными навершиями) с главами («палатка» над северными святыми воротами имела 3 главы), обитыми «белым железом».
С 1686 г. (с перерывами) за счёт царской казны возводилась новая, каменная стена. В 1697 г. строительство возобновилось на пожертвования вдовы дьяка Я. А. Кириллова, Ирины Симоновны, и закончилось в 1711 г. Стены защищают квадратное в плане пространство. По центру северной и западной стен устроены ворота, по углам построены 4 круглые в плане башни, между ними – по две квадратные башни (итого двенадцать). Первоначально по центру восточной стены также существовала башня (снесена в 1804). Архитектура башен, особенно венчающие их кирпичные «короны» с белокаменными деталями (восстановлены архитектором А. П. Поповым в конце 19 в.), напоминает облик башен московского Новодевичьего монастыря, возведённых в 1680-х гг.; некоторые исследователи считают их постройками одной и той же артели (Памятники архитектуры Москвы. 2000. С. 279).
В 1693 г. ярославской артелью под руководством Алексея Григорьева при участии Михаила Андреева построены новые северные ворота с повторением композиции и использованием декора предшествующих ворот. На широком гульбище ворот в 1713–1714 гг. на средства царицы Прасковьи Фёдоровны и её дочери, царевны Екатерины Ивановны, возведена церковь Тихвинской иконы Божией Матери – трёхярусный храм «иже под колоколы», близкий храмам нарышкинского стиля, но с чертами архитектуры петровского барокко. Её нижний ярус имеет восьмиконховую форму; расположенные по сторонам света большие конхи снабжены т. н. полуглавиями (лучковыми фронтонами, не отделёнными карнизом от поля стены). Вход расположен с южной стороны. Дверной проём с гранёным завершением, восьмигранное окно над ним и массивные фланкирующие пилястры (а также пилястры, разделяющие конхи) характерны для нарышкинского стиля. Большие окна остальных конх обрамлены завитковыми наличниками. Второй ярус ротондальный, с окнами и полуглавиями по сторонам света. В 1716 г. устроен открытый всход на гульбище со стороны монастыря, а со стороны Москвы возведена высокая ограда с кованой чугунной решёткой, перестроенные в 1734 г. на средства императрицы Анны Ивановны. В 1782 г. на средства А. Ф. Татищевой (1733–1811), сестры М. Ф. Каменского и невестки В. Н. Татищева, поставлен новый иконостас. Храм завершён открытым ярусом звона и причудливой главкой украинского типа (2-я половина 18 в.) на высоком барабане.
В 1730 и 1733 гг. на месте обветшавших ворот 1670-х гг. по проекту П. А. Трезини под наблюдением Г. И. Шеделя построены новые западные ворота (подрядчик М. В. Говоров). Надвратная колокольня возведена в стиле елизаветинского барокко в 1750–1753 гг. по проекту А. П. Евлашева, под надзором его ученика К. И. Бланка. В мае 1755 г. в её нижнем ярусе освящена церковь Святых праведных Захария и Елисаветы (упразднена в 1812). Нижний ярус храма представляет собой четверик, украшенный портиками с раскрепованными фронтонами на спаренных колоннах; верхний ярус – восьмерик, завершённый высокой барочной кровлей с люкарнами, увенчанной фигурной главкой на тонком гранёном барабане с открытыми проёмами; ярус декорирован пилястрами. Отделка колокольни не была окончена: не выполнены известные по проектным документам белокаменная резьба капителей, скульптуры в нишах и завершение в виде ангела с крестом. Самым большим из десяти колоколов был колокол весом около 11,5 т, отлитый в 1754 г. мастером К. М. Слизовым на пожертвования московских купцов Ф. А. Замятина и К. А. Замятина. Другой колокол, весом 3,16 т, предназначался для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но 24 декабря 1730 г. (4 января 1731) подарен императрицей Анной Ивановной монастырю. В 19 в. в помещении храма разместились архив монастыря и библиотека. После 1917 г. помещения приспособлены под жильё (объём разделён на 2 этажа). Реставрационные работы в начале 1990-х гг. вернули храму первоначальный облик, с 1996 г. в нём вновь совершаются богослужения.
В восточную и северную части монастырских стен в 1930-х гг. в рамках создания музейной экспозиции вмонтированы наличники с разрушенных московских церквей Николы на Столпах (1669) и Успения на Покровке, с Сухаревой башни, трапезной калязинского во имя Святой Троицы и преподобного Макария Калязинского мужского монастыря, горельефы из храма Христа Спасителя (скульптор А. П. Логановский) и др.
Новые храмы обители
К северо-западу от Большого собора в 1990–2000-х гг. построены 3 небольшие церкви: Святого Тихона, патриарха Всероссийского (1997; нижний храм Святого благоверного князя Вячеслава Чешского), Великомученика Георгия Победоносца (2000; в память 2000-летия Рождества Христова и 10-летия возвращения монастыря Русской православной церкви), Святого благоверного князя Александра Невского (2006).
Другие постройки монастыря
В 1670-х гг. к югу от западных ворот построено караульное помещение, а к северу – «палаты над погребами». Первое надстроено в 1718 г., но сохранило допетровский декор; в конце 18 – начале 19 вв. верхний этаж занимал наместник, нижний – казначейство, из-за чего здание стало называться канцелярией. «Палаты» включены в объём здания Духовного училища (1873–1875, 1880-е гг.).
Не позднее 1693 г. при северных воротах построена караульня (в 1713–1714 надстроена 2-м этажом). В середине 18 в. она включена в объём нового жилого корпуса, сооружённого в стиле барокко (вероятно, архитектор И. Ф. Мичурин). В 1780-х гг. в нём временно жил настоятель, затем размещалась монастырская канцелярия, впоследствии в нём жили на покое настоятели разных московских монастырей.
В 1749–1750 гг. у северных ворот построены архимандричьи покои (дом настоятеля), пышно украшенные лепниной, изразцами, картинами и шпалерами (украшения не сохранились). В 1779–1781 гг. заново возведён 2-й деревянный этаж (архитектор И. Р. Залусский), интерьеры расписаны А. Ивановым по эскизам А. Клаудо (фрагменты раскрыты в 2010-х гг. под руководством реставратора М. Г. Чистякова). В 1750 г. ближе к воротам возведено одноэтажное здание кухни (в 1950-х гг. открыт белокаменный цоколь, воссозданы наличники).
К юго-западу от Большого собора в 1758–1762 гг. построен удлинённый корпус братских келий (в 1880–1882 надстроен 2-м этажом для гостиницы, архитектор А. П. Попов). Крупные необарочные наличники стилизованы под 18 в.; в трапезной при реставрации открыты росписи конца 19 в. на сюжеты из истории основания монастыря. Между братскими кельями и западной стеной расположены здания каретника, конюшни и квасоварни (все – конца 18 в.), впоследствии надстроенные и приспособленные под жильё.
Некрополь
Захоронения в пределах стен монастыря
В начале 18 в. у стен Малого собора обители возникло кладбище, занимавшее к концу 18 в. почти всю юго-восточную часть территории монастыря (т. н. Старое Донское кладбище). В некрополе похоронены известные церковные и государственные деятели, видные представители науки, литературы и искусства: М. Ф. Астангов, Д. Н. Бантыш-Каменский, П. Д. Барановский, О. И. Бове, А. А. Васильчиков, Л. Д. и П. Л. Давыдовы, И. И. Дмитриев, Н. Е. Жуковский, граф П. Д. Киселёв, В. О. Ключевский, В. И. Майков, князь В. Ф. Одоевский, Н. А. Протасов, В. Л. Пушкин, А. И. Солженицын, граф В. А. Соллогуб, А. П. Сумароков, князь С. Н. Трубецкой, М. М. Херасков, П. Я. Чаадаев, В. О. Шервуд, князь А. А. Щербатов (из рода Щербатовых) и др. В новейшее время на кладбище были перезахоронены: в 2000 г. И. С. Шмелёв, в 2005 г. И. А. Ильин и А. И. Деникин, в 2007 г. В. О. Каппель.
С 1927 г. на территорию Донского монастыря привозили ценные в художественном и мемориальном отношении надгробия с закрывавшихся и разорённых монастырских кладбищ (преимущественно московских). Некрополь является богатейшим собранием монументальной надгробной скульптуры, включает белокаменные саркофаги с пышным барочным декором, строгие надгробия классицизма, украшенные тончайшим резным орнаментом, типовые надгробия. Ряд надгробий выполнены выдающимися русскими скульпторами И. П. Мартосом, В. И. Демут-Малиновским, И. П. Витали и др.
В Малом соборе были погребены архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский), действительный тайный советник М. М. Измайлов (1722–1800), князь Н. В. Репнин, графиня Е. М. Румянцева (1724–1779) – супруга фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского, генерал-аншеф П. И. Стрешнев (1711–1771; в трапезной), граф А. П. Тормасов, князь Я. П. Шаховской и др.
В церкви Сретения Господня в подклете Большого собора похоронены члены грузинской царской династии Багратиони (главным образом правители Имеретинского царства и их родственники; более 60 человек).
В церкви Архангела Михаила похоронены представители княжеских родов Голицыных и Щербатовых.
В монастыре сохранились несколько церквей и часовен, изначально построенных как усыпальницы.
К востоку от Большого собора на средства сенатора графа Н. А. Зубова как фамильная усыпальница возведена церковь Преподобного Александра Свирского (1796–1798). После разорения монастыря во время Отечественной войны 1812 г. храм восстановлен лишь в 1820 г. графиней Н. А. Зубовой (ремонтировался на средства графов Зубовых в 1863 и 1903). Представляет собой небольшую классицистическую ротонду (диаметр около 7 м; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 139), перекрытую полусферическим куполом. Стены декорированы пилястрами с тонко прорисованными капителями. Интерьер утрачен в 1950-х гг. В 1990-х гг. созданы новые росписи и иконостас.
Рядом с ней расположена церковь Преподобного Иоанна Лествичника, построенная в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко (1837–1907) как часовня-усыпальница для его семьи (в 1898 переоборудована в церковь). Небольшой храм сооружён в русском стиле: перекрытый шатром восьмерик окружён четырьмя меньшими объёмами, расположенными по сторонам света, над углами основного объёма расположены декоративные «бочки». Реставрация 1990-х гг. вернула церкви первоначальный облик; выполнен новый иконостас, возобновлены богослужения.
К югу от церкви сохранились часовни-усыпальницы: московского купеческого рода Простяковых, рода Ураносовых (1896, архитектор Д. Е. Виноградов; обе – в русском стиле), малороссийских дворян Левченко в неорусском стиле (начало 20 в., архитектор Р. И. Клейн; мозаичная икона святителя Николая по рисунку В. М. Васнецова) и др.
К северу от Большого собора расположена церковь Святителя Иоанна Златоуста, построенная в 1888–1891 гг. по проекту А. Г. Венсана в русско-византийском стиле вдовой московского купца 1-й гильдии И. А. Первушина, Екатериной Александровной, и её сыновьями как фамильная усыпальница с захоронениями в подклете (но в таком качестве не использовалась). Редкой особенностью храма является двухъярусное основание: в его верхней части располагалась освещённая небольшими окнами церковь Святой великомученицы Екатерины с наружным входом с юга, в нижней – подклет, предназначенный для захоронений. Над западным входом в верхнюю церковь устроена невысокая колокольня (в ней размещались 17 колоколов, отлитых на московском заводе Самгина, не сохранились; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 158 об.). Главная лестница сделана из финляндского гранита, нижний этаж храма облицован плитами тарусского известняка, а нижний этаж колокольни – жерновым песчаником (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 152–153). После 1917 г. в храме размещались разные учреждения, а с конца 1940-х гг. – фонды Музея архитектуры. В 1991–1993 гг. церковь восстановили, воссозданы росписи; алтарь расписан архимандритом Зиноном (Теодором). За современным иконостасом сохраняются остатки мраморного иконостаса конца 19 в. (архитектор А. С. Каминский), выполненного в технике флорентийской мозаики.
Новое Донское кладбище
В начале 20 в. за южной стеной монастыря образовано т. н. Новое Донское кладбище. В 1903–1911 гг. оно обнесено с трёх сторон невысокой каменной оградой с отдельным входом с западной стороны и входом через центральную южную башню монастырской ограды (впоследствии закрыт).
По благословению наместника монастыря епископа Григория (Полетаева), особо чтившего Серафима Саровского, вскоре после канонизации последнего (1903) на Новом кладбище в 1904 г. заложен посвящённый ему храм (архитектор И. С. Кузнецов). Нижний храм-усыпальницу, первоначально не имевший посвящения, к 1914 г. было решено освятить в честь канонизированной в 1909 г. благоверной Анны Кашинской. В 1910–1914 гг. в храме велись отделочные работы: иконы для верхнего храма выполнены в монастырской иконописной мастерской имени Н. Д. Селезнёва, в нижнем храме установлен фарфоровый иконостас производства мануфактуры М. С. Кузнецова. 26 мая (8 июня) 1914 г. храм в честь Серафима Саровского освящён архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким).
В 1926–1927 гг. под руководством архитектора Д. П. Осипова храм был перестроен в стиле конструктивизма в первый московский крематорий, открытый в октябре 1927 г. В 1928 г. в нём был установлен орган 1898 г. фирмы Sauer из снесённой лютеранской кирхи Святого Михаила в Лефортове; массовая кремация прекращена в 1973 г. В 1992 г. по постановлению Правительства Москвы Новое кладбище с постройками на его территории передано в ведение Донского монастыря. В результате реставрационных работ к 1998 г. храм восстановлен; в 1999 г. орган перевезён в лютеранскую кирху Святых апостолов Петра и Павла.
На новом Донском кладбище расположены 3 общие братские могилы, в которых похоронены жертвы репрессий, в частности И. Э. Бабель, В. К. Блюхер, В. Э. Мейерхольд, М. Н. Тухачевский и др. В 1959–1960 гг. устроен первый в Москве мемориальный комплекс «Вечный огонь» (1959–1960) как памятник воинам, погибшим под Москвой в 1941–1942 гг. и похороненным в братских могилах.
Среди похороненных на Новом Донском кладбище известные государственные и политические деятели, видные представители искусства, литературы, науки и спорта: Р. И. Абель, О. С. Ахманова, Б. Л. Альтшуллер, Я. Б. Белопольский, Ю. Л. Бессмертный, В. С. Библер, А. В. Бицадзе, И. Е. Бондаренко, Н. Б. Вассоевич, В. А. Власов, Б. Н. Граков, М. В. Довнар-Запольский, А. Б. Закс, Л. В. Иванова, Ю. В. Келдыш, Д. А. Киржниц, В. Б. Кобрин, В. Д. Конен, М. В. Кристалинская, Л. Е. Кропивницкий, Г. О. Логофет, Ю. П. Любимов, В. Н. Меркулов, В. И. Новодворская, С. А. Муромцев, В. М. Орлова, Ф. Г. Раневская, С. С. Подъяпольский, В. С. Синявский, Я. И. Серебрянский, П. В. Сытин и др.